Ограниченность материальной деятельности
Можно сравнить фактор кармы с коровой, привязанной к шесту. Длина веревки между коровой и шестом определяет границы, в которых корова может двигаться. В соответствии с нашей кармой, мы попали в то или иное положение и тело. Большая часть нашего притворства проходит внутри пространства, ограниченного веревкой между шестом и коровой. Как далеко мы можем уйти? У нас есть свобода воли, но лишь в ограниченных пределах, поскольку мы связаны. Когда мы говорим «развиваться духовно», то имеем в виду выйти за пределы пространства, ограниченного этой веревкой.
Психология, образование или материальная деятельность в лучшем случае помогут нам до предела натянуть эту веревку. Причина одна — человек, что бы он ни предпринял, все еще находится во власти судьбы или кармы. Например, кто-то смог заработать миллионы на продаже недвижимости. Другой решит пойти по его стопам, но кончит банкротством. Сама деятельность лишь помогала проявиться благоприятным возможностям в рамках, ограниченных длиной веревки. Но сейчас мы говорим о том, как вырваться за их пределы. Длина веревки может быть изменена лишь кармойзменяющей деятельностью, а именно - - преданным служением. В противном случае мы так и останемся продуктом изменений кармы.
Усилия могут порабощать человека, поскольку ведут лишь к ограниченному результату. Усилие также обусловлено длиной веревки, и это не позволяет заключенному освободиться. Несмотря на то, что он продолжает притворяться заключенным, он делает небольшие шаги к улучшению своего пребывания в тюрьме. Теперь он притворяется заключенным, которому стало жить лучше и веселее. Изменяя карму, мы изменяем длину веревки или условия нашей жизни.
Со слов Матсьи мы можем понять, что предопределенность существует всегда, хотя есть и свобода воли, и фактор времени. Все три фактора действуют постоянно, и у нас есть возможность изменить карму, хотя для этого потребуется время. Карма или грех не уйдут в одночасье, однако они не исчезнут совсем, если мы продолжим притворяться, что иллюзия — это реальность и что преодолеть ее невозможно.
Правильно притворяться — значит быть самим собой
Следует понять, что мы проложили путь к неблагоприятному умонастроению с помощью нездорового притворства. Поэтому вырваться из этого положения можно лишь прямо противоположными действиями. Притворяться во благо равносильно тому, чтобы быть самим собой, поскольку благотворное притворство выходит за рамки машинальных действий или умственных упражнений. Так же, как мы были одержимы негативной деятельностью, сейчас мы хотим стать одержимыми позитивной деятельностью. В этом случае то, что казалось нам непреодолимым, станет легко побороть, поскольку мы избавимся от ложных преград.
Именно поэтому у преданных высшего уровня такая сильная вера. Они знают, что Господь всегда рядом. Они готовы отправиться даже в ад, поскольку постоянно в своем сознании находятся подле Господа. Они знают, что разлука с Кришной, Богом, — всего лишь иллюзия. Они видят, что вы находитесь в майе, ибо позволили себе быть в майе, хотя имеете силу выбирать между добром и злом. Вы находитесь в тревоге и замешательстве, потому что приняли ложное за истинное и полагаете, что пути к освобождению закрыты. Так вы увековечили иллюзию и стали для себя самым заклятым врагом. Вы сможете изменить свою жизнь только когда поймете, что самый страшный враг — это вы сами.
Продолжая размышлять над своими прошлыми впечатлениями, обсуждать чью-то жизнь или недостатки, мы проходим мимо возможности использовать свою силу. Поэтому долг духовного воина - - помочь людям увидеть свои возможности и использовать их. Даже если люди не желают слышать о том, что они в ответе за свою жизнь и могут изменить ее, духовный воин все равно должен мягко помогать им. Наш ум может быть как худшим врагом, так и лучшим другом. Если мы притворяемся, что он — наш худший враг, и действуем в соответствии с этой оценкой, он так и останется врагом. Но если мы обуздаем его с помощью девятислож-ного метода преданного служения, то ум станет нашим величайшим сокровищем и будет действовать в соответствии с нашим подлинным «Я».
Приведем пример. Одной очень красивой женщине пришло в голову, что она — некрасива. Чтобы избавиться от ложной концепции, она начинает притворяться, что является привлекательной. Несмотря на то, что она притворяется красавицей, ее настроение не противоречит истинному положению дел, потому что она и есть красавица. Когда она притворялась некрасивой, все ее общение с окружающей средой, весь ее взаимообмен с другими был основан на ложной, выдуманной концепции. Теперь же близкие вдохновляют ее на то, чтобы притворяться красавицей, потому что она и является таковой. Вместе с переключением направления мыслей коренным образом изменится и ее взгляд на мир. Просто надо суметь вытащить одну колючку другой колючкой. Поскольку нам удалось убедить себя в истинности иллюзии, для обретения своего истинного «Я» нам потребуется столько же сил.
Можно также изменить карму с помощью праяшчитты, покаяния. Несмотря на то, что этот метод относится к категории карма-канды (деятельности ради результатов), он тоже может изменить карму. У всех нас есть «запасы», которые мы принесли с собой из прошлого; эти «запасы» имеют отношение к нашей судьбе. Они непостоянны, но образуют часть нашего багажа. Следовательно, совершая те или иные аскезы, которые уничтожают этот багаж, мы можем изменить карму. Конечно, самым верным и могущественным способом является бхакти-йога, преданное служение. Аскезы помогают, поскольку сжигают карму, но этот метод занимает больше времени, так как затрагивает лишь то, что лежит на поверхности. Аскезы не всегда изменяют сознание, хотя порой могут через какое-то время привести к изменениям. Но, углубляясь в преданное служение, мы увидим, как меняется наше сознание, что приведет к ощутимым изменениям в наших словах и действиях.
Говоря о притворстве, мы не имеем в виду мысленное представление или просто красивые слова. Напротив, следует притворяться таким образом, чтобы это привело нас верной дорогой к нашему истинному «Я», чтобы мы стали одержимым таким умонастроением. Представляя себе, что мы во Вриндаване или другом святом месте, что люди вокруг любят нас, мы постепенно сделаем это частью своего сознания. Мы будем также делиться этой реальностью с другими. Однако если мы будем продолжать держаться двойственности, деля людей на друзей и врагов, от других мы будем видеть точно такую же двойственность.
Мы не говорим, что следует лицемерить, поскольку между лицемерием и благотворным притворством есть разница. Лицемеры признают лишь свои выдумки и не могут похвастать честностью. Наша цель — реальность, и ради этого мы должны выйти за рамки обрядовости и поверхностных взглядов на свою истинную сущность. Мы так жаждем обрести чистое бхакти, что готовы все отдать Господу, поскольку осознали, что все изначально принадлежит Ему. Каждый новый день — это шанс либо повернуться к Богу, либо пасть в объятия смерти, получив очередное тело. Если мы будем продолжать неправильно притворяться, мы просто познаем смерть. После того, как это представление будет окончено, нас выволокут на другую сцену, чтобы было, где притворяться дальше. Таков итог любой жизни — и людей, и животных: все мы притворяемся и действуем в соответствии с тем или иным костюмом и опытом. Следует, однако, сойти с этой сцены и вспомнить, кто мы есть на самом деле (вечные существа), а не играть в этих пьесах и ночных кошмарах. Это нелепо -- стараться устроиться поудобней посреди ночного кошмара; мы не хотим этого, мы хотим избавиться от кошмаров навсегда.
Важность искренности
Чтобы не пасть, мы должны постоянно повторять имена Бога. Когда мы вяло воспеваем или молимся, считая, что мантра или молитва не обладают могуществом, то делаем вид, что мантра или молитва не соединяет нас с Господом и духовным миром. Мы делаем вид, что повторяем мирской звук, вместо того, чтобы привлечь слух Бога и связаться с обитателями духовного мира. Если вы дозваниваетесь кому-то по телефону и делаете вид, что ваш собеседник на другом конце провода не снял трубку, то ваш разговор будет весьма странным. Однако если вы зовете собеседника и делаете вид, что он находится на другом конце провода, хотя и не слышите его, то постараетесь говорить с уважением, чтобы в конце концов убедиться, что вас все это время слышали.
От качества молитв и воспевания зависит очень многое. Мы должны понять, чем же мы занимаемся, когда взываем к именам Бога. Наш ум и духовная деятельность вплетаются в наше воспевание и молитвы. Если у нас адские мысли, а наша деятельность противоречит всем правилам, мы не сможем искренне повторять мантры и молитвы, несмотря на то, что у них есть могущество открыть нам все. В конечном итоге мы скажем, что мантры и молитвы не имеют силы, и ничего не обретем. Но если мы верим в их могущество, то вытащим одну колючку другой колючкой и получим доступ к этой силе. Многие преданные просто проделывают какие-то телодвижения, воспевая, вознося молитвы или совершая поклонение; они делают это из чувства долга, а некоторые вообще не могут воспевать и молиться, поскольку не могут понять одну истину: если ты желаешь Господа, поверь Ему. Если вам не нужен Бог, прекратите притворяться и начните взывать к Шиве, Брахме, Дурге, полицейскому, доктору, лавочнику, майе, дьяволу или самому себе. Если мы не верим в Верховного Господа и делаем вид, что Он не всемогущий, мы будем создавать мысли, настроения и ощущения, которые вторят этому притворству, и упустим возможность сегодня соединиться с нашим Божественным Господом.