Приключения холодной плазмы: ситуационное исследование
Вот одно из типичных сообщений СМИ на интересующую нас тему. Оно имеет броский заголовок: «Холодная плазма против бактериологического оружия»1. Журналисты сообщают, что аме-
1 См.: Новости науки. MedLenta.ru. 11.05.2003.
Глава 19. Субъекты инновационного процесса
риканские ученые изобрели новый эффективный способ борьбы с патогенными бактериями при помощи холодной плазмы. Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего совместно с коллегами из университета Олд Доминион в Виржинии утверждают, что новый метод можно будет применять для стерилизации медицинских приборов, воды, продуктов питания, а также в качестве защиты против биологического оружия. Плазма может содержать как заряженные частицы (электроны и ионы), так и нейтральные (атомы химических реактивов и молекулы). При атмосферном давлении плазма чаще всего имеет высокую температуру (тысячи градусов Цельсия) и с трудом поддается контролю, пишет журнал PhysicsWeb. Ученые смогли получить холодную плазму при комнатной температуре и атмосферном давлении.
Установка по получению плазмы представляет собой два пла-нарных электрода напряжением несколько киловольт и частотой 60 Гц. Пространство между электродами заполнено смесью газов - 97 % гелия и 3 % кислорода. В экспериментах использовались два типа бактерий - с внешней клеточной мембраной и без нее. Исследователи, наблюдающие за бактериями в электронный микроскоп, обнаружили, что через 10 минут пребывания в холодной плазме под воздействием ультрафиолетового излучения и свободных радикалов плазмы бактерии умирают. Более того, заряженные частицы очень быстро разрушают клеточную мембрану — всего за несколько микросекунд. Ученые считают, что холодная плазма может стать безжалостным врагом для многих опасных бактерий и вирусов. Традиционные способы стерилизации, например хлорирование, часто оказываются вредными как для человека, так и для окружающей среды. Еще один способ - озонирование — также не идеален. Кроме того что он дорог, его побочные продукты — альдегиды (формальдегиды) и кетоны представляют опасность для атмосферы Земли. Однако идея использования холодной плазмы для стерилизации не нова. В России и Эстонии уже несколько лет существуют водоочистные сооружения, использующие метод электроплазменного обеззараживания.
В данной публикации журналисты подняли весьма актуальную тему, впрочем, не уделив должного внимания тому, что существующие в настоящее время генераторы холодной плазмы не позволяют осуществлять очистку в конкурентном режиме с другими способами: они слишком дороги, энергоемки и недостаточно эф-
Раздел 111. Прикладные исследования
фективны. Примечательно, что один из российских ученых последние четыре десятилетия активно работает в данной области.
Еще будучи совсем молодым ученым, выпускником Томского государственного университета, Анатолий Николаевич Мальцев заинтересовался вопросами холодной плазмы1. Его история первоначально мало отличалась от карьеры обычного российского ученого из провинции: защита кандидатской диссертации, работа в академическом институте под руководством известного академика, затем - все превратности судьбы, связанные с перестройкой. Вместо подготовки докторской диссертации пришлось заниматься зарабатыванием денег с помощью российских грантов, зарубежных командировок и поисков практического применения тех идей, которые вызревали в университетской лаборатории. В рамках самого университета удавалось только ставить эксперименты, которые до некоторой степени подтверждали основную теоретическую гипотезу о возможности получения атмосферной плазмы с убегающими электронами в течение 1 наносекунды и менее. Это позволило бы достичь эффекта лавинообразного образования быстрых убегающих электронов с высокими энергиями, резко усиливающего активное действие плазмы2. Однако выход за пределы лабораторных демонстраций оставался невозможен: установка была чрезвычайно громоздка и ненадежна, эффект получался от случая к случаю, требовались большие денежные вложения как для дальнейших научных исследований, так и для инженерно-конструкторских изысканий по созданию надежного и эффективного генератора плазменного излучения. Ни Томский государственный университет, ни российские научные фонды таких средств предоставить не могли.
Как это часто бывает, вмешался случай. Мальцев входил в круг общения, который сложился вокруг известного томского филосо-
' См.: Мальцев А.Н., Еремин Е.Н. Роль гомогенных и гетерогенных факторов при действии плазмы тлеющего разряда // Химия и физика низкотемпературной плазмы. М., 1971.
2 Гипотеза основана на исследованиях, которые велись последние 60 лет. См., например: Giovanelly R.G. Electron Energies Resulting from an Electric Field in a Highly Ionized Gas // Philos. Mag. 1949. Vol. 40. P. 206-214; Dreiser H. Electron and Ion Runaway in a Fully Ionized Gas: I// Phys. Rev. 1959. Vol. 115. P. 238-249; Electron and Ion Runaway in a Fully Ionized Gas: 11 // Phys. Rev. 1960. Vol. 117. P. 329-342; Трубников Б.А. Столкновения частиц в полностью ионизованной плазме // Вопросы теории плазмы; под ред. М.А.Леонтовича. М.: Госатомиздат, 1963. Вып. 1. С. 98-182.
Глава 19. Субъекты инновационного процесса
фа, бывшего декана философского факультета Томского государственного университета А.К. Сухотина, и это оказалось весьма примечательным обстоятельством. Именно там он и познакомился с выпускником механико-математического факультета то го же университета, уехавшим позже в Москву и ставшим успешным предпринимателем (в силу ряда причин мы будем называть его Н). Н продал свой бизнес и вновь занялся наукой, защитил докторскую диссертацию, но спокойствие академической жизни его не удовлетворяло. Идеи Мальцева упали на благодатную почву — Н заинтересовался ими как возможностью вернуться в бизнес и одновременно помочь российской науке.
Трудности на пути развертывания инновационной идеи оказались, как и следовало ожидать, многообразны. Среди них были научные, технические, финансовые и даже политические. Пришлось находить непростой общий язык с руководством университета для получения помещения; с ФСБ, которая усмотрела в разрабатываемой технологии двойное назначение и собиралась запретить всякие внешние контакты; с областным правительством, желающим отчитаться вдостижениях инновационной политики и при этом ничего не делать. Ученому и предпринимателю предстояло учиться поиску баланса интересов — между стремлением до конца разработать теорию плазмы и необходимостью максимально быстро начать продажи для возврата инвестированных средств.
В результате сотрудничества с московскими предпринимателями была создана технико-внедренческая фирма «ООО "Электродинамические системы и технологии"» в Томске и отделением в Москве. Направлением ее деятельности стала разработка новых плазменных технологий и создание опытного производства оборудования для промышленного, медицинского и бытового применения на основе атмосферного разряда с убегающими электронами. Основой продукции ООО «ЭСТ» явилась уникальная защищенная патентом технология низкотемпературной плазмы атмосферного разряда с убегающими электронами — ADRE-плаз-мы (Atmospheric Discharge with Runaway Electrons). Воздействие ADRE-плазмы на поверхность твердых тел позволило осуществлять ее эффективную очистку, стерилизацию, активацию, модификацию, атакже получить другие прикладные эффекты, пригодные для решения технологических задач в ряде промышленных отраслей. В настоящее время ООО «ЭСТ» осуществляет разработ-
Раздал III. Прикладные исследования
ку и производство трех семейств оборудования на основе использования технологии ADRE-плазмы.
О своей работе в данном направлении А.Н. Мальцев докладывал на ряде научных форумов как в России, так и за рубежом1. Параллельно и Мальцев, и Н активно пропагандировали свой продукт в Европе, США и Юго-Восточной Азии. И самое, пожалуй, примечательное событие в этой истории было связано с визитом главы «РОСНАНОТЕХ» А.Б. Чубайса в Томск весной 2009 г. Выслушав доклад А.Н. Мальцева на специальной презентации, он предложил ему подать заявку на государственное финансирование дальнейших разработок, и притом в таком денежном выражении, что ученый на мгновение лишился дара речи.
История еще не закончена, и уже за время подготовки настоящей книги она претерпела ряд поворотов, описание которых увело бы нас слишком далеко. Однако она показывает, что исход коммуникационных конфликтов в обществе знания не предопределен заранее даже тогда, когда они происходят в России.
***
Вот как в итоге выглядит идеальная коммуникативная цепочка, сопровождающая развитие инновационной идеи:
У ->У&У -> У&И -> У&И -> У&И&Б -> У&И&Б&П -> -> У&И&Б -> У&И&Б -> У&И&Б&П -> У&И&Б -> И&Б -» -> И&И -> Б -> Б&П -> У&Б&П,
где У - ученый; И - инженер; Б - бизнесмен (предприниматель); П - политик, чиновник. В реальности, конечно, знак конъюнкции нередко, в особенности в отношениях с политиками и бизнесменами, есть продукт длительного процесса согласования интересов, преодоления конфликтов, так сказать, преобразования строгой (или нестрогой) дизъюнкции в конъюнкцию и выражение могло бы иметь следующий вид:
У _> yvy _> yvH -» УуИ -» yvHvB -» yvHvBvH -> yvHvB -> -> yvHvB -> yvHvBvn -» yvHvB -> HvB -» HvH -» Б -» -> Evil-» yvBvH
1 См.: Мальцев А.Н. Стерилизация поверхностей медицинских инструментов и материалов атмосферной плазмой с убегающими электронами // Симпозиум «Современные направления исследований диагностики, профилактики и лечения болезней в системе биобезопасности». Москва, 21 ноября 2008 г. М., 2009.
Глава 19. Субъекты инновационного процесса
Даже ученый, вынося на суд коллег новую идею, вступает в конфликт со сторонниками иных идей и теорий. Инженер, перед которым ученый ставит задачу конструирования новой установки, также испытывает трудности, поскольку должен изобрести неизвестное вместо обслуживания уже работающих приборов. Создание нового бизнеса, куда вовлекаются интересы предпринимателей и политиков, есть также серьезная проблема: каждая из участвующих сторон стремится к своим целям и предпочитает поступаться ими как можно в меньшей степени и с наибольшей для себя выгодой. Такие же отношения характеризуют и прочие этапы развития инновационной идеи.
Наше первоначальное предположение гласило, что дискурсивное пространство инновационной деятельности может быть описано при помощи модифицированной схемы Дуглас, в которой выделяются четыре типа относительно самостоятельных социальных групп и дискурсов. Наделе же инновационная деятельность порождает значительно более сложные структуры коммуникации, образованные по типу цепочек (семейные сходства, в терминологии Витгенштейна). В них формируются и распадаются различные альянсы, чередуются союзы ученого, инженера, политика и предпринимателя в самых разных констелляциях. Некоторые из них обязаны внутренней логике реализации инновационной идеи и характеризуют универсальные мировые стандарты инновационной деятельности. Другие вытекают из национальной российской специфики, которая не отличается благоприятностью. Ее чертами являются: прогрессирующий упадок науки; оторванность науки от технологии и производства; тотальное недоверие работников интеллектуального труда к бизнесу и власти и наоборот; экономический монополизм; стремление предпринимателей к получению прибыли во что бы то ни стало; непонимание выгоды инноваций и наличие неинновационных возможностей инвестиций; коррумпированность политической системы; отсутствие стратегического планирования общественной жизни; игнорирование роли науки и культуры в формировании благоприятного инновационного климата.
Таким образом, коммуникационный конфликт в процессе реализации инновационной идеи — феномен закономерный, при-
Раздел HI. Прикладные исследования
знак реального столкновения интересов, которое отличает всякое общество, обладающее элементами демократии. И одновременно это — признак системных проблем, которыми отличается «капитализм Юрского периода» (А.В. Бузгалин). В обществе, где правят только деньги и сила, невозможна даже эффективная экономика. Как говорится, уровень цивилизации не может быть выше уровня культуры.
Глава 20. Табу, мораль и эпистемология запрета1
Каков эпистемологический урок исследования морали и нравов? Что дает этике использование социально-эпистемологического подхода? В философии уже давно возникли трудности с определением понятия «знание». Можно ли, следуя традиционной логике, считать знанием лишь выраженные в языке суждения, подлежащие бинарной истинностной оценке? Является ли формой знания нравственная норма, художественный образ, религиозный символ, философская проблема? Прав ли был Аристотель, фактически видевший познавательное содержание не только в том, что именовалось «эпи-стеме», но и в таких феноменах, как вера, мнение, нравственное суждение, повседневный опыт? В неклассической эпистемологии происходит расста-'/•• вание с демаркационистским подходом, жестко противопоставляющим ' «подлинное» и «неподлинное» знание. Предметом исследования становится вся сфера сознания, деятельности и общения в аспекте использования идеальных, т.е. возможных, пробных, искусственно конструируемых двойников реальных объектов и отношений. Это открывает возможность анализа и морали как особого типа знания, и первым шагом здесь оказывается обращение к возникновению как ее типа нормативно-регулятивного отношения.
К вопросу о генезисе
Способы регуляции человеческого поведения возникали благодаря коллективному общежитию и, эволюционируя, обособлялись от него, обретали внутренние различия. Обычная оценка и нормирование еще не содержат в себе морального элемента. Он возникает в контексте многообразия духовной жизни как механизм выбора из имеющихся альтернатив. Выбор - всегда действие в условиях неопределенности; мораль, будучи поздней и зрелой формой сознания, включает в себя отношение к этой неопределенности, которое, если оно претендует на регулятивную функцию, не может не быть критическим. Всякая оценка морального поведения или формулировка моральной ценности с неизбежностью ограниченны и неточны, поскольку не учитывают многообразных условий деятельности и даже не предполагают этой за-
1 Опубликовано в кн.: Философия и мораль. К 70-летию А.А. Гусейнова. М., 2009.
Раздел III. Прикладные исследования
дачи. Данная абстрактность морали требует поэтому лишь одного рефлексивного действия — постоянного разоблачения собственной аморальности и утверждения единственной ценности в форме возвышения не сущего, но должного. Моральное самосознание состоит в постоянной критике эмпирически данных стремлений и действий личности. При этом специфика моральной регуляции не в том, что человек непосредственно модифицирует свое поведение в зависимости от принятия (осознания) им соответствующей нормы или ценности. Его поведение, как только он осознал себя моральным существом, напротив, утрачивает характер автоматизма, непосредственной реакции на обстоятельства, собственные потребности и желания. Оно становится более эмоционально напряженным и рефлексивно проработанным. Человек начинает сопровождать свое поведение большой внутренней духовной работой. В этом смысле возникновение морали выступает как включение еще одного «механизма торможения» (с психологической точки зрения) или формирование «культурного посредника», «культурной инстанции» (говоря философским языком) между человеком и природой. Отсюда вытекает принципиальное положение о негативном характере морали1, об ее оппозиционности жизни. Поскольку точкой отсчета морали является некое идеальное состояние, которое по определению бесконечно, неисчерпаемо совершенно, то она не может не находиться в отрицательном отношении к любому наличному состоянию, которое всегда конечно, ограниченно. Мораль в ее конкретном выражении поэтому всегда имеет характер запретов. Позитивная формулировка в данном случае означала бы парадокс сосчитанной бесконечности.
Существует немало моральных предложений, имеющих позитивное содержание и прескриптивную форму (будь милосерден, люби ближнего и т.д.). Они, однако, всегда являются настолько общими и неопределенными, что их можно рассматривать как вариации одного-единственного требования — требования быть моральным. Строгий, конкретный и, самое главное, проверяемый смысл имеют только моральные запреты подобно тому, как в философии науки опровержение обладает логическим преимуществом перед подтверждением. Почему же реально практикуемые
1 Сходные идеи развиваются в работах А.А. Гусейнова: Ценности и цели: как возможен моральный поступок? // Этическая мысль. Вып. 3. М. : ИФ РАН. 2002. С. 3-37; Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. 2001. № 5. С. 3—33.
Глава 20. Табу, мораль и эпистемология запрета 431
нормы не могут считаться воплощением морали? А потому, что их содержание сводится к религиозным и правовым регулятивам, принятым в конкретном социуме.
О том, как мораль возникает в качестве способа дистанцирования от общественной нравственности, обычая, религиозных и правовых норм, об истоках и когнитивных предпосылках этой дистанции мы и будем говорить в дальнейшем.
Миф, магия и мораль
Мы уже рассматривали путешествие капитана Джеймса Кука на Таити1 и его сенсационное открытие: поведение таитян, казалось, не ограничивается моральными запретами и прямо следует природным склонностям. Это оказалось значительно более важным, чем установление расчетной меры планетных орбит — собственной цели путешествия. Таким образом, в век Просвещения моральные проблемы все еще оставались важнее открытий в области естествознания. Показательно, что именно в это время разгорается интерес к исследованию иных культур - арабской, китайской, индийской и «примитивных народов» вообще. Путешественники, переводчики с восточных языков и этнографы внесли вклад в понимание источников, предпосылок и эволюции сознания, морали втом числе. Урок социальной антропологии, в частности, состоит в том, что логическое сопоставление морали с иными формами регуляции должно быть дополнено историческим изучением морали в контексте архаических форм сознания. Так, исторически первый способ социальной регуляции возникает еще в первобытном обществе в форме табу, ритуального запрета, внешнего принуждения. Его основа — сакральная ценность некоторого объекта (бога, тотема, вождя, шамана) или ситуации. Миф представляет собой сакральную историю архетипов, которые проигрываются в ритуале и затем становятся социальными запретами в силу племенной значимости данных архетипов. То обстоятельство, что главными запретами оказываются инцест и убийство кровного родственника, обнаруживает социальный, немистический исток сакрального - необходимость ограничения животных инстинктов насилия и продолжения рода для сохране-
См.: Касавш И.Т. Традиции и интерпретации. СПб., 2000. Гл. 1.
Раздел Ш. Прикладные исследования
ния единства племени. В дальнейшем ситуация переворачивается. Переход от сакрального (мифа и религии) к профанному (нравственности и морали) создает еще одну негативную форму нормативного регулирования. То, что дозволено богу или герою (безответственное убийство, сексуальный экстрим, демонстративный обман), запрещается человеку. Сакральные формы сознания, научив человека тому, «как (ему) жить нельзя», уходят с культурной авансцены; социальная норма выступает отрицанием сакральной истории. Отрицание некоторого культурного стереотипа отныне становится механизмом генезиса нормативного сознания вообще.
Архэ и нуминозное
Вернемся, однако, на шаг назад и посмотрим, что представляет собой миф как регулятивная форма сознания. Мифомагиче-ская онтология, как мы помним, состоит из набора различных архэ. Действующими лицами архэ, т.е. рассказа о священных событиях, являются боги и герои — персонажи экстраординарного опыта. Важнейшим элементом архэ является «нуминозное» (Р. Отто) содержание, получаемое из сферы неординарной реальности, придающее ему образ священного, свойства внушать страх и трепет, ощущения восторженного ужаса и ошеломленного поклонения. Местом и временем действия архэ выступают экстраординарные пространство и время, т.е. сакральное, нуминозное измерение реальности. Однако в таком виде само архэ, будучи идеализирующим отрицанием повседневности, неприменимо в сфере социальной реальности. Для этого оно должно приобрести некоторые профанные черты, его участниками должны стать обычные люди. Вторым элементом, или нормативно-регулятивным уровнем архэ оказывается поэтому ритуально-праздничная церемония, в которой люди придают себе облик нуминозных сущностей и воспроизводят присущие им способы поведения путем снижения эпистемического статуса богов и героев, отрицания их абсолютного превосходства перед людьми. Но и здесь архэ существует только в отдельные периоды общественной жизни, не оказывая прямого влияния на повседневное поведение и деятельность. Поэтому необходимым оказывается еще одно, третье снижение эпистемического статуса архэ до оперативно-функционального регу-
Глава 20. Табу, мораль и эпистемология запрета
лятива, определяющего решения жизненных задач, формулируемых на профанном языке. Именно на этом уровне обеспечивается сохранение и воспроизводство архэ в процессе применения к про-фанной реальности, однако его постепенная трансформация чревата в перспективе даже окончательным обмирщением. Стабильность мифа оборачивается своей противоположностью. Не используясь в жизненных ситуациях, миф превращается в мифологию, архэ становится экспонатом истории культуры, а используясь, миф живет, равно рискуя при этом выродиться в профан-ную практику.