Привычка vs следование правилу
Ниже речь пойдет о возможности включения Юма в контекст современной философии языка и, в частности, вопросов о природе и основании значения. Коль скоро истоки лингвистического
Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания
поворота приписали Г. Фреге и Ф. Соссюру, проблематика философии языка была объявлена нерелевантной для всей нововременной философии. Лишь в последние два десятилетия происходит постепенный пересмотр этой позиции, и внимание уже уделяется не только Гоббсу и Гегелю, но и всем представителям классического рационализма и эмпиризма. Дискуссии между сторонниками субстанциалистских и функционалистских, натуралистических и критериальных концепций значения нередко затрагивают и фигуру Юма, хотя, казалось бы, он почти нигде в явной форме не высказывался по поводу языка. И все же его анализ сознания позволяет ряду авторов связывать его с такими знаковыми фигурами, как Л. Витгенштейн, Ж. Деррида, П. Стросон, С. Крипке. Выясняется, что понятия смысла и значения, находящиеся в фокусе внимания философии языка, обстоятельно обсуждаются Юмом при различении впечатлений, идей и абстрактных идей. Более того, в отличие от реалистской (Платон) и концептуалистской (Локк) интерпретаций знания, истины и значения Юм даже предлагает последовательно эмпиристское (его можно назвать также прагматистским или социально-эпистемологическим) их истолкование, вытекающее из его психологии научения. Вот одно из немногих высказываний Юма о языке, которое часто становится предметом интерпретаций:
«Опыт еще больше убеждает нас, что чувство взаимного интереса стало общим для всех наших близких, и дает нам уверенность в том, что в будущем их поведение будет регулироваться [этим чувством]; только этим ожиданием и обосновывается наша умеренность, наша воздержанность. Таким же образом, т.е. путем соглашений между людьми, но без посредства обещания (курсив мой. - И. К.) мало-помалу образуются языки»1.
Юм развивает эту мысль о возникновении языка в контексте формирования социальной общности и находит его истоки в экономическом обмене и отношениях собственности («корыстном
1 Юм Д. Трактат. Кн. III. M., 2009. С. 253. Ср.: «The sense of interest has become common to all our fellows, and gives us a confidence of the future regularity of their conduct: And 'tis only on the expectation of this, that our moderation and abstinence are founded. In like manner are languages gradually establish'd by human conventions without any promise» (T 490).
Раздел П. История познания: принципы и примеры
общении»). Вероятно, идею договорно-обменного происхождения языка Юм черпает у древнеримских историков (Тита Ливия, например), писавших о словесных формулах, произносимых во время ритуала и закреплявших примирение или союз племен. Юм связывает с этими символами, знаками и формулами обязательства, соглашения или обещания экономического характера.
«Чтобы различить эти два вида общения - корыстное или бескорыстное, существует известная словесная формула, которая изобретена для первого вида и при помощи которой мы обязуемся совершить известный поступок. Эта словесная формула составляет то, что мы называем обещанием', последнее является санкцией корыстного общения»1... И далее: «Опыт обучает нас тому, что дела человеческие можно было бы вести с гораздо большей выгодой, если бы были установлены известные символы или знаки, при помощи которых мы могли бы внушить друг другу уверенность в том, как мы станем поступать в известных случаях. После того как учреждены эти знаки, всякий, кто ими пользуется, тотчас обязывается ради собственного интереса выполнять свои обязательства»2.
Отсюда следует, что человек действует и общается в значительной мере благодаря языку, но сам генезис языка обязан деятельности и коммуникации. И это, на мой взгляд, значительно более сильный тезис, чем тот, который формулирует Фред Уилсон, канадский исследователь Юма, описывая его концепцию по аналогии с взглядами Деррида. Последнему принадлежит фраза о том, что мы мыслим только в знаках, т.е. мышление предполагает лингвистические конвенции (фраза, кстати, тривиальная и сомнительная одновременно, поскольку есть не только языковое, но и образное, и невербальное мышление). Согласно Уилсону, шотландец в этом отношении является предшественником француза.
«И если Юм прав, — продолжает он, — то люди следуют этим конвенциям в результате научения и, в особенности, научения в социальном контексте. Для Локка, Пуфендорфа и Платона идеи
1 /Ол/ДУказ.соч.С.289.
2 Там же. С. 290.
Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания
имеют неязыковой характер, а мышление и рациональность первичны по отношению к общественной жизни индивида. Но для Юма мышление и рациональность предполагают участие человека в социуме, и это несомненный эмпирический (contigent) факт — теории усваиваются в результате обучения. Юм резко отличается от своих предшественников, отдавая приоритет социальному бытию человека и утверждая вторичность рациональности. Последняя претерпевает радикальную ревизию исходя из этого взгляда на человека. У человека есть некий интерес в деле познания истины, именуемый любопытством. Разум же — просто стратегия ума, принимаемая для удовлетворения этого интереса»1.
Представленная выше идея рациональности значительно менее впечатляет, чем платоновская или картезианская, согласно которой познание состоит в интуитивном умозрении форм или сущностей, запредельных по отношению к миру пространства и времени, познаваемого с помощью чувств. Однако, будучи столь эффектной, эта рациональность нечеловечна, поскольку навязывает человеку недостижимые, согласно Юму, когнитивные цели. Так что если представление о разуме Юма и не настолько будоражит воображение, оно все же более человечно, более гуманистично. «Юм в деталях прописывает новое понятие рациональности и защищает нормы эмпирической науки, способной обеспечить правильную стратегию удовлетворения когнитивных интересов, насколько они могут быть удовлетворены»2.
Однако посмотрим на концепцию Юма в несколько ином ракурсе. Возьмем центральное для него различение между впечатлениями и идеями, а также идеями памяти и воображения, которое определяется степенью силы и живости (force and vivacity). Аналогичное различие постулируется Юмом и для идей (conceptions) и верований:
«Но так как очевидно, что между простым представлением существования какого-нибудь объекта и верой в это существование большое различие, и так как это различие заключается не в частях
1 Wilson F. Hume and Derrida on Language and Meaning // Hume Studies. 1986. Vol. XII, № 2. P. 112; См. его же: Is Hume a Sceptic with regard to Reason? // Philosophy Research Archives. 1984. № 10.
2 Ibid. P. 113. См.: Is Hume a Sceptic with regard to Reason?
Раздел II. История познания: принципы и примеры
и не в составе представляемой идеи, то отсюда следует, что оно должно заключаться в способе, которым мы представляем эту идею»1.
Как уточняет его позицию М. Горман, «верования это такие перцепции, которые наиболее воздействуют на волю, и они способны на это, поскольку сами являются впечатлениями или в силу их отношений к впечатлениям или воспоминаниям, которые их порождают»2.
Что здесь привлекает внимание? Идеи и впечатления, идеи и верования могут отличаться друг от друга в «силе и живости», в интенсивности воздействия на волю (деятельность), т.е. по способу существования, но при этом они сохраняют в неизменности свое содержание, говорящее о некотором объекте, т.е. значение. Характер представленности идеи в сознании может модулировать ее силу и живость, но не может заменить одну идею другой. Способ мыслимости не влияет на содержание мышления — так вроде бы полагает Юм, примыкая тем самым ксубстанциалистской интерпретации значения.
Тем не менее, когда Юм обсуждает некоторые конкретные вопросы, например вопрос о существовании необходимой связи между объектами, он вовсе не так механистичен, жестко противопоставляя содержание слова и способ его употребления. Оказывается, слово может быть не просто осмысленно или бессмысленно, но значение способно к содержательному изменению:
«...Пользуясь всеми этими выражениями в указанном применении, мы в действительности не придаем им точного смысла, но лишь употребляем привычные слова, не соединяя с ними ясных и определенных идей. Однако более вероятно, что данные выражения теряют здесь свой истинный смысл в силу неверного их
1 Юм Д. Трактат. Кн. I. M., 2009. С. 166 (ср.: «As 'tis certain there is a great difference betwixt the simple conception of the existence of an object, and the belief of it, and as this difference lies not in the parts or composition of the idea, which we conceive; it follows, that itmust lie in the manner, in which we conceive it (T 94-95)).
2 См.: Gorman M.M. Hume's Theory of Belief//Hume Studies. 1993. Vol. XIX, № 1. P. 99 (ср.: «Beliefs are those perceptions that most affect the will, and they are able to do this either by virtue of being impressions themselves or by virtue of their relations to the impressions or memories that give rise to them»).
Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания
применения, чем в силу того, что у них совсем нет никакого смысла»1.
Д. Мэннисон утверждает, что здесь Юм дистанцируется от «картинной теории значения», согласно которой наличие значения удостоверяется редукцией сомнительных сложных идей к ясным и определенным простым идеям, которым соответствуют впечатления. Согласно этой теории, большинство идей, которыми оперируют философы, вообще лишены значения. Однако принятие этой теории — также философская позиция, которая навязывается здравому рассудку, вполне успешно использующему такого рода идеи. В данном случае, пользуясь выражением Витгенштейна (сторонника картинной теории значения, в дальнейшем отказавшегося от нее), философы пленены некой моделью, побуждающей к неверному употреблению слов2. Можно предположить, что значение терминов «сила» или «необходимая связь» (а также аналогичных) может быть исследовано иначе, без обращения к теории отражения, а именно как способов категоризации специфических наблюдаемых ситуаций, повторяющихся в определенном контексте. И тогда получается, что Юм — родоначальник функционалистской концепции значения в духе позднего Витгенштейна.
При всей амбивалентности Юма оснований для несогласия с Горманом3 в пользу интерпретации Уилсона и Мэннисона более чем достаточно. Вспомним среди прочего, что основание причинности, по Юму, - вера в регулярность событий, основанная на привычке наблюдения. Ссылка Юма на привычку как на последнее основание идеи причинности и общих идей вообще аналогична ссылкам Витгенштейна на следование правилу как основание для использования языка, а на использование языка как основание значения. Пусть на первый взгляд между ними и не так много
1 Юм Д. Трактат. С. 245-246 (ср.: «in all these expressions, apply'd, we have really no distinct meaning, and make use only of common words, without any clear and deter-minate ideas. But as 'tis more probable, that these expressions do here lose their true meaning by being wrongly apply'd, than that they never have any meaning» (T 162)).
2 См.: Mannison D. Hume and Wittgenstein: Criteria vs. Skepticism // Hume Studies. 1987. Vol. XIII, №2. P. 158.
3 Горман почему-то игнорирует последний абзац кн. I «Трактата» (приложение), где Юм специально поясняет, что две идеи одного и того же объекта отличаются не только по степени силы и живости. Между ними есть и другие различия, они по-разному чувствуются (См.: Юм Д. Трактат. С. 379).
Раздел II. История познания: принципы и примеры
общего. Казалось бы, привычка у Юма — нечто едва ли не априорное, непроблематичное, призванное быть основанием для решения прочих проблем, например причинности. Следование правилу, напротив, по Витгенштейну, не обязательно, ведь человек может и нарушать правила; кроме того, существует множество правил (известный афоризм 201 «Исследований»)1. Вместе с тем Витгенштейн странным образом ставит знак равенства между играми с самыми разными правилами - с мячом, в карты, шахматы и проч. С мячом можно играть достаточно произвольно, каждый раз устанавливая новые правила, дополняя и видоизменяя их, и это же касается и ряда карточных игр. Напротив, шахматы есть игра с раз и навсегда определенными правилами, которые принимаются априорно и безусловно, иначе речь будет идти не о шахматах. Чему же обязано это отождествление Витгенштейна? Может быть, его интересует в первую очередь процесс научения, процесс усвоения правил в индивидуальном сознании, который построен по принципу индукции так же, как и процесс формирования привычки. В этом смысле шахматы выступают как эмпирическая игра, правила которой осваиваются постепенно, на примерах, в разных ситуациях. Подобный же подход Витгенштейн практикует применительно к значению математических понятий, что становится предметом анализа С. Крипке в его известном мысленном эксперименте с функцией сложения («плюс» и «квус»)2.
Из этого анализа следует, что Витгенштейн - сознательно или случайно — руководствуется тезисом Юма, который гласит: нельзя с достоверностью экстраполировать прошлый опыт на будущий («Любая степень повторяемости наших восприятий не может служить для нас основанием для того, чтобы заключить о большей степени повторяемости некоторых объектов, которые мы не воспринимаем»3.). Опыт есть череда проб и ошибок, и чему мы учимся из
1 «Наш парадокс звучал так: никакое развертывание действия не может быть детерминировано правилом, поскольку всякое развертывание действия может осуществляться в соответствии с правилом. Ответ был таким: если все может быть выполнено в целях соответствия правилу, то оно же может быть выполнено и вразрез правилу. И потому здесь не может быть ни соответствия, ни конфликта» (Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. М, 1985. С. 201).
2 См.: Крипке С.А. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке. Томск, 2008. С. 14 и далее.
3 Юм Д. Трактат. Кн. III. С. 285.
Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания
опыта, всякий раз способно стать иным, изменить наш способ видения, сдвинуть значение слов, нарушить установленные правила. Опыт - не гарантия на будущее, а процесс постижения и усвоения многообразия, которое чревато неожиданностями в особенности для ленивого и поспешного ума, легко превращающего отдельный факт в общее правило. При всем этом человек живет лишь благодаря приобретенным привычкам, которые позволяют ему относиться с некоторым доверием к своим восприятиям и экономить критическое мышление. Однако следует помнить, что привычка есть не более чем результат научения, индуктивного усвоения и обобщения множества повторяющихся актов опыта. В этом смысле она не обязательна, могла сложиться иначе, однако, ставши результатом опыта, принимается как нечто безусловное.
Крипке, проводя многочисленные аналогии между Юмом и Витгенштейном, фактически показывает, что для обоих соответственно привычка и правило выступают как способы поведенчески-эмпирического обоснования знания, говоря современным языком, формы предвосхищающей деконструкции кантовского априоризма. Можно поспорить с Мэннисоном, который различает «психологическую» позицию Юма и «критериальную» позицию Витгенштейна, но даже он признает, что «и Юм, и Витгенштейн были пионерами в открытии примата человеческих "практик" как концептуальных детерминант нашего познания мира»1. В конечном счете значение производно от способа употребления слова в определенном контексте, а не что-то неизменное, удостоверяемое отсылкой к простым и очевидным впечатлениям или априорным критериям. Представляется, что такое обращение к Юму и его современным интерпретациям позволяет прояснить позицию аналитических философов по вопросу соотношения языка и деятельности.
Индукция vs гильотина
Достоверность знания, различие типов и методов познания (интуиции и умозаключения, индукции и дедукции), соотношения истины и заблуждения, опыта и понятия — вся эта проблематика принадлежит к «жесткому ядру» классической эпистемоло-
1 Mannison D. Op. cit. P. 157.
Раздел II. История познания: принципы и примеры
гии и во многом инспирирована работами Юма. В частности, именно его размышления спровоцировали знаменитую проблему индукции, которая уже добрую сотню лет входит в «джентльменский набор» аналитической философии, приобретая разные формы. Среди них принцип Юма, или гильотина Юма — один из важнейших тезисов аналитической философии. Он гласит, что общие утверждения не могут быть строго логически выведены из фактов, и это касается как законов науки, так и ценностей. Понятие «гильотина Юма» (Hume's guillotine) ввел Макс Блэк, пытаясь опровергнуть тезис Юма о том, что из утверждений о фактах нельзя вывести общих утверждений1. Примечательно, что многие любители ссылаться на этот принцип полагают, что это Юм сам так его окрестил. Удивительно, но этот принцип, содержащий в себе критику индукции, был сформулирован еще до того, как термин «индукция» стал использоваться в собственно логическом смысле, по крайней мере в юмовском «Трактате» ему придается смысл просто выводного знания.
В философском отношении «гильотина Юма» базируется на скептическом признании ограниченности нашего знания и одновременно— на онтологии элеато-платоновского типа, жестко разграничивающей изменчивый мир видимости (впечатления, факты) и мир подлинных неподвижных сущностей (идеи, ценности). Как известно, в дальнейшем Кант попытался справиться с этим противопоставлением, постулировав возможность синтетических суждений априори, но этому общему утверждению он смог дать только эмпирическое обоснование путем указания на (довольно сомнительный) факт существования «чистых» математики и естествознания. Неубедительность кантовской аргументации лишь стимулировала последующие дебаты. Очередной их этап связан с идеей Г. Фреге об автономности логики относительно психологии и с последующей критикой натурализма в философии. Он отрицал влияние на логику, этику и теорию познания и сознания со стороны конкретных наук, или, иными словами, отвергал связь высокоабстрактного, по сути аналитического знания и знания конкретного, эмпирического. Противопоставление естествознания и математики в логическом эмпиризме было обязано анало-
1 См.: Black M. The Gap between "Is" and "Should" // Philosophical Review. 1964. LXXII1. P. 166.
Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания
гичной линии рассуждения. При этом принималось как само собой разумеющееся, что понятие чистого факта не является такого рода абстракцией, а понятие чистой теории имеет достаточно обширное применение в реальных науках. Эти проникнутые совсем не аналитическим, а идеологическим пафосом утверждения вскоре обнаружили свою слабость, хотя еще долго сохраняли статус навязчивого умопомрачения. И даже когда К. Поппер провозгласил принципиальную порочность индукции в деле получения достоверного знания, он не догадывался, что этот тезис противоречит принципу теоретической нагруженности знания (откуда мы знаем, что вывели все дедуктивные следствия из теории, если мы исходим только из тех, которые уже вывели?), который он вводит в свою концепцию. Критика индукции не согласуется также и с идеей «третьего мира», позволяющей нам придавать статус достоверности общим понятиям и суждениям.
Так что же так заботит Юма и почему это остается камнем преткновения современной философии? Шотландский мыслитель обнаруживает удивительную вещь. С одной стороны, люди живут, опираясь на достаточно достоверные знания о мире и самих себе, которые они постепенно усваивают из опыта деятельности и общения. Среди этих знаний, например, представления о том, что вне и независимо от человека существует многообразный мир, законы которого неизменны; что человек способен к познанию этого мира благодаря разуму; что разум — это некоторое единство психической жизни, включающее сознание самого себя как ее центра; что сосуществование людей друг с другом обязано моральному чувству общности, в основе которого лежит религиозная вера в христианского бога. С другой стороны, как только человек начинает задаваться философскими вопросами о возможности и достоверности познания, он отвлекается от всех этих очевидно-стей обыденного сознания и вынужден усомниться буквально во всем, что он усвоил в ходе своей жизни. Итак, человек обречен на принципиальное раздвоение между повседневной достоверностью и невозможностью ее концептуального обоснования. Отсюда следует необходимость экзистенциальной дилеммы: либо отказ от философии, либо разочарование в жизни. Здесь Юм артикулировал то, к чему пришли современные феноменологи и что частенько замалчивают аналитические философы.
Раздел 11. История познания: принципы и примеры
Проблема индукции у Юма во многом связана с анализом терминов и понятий, которые за последние 300 лет претерпели существенное изменение. Мы уже упоминали, что термин «индукция» не имел у Юма специфически логического смысла. К. Белшо утверждает, что Юм вообще не использовал термины «inductive» и «deductive», не придавая значения собственно термину «индукция»2. Понятия «демонстративное рассуждение» (demonstrative reasoning), «априорное знание», «очевидность» (certainty) также имеют у Юма несколько необычное для современного читателя значение. Однако обсуждение всех этих тонкостей увело бы нас слишком далеко, тем более что (и здесь я склонен согласиться с Белшо) «Юма не волновали формальные проблемы, касающиеся образцов или структур аргументации, но у него вместо этого был прагматический интерес к аргументированию как средству расширения нашего знания»3. Более того, я полагаю, что в еще большей степени Юма интересовала критика наличного знания и рассуждения, освобождающая от привычных стереотипов и мнения толпы. И эта критика предполагала различение и противопоставление обыденного сознания, с одной стороны, и философских концепций, с другой. И те и другие наивно практиковали и некритично отстаивали возможность всеобщего и необходимого знания о фактическом положении дел, которое бы отличалось еще и креативностью, т.е. содержало в себе нечто новое по сравнению с прошлым знанием. Аэто, по Юму, есть чрезмерная претензия разума, которую и надлежит развенчать.
Что же собственно недостижимо с помощью индукции, по Юму? Этим являются общие (абстрактные) идеи, и поэтому следует обратить особое внимание на это понятие. Оно разбирается специально в гл. 7 первой книги «Трактата». Здесь мы видим, что Юм спорит с Локком и принимает репрезентативную теорию абстракции Беркли. Согласно последней, общностью могут обладать не идеи (в опыте встречаются только отдельные идеи), но слова, которые становятся таковыми, будучи ассоциированными с идеей, которая в свою очередь благодаря воображению ассоци-
1 Например: Юм Д. Трактат. С. 87.
2 См.: Belshaw СИ. Hume and Demonstrative Knowledge // Hume Studies. 1989. Vol. XV, № 1. P. 141-162.
3 Ibid. P. 155.
Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания
ируется с другими идеями. Юм полагает, что «некоторые идеи являются особенными по своей природе, но, представительствуя (in their representation), они общи. Особенная идея становится общей, будучи присоединена к общему имени, т.е. к термину, который благодаря привычному соединению со многими другими особенными идеями находится в некотором отношении к последним и легко вызывает их в воображении»1. При этом Юм считает саму привычку и воображение («магическую способность души»2) необъяснимыми из общих принципов, но очевидными фактами. И здесь он указывает на то, что может быть названо «неявной теоретической нагруженностью фактов»: привычка формирует в сознании способность к различению разумом^. В ходе наблюдения различных объектов человек постепенно учится сопровождать чувственные впечатления некоторой общей идеей. Например, «желая рассматривать только фигуру шара из белого мрамора, мы в действительности образуем как его фигуры, так и цвета, но втихомолку обращаем свой взор на сходство его с шаром из черного мрамора; точно так же, желая рассматривать только цвет шара, мы обращаем свой взор на его сходство с кубом из белого мрамора. Таким образом, мы сопровождаем свои идеи чем-то вроде размышления, которое в силу привычки делается для нас незаметным»4.
Однако такие феномены, как сходство и различие, которые Юм полагает очевидными и даже чувственно данными, на деле сами являются концептуальными, т.е., по Юму, вторичными образованиями, которые как раз и следует объяснять, говоря об общих идеях. На этот круг в объяснении указывает Кемп Смит, известный исследователь Юма. Ни операция именования, ни действие привычки не могут быть вторичными по отношению к чувственным впечатлениям сходства, поскольку призваны их объяснить каузально, но они не могут быть и первичными, ибо чувственность должна образовывать фундамент всего опыта: тем самым
1 Юм Д. Трактат. С. 81.
2 Там же. С. 83.
3 Это (distinction of reason) важное понятие эпистемологии Юма, которому даются самые разные интерпретации (см.. например: Garrett D. Cognition and Commitment in Hume's Philosophy. N.Y., 1997. Ch. 3).
4 ЮмД. Трактат. С. 84. Последняя фраза в оригинале звучит, впрочем, существенно иначе: «By this means we accompany our ideas with a kind of reflexion, of which custom renders us, in a great measure, insensible» (T 25).
Раздел П. История познания: принципы и примеры
«Юм подрывает основу своей собственной теории»1. С Кемпом Смитом спорит Дженет Бротон, согласно которой Юм проводит различие между способностью находить сходство, способностью распознавать качества, способностью их чувственной регистрации в сознании и способностью образовывать общую идею2. Однако и ей не удается построить последовательную интерпретацию юмовской концепции общих, или абстрактных, идей. Разрыв между чувственностью и понятием не получается непротиворечиво заполнить ни воображением, ни ассоциацией идей, ни привычкой. В любом случае остается слишком много открытых вопросов. Однако можно ли в самом деле делать из Юма ниспровергателя индукции, т.е. надежного пути от единичного восприятия к абстрактной идее? «Как показал Барри Страуд, нет оснований для заключения, что Юм считал индуктивные доказательства отныне и навсегда ущербными, если только Юм не придерживался понятия подтверждения (justification), предполагающего, что всякое эффективное рассуждение должно быть дедуктивным»3, - приходят к амбивалентному выводу критики книги известного аналитического философа. Как мне представляется, логический позитивизм, взяв на вооружение юмовскую постановку проблемы индукции, принципиально разошелся с Юмом в ее трактовке. Для шотландского мыслителя это вопрос вовсе не о том, какие процедуры обоснования и доказательства следует отбросить, а какие предпочесть. Говоря об индукции, с помощью которой человек получает все опытное знание о мире, Юм показывает, что путь познания пролегает сквозь неизбежные заблуждения. Индуктивный вывод заслуживает критики, ибо мы обречены им пользоваться и ничего другого нам не дано. Демонстративно-дедуктивный вывод, напротив, отличается априорной достоверностью, поскольку имеет чисто аналитический характер и ни к чему, кроме математики, неприменим. Юм неоднократно утверждает, что вопреки несовершенству индукции следует накапливать опытные знания. Однако необходимо снизить их эпистемический статус. Реальное
1 Kemp Smith N. The Philosophy of David Hume: A Critical Study of Its Origin and Central Doctrines. N.Y., 1983. P. 259-260.
2 См.: Broughton J. Explaining General Ideas// Hume Studies. 2000. Vol. XXVI, № 2. P. 287.
3 Notes on New Books. Barry Stroud. Hume. L, 1977//Ethics. 1978. Vol. 89 issue I. P. 60.
Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания
познание, пусть несовершенное, и есть аргумент против крайнего скептицизма- результата логически неизбежного, но избыточного философствования, к которому также следует применить оружие критики.