Б2 Б2 В2 ВЗ А1. Медитация на страдание в сансаре в целом Строфа 65
О благородный владыка, сансар не исполняет желаний
И является источником многих страданий —
Болезни, старости и смерти. Опечалься этим
И послушай всего лишь о некоторых ее недостатках.
Короля называют благородным владыкой,этот титул означает доброе сердце. В сансарене существует ни малейшей возможности для счастья. Она не исполняет желаний и является источником многих страданий – болезни, старости и смерти.После должного размышления о том, что все это ее природа, опечалься этим,пойми, что в сансаре нет смысла. Измени свое отношение к ней и послушай лишь о некоторых ее недостатках,о которых здесь кратко будет сказано.
Б2 Б2 В2 ВЗ А2. Медитация на неопределенность в сансаре Строфа 66
Отцы становятся сыновьями, матери – женами,
Враги – друзьями,
И наоборот. Поэтому
В сансаре нет никакой определенности.
Когда мы вновь и вновь обретаем тело в сансаре, бывшие отцырождаются нашими сыновьями, матери– нашими женами,ненавистные враги– лучшими друзьями, и наоборот,как это увидел Арья Катаяна36. В сансаренет абсолютно ничего определенного– например врагов или друзей. Поэтому, отказавшись от желания и ненависти, пребывай в покое ума.
Б2 Б2 В2 ВЗ АЗ. Медитация на неудовлетворенность Строфа 67
Каждый уже выпил столько молока, сколько не наберется воды
в четырех океанах.
И все же тот, кто пребывает в сансаре,
Следуя путем обычных существ,
Будет вынужден поглотить еще больше.
Медитируя на безграничную доброту всех существ, мы упражняемся в сочувствии. Каждоесущество уже выпилотакое количество молокасвоих матерей, какое не вместят в себя четыре океана.Однако, не стремясь к Освобождению и следуя путем обычных существ, пребывающий в сансаренакапливает недобродетельные поступки и потому будет вынужден поглотить еще больше.Колесо сансары не разомкнется для тех, кто не развивает заслугу, ведущую к Освобождению.
Б2 Б2 В2 ВЗ А4. Медитация на безмерность
Строфа 68
Гора собственных костей каждого
Равна горе Меру или даже превосходит ее…
У каждогосущества, поскольку он перерождался бессчетное число раз, гора собственных костей равна горе Меру или даже превосходит ее.Если не найдешь путь к Освобождению, оставишь после себя еще больше костей.
Б2 Б2 В2 ВЗ А5. Медитация на обретение тела вновь и вновь
Если бы можно было посчитать своих матерей
на бусинках размером
С семя можжевельника,
Бусинки заняли бы поверхность, превосходящую
поверхность земли[17].
Если бы можно было посчитатьживых существ, бывших твоими матерямив прошлых жизнях, на бусинках размером с семя можжевельника, они заняли бы поверхность, превосходящую поверхность земли.Поняв этот пример, медитируй на то, как безмерна их доброта.
Б2 Б2 В2 ВЗ Б. Медитация на страдание перемен
1. Медитация на страдание от непостоянства высших и низших в сансаре.
2. Медитация на страдание от непостоянства в счастливых умах.
3. Медитация на непостоянство приятных мест обитания.
4. Медитация на непостоянство счастья от чарующей красоты.
5. Медитация на непостоянство внешнего счастья от купания и так далее.
6. Медитация на непостоянство счастья и удовольствий высших миров.
7. Медитация на непостоянство счастья от славы и великолепия.
8. Медитация на то, как важно накапливать заслугу – противоядие этим страданиям, и на одиночество, если практикуешь вредные поступки, родившись в сансаре.
Б2 Б2 В2 ВЗ Б1. Медитация на страдание от непостоянства высших и низших в сансаре
Строфа 69
Сначала ты был Индрой, почитаемым всем миром,
А затем вновь падешь на землю силой своих действий.
Сначала ты был властелином вселенной,
А затем будешь слугой слуги в сансаре.
Сначала ты был Индрой, почитаемым всем миром, а затем вновь падешь на землю силой своих действий. Плод совершенных тобой благородных действий был поражен неблагими поступками и иссяк. Не накапливая благие деяния, из властелина вселенной превращаешься в слугу слуги и оказываешься меньше самого низшего в сансаре. Даже самое высокое положение, такое как власть императора, ненадежно.
Б2 Б2 В2 ВЗ Б2. Медитация на страдание от непостоянства в счастливых умах
Строфа 70
Ты долго наслаждался прикосновениями
Бедер и грудей небесных дев.
Теперь придется вернуться к нестерпимым мучениям ада:
Будешь искромсан и раздроблен его железными жерновами.
Родившись богом в силу накопления выдающихся благих поступков, наслаждаешься,обнимая небесных девмира богов, телом и руками касаясь их бедер и грудей. Эта беззаботность страстного желания долго увлекает тебя. Но однажды накопления благих поступков истощаются. Тогда тебе придетсяснова пережить нестерпимое мучение, когда жернова адабудут кромсать и дробитьтвое тело.
Б2 Б2 В2 ВЗ БЗ. Медитация на непостоянство приятных мест обитания
Строфа 71
Подумай о том, что после долгого пребывания на вершине
горы Меру,
Где земля мягка и восхитительно податлива твоим ногам,
Ты должен будешь испытать невыносимое страдание,
Блуждая по горящим углям и гниющим трупам.
Подумай о том, что после долгого пребывания на вершине горы Меру,божественной обители, где земля состоит из многих видов драгоценностей и послушна прикосновениям твоих ног, где она мягка и восхитительно податливапод ступнями и поднимается, когда ты переступаешь, – ты должен будешь испытать невыносимое страдание, блуждая по горящим углями гниющим трупам. Думать об этом означает медитировать на непостоянство приятных мест обитания и на иллюзорность счастья от пребывания в этих местах, лишенных собственной сущности.
Б2 Б2 В2 ВЗ Б4. Медитация на непостоянство счастья от чарующей красоты
Строфа 72
Окруженный небесными девами высших миров,
полный радости,
Ты резвишься в восхитительных рощах.
Впоследствии твои ноги, руки, уши и нос будут отсечены
В тех рощах, где листья подобны острым лезвиям.
Родившись в высших мирах, сопровождаемый небесными девами или богинями, полный радости от такого окружения, оказываешься в восхитительных рощах с прекрасными цветами и фруктовыми деревьями, и долгое время там резвишься. Впоследствии, когда благие действия иссякнут, окажешься в рощах, где листья подобны оружию с острыми лезвиями: там твои ноги, руки, уши и нос будут отсечены. Избегай привязанности и стремления к радостям и роскоши божественных миров, прилагай усилия к достижению Освобождения.
Б2 Б2 В2 ВЗ Б5. Медитация на непостоянство внешнего счастья от купания и так далее
Строфа 73
Насладившись в тихих струях с золотыми лотосами
В обществе небесных дев с прекрасными чертами,
Затем снова в стремнине ада, которую не перейти вброд,
Будешь погружен в нестерпимые, кипящие соленые воды.
Пребывая в тихих струяхбожественных рек с золотыми лотосами,долгое время наслаждаешься обществом небесных дев с прекрасными чертами.Но затем,когда исчерпывается сила благих действий, сновападаешь в стремнину ада, которую нельзя перейти вброд37 и погружаешься в нестерпимые, кипящие соленые воды.Продолжай накапливать заслугу, чтобы не возникли такие переживания, когда полное созревание благих поступков подойдет к концу.
Б2 Б2 В2 ВЗ Б6. Медитация на непостоянство счастья и удовольствий высших миров
Строфа 74
После мира богов, где достигнуто
величайшее блаженство желания Или блаженство, свободное от желаний, как у самого Брахмы,
Следует непрерывное страдание:
Становишься топливом для пламени нескончаемой пытки.
Родившись в мире богов силой нечистых, но добрых поступков, достигнешь величайшего блаженстваблагодаря объектам желанияили обретешь в мире форм качества самого Брахмы, свободного отжажды желаний. Затемвследствие недобродетельных поступков, результат которых переживается в следующих жизнях, наступает непрерывное страдание,потому что становишься топливом для пламени нескончаемой пытки.
Б2 Б2 В2 ВЗ Б7. Медитация на непостоянство счастья от славы и великолепия
Строфа 75
Озарив целый мир
Светом собственного тела, равным свету солнца и луны,
Снова окажешься в кромешной тьме,
Где невозможно увидеть даже собственные вытянутые руки.
Поначалу ты вел за собой и озарял светом собственного тела, равным свету солнца и луны, целый мир.Но затем, когда этот свет угаснет, снова окажешься в кромешной тьме, где невозможно увидеть даже собственные вытянутые руки.Поэтому медитируй на непостоянство счастья славы и великолепия.
Б2 Б2 В2 ВЗ Б8.