Б2 Б2 В2 В4 В. Медитация на то, что этим методом является исключительно выполнение трех упражнений
Строфа 105
Чистое поведение, сосредоточение и мудрость
Превозмогают печаль, умиротворяют и дисциплинируют —
Это незапятнанное состояние,
Где нет ни старости, ни смерти, ни истощения…
Чистое поведение,поддерживающее ясность ума того, кто стремится к Освобождению, сосредоточение,порождающее устойчивость, и мудрость,ведущая к Освобождению, – вот три драгоценных высших упражнения, которые превозмогают печальи позволяют достичь нирваны. Первое – это умиротворениевсех обусловленных совокупностей, а второе – это дисциплиначувств. Вместе они образуют прямое постижение состояния Освобождения, не запятнанноебеспокоящими эмоциями. Поскольку оно неизменно, в нем нет старости;поскольку оно не рождено, в нем нет смерти;поскольку оно не прерывается, в нем нет истощения.
Б2 Б2 В2 В4 Г. Медитация на то, что путь к Освобождению, иди к нирване, как его также называют, – ведет не какому-то полностью от тебя отдельному объекту иди месту, куда надо попасть
Достижение пусто от земли, воды, ветра, солнца и луны[22]
Об Освобождении некоторые, не разделяющие буддийский взгляд, говорили так:
Оно подобно снегу, раковине, дыму благовония,
Йогурту или цвету жемчужины;
Подобно форме белого зонта:
Так Освобождение объясняется у джайнов.
В частности, как говорится в «Наивысшем восхвалении»:
Хорошо известно, что говорят Попугаи42:
«Учат, что необходимо достичь солнца —
вот где Освобождение».
«Освобождение» в понимании других религиозных традиций, подобных этой, есть желание отправиться в какое-то другое место. Таким местом может быть земля, вода, ветер, солнце и луна,но Освобождение пустоот этого. Оно не является чем-то составным.
Как говорит Ачарья Ашвагхоша43:
Не ходи в землю; не ходи в явления.
Его нет в том направлении; его нет на той границе.
Это не что иное, как успокоение
благодаря прекращению мешающих эмоций.
В частности, как говорится в «Наивысшем восхвалении»:
Достигнув нирваны,
Ты никуда не ушел.
Для некоторых Освобождение – это место,
которое надо создать.
Для других, таких как Попугаи, это место,
куда надо отправиться.
Куда ведет твой путь?
Он ведет твоих учеников к постижению
подлинной реальности.
Достичь Освобождения не означает прийти в какое-либо место. Мнение, что Освобождение имеет форму, неверно. Скорее твой собственный ум, свободный от омрачений, сам становится Состоянием истины. Нужно понимать, что Освобождение больше нигде не пребывает.
Б2 Б2 В2 В4Д. Медитация на то, что путь, на котором достигают Освобождения, – это исключительно семь ветвей Просветления
Строфа 106
Внимательность, полное различение явлений, упорство,
Радость, высшая дисциплина, сосредоточение
И равностность – вот семь ветвей Просветления.
Они накапливают заслуги, которые приводят
к достижению нирваны.
Просветление на пути видения похоже на вселенского императора, которому нужны его обязательные составляющие: императрица и семь атрибутов властелина мира. Есть семь ветвей Просветления: внимательность – возвращение к размышлениям об этих истинах; мудрость полного различения явлений; стремление наслаждаться добрыми делами с неослабевающим упорством; радость ума, который счастлив в этом созерцании; укрощение тела и ума – высшая дисциплина, подходящая для тела; сосредоточение внимания без отвлечений и равностность, свободная от недостатков погружения, таких как вялость и рассеянность. Вот семь ветвей Просветления. Они накапливают заслуги, которые являются причиной достижения нирваны. Упражняйся в этих семи и взращивай их.
БЗ. Достижение высшей мудрости
A. Польза от медитации на мудрость.
Б. Мудрость, приносящая благо.
B. Совет о развитии мудрости.
БЗА. Польза от медитации на мудрость
Строфа 107
Без мудрости нет сосредоточения,
Но и без сосредоточения нет мудрости.
Тот, кто обладает и тем и другим,
Преодолевает океан существования,
как перешагивают след копыта.
Как сказано в «Основе поведения »:
Всему этому Мудрец
Учил ради достижения мудрости.
Поэтому те, кто хотят прекратить страдания,
Должны в этом упражняться.
И как сказано в «Ожерелье из драгоценностей »44:
Следовательно, в силу всеобщей мудрости
Реальности, как она есть, эти два не появляются.
Будда Амитабха
Корень всех ошибок – это вера в отдельное «я», присущее личности и явлениям. Без мудрости,которая позволяет увидеть, что ни личность, ни явления не имеют собственной природы, нетсовершенного сосредоточения,на основе которого могут родиться качества путей и ступеней. Необходим совершенный чистый взгляд, проникающий сквозь обусловленно воспринимаемые явления, – он позволяет уму пребывать в покое. Но и безуспокоения ума в совершенном сосредоточении,свободном от изъянов, не будет мудрости,которая прямо распознает, какими на самом деле являются вещи, ведь без сосредоточения нет никакой возможности превзойти путь обычного существа.
Удачливому йогину, который обрел совершенные качества благодаря тому, что медитировал и на то, и на другое – и на пребывание в покое, и на высочайшее проникновение в суть, океан существования, воистину обширный и труднопреодолимый, представляется маленьким, как след копыта, оставленный коровой. Его можно осушить или пересечь очень быстро, потому прилагай усилия к этим двум аспектам пути, столь же важным, как оси у телеги.