Раздел 2. Философские проблемы науки и техники

Содержание.

Лекции

Тема 1.Техника как социокультурное явление (1,5 час.)

Тема 2.Наука, техника, технология (1,5 час.)

Перечень практических работ

Тема 1.Современные проблемы науки (1 час.)

Тема 2.Общие проблемы философии науки

1. Философия и наука в истории идей (1 час.)

2. Феномен науки (1 час.)

3. Исторические типы науки (1 час.)

4. Структура научного знания (1 час.)

5. Динамика науки (1 час.)

Тема 3.Процесс формирования научного знания(1 час.)

Тема 4.Современные философские проблемы некоторых областей научного знания (1 час.)

Тема 5.Философские проблемы техники и технических наук (1 час.)

Аннотированное содержание разделов и тем дисциплины с

Указанием дидактических единиц

Лекционные занятия (9 час.)

Раздел 1. Философия научного познания

Содержание

Лекции 1, 2. Гносеология и философия научного познания: общее и особенное (4 час.)

[Данное занятие проводится на основании разработанной преподавателем лекции-презентации и интерактивной игры, предполагающей интенсивное взаимодействие учащихся на учебном занятии].

1 . Познание как раздел философии. Основные подходы к толкованию познания.

2. Субъект и объект познания. Активная роль субъекта в процессе по­знания.

3 . Чувственная и рациональная ступени познания. Диалектика про­цесса познания.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представ­ление.

Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.

Ограниченность сенсуализма и рационализма.

4. Истина и заблуждение. Объективность и конкретность истины.

5 . Познание и практика. Принцип единства теории и практики.

6. Научное познание. Формы и методы научного познания (эмпириче­ское и теоретическое познание. Частнонаучные и общенаучные методы познания). Отличие научного познания от обыденного, художественно­го и других способов освоения действительности. Логические методы и приёмы научного анализа. Характеристика основных особенностей научного метода познания: критерии научности. Овладение современными учащимся навыками логико-методологического анализа научного исследования и его результатов.

Лекция 3. Виды наук. Основные направления, концепции науки. (2 час.)

[Данное занятие проводится на основании разработанной преподавателем лекции-презентации и метода кейс-стади].

1.Классификация наук по Платону.

2.Классификация наук по Аристотелю.

3.Классификация наук по Ф. Бэкону.

4.Классификация наук по О. Конту.

5.Классификация наук по А.Л. Никифорову.

6. Концепция науки К. Поппера.

7. Концепция науки Т. Куна

8. Концепция науки П. Фейерабенда.

9. Концепция И. Лакатоса и др.

10.Концепции науки как фундаментальные источники знания и приёмы работы с ними.

Характеристика теории как основной единицы научного знания. Классификация теорий. Объяснительная теория – высшая ступень в развитии научного знания. Гипотетико-дедуктивная структура объяснительной теории. Её элементы: набор фундаментальных величин и постулатов, идеализированный объект теории, логико-математический аппарат, система дедуктивных следствий, набор редукционных правил и пр. Функции научной теории: объяснение и предсказание. Структура дедуктивно-номологического объяснения: эксплананс, экспланандум, логический вывод. Требования к дедуктивно-номологическому объяснению. Логическая структура предсказания. Роль предсказаний в развитии научного знания. Проверка научных теорий: их подтверждение и опровержение. Установление истинности полученного нового знания, эмпирического следствия теории. Логическая схема подтверждения. Опровержение - установление ложности эмпирического следствия теории. Логическая схема опровержения. Асимметрия между подтверждением и опровержением. Относительный характер подтверждения и опровержения.

11. Методология науки, учение о методах и процедурах научной деятельности, раздел общей теории познания, теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология как система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физики, химии, биологии и других научных дисциплин. Основная задача методологии науки – обеспечение эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм. Достижение успеха в исследовательской деятельности для учёного зависит от овладения «секретом» метода и обладания эвристической технологией научного мышления. Овладеть существующей методологией научного познания необходимо, т. к. не каждый исследователь может создать собственную, оригинальную методологию научного исследования, имеющую достаточно последователей, чтобы он мог заявить о ней как о собственной е. Основная часть исследователей примыкает к существующим направлениям (методикам), используя проверенные методологические приёмы для достижения научных результатов. Специфика общения, коммуникации субъектов в трудовом коллективе, функционирующих с другими представителя научного сообщества.

Раздел 2. Философские проблемы науки и техники

Лекции 4, 5 . Техника как социокультурное явление. Наука, техника, технология (3 час.)

[Данное занятие проводится на основании разработанной преподавателем интерактивной игры].

1.Что такое «техника»?

2.В чём специфика философского и культурологического изучения техники?

3.Каковы социокультурные и философские смыслы техники?

4.Каковы антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники?

5.Каково взаимодействие техники с другими социокультурными элементами?

6.Какие существуют модели динамики техники?

7.Каковы проявления взаимоотношений: «человек – техника»?

8.Особенности развития техники, техногенной цивилизации

9.Особенности модернизации техники в условиях информационного общества.

Практические занятия (9 час.)

(На практические занятия магистрантами готовятся две темы. Магистранты выбирают для проведения практического занятия из каждой темы по одному вопросу).

Практическое занятие 1.

Современные проблемы науки (1 час.)

[Данное занятие проводится преподавателем на основании использования метода «мозгового штурма», исследовательского метода, когда студенты заранее самостоятельно готовят планы, программы проведённого исследования по предложенной теме].

1. Особенности современного развития науки и её роль в развитии современной цивилизации;

2. Интеграционные тенденции современного развития науки.

Практическое занятие 1.

Философия и наука в истории идей (1 час.).

1.Метафизика и физика в классификации Аристотеля.

2.Образ науки в философии Ф. Бэкона.

3.Философия и наука в творчестве Р. Декарта.

4.Понимание науки в позитивистской философии XIX в.

5.Проблемы философии науки в теоретической деятельности Венского кружка.

6.К. Поппер: познание мира, наука и философия.

7.Эволюционные модели науки (Т. Кун и И. Лакатос).

8.В.И. Вернадский о взаимоотношениях научного и философского творчества.

9.Философия и наука в учении С.Л. Франка.

10.Проблемное поле современной философии науки.

Практическое занятие 2.

Феномен науки (1 час).

[Данное занятие проводится преподавателем на основании метода дебатов].

1.Наука как познавательная деятельность.

2.Наука как особый вид мировоззрения.

3.Наука как специфический тип знания.

4.Наука как социальный институт.

5.Наука в культуре современной цивилизации.

Практическое занятие 2.

Исторические типы науки (1 час).

1.Возникновение науки. Проблема «начала».

2.Античная наука.

3.Средневековая европейская наука.

4.Новоевропейская наука.

Практическое занятие 3.

Структура научного знания (1 час).

[Данное занятие проводится преподавателем на основании метода дискуссии].

1.Уровни, формы и методы научного познания.

2.Основания науки.

Практическое занятие 3.

Динамика науки (1 час).

1.Механизм порождения нового знания.

2.Научные традиции и научные революции.

3.Типы научной рациональности.

4.Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Практическое занятие 4.

Наши рекомендации