Психосемантика как исследовательская программа
Исходным пунктом программы является интегральное понятие картины мира, выступающее в рамках психологии как картина жизненного мира человека — совокупность моделей различных аспектов действительности, данных сквозь призму научных, обыденных, религиозных и прочих форм сознания, нагруженных личностными смыслами и эмоциональными состояниями. Такого рода картина характеризует прежде всего коллективное сознание группы или целой эпохи, одновременно через набор базисных смыслов-конструктов задавая смысл и значение образам и понятиям индивидуального сознания. Экспериментальная психосемантика, наследуя ряд понятий и методов мировой психологии, является именно той областью, которая изучает картину мира индивидуального или коллективного субъекта. Будучи направлена на анализ форм существования значений в человеческом сознании, психосемантика опирается на методологию школы Выготско-го-Леонтьева-Лурии и при этом заимствует технический инструментарий американской психологии (методы семантического дифференциала Ч. Осгуда, репертуарных решеток Дж. Келли), а также аппарат многомерной статистики для выделения категориальных структур сознания.
В.Ф. Петренко подчеркивает, что способы категоризации суть прежде всего социальные формы конструирования сознания каждого отдельного человека, формы существования типического в индивидуальном. В этом смысле они как бы навязываются сознанию извне, из чего некоторые исследователи делают вывод о том, что познающий субъект — своего рода индуктор, воспринимающий готовые и вечные идеи из некоего резервуара. Автор расходится с этими исследователями, утверждая, что формы всеобщности не только культивируются вне головы, но и конструируются отдельным человеком в процессе общения и деятельности. Более того, размерность категориальной матрицы может существенно ме-
Раздел IV. Полемика
няться в зависимости от ее аффективной нагруженности: пространство и время индивидуального сознания пульсируют, сжимаются и расширяются, субъект переходит с одного уровня осознания на другой под влиянием эмоционального состояния. Мыслящий субъект является, таким образом, носителем уникаль-HO.ro психосемантического пространства, сам конструирует свою картину мира, а не принимает ее в качестве готового продукта общества и культуры. В противном случае можно было бы ограничиться анализом коллективного сознания, как происходит в классической психометрике, редуцирующей индивидуальные данные к статистическим нормам.
Субъект вообще неотделим от своего знания, которое не может быть полностью смоделировано техническими средствами; всегда остается зазор, описываемый такими понятиями, как «воля», «свобода выбора», «возможность духовного развития», «творчество». Это обстоятельство отличает тот образ знания, который сложился в психосемантике как гуманитарной науке, от представлений о знании, бытующих в среде естествоиспытателей. Психология, несмотря на использование точных методов, остается наукой гуманитарной, и ее предметом является знание в форме понимания, знание, неотчуждаемое от постоянной эволюции самого субъекта. Не только и не столько «объективные данности» сознания, сколько веер возможностей, открывающихся человеку, проектирующему самого себя, - вот что пытается ухватить психосемантика.
«...Картина мира, таким образом, раскрывается через становление самого субъекта в широком контексте его смыслообразова-ния "еще не ставшего бытия", в контексте мало изученной категории "судьбы", а может, и в ее преодолении. Ибо эволюционируют не только наши знания о человеке, но и он сам в ходе осознания самого себя»1.
С этих позиций автор включается в дискуссию о природе истины, развернутую в журнале «Психология», и заявляет свою точку зрения относительно природы психологического знания, методов психологического исследования, теории отражения и понятия
1 Петренко В.Ф. Указ. соч. С. 86.
Глава 28. Сознание у границ измеримости. О концепции В.Ф, Петренко 527
психологической реальности. Сложность сознания как многомерного феномена, отмечает В.Ф. Петренко, выражается в многообразии психологических теорий и методов, которые фактически имеют дело с разными объектами исследования. Так, психофизику отделяет от социальной психологии значительно большая дистанция, чем социальную психологию от социологии. Поэтому и методологические проблемы и понятия обретают в отдельных областях психологического знания разное значение. В.Ф. Петренко оспаривает тезис о возможности построения своего рода «методологической вертикали» для единственно правильной теории (В.М. Аллахвердов). Из этого жесткого тезиса вытекает, что не могут быть одновременно верными бихевиоризм, психоанализ, теория деятельности, когнитивизм и гуманистическая психология; истинным может быть в лучшем случае лишь один из этих способов описания сознания. Но так ли это на самом деле?
Конечно, понятна озабоченность некоторых психологов методологическим кризисом в современной психологии и, в частности, проблемой объективных критериев научных достижений. Однако принятие в психологии концепции единственной истины как соответствия знания реальности не ликвидирует эти трудности и не позволяет однозначно отсечь от науки графоманов, шарлатанов и безумцев. Ведь новая идея нередко выглядит достаточно «безумной» (Н. Бор), чтобы ее отвергнуть; ей часто не хватает эмпирического подтверждения и системной строгости, но немедленное объявление ее ложной затормозит прогресс науки. Достоверность знания подтверждается системой многообразных критериев, которые обычно используются в естествознании, но для гуманитарных наук требуется и ряд дополнительных. Это связано с тем, что в психологии, в частности, исследуется не просто саморазвивающийся объект, но такой, который может изменяться под влиянием самого процесса исследования. Человек — это проект, ориентированный моделью потребного будущего (Н.А. Берн-штейн), и потому «описывать человека "как он есть на самом деле" (мы же не физики, а психологи) так же неразумно, как пересказывать содержание романа, прочитав только начало», — иронически замечает В.Ф. Петренко1. И говорить о поиске истины, как будто она существует где-то за пределами самого исследова-
1 Петренко В.Ф. Указ. соч. С. 96.
ния, в объективном мире, представляется не просто упрощением, а искажением картины психологического знания. Есть основания полагать, что и в физике, умудренной опытом квантовой механики, также приходится говорить об истине не как отображении реальности самой по себе, а как производной от определенных экспериментальных ситуаций и математических моделей. Он с сожалением заключает:
«Необходимость концептуального анализа базовых понятий, требующая совместной работы психологов, лингвистов и логиков (замечу от себя — и философов. — И.К.)... мало осознается подавляющим большинством отечественных психологов, стоящих на позиции наивного реализма и бездумно оперирующих понятиями "объективная действительность", "психологическая реальность" как некоей непосредственной психологической данностью»1.
Обсуждение методологических проблем науки приводит автора к необходимости обоснования конструктивистской парадигмы в современной психологии и, в частности, психосемантики как ее последовательной реализации. Замечу, что философы обычно понимают конструктивизм как направление в эпистемологии и философии науки, в основе которого лежит представление об активности познающего субъекта, использующего специальные рефлексивные процедуры при построении (конструировании) образов, понятий и рассуждений. Таким образом, конструктивизм представляет собой подход, согласно которому всякая познавательная деятельность является конструированием; это альтернатива любой метафизической онтологии и эпистемологическому реализму.
Соглашаясь в основном с этой позицией, В.Ф. Петренко последовательно критикует теорию отражения, исчерпавшую себя применительно к анализу сознания. Он показывает, что уже выдающиеся советские физиологи и психологи (Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) фактически отказывались от нее, вводя такие понятия, как уже упомянутая «модель потребного будущего», «бытие», «образ мира». Тем самым «объективный метод» в психологии уходил от сведения всего со-
1 Петренко В.Ф. Указ. соч. С. 102.
держания сознания к физиологическим коррелятам психических процессов. В предлагаемом психологами и философами понятии «психическая реальность» (В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили) акцент смещается с субстанциалистской трактовки объективного как доступного остенсивным определениям к функционально-операциональному определению реального как опосредующего индивидуальную психику и деятельность.
В современной конструктивистской психологии, берущей начало от теории личностных конструктов Дж. Келли, познающий субъект, подобно ученому, выдвигает и проверяет альтернативные гипотезы о мире, и его поведение рассматривается не как реакция на внешние стимулы, а скорее как вопрос, поставленный миру. Аналогично и анализ психики реального человека или группы не может осуществляться иначе как с помощью конструирования присущего им образа мира и затем тестирования его в процессе коммуникации психолога и исследуемого субъекта. Тем самым психология примыкает к междисциплинарной методологической программе конструктивизма, которая коренится еще в трудах Евклида, И. Канта, Г. Фреге и Г. Динглера и сегодня находит распространение в самых разных науках о природе и обществе. Более того, В.Ф. Петренко на примере анализа трудов Маркса и Фрейда показывает роль их идей «в порождении и конструировании социального бытия, где они интерпретируются не как формы отражения, а как некие возможные модели бытия, оказывающие обратное влияние на само описываемое бытие»1. В этом смысле концептуальные конструкции, являясь плодом работы теоретика, не только позволяют систематизировать и категоризировать эмпирические данные, но и создают сами условия их получения, а будучи усвоенными культурой, становятся рельсами, по которым движется история.
Рискну в нескольких пунктах подытожить основные фило-софско-методологические постулаты психосемантики. Ясно, что в ней реализуется деятельностный подход, сложившийся в российской психологии и философии XX в. Этот подход объединяется в психосемантике с идущим от Бахтина коммуникативно-семиотическим и культурно-историческим пониманием сознания, в котором «субстратом» сознания является система значений,
1 Петренко В.Ф. Указ. соч. С. 122.
Раздел IV, Полемика
данных в единстве с чувственной тканью и личностным смыслом. Причем сами значения выступают в качестве свернутой, превращенной формы деятельности, которая не подлежит простой лингвистической интерпретации, а оценивается в режиме искусственных, экспериментально заданных действий испытуемого.
Психосемантика изучает сознание человека как пристрастного субъекта познания и деятельности, в картину мира которого включены его язык, культура, система индивидуальных и коллективных ценностей, т.е. его «мир существования как мир человеческого страдания» (С.Л. Рубинштейн). Такого рода исследование строится не столько как описание некоей реальности, сколько как ее создание, конструирование возможных миров, в которые вписывается образ (реконструкция) самого человека. Используя субъективные семантические пространства как операциональные модели индивидуального и общественного сознания, психосемантика совмещает когнитивистские и интуитивистские подходы в психологии. Так, если само семантическое пространство конструируется с использованием многомерной статистики, факторного и кластерного анализа, то обобщение исходного материала, а также последующая интерпретация результатов осуществляется путем обращения к методам понимания и эмпатии — интуитивного и интроспективного вслушивания и вчувствования в переживания испытуемого. Математические процедуры в психосемантике не имеют своим предметом сознание «как оно есть», а лишь подготавливают информацию в компактной и структурированной форме, которая подлежит процедуре герменевтической интерпретации. Как пишет В.Ф. Петренко, «облако смыслов субъекта по поводу объектов некоторой содержательной области (коннота-тивных значений), представленное в форме координатных точек в семантическом пространстве, не описывает некий объект анализа, а представляет собой скорее ориентировочную основу для эмпатии, встраивания одного субъекта в сознание другого»'.
Наконец, психосемантика применяет принцип множественного описания сознания («картины мира») в зависимости от позиции наблюдателя, а также принцип многообразия, сценарного проектирования и прогнозирования к развитию сознания как отдельного человека, так и группы (нации, государства). Методоло-
Петренко В.Ф. Указ. соч. С. 196.
Глава 28. Сознание у границ измеримости. О концепции В.Ф. Петренко
гический аппарат психосемантики, будучи достаточно сложен, ориентируется на изучение еще более сложных саморазвивающихся систем с обратной связью, которой и является человеческое сознание в контексте деятельности и общения.
К сожалению, я не могу в равной мере уделить внимание всем главам книги В.Ф. Петренко, однако нужно отметить, что добрая половина текста содержит конкретные приложения психосемантического метода к исследованию самых разнообразных объектов. Здесь и кроссконфессиональная религиозная картина мира, которая сопрягается с проблематикой террористической угрозы; и психосемантика массовых коммуникаций; и исследование идеологических процессов; и анализ художественной литературы и живописи; и изучение измененных состояний сознания и медитации. Автор представляет психосемантику как синтетическую психологическую науку междисциплинарного типа, использующую современные методы точного исследования, вдумчивый концептуальный анализ и творческое воображение для обращения к животрепещущим проблемам современности. Читать книгу не только поучительно, но и интересно, ибо в ней присутствует подлинное свидетельство научного поиска — элементы острой дискуссионности и стилистической неотшлифованности.
Заключение
Среди множества тайн, над которыми бьются ученые, проблема человеческого сознания вне конкуренции. Ведь именно благодаря сознанию нечто может стать тайной, или, говоря словами Иммануила Канта, заставить человека поразиться совершенству окружающего мироздания и присутствию морального закона в нем самом. Всякая тайна пробуждает неустанное любопытство и творческое воображение, без чего нет научного поиска. Даже оставаясь неразгаданной, она приводит человека на путь открытий, дорогу познания того, что может быть познано и поставлено на службу обществу.
Автор этих строк в полной мере осознавал трудность задачи, за которую он взялся, будучи не психологом, а философом, пусть и размышляющим о природе сознания. Пойти на это побудило то обстоятельство, что, как верно отметил A.M. Улановский, один из
Раздел IV. Полемика
учеников В.Ф. Петренко, книга представляет психосемантику «не просто как область исследований и методологию, но как подход к сознанию и как определенную эпистемологическую позицию»^. Читателю предстоит убедиться, что книга затрагивает вопросы высокой степени общности, интересные не только психологу, но всякому образованному человеку, размышляющему о загадках сознания. Психосемантика, соединяя в себе разные методы исследования, предстает как отражение состояния современной психологии, в которой сосуществуют когнитивизм и психоанализ, культурно-исторический подход и проблематика искусственного интеллекта, психофизика и дискурс-анализ. Среди достоинств книги и то, что она побуждает к постановке ряда вопросов, далеко выходящих за ее пределы, скажем, такого: в какой степени совместимы и взаимодополнительны результаты шкалирования, факторного и кластерного анализа, обработанные с помощью методов математической статистики, с одной стороны, и методы интерпретации результатов, призванные учесть реальную содержательную и во многом неосознаваемую сложность картины жизненного мира и эмоционального состояния индивида, - с другой? Эта проблема иллюстрирует главные методологические полюса концепции В.Ф. Петренко, но, конечно же, остается без окончательного ответа, ориентируя на дальнейшие исследования.
При всей сложности обсуждаемых автором тем его главная мысль не пройдет мимо заинтересованного читателя. Сознание — явление многомерное до неисчерпаемости, это целая вселенная, «universe of the imagination», no выражению Юма, и в его познании переплетаются точные методы и эмпатия, логика и интуиция, наука и искусство.
Петренко В. Ф. Указ. соч. С. 428.