Конструктивизм vs реализм? Отвага глупости
В философско-эпистемологической литературе релятивизм и конструктивизм обычно образуют оппозиционную пару с реализмом, с чем связана взаимная критика. Характерным примером современной реалистической позиции является небольшая, но весьма амбициозная книга П. Богосяна3. Поскольку она написана в манере, напоминающей памфлет, то и за нами остается право посмотреть на нее сквозь иронические очки. Каковы же аргументы автора?
Он обрушивается на релятивизм в образе Б. Барнса и Д. Блура, которые отмечают, что для релятивиста нет никакого смысла про-
1 Осознанию этих проблем отчасти обязана радикальная переориентация Б. Латура с позиции социального конструктивизма на рельсы акторно-сетевого подхода. Вненаучные причины такого «сдвига» могут быть предметом специального анализа.
2 См.: Луман Н. Общество общества. В 2 т. М., 2011.
3 См.: Boghossian P.A. Fear of Knowledge. Against Relativism and Constructivism. Oxford : Clarendon Press, 2006. Этот автор малоизвестен в России, но в США он принадлежит к философскому истеблишменту, будучи профессором Нью-Йоркского университета (NYU).
Глава 7. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы 131
тивопоставлять действительно рациональные стандарты или убеждения тем, которые принимаются за таковые в некотором локальном контексте. Поскольку релятивист полагает, что не существует независимых от контекста или сверхкультурных норм рациональности, он не рассматривает убеждения, принимаемые рациональным или иррациональным образом, в виде двух отдельных и качественно различных классов вещей. Приводя эту фразу как закавыченную цитату, Богосян почему-то дает весьма странную для аналитика, любящего точность и ясность, ссылку сразу на 20 страниц текста, не желая, вероятно, рекламировать своих противников1. Однако важнее другое. Богосян называет это тезисом «равноценности» (equal validity) и иллюстрирует его высказываниями некоторых ученых, не считающих науку привилегированным способом видения мира (археолог Ларри Циммерман, например), а также мнением одного современного лидера американских индейцев племени лакота. Последний говорит следующее. «Мы знаем, откуда мы пришли. Мы потомки людей Буффало. Они пришли из глубин Земли после того, как сверхъестественные духи подготовили этот мир для жизни людей. Если неиндейцы выбирают для себя веру в то, что они произошли от обезьян, то да будет так. Я даже встречал пятерых из племени лакота, которые верят в науку и эволюцию»2.
Что называется, «на полном серьезе» Богосян противопоставляет этой точке зрения современный подход, согласно которому предки американских индейцев пришли из Азии через Берингов пролив, а вовсе не из глубин Земли. Тезис из мировоззрения американских индейцев (миф) призван в таком случае конкурировать с миграционной теорией происхождения индейских племен (историческая география и история), но ведь и у ученых в этих вопросах расхождения категорически доминируют над единством, и «объективной истины» не знает никто. Поэтому в процессе академического образования следует знакомить и с мифами, и с научными теориями, пытаясь найти в первых рациональное зерно и рассматривая вторые как достигнутый уровень знания в контексте
1 Barnes В., Bloor D. Relativism, Rationalism and the Sociology of Knowledge // Rationality and Relativism ; ed. by M. Hollis and S. Lukes. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1982. P. 21-47.
2 Цит. по: Boghossian P.A. Op. cit. P. 1.
Раздел I. Категориальные сдвиги
альтернативных позиций и дискуссий. Хотя, может быть, для обучения американских бакалавров этот метод и не подходит...
Подчеркнем, что принципу «equal validity» Богосян приписывает изрядную наивность, хотя он говорит не о буквальном тождестве науки и ненауки, а о том, что их различие не абсолютно. Миф и наука являются равно состоятельными основами исторических типов мировоззрений, и хотя мировоззрения различны, они в каждую эпоху предоставляли определенную онтологию, являлись критериями истины, моральности, красоты, справедливости. Типы научности не меньше различаются от эпохи к эпохе (античная, средневековая, классическая, современная наука). Кеплер верил в астрологию, Ньютон - в математику, в сотворенность мира, в алхимию, сегодня верят в Большой взрыв. Не нужно поэтому реи-фицировать результаты сегодняшнего дня, всегда быть демонстративно современным. Ведь никогда не знаешь, из каких глубоких подземелий и пыльных чердаков культуры будет извлечена очередная великая истина. Если бы Коперник не поверил Филолаю, то он бы не пришел к гелиоцентризму — вопиющей ереси и одновременно точке роста науки своего времени.
Однако Богосян настаивает на своем. «Поскольку мы верим во все это (в то, что индейцы пришли из Азии. — Я. А".), то мы полагаемся на официальное мнение (deliverances) науки: мы приписываем ей привилегированную роль в том, чему учить детей в школе, что признавать доказательным в суде и на чем основывать наши социальные практики. Мы принимаем за факт то, что является истинным. Мы хотим соглашаться лишь с тем, в истину чего мы можем верить на хороших основаниях; и мы считаем науку единственным хорошим способом достижения рациональных убеждений о том, что есть истина, по крайней мере в области чисто фактического. Следовательно, мы полагаемся на науку»1.
Итак, мы верим в «чистые факты», которые устанавливает наука в качестве истинных, а потому считаем науку лучшим видом знания и основой практики. Даже не хочется анализировать логическую структуру та кой аргументации, очень напоминающую логический круг, свойственный именно вненаучному знанию. А потом еще эта вера (belief) в факты. Ее эпистемический статус остается непроясненным. Она рациональна в силу истинности
1 Boghossian P.A. Op. cit. P. 4.
Глава 7. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы 133
фактов, в которые мы верим? Так рациональна она или иррациональна?
Возникает впечатление, что автор, полемизируя с релятивизмом, путает (сознательно или в силу некомпетентности) скандальные и диффамирующие лозунги некоторых ученых с вполне корректными положениями философов; верит в науку, а веру считает рациональной; в итоге он противопоставляет слепую апологетику науки серьезному анализу науки как социокультурного феномена. Странно, но это не очень важно для человека, который является представителем мейнстрима аналитической философии.
Попробуем разобраться, что же такое эта вера. Быть может, английское слово «belief» в большей степени соответствует русскому слову «мнение»? Богосян определяет его как ментальное состояние, у которого есть пропозициональное содержание, выражаемое суждением о некотором положении дел в мире; оно может быть оценено как истинное или ложное, а также как обоснованное или необоснованное, рациональное или иррациональное1. Далее Богосян оговаривается, что не является во всех случаях приверженцем «объективизма фактов» (fact-objectivist). Он сравнивает суждения космологии, морали и приходит к выводу, что первые объективны, а вторые субъективны.
Так, суждение «У Юпитера 30 лун» якобы основывается на объективных, независимых от сознания фактах и поэтому является истинным. Суждение же «Чавкать макаронами неприлично» справедливо лишь для США и ошибочно для Японии, в которой приняты иные нормы поведения во время трапезы. И опять-таки высказывание «Деньги - вещь, не существующая вне сознания» констатирует объективный факт.
Замечая, что все наши пропозиции состоят не из камней и деревьев, а из понятий (Юпитер, луны, Солнечная система, тяготение и проч.), Богосян должен бы признать, что в качестве абсолютного, независимого от сознания «факта» существует только неограниченное множество неких «объектов», о которых мы ничего не знаем, в том числе и то, что они являются объектами. Всякому астроному ясно, что звезды можно соединять в констелляции совершенно иначе, чем это делали древние наблюдатели, придумавшие известные созвездия. Требуется изрядная доля во-
См.: Boghossian P.A. Op. cit. P. 10.
134 Раздел I. Категориальные сдвиги
ображения, чтобы в небесном хаосе увидеть образы Стрельца, Водолея, Медведицы, Льва и проч. Аналогичной 30 лун Юпитера не существовали бы без людей, потому что именно люди создали Солнечную систему из совокупности видимых в небе мелких объектов. Безлюдей эти луны были бы неизвестно чем в неизвестном месте в неизвестном отношении неизвестно к чему. Имели ли бы они массу, скорость, орбиту и прочие параметры, которые люди им приписали в силу определенных ментальных состояний (знаний, мнений, восприятий)? Едвали. Еще недавно Плутон признавали планетой Солнечной системы. Сегодня его статус изменился, а само определение планеты претерпело радикальное изменение1. Так что же существовало бы без людей? Об этом ничего нельзя сказать, поскольку у нас нет об этом никакого знания. Однако с объективным существованием неких небесных явлений и объектов скорее всего согласятся все вменяемые и хотя бы отчасти грамотные люди. В этом согласии и состоит единственная объективность, доступная человеку.
Едва ли не в большей мере, чем звезды и планеты, объективным существованием обладают деньги, субъективность которых почему-то подчеркивает Богосян. Конечно, если лишить Солнечную систему Солнца, то мы наглядно убедимся в его объективности. Однако такой эксперимент нам провести не под силу. А вот с деньгами дело обстоит иначе. Достаточно лишить человека, существующего в обычных условиях, всякого денежного содержания, и он почти сразу убедится в объективной, т.е. независимой от сознания, природе денег. Не деньги зависят от нашего сознания, а мы, целиком и полностью, от их реального, никак не воображаемого наличия — такова объективная истина.
История с макаронами и чавканьем, конечно, совсем иного разряда. И мы допустим, вслед за Богосяном, определенную пра-
1 Это произошло как раз в год выхода в свет книги Богосяна, который, знай он об этом заранее, воздержался бы от астрономических примеров. Официальное признание Плутона состоялось в мае 1930 г. на конференции Международного астрономического союза. В последующем было доказано, что он не оказывает влияния на неправильности в движении Урана и Нептуна, его удаленность от Солнца слишком велика, а масса мала. На основе этого было выдвинуто предложение не считать Плутон планетой. В дальнейших дискуссиях некоторые предложили присвоить Плутону и другим аналогичным телам имя «планета-карлик». Другие полагали, что понятие планеты является феноменом культуры и не подлежит ревизии. 24 августа 2006 г. на очередной конференции Международного астрономического союза ученые согласились называть Плутон «карликовой планетой».
Глава 7. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы 135
вомерность морального релятивизма, поскольку в разных культурах разные нормы. Но здесь же возникает вопрос. Почему же сам Богосян совсем иначе относится к моральному спору о геноциде армян в 1915 г.? Турецкие историки не считают избиение и депортацию армян из Турции геноцидом, обосновывая это тем, что в те времена доминировали другие моральные, культурные и политические нормы, а понятия «геноцид» вообще не существовало. Однако здесь Богосян настаивает на приоритете самого факта физического уничтожения и изгнания вне зависимости от его конкретно-исторической социальной оценки: в основании морали, как оказывается, тоже лежат «упрямые факты»!1
В таких вопросах, как нам кажется, следует быть более тонким. Мы проблематизируем те или иные трагические события в истории не потому, что они имеют или не имеют места в действительности. Отношение к ним отличается от отношения к физическим фактам. Почему бы нам не вспомнить кровавую резню на Бородинском поле и не разорвать дипломатические отношения с Францией, если она не признает захватнической цели наполеоновского похода? Почему бы туркам не предъявить претензии грекам за Троянскую войну, если те не признают ответственности за убийство мирных горожан? Получается, что эти вопросы как-то отличаются от вопроса по поводу Холокоста, непризнание которого в наши дни означает банальное варварство и игнорирование международного права.
Во всех подобных случаях важны не только и не столько физические факты (кто кого и в каком количестве уничтожил и т.д.), сколько санкционированная обществом моральная и юридическая оценка мотивов и характера деяния, производная от определенных национальных, культурных, политических интересов. В большинстве случаев она представляет собой наложение современных представлений на историческое событие, которое ранее уже получило оценку, и тогда между собой начинают конкурировать две разные оценки. И, как известно, единственным объективным основанием выбора между ними является интерсубъективное согласие. Сегодня цивилизованное большинство согласно по поводу геноцида армян и Холокоста, но, скажем, в отношении
1 См.: Fear of Terminology. An Interview with Paul Boghossian. By Khatchig Mou-radian// Aztag Daily. 2007. Sunday, June 3.
Раздел 1. Категориальные сдвиги
сталинских репрессий у российских граждан, как ни странно, до сих пор мнения расходятся. Поэтому чтобы установить истину в таких случаях, нужно не столько апеллировать к физическим фактам, сколько исследовать, каким образом некоторое социальное событие вписывается в доминирующую систему социальной легитимации. Конструирование такой системы (чему, кстати, во многом служат исследования историков) и есть способ обеспечить торжество исторической истины. Так что и в моральных вопросах не наивный реализм, а именно конструктивизм и релятивизм позволяют нащупать более верный путь рассуждения.
Однако недостаток релятивизма в том, что это явление равно интеллектуальное и идеологически нагруженное, возникшее в постколониальную эру, обнаруживает Богосян1. Прекрасно, он понял смысл социальной эпистемологии, рассматривающей все убеждения в социально-культурном контексте. Но тогда и реализм нелишне проверить на предмет идеологичности. Ведь свойственный ему сциентизм фактически легализует власть научных экспертов и третирует простых людей, которые, будучи невежественным стадом, не в состоянии самостоятельно установить научные факты. Сциентистский реализм удобен власти и бизнесу, у которых все права на истину, поскольку им принадлежат институты ее установления (университеты, исследовательские центры). Ее можно догматизировать и больше не заботиться о доказательствах. И автор недаром вспоминаете колониализме, только недоговаривает по поводу его современного воплощения. Ведь именно такова американская политика -доказывать всем, что нужно следовать американскому диктату, поскольку он основан на истине, морали и справедливости.
Еще одна мишень критики Богосяна — феминистская эпистемология, разделяющая многие положения с эпистемологией социальной. Он приводит следующий пассаж как выражение ее порочных философских склонностей, выраженных в тезисе «социальной зависимости знания» (social dependence of knowledge — термин Богосяна2), тесно связанном с социальным конструктивизмом.
«Феминистские эпистемологи в согласии с многими другими течениями современной эпистемологии более не считают знание
1 См.: Boghossian P.A. Op. cit. P. 5.
2 См.: Ibid.
Глава 7. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы 137
нейтральным и прозрачным отражением независимо существующей реальности, с истиной и заблуждением, устанавливаемыми трансцендентными процедурами рациональной оценки. Скорее большинство согласно в том, что всякое знание ситуативно (situated) и отражает положение субъекта, производящего знание в определенный исторический момент в данном материальном и культурном контексте»1. Что же противопоставляет ему Богосян?
«Я подчеркивал влияние, которое конструктивистские идеи демонстрируют в гуманитарных и социальных науках. Но есть одна гуманитарная дисциплина, в которой они занимают весьма слабые позиции, и это сама философия, по крайней мере та, что практикуется в рамках мейнстрима аналитических кафедр философии в англоговорящем мире»2. Из этого становится очевидно, что автор чувствует себя обязанным встать на защиту этого самого «аналитического мейнстрима философских кафедр в англоговорящем мире». Вот чей социальный заказ он выполняет, хотя его позиция самоидентифицируется как нейтральная и социально ненагруженная. Впрочем, в отчуждении этого мейнстрима от остальных он резонно видит источник «science wars», в которых столкнулись самые праведные аналитики и остальные гуманитарии (среди них Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Р. Рорти, Т. Кун, X. Патнэм и Н. Гудмен). Последних Богосян с большой натяжкой объявляет постмодернистами. Как видно, конкуренция на«мейн-стримовских кафедрах» настолько сильна, что заставляет теснить сторонников самих основоположников аналитической философии, чтобы предоставить место Богосяну и ему подобным.
Чтобы эффективно критиковать своих противников, их нужно оглупить. Именно так и поступает Богосян. Тезис социальных эпистемологов о социальности познания он подменяет тезисом его «социальной зависимости», причем зависимость истолковывается исключительно как обусловленность социальными потребностями и интересами. Но уже само название ранней книги Д. Блура («Knowledge and Social Imagery», которое я перевожу как «Знание и социальная образность») говорит о другом. В рамках
1 Lennon К. Feminist Epistemology as Local Epistemoiogy // Proceedings of the Aristotelian Society. 1997. Supplementary. Vol. 71. P.37.
2 Boghossian P.A. Op. cit. P. 7. При этом «within» повторено самим Богосяном дважды, более того, данная фраза воспроизводится на той же странице с небольшими вариациями.
138 Раздел I. Категориальные сдвиги
Эдинбургской школы социальность мыслится как сложный конгломерат социокультурных факторов, включая идеологию, мировоззрение, повседневность, образовательные и коммуникативные практики и другие феномены культуры. Они снабжают науку культурными ресурсами мышления и деятельности, делая ее явлением конкретной культуры, данного общества и определенной исторической эпохи. Что же противопоставляет этому взгляду Бо-госян? Среди прочего это «три тезиса объективизма». Процитируем их целиком.
«Объективизм касательно фактов: мир, который мы стремимся понять и познать, есть нечто в большей части независимое от нас и наших мнений (beliefs) о нем. Даже если бы мыслящие существа никогда не существовали, мир все же обладал бы многими из тех качеств, которые он в данный момент имеет.
Объективизм касательно обоснования (justification): факты такой формы как "информация Е обосновывает мнение В" суть факты, независимые от общества. В частности, то, что некая единица информации обосновывает или не обосновывает данное мнение, никак не зависит от случайных (contingent) потребностей и интересов какого-либо сообщества.
Объективизм касательно рационального объяснения: при подходящих обстоятельствах исключительно наше обращение (exposure) к данным опыта (evidence) способно объяснить, почему мы верим в то, во что верим (believe)»1.
Что касается объективизма фактов, то с этим наиболее компромиссно звучащим тезисом вроде бы можно и согласиться. Однако он лишен эпистемологического содержания, поскольку не дает основания для разграничения явлений объективного мира и феноменов мира человека. Все факты, как и теории, образы, суждения, понятия и проч., обязаны человеку и никак нетождественны реальному миру. Это только у раннего Витгенштейна мир состоит из фактов, но ведь Богосян с ним не соглашается и правильно делает, поскольку «факты» «Трактата» нужно понимать в контексте идей Юма, Канта и Рассела периода логического атомизма.
А.Л. Никифоров, критикуя подобную позицию, замечает: «Предмет есть результат интерпретации воздействий на нас внешнего мира с помощью органов чувств и знаний, воплощенных в
1 См.: Boghossian P.A. Op. cit. P. 22.
Глава 7. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы 139
смысле языковых выражений... Предполагать, будто вне и независимо от нас существуют предметы с многообразными - известными и неизвестными нам — свойствами и наше знание лишь с той или иной степенью полноты и точности отображает и описывает эти предметы, по-детски наивно»1.
И напротив, «объективизм обоснования» — тезис значительно более сильный. «Информация», «обосновывает» и «мнение» суть, по Богосяну, явления природной реальности, существующие вне человечества и отдельного индивида, поскольку он представляет собой часть общества. Главное, что общество сводится к интересам и потребностям, а вся совокупность социальных институтов науки, права, морали, СМИ начисто игнорируется. За пределами внимания оказывается вся обширная проблематика взаимосвязи логики и риторики, науки и политики, обоснования и убеждения2. Поэтому Богосян конструирует даже не попперовский «третий мир» и не платоновский топос ноэтос, а какую-то фантасмагорию витающих в безлюдном космосе, подобно астероидам, он-тологизированных фрагментов процесса обоснования.
И, наконец, объективизм рационального объяснения — это удивительный апогей индуктивистского эмпиризма. Неужели некие чистые факты и в самом деле лежат в основе наших мнений и заставляют верить в их истинность? Боюсь, что сфера таких фактов очень узка. Если мы едем за рулем американского «Крайслера» и видим крохотный силуэт двигающегося навстречу американского же грузовика «Фредлайнер», то я бы не верил своим глазам и допустил бы, что грузовик вовсе не игрушечный и лучше с ним разойтись. Я бы не рекомендовал Богосяну есть американские гамбургеры, хотя они и удивительно аппетитны на запах и вкус: это всего лишь глютамат натрия. А получая зарплату, я бы на его месте требовал вместо долларов золото: ведь американские деньги в особенности, как он сам убеждает нас, лишены подлинной реальности, они всего лишь плод нашего сознания. Впрочем, «факты» вовсе не такие уж и чистые, поскольку берутся в «подходящих обстоятельствах» (контексте?). Так что эта оговорка вполне приближает Богося-
1 Никифоров А.Л. Структура и смысл жизненного мира. М., 2012. С. 74.
2 См., например: Eemeren F.H. van, Grootendorst R. Speech Acts in Argumentative Discussions. Dordrecht : Foris, 1984; Audi R. Practical Reasoning. N.Y. : Routledge, 1989; Wright G. H.von. On So-Called Practical I nference//ActaSociologica. I972.№ 15; RescherN. Plausible Reasoning. Assen: Van Gorcum, 1976.
Раздел I. Категориальные сдвиги
на к критикуемой им позиции, согласно которой факты конструируются в определенном теоретическом и культурном контексте.
Догматическая позиция, состоящая в нежелании (неумении?) совмещать объективизм и релятивизм, реализм и конструктивизм и строить тем самым более богатый и адекватный образ познания, напоминает идейную платформу марксистов-ленинцев, отстаивавших «теорию отражения» и «материалистическую диалектику». Мейнстриму аналитических философов еще предстоит отказаться от некоторых обветшавших «верований» и прийти к более гибкой и сбалансированной эпистемологии, включающей не статичного, абстрактно-гносеологического, но социально-исторического субъекта. Если пренебречь амбициями, то пример тому можно поискать и в англосаксонском мире, и даже в России.
Так, В.А. Лекторский, характеризуя позицию конструктивного реализма, пишет: «Я во всех своих ипостасях, в том числе и в качестве познающего, может быть понято как существующее исключительно в социальных коммуникациях, т.е. как продукт и одновременно условие социально-культурного конструирования. Это не означает, что субъективная реальность и Я фиктивны. Нет, они вполне реальны, однако это особый тип реальности. Ведь реальность вообще неоднородна. Это не только атомы и электроны, но и деревья, скалы, столы и стулья. Это не только предметы, но и их тени, не только вещи, но и события и процессы. Я, субъективность и познание относятся к реальности особого типа: реальности коммуникативной»1.
Обвиняя сторонников релятивизма и конструктивизма в личной боязливости или трусости (fear), что подтверждают названия его работ («Боязнь знания», «Боязнь терминологии»), Богосян не должен удивляться, если его собственную позицию обозначат как «Отвагу глупости». Этим можно было бы отчасти даже гордиться. Ведь сказано: «Тот, кого некое событие повергает в отчаяние, есть трус, но кто сохраняет надежду на человеческую природу, тот дурак» (Альбер Камю).
Философско-методологически и смысл дискуссий вокруг конструктивизма состоит в возрождении попыток дать общий взгляд
1 Лекторский В.А. Философия. Познание. Культура. М., 2012. С. 230.
Глава 7. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы 141
на основные философские проблемы от эпистемологии до этики на основе глобального междисциплинарного синтеза. Эта программа вызывается к жизни исчерпанностью классической программы фундаментализма в обосновании науки, а также необходимостью понимания процессов самоорганизации в природе и обществе. Три понятия — целеполагание, обоснование и творчество — являются ключевыми для конструктивизма, если под ним пытаться как-то суммировать все противоречивое многообразие его версий. Является ли самоорганизация и целеполагание прерогативой человека, или они присущи всей живой (неживой) природе? Представляет ли собой объяснение лишь приспособление непознаваемого мира к возможностям ограниченного человека или корни познавательных способностей уходят далеко в глубь природы, где имеют место аналогичные информационные процессы? Трактовка природной самоорганизации как целесообразности вносит в конструктивизм элементы изначально чуждого ему платонизма. Но если конструирование является универсальным механизмом генезиса и развития природы и общества, то и конструктивно-креативная деятельность человека получает надежное обоснование. В таком случае пределы обоснованию и объяснению следует искать не в глубинах человеческой субъективности, но в природных и социальных закономерностях. Этой натуралистической и монистической точке зрения противостоит методологическая и дуалистическая позиция, согласно которой конструктивность — уникальное свойство человеческого сознания и деятельности. В таком случае весь мир делится на пассивную реальность, подлежащую преобразованию, и человека, его относительно свободно осуществляющего. Причем в основном человеческая свобода реализует себя в сфере сознания, благодаря чему и строится конструктивное объяснение и понимание мира и человека. Но эта методологическая свобода оборачивается постоянной необходимостью решать парадоксы и антиномии, преодолевать ошибки и заблуждения, а процесс познания оказывается весьма рискованным и ответственным мероприятием. Таким образом, программу конструктивизма не следует понимать как некоторое законченное единство. Это скорее постоянный диалог монизма и дуализма, натурализма и методологизма, воспроизводящий основные эпистемологические дилеммы, окончательное освобождение от которых означало бы конец философии.
Глава 8. Пространство и время:
бытийственная основа знания1
Исследования познавательных процессов сегодня ведутся в рамках не только традиционной теории познания, но и целого ряда гуманитарных наук -психологии, социологии, этнографии, логики, к названию которых прибавляется предикат «когнитивная» или «эпистемическая». Нередко именно последние «открывают» для философской эпистемологии «новые континенты» знания. К их числу относится и проблематика категорий пространства и времени. По крайней мере уже со времен Канта они были включены в теоретико-познавательный оборот, но именно сегодня интерес к ним особенно возрастает.