Каузальность vs феноменализм
Понятие причинности ведет свое происхождение от повседневного наблюдения над человеческой (прежде всего орудийной) деятельностью, в ходе которой воздействие на один предмет приводит к изменению вдругом. В дальнейшем это представление распространяется на область неживой природы. Причинность как фрагмент более общей проблемы детерминизма становится центральной философской проблемой как в метафизике и философии языка, так в философии науки и теории деятельности. Однако многочисленные дискуссии не приводят к формированию единого подхода к пониманию терминов «причина» и «следствие», но лишь порождают множество интерпретаций.
Возникновение проблематики причинности обязано человеческой способности задавать вопрос «почему?» в определенных ситуациях. Под причиной изначально понималосьто, что способно породить нечто иное как следствие, а указание на причину давало объяснение следствию. Издавна представления о причинности связывались с понятиями силы, власти, принуждения, необходимости, понимаемыми то в обыденно-профанном, то в возвышенно-сакральном смысле. Магия выступила исторически первой проблематизацией причинности; для первобытного человека вопрос о причинах событий возникает лишь в экстраординарной ситуации, отклонение которой от обычного течения событий должно найти оправдание. Дж. Фрэзер объясняет магию переносом психологической ассоциации на причинную связь реальных драматических событий. Этот «кошмар причинности» (Борхес) находит разрешение в магической космологии, указывающей на тайные силы как источник аномальной ситуации. В мифологии и эпосе вопрос о причинах событий возникает преимущественно в трагических ситуациях (Эдип, Иов), и ответом служит указание на ее сакральную обусловленность (роком, судьбой, Божественной волей). Для Платона область причин совпадает в сущности со сферой идей, порождающих чувственные вещи. Аристотелевская теория четырех причин (материальной, формальной, действующей и целевой) задавала в целом античную и средневековую парадигмы, нововременная механистическая картина мира оставила из этого набора лишь материальную и действующую причины.
Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания
Новый этап проблематизации причинности связан с концепцией Юма. Она и сегодня, по убеждению представителей аналитической философии, является основой для обсуждения этой проблемы. До этого причинность долгое время считалась предметом исключительно метафизики. Даже Кант называл ее метафизической. По утверждению Г.Г. Шпета, «началом новой разработки проблемы надо считать вопрос о ценности понятия причины как связующего отношения и закона или аксиомы причинности»1.
Юм пытался показать, что каузальность как необходимое отношение объективного порождения причиной следствия не обнаруживается в опыте, в котором не наблюдаются такие феномены, как «сила», «принуждение» или «необходимость». Человеческому представлению о причинности соответствует в природе лишь регулярная последовательность сходных событий. Восходящая к Юму аналитическая «теория регулярности»2 утверждает, что одно событие Яявляется причиной события Стогда и только тогда, если а) события Я и С имеют место; б) событие Я имеет место раньше события С; в) всегда, когда имеет место Я-подобное событие, за ним следует С-подобное событие. Впрочем, эта теория не решает проблемы, с которыми столкнулся сам Юм, поскольку основывает понятие причинности на понятиях времени и тождества, не менее сомнительных с точки зрения последовательного эмпиризма. Согласно же Юму, наше представление о причинности основано на опыте, но выходит за его пределы. Так происходит потому, что всякое суждение об отдельной ситуации причинности имеет общий характер (относится ко всем аналогичным ситуациям), но при этом основано лишь на индукции, не являющейся формой необходимо-истинного вывода. Хотя понятие причинности не может быть окончательно обосновано онтологически и логически, оно допускает психологическое оправдание того, почему определенные каузальные суждения рассматриваются как истинные: ожидание привычных последовательностей событий есть свойство человеческого ума, переносимое на природу. По Юму,
1 ШпетГ.Г.(Шпетг). Проблема причинности у Юма и Канта. Киев, 1907. С. 13.
2 См.: Harre R., Madden E.H. Causal Powers. Oxford, 1975. P. VIII, 1 91; Flew A. Natural Necessities and Causal Powers: A Discussion. Rom Harre and E.H. Madden. Causal Powers // Hume Studies. 1976. Vol. II, № 2. P. 86-94; Dicker G. Hume's Epistemology and Metaphysics. An Introduction. L ; N.Y., 1998.
Раздел, II. История познания: принципы и примеры
общие принципы описания причинных событий не могут быть обоснованы именно в силу несовершенства индукции. Таковы принципы универсальности (всякое явление имеет свою причину) и единообразия (одинаковые причины постоянно продуцируют одинаковые следствия) причинности. До сих пор нет единого мнения о приемлемости этих принципов (в марксистской философии они рассматривались как основополагающие)1.
Вот как Юм ставит проблему, породившую 300-летние дискуссии: «Из трех отношений, не зависящих от самих идей, единственное отношение, которое может выводить нас за пределы наших чувств и которое знакомит нас с предметами (existences) и объектами, нами не видимыми и не осязаемыми, есть причинность»2. Уже в этой формулировке видна удивительная непоследовательность Юма, который, как известно, отказывался от возможности чисто эмпирического познания отношений. Что это за отношения, которые не зависят от идей? Это смежность и сходство (пространство), а иногда и порядок (время), и причинность. Юм полагает, что пространство и время — не идеи, т.е. комбинации впечатлений, но свойство, присущее впечатлениям самим по себе (отсюда прямой ход к объявлению их априорными формами созерцания, что и сделал Кант). Причинность же, которую Кант поместил в разряд кате гори и, дает и Юму возможность выйти за пределы чувственного сознания. Есть основание полагать, что причинность так сильно занимает Юма потому, что под ней на деле скрывается чуть ли не вся совокупность близких категорий (сущность, субстанция, основание).
Юм считает, что необходимо внимательно рассмотреть объекты и их качества, чтобы понять, что именно производит в нас впечатление, соответствующее идее причинности. Однако нигде не обнаруживается особое качество или перцепция причинности, т.е. нет ни одного качества, которое принадлежало бы всем существам
1 Типичное для современной аналитической философии обсуждение эта проблема получает, например, в онлайновой заметке: Sandis С., Mulhall L. Pouring New Wine into Old Skin: Hume and the Early Wittgenstein on Induction and Causation (http://www.yasni.ca/ext.php7urNhttp%3A%2F%2Fsifa. unige.it%2Fgenoa04%2 Ftalks %2 Fsandis. pdf&name= Luke+Mulhall&cat=document&showads=l), в которой сопоставляются взгляды таких мировых величин, как G. E. M. Anscombe, P.M.S. Hacker, С. Diamond, J. Conant, В. Stroud, R. Woolhouse, E. Craig, G. Strawson, J. Wright.
2 ЮмД. Трактат о человеческой природе. Кн. I. О познании. М., 2009. С. 142 (в дальнейшем Трактат).
Глава 13. Дэвид Юм. Парадоксы познания
вообще и давало бы нам право на подобное наименование, полагает Юм. Может быть, эта перцепция находится в отношениях между объектами? Но ведь сами отношения объектов не воспринимаются непосредственно, являясь лишь идеями. Осознание этого обстоятельства находит выражение в его пересмотре идей «Трактата». В «Исследовании о человеческом познании» он фактически отказывается от рассмотрения причинности в онтологическом плане и переходит к анализу причинных высказываний. Вероятно, «Исследования» вообще могут быть охарактеризованы как некий поворот: от реальности к языку, от происхождения к структуре идеи, от онтологии и психологии к эпистемологии.
Вот как Шпет поясняет и развивает точку зрения Юма: «По существу все классификации причин можно свести к представлению причин как созидающих сил и простой последовательности во времени. То или иное понимание причинности есть дело той науки, которая устанавливает причинную связь. Словом, в объяснение причинности мы не входим. Наша задача исключительно гносеологическая. Для нас важен закон причинности как то необходимое средство, без которого немыслима никакая наука. Нам важно выяснить, общеобязателен закон причинности или нет, необходимо ли, чтобы всякое явление было подчинено закону причинности ... вопрос о содержании есть иной вопрос, чем вопрос о ценности того суждения, предикатом которого является понятие причины» (курсив мой. - И.К.)1.
Примечательно, насколько юмовская постановка вопроса, реконструированная Шпетом, оказывается в русле дискуссий в неклассической физике начала XX в., в частности знаменитого спора между Н. Бором и А. Эйнштейном. Что есть причинность - атрибут объективного порядка вещей или категория, позволяющая мыслить мир как упорядоченное целое? Есть ли основания для приписывания причинности внешнему миру, если под ней понимается нечто большее, чем простые феноменалистские смежность, сходство и последовательность во времени? Впрочем, можно ли построить последовательно феноменалистскую интерпретацию причинности? Ведь она все равно должна опираться на такие категории и представления, как пространство, время и подобие, которые не сводятся к непосредственно воспринимаемым
1 Шпет Г.Г. Указ. соч. С. 12-13.
Раздел II. История познания: принципы и примеры
феноменам? Невозможность бескомпромиссно-наивного реализма и столь же последовательного феноменализма и есть тот вывод, к которому приближается Юм и который приходится делать современным физикам и философам.
Сам же Шпет стремится сделать Юма более последовательным, чем он был в действительности, и ликвидировать то, что мы назвали «амбивалентностью». Поэтому он (вполне в русле известной критики психологизма) упрекает Юма в том, что тот не ограничивается гносеологическими вопросами и даже кладет психологию в основание теории познания. Это, кстати, дает основание В. Васильеву включить Юма в историю философской психологии и даже психологии вообще. Как мне представляется, именно проблема причинности позволяет Юму показать тщету интроспективной психологии и вообще всякого подхода, который строится чисто натуралистически и игнорирует связь сознания с деятельностью и коммуникацией. Антиметафика, антионтологизм Юма есть форма поиска иной онтологии сознания. Перефразируя классика, можно сказать, что понятие причинности позволило Юму вплотную приблизиться к пониманию социальной природы сознания и остановиться перед ним.
Поэтому и проблема причинности обладает интегральным значением для философии и науки. Ведь у Юма основание новой эмпирической науки — теория познания, сама основанная на опыте. При этом главным источником знания оказывается некоторая причинная связь; вопрос об источнике знания и есть вопрос о причине наших представлений. Поэтому и теория познания настолько состоятельна, насколько она способна решать эту проблему. Юм не находит источника знания внутри узко понятой человеческой природы именно потому, что его там нет. И в этом он значительно умнее некоторых современных когнитивистов, ищущих сознание в мозгу. Источник и знания, и сознания находится за пределами человеческого тела, он в деятельностном взаимодействии с миром и другими людьми.