Бз б2 б. как, обратив вспять этот круговорот, достигают нирваны
Прекращение рождения положит им всем конец.
Если применять три упражнения Дхармы – славный нектар речи Учителя, Сугаты, – со временем иссякнут все действия, неведение и мешающие эмоции, которые являются причиной перерождения. Будет достигнута непревзойденная нирвана, и тогда прекращение рождения положит конец всем страданиям мира – старости, смерти, мучениям, рыданиям и конфликтам. Это происходит, когда обращаешь вспять двенадцать звеньев зависимого происхождения. Прекращение каждой последующей ступени нужно понимать как результат прекращения предыдущей, то есть это происходит в силу прекращения рождения, которое следует за прекращением становления, страстного стремления и так далее, всех звеньев по очереди, пока не будет достигнуто прекращение неведения.
БЗ Б2 В. Польза от понимания сущности Учения Будды благодаря осознанию зависимого происхождения
Строфа 112
Зависимое происхождение – бесценное
И мудрое сокровище поучений Победителя:
Кто понимает его в совершенстве,
Тот постигает реальность Будды, и поэтому зрит
наивысшее из познаваемого.
Это ясное объяснение того, каким образом возникает зависимое происхождение, – сокровищеучений священной Дхармы ПобедителяШакьямуни. Это сущность всех трех корзин, оно так же бесценно,как исполняющая желания драгоценность среди всего множества драгоценностей. Понятие о том, что в зависимом происхождении отсутствует собственная сущность, которое не могут охватить другие философские системы, воистину совершенно.Есть две причины, по которым оно необычайно важно. Кто обладает мудростью, заслугой и сообразительностью, кто в совершенстве видитего суть глазом трех мудростей, тот постигает реальность Будды,природу Состояния истины (глубокого смысла зависимого происхождения). Онобладает глазом мудрости и зрит наивысшее– среди всего познаваемогонет ничего, что превосходило бы эту истину.
БЗ Б2 Г. Как овладение зависимым происхождением приводит на Восьмеричный благородный путь сосредоточения на Четырех благородных истинах
Строфа 113
Совершенные взгляд, средства к существованию, усилие,
Внимательность, сосредоточение, речь, действие
И совершенное понимание – вот восемь ветвей пути.
Упражняйся в них, чтобы достичь успокоения.
• совершенный взгляд – это освоение подробного анализа относительной истины, абсолютной истины и так далее;
• совершенные средства к существованию, такие как еда и одежда, – это те, что не осквернены неблагими источниками;
• совершенное усилие– усердное внимание в том, что необходимо принять, а что отвергнуть, и соответствующие действия;
• совершенная внимательность– сосредоточенность на мысли о благе в любой деятельности;
• совершенное сосредоточение– однонаправленное пребывание на объекте своей медитации, в состоянии покоя или в высшем проникновении в суть и так далее;
• совершенная речь– мастерство в объяснении аспектов глубочайшего зависимого происхождения в точности так, как оно было понято, а также отказ от лживой речи, которая в совокупности с вредными мыслями вводит других в заблуждение;
• совершенное действие– отказ от вредных действий тела, речи и ума;
• совершенное понимание– собственное понимание, возникшее на основе Четырех благородных истин, а также понимание, рожденное словами Учителя.
На пути медитации есть восемьциклов или ветвейблагородного пути.Их порядок таков: взгляд – это ветвь ясного постижения подлинной природы явлений, понимание – это ветвь порождения осмысления, речь – это ветвь уверенности в абсолютно чистом взгляде, действие – это ветвь уверенности в абсолютно чистом нравственном поведении, усилие – это ветвь очищения омрачений мешающих эмоций, внимательность – это ветвь очищения второстепенных мешающих эмоций, а сосредоточение – это ветвь очищения эмоций, которые будут препятствовать обретению качеств путей и ступеней.
В сокращенном виде они образуют три упражнения. Совершенные взгляд и понимание – это упражнение в мудрости, совершенные речь, действие и средства к существованию – это нравственное поведение, совершенные внимательность, сосредоточение и усилие – это упражнение в сосредоточении в медитации. Можно было бы спросить: если число упражнений сводится к трем, то почему необходимо перечислять их все? Поскольку все восемь, такие как совершенный взгляд, являются ветвями Просветления на пути медитации, а три упражнения образуют пять путей, есть различные классификации сущности и особенностей.
Поэтому на Благородном Пути существует восемь ветвей. Упражняйся в них,последовательно вызывая в уме, чтобы достичьуровня нирваны – полного успокоениястрадания.
БЗ Б2 Д. О том, что сосредоточение на истинах Пути – это Четыре истины Благородного
Строфа 114
Это рождение – страдание; цепляние и его проявление —
Огромные источники этого страдания.
Их исчерпание – воистину Освобождение.
Стремиться к его достижению —
Благородный Восьмеричный путь.
В этом рождениисобраны вместе пять загрязненных совокупностей, и само оно является основой страдания– всех несчастий, таких как болезнь и старость, и всех ошибочных представлений (идея о «я» и др.). Страдания возникают потому, что этим совокупностям приписывается реальное существование. Цепляние засовокупности, то есть беспокоящие эмоции, такие как желание, и его проявление,то есть неблагие поступки (например, убийство) являются источниками,причиной или семенами этого страдания.Поскольку (эти два) порождают все сферы существования, они огромны.
Исчерпаниеэтих причин – действий и беспокоящих эмоций – это воистину Освобождение,или успокоение, нирвана.
Когда устранена причина, результат не проявляется, и это – обусловленное существование зависимого происхождения причины и результата. Прекращение того, от чего нужно отказаться в непрерывном бытии обычного существа, – это всего лишь формальное исчерпание. Истинное прекращение означает полностью отсечь семена того, от чего нужно отказаться в непрерывном бытии благородного существа. Стремиться к достижениютолько этого – воистину Восьмеричный благородный путь,как объяснялось выше.
Что касается причины и плода нирваны, то это можно обобщить как отказ и противоядие. Как сказано в «Высочайшей неразрывности »45:
О болезни надо знать; от причины болезни
надо отказаться;
Покоя надо достичь; на лекарство
надо полагаться.
О страдании надо знать; от его причины
надо отказаться;
Его прекращения надо достичь
и на соответствующий путь
надо полагаться.
БЗ В. Совет о развитии мудрости
1. Откажись от лени, непрерывно прилагая усилия к постижению Четырех истин.
2. Восхваляй совет, что достичь нирваны можно даже не выходя из дома.
3. Не падай духом, поскольку благородные мастера прошлого достигли этого благодаря своим усилиям в то время, когда они были обычными людьми.
4. Усмири ум – это корень Дхармы, это позволяет преодолеть разочарование.
БЗ В1. Совет отказаться от дени, непрерывно прилагая усилия к постижению Четырех истин
Строфа 115
Нужно постоянно прилагать усилия к тому,
Чтобы постичь Четыре истины благородного…
Это приведенное выше объяснение Прославленный Будда дал Пяти превосходным46 в Варанаси. Он полностью повернул колесо Дхармы Четырех благородных истин в этом мире. Раньше никогда никому эти поучения не давались. Просветленный изложил сущность Четырех благородных истин, объяснил, что нужно делать, а также назвал плод. Трижды провозгласил он Львиный рык. Поскольку он воистину обнаружил изначальную мудрость пути видения и пересек реку страдания, то и ты, чтобы постичь Четыре истины и понять, что совокупности имеют временную природу и никому не принадлежат, должен постоянно прилагать усилия на пути медитации, то есть обрести взгляд благородного.