Неверно направленный энтузиазм
Миллиарды людей во всем мире имеют неверно направленный энтузиазм, но у миллионов людей вообще нет никакого энтузиазма. Кто находится в более незавидном положении — те, у кого есть неверно направленный энтузиазм, или те, у кого его нет вовсе? Кто больше страдает? У последних нет ни радости, ни вкуса к жизни — ни материальной, ни духовной. У шестнадцати миллионов людей в Америке и ста миллионов людей по всему свету депрессии достигают такой стадии, что им требуется амбулаторная помощь. Но это еще не все — депрессии обходятся работодателю в сумму, перед которой блекнут все остальные расходы на сотрудников - - до 43,7 миллиарда долларов в год. В эту сумму включены потери времени из-за пропусков, недостаточная производительность труда, самоубийства, связанные с депрессиями, и медицинское обслуживание. Некоторые люди страдают такими тяжкими формами депрессии, что не могут ни есть, ни мыться, ни даже встать с постели. У них пропадают все увлечения, желание что-либо делать, вкус к жизни и даже вкус к греху. Опустившись до такого состояния, человек вряд ли станет заниматься духовной деятельностью.
В конечном итоге все хотят ощутить ручи, вкус, несмотря на то, что большинство людей просто гоняется за чапала-сукхой - - миражными, временными наслаждениями чувств. К сожалению, такого рода удовольствия оборачиваются продолжительными негативными и неблагоприятными последствиями. Несмотря на то, что они дают моментальное возбуждение, они по сути уносят нашу энергию, сознание и деятельность в неверном направлении. Как часто мы загораемся энтузиазмом, стоит лишь чувственному наслаждению забрезжить перед нами, и пытаемся выжать из него максимум чувственных удовольствий! Но как только дело доходит до преданного служения, мы не знаем, где взять силы на него.
Чтобы прогрессировать на духовном пути, мы должны выяснить, куда направить свой энтузиазм. Мы не хотим тратить свой энтузиазм на грубые и тонкие наслаждения, но и не хотим вообще лишиться энтузиазма. У некоторых людей энтузиазм угасает не только для духовной жизни, но и для социальных, политических или финансовых достижений. У них нет энтузиазма, чтобы попытаться познать Бога, и нет энтузиазма, чтобы совершить грех, избежав таким образом служения Господу. Нам нужен энтузиазм, утсаха, но мы хотим направить его в правильное русло. Причем мы хотим беспрерывного энтузиазма, поскольку лишь такой энтузиазм наполняет наше бытие смыслом и помогает нам согласиться на лечение, способствующее окончательному освобождению и высшему служению. Такой энтузиазм поможет нам остановить врагов, которые постоянно атакуют нас через ум и влияют на всю нашу жизнь.
Оглянитесь назад
Остановитесь на минуту и вспомните времена своего духовного пути, когда у вас было больше всего энтузиазма или воодушевления. Постарайтесь в деталях вспомнить то время, когда вы сильнее всего ощущали присутствие Бога и вас переполняло небывалое до этого чувство преданности. Также вспомните время, когда вы теряли энтузиазм, и снова внимательно изучите свои ощущения. Следующие вопросы могут стать отправными точками ваших размышлений.
Воодушевляет ли вас роль слуги Господа?
Чувствуете ли вы энтузиазм в следовании основным принципам, которые помогут вам возвысить свое сознание?
Вдохновляет ли вас общение со святыми людьми?
Чувствуете ли вы воодушевление, когда размышляете о том, что вас ждет в конце духовного пути?
Мы должны проследить ход нашей духовной жизни за последние несколько дней, недель и даже лет. Это поможет нам понять, как различные поступки и мысли влияют на нас. Посмотрите, как события нашей жизни зависят от глубины нашей погруженности в процесс бхакти.
Проводя такой анализ, кто-то увидит, как ограничения, накладываемые духовной практикой, помогали ему поддерживать энтузиазм, поскольку духовная деятельность направляет сознание по благому пути. Другие отметят, что они чувствовали себя лучше, когда кто-то уважал или хвалил их. Большинство из нас знают, что правильная занятость в служении помогает нам укрепиться в сознании Бога, а чрезмерная праздность приводит к вялости. Многие знают, как общение с теми, у кого есть энтузиазм, заражает нас самих таким же энтузиазмом. Когда мы повторяем мантру, медитируем или молимся рядом с теми, у кого есть вкус к святому имени, такое общение обязательно окажет на нас благое влияние. Некоторые отметят связь между принятием пищи и желанием служить. А переедание может превратить человека в нерадивого лентяя.
Также мы можем вспомнить время, когда у нас пропадал Душевный покой и одолевали сомнения и страхи. Кто-то обнаружит себя в постоянной бхога-тъяге - - ситуации, в которой человек то и дело мечется между чувственными наслаждениями и отречением. Один день он думает, что падений больше не будет, а уже на следующий отдается во власть чувств. Такие нескончаемые колебания не позволяют нам стать серьезными шуддха-бхактами (чистыми вайшнавами). Мы должны понять, что помогает нам поддерживать энтузиазм и не гоняться за сиюминутными ощущениями, зыбкой основой которых являются чувства.
Таковы лишь некоторые из идей, которые могут стимулировать ваши размышления. Мы хотим, чтобы вы тщательно разобрались в своей жизни и увидели, что приемлемо для вас, а что нет. Затем привнесите в свои жизни больше позитивной деятельности. Нам надо закрепить за собой власть над своим духовным продвижением. Проанализировав досконально события своей жизни, мы сможем понять, как защищать и взращивать лиану нашего преданного служения. Вот почему нужно заглянуть в свое прошлое и настоящее. Мы хотим делать то, что поможет углубить нашу духовную жизнь. Надеемся, что у каждого из вас есть знакомые, которые большую часть времени или даже все время не теряют энтузиазм. К сожалению, нам также встречаются люди, которых, похоже, ничто не радует в жизни.
Сущность духовной жизни
В чем суть всех правил и запретов (видхи-нишедха), упомянутых в священных писаниях? Суть всех разрешающих указаний в том, чтобы всегда помнить о Боге. Если мы способны всегда размышлять о Господе, то сможем в конце концов признать Его своим доброжелателем, самым надежным кормильцем и защитником, который великодушно призывает все живые существа вернуться в их изначальный дом в духовном царстве. Поэтому наш энтузиазм и деятельность должны помогать нам в наших попытках всегда размышлять о Кришне с ощущением радости и счастья. Сколько бы обязанностей и служения на нас ни лежало, все они должны погружать нас в мысли о Господе. И, разумеется, главным запретом является указание никогда не забывать о Господе. Помните, что Господь нисходит ради нашего блага, и Его деяния помогают нам постоянно размышлять о Нем. Кришна и Его шактьявеша-аватары, наделенные особым могуществом воплощения, своими деяниями пробуждают в нас энтузиазм, поскольку позволяют нам четче представить себе, что ожидает нас в конце пути. Господь сметает с этого пути все, что крадет наш энтузиазм; для этого Он уничтожает негодяев и восстанавливает истинную религию. Вкратце суть ведической дхармы можно выразить в двух принципах: думать о Господе и никогда не забывать Его. Когда преданный размышляет об основных аспектах прихода Кришны, он переполняется энтузиазмом и ощущает блаженство.
Брахманы, которые дали обет повторять молитвы гаятри, каждый день почитают духовного учителя, Господа Чайтанью и Кришну, видя, как они вдохновляют их возродить свой дремлющий разум и приобщиться к вечной любви. Эти молитвы напоминают им, что нельзя довольствоваться низшим вкусом и опускаться до низших утех, которые не длятся долго и заканчиваются разочарованием. Духовная жизнь исполнена радости; без радости немыслимо духовное путешествие. Все авторитетные писания и прославленные учителя говорят об этом. Духовная жизнь полна приключений, игр и разнообразия. Она открыта для всех. Те прославленные личности, о которых мы упомянули, хотели, чтобы Мы воочию увидели эту реальность, и потому вдохновляли Нас. Они хотели, чтобы мы, находясь в состоянии энтузиазма, испытали те же самые ощущения, что и они.
Опасность равнодушия
Мы никогда не должны забывать, что по достижении высшей цели нас ожидает бесконечное наслаждение, а также не должны недооценивать опасность потери энтузиазма. Как только мы чувствуем себя лишенными энтузиазма, сразу в нашем сознании должна включиться своего рода «сирена», сигнализирующая о том, что дверь, через которую проникает майя, открыта нараспашку. Мы должны понять, что, как только потеряем энтузиазм, майя беспрепятственно войдет и погубит нас. Как только мы обнаружили, что у нас не хватает энтузиазма, нам следует не мешкая выяснить, как и с какой стороны нас атаковали враги ума. Если бы эти враги не напали на нас, мы бы чувствовали большой прилив энтузиазма. Может ли кто-либо гореть энтузиазмом, когда его тянут за волосы и бьют? Страх, похоть, гнев, зависть, гордыня, безумие и остальные враги пытаются убить нас, порой нападая одновременно.
Степень отсутствия у нас энтузиазма может говорить о серьезности атаки. Это напоминает диагноз у больного раком или гриппом, который доктор ставит на основании проявленных стадий болезни и ее симптомов. Если мы знаем признаки здорового человека, то можем распознать и признаки болезни. Священные книги и великие ачаръи (учителя) помогают нам разглядеть, что есть признаки духовного здоровья. Первым делом надо спросить, как долго нам удается сосредоточивать свои мысли на Господе. Можем ли мы оставаться равнодушными, если постоянно помним о ком-то, кто любит и защищает нас? Можем ли мы действительно оставаться равнодушными, если знаем, что тот, кто нас любит, является самым красивым, самым умным, самым богатым, самым отреченным, самым славным и самым могущественным? Если мы глубоко поверим в эти священные истины, то враги ума не смогут подобраться к нам и отнять у нас энтузиазм.
Еще одной причиной, по которой мы хотим избежать атак, крадущих у нас энтузиазм, является опасность получить очередное материальное тело. Отсутствие энтузиазма означает, что нам не нравится процесс или мы недостаточно рьяно стремимся к тем высотам, на которые нам надо взобраться. В духовном мире нет равнодушных. Там просто не существует такого понятия. Поэтому, если мы хотим вернуться в духовный мир, нам надо стать такими же, как его обитатели. Мы не можем продвигаться в духовной жизни, если ощущаем скуку, теряем веру или поддаемся депрессиям. Нам не ощутить высшего вкуса, если нас охватывает тревога, страхи, плохое настроение и скорбь, которые некоторых доводят до самоубийства. Если мы слишком погружаемся в свои беды и тревоги, наша энергия и сознание отвлекутся от бхавы (экстаза) и премы.
Чувства и ум всегда чем-то заняты. Они не могут оставаться без дела. Если мы не направим их на духовные предметы, они увлекутся неблагоприятной деятельностью. Как известно, нельзя вершить грех и молитву одновременно. В Библии есть подобное предостережение: «Никто не может служить двум господам; либо будешь ненавидеть одного и любить другого, либо будешь предан первому и презре-ешь другого. Нельзя служить Богу и мамоне» (Ев. от Матфея 6:24). Так не бывает. Никому не удастся никого обмануть, особенно если принять во внимание, что Кришна — в сердце и видит все. Зачем Кришне звать нас обратно и заботиться о нашем возвращении, если Он видит, что мы отнюдь не намерены возвращаться домой? Он дал нам свободу воли. Когда Он замечает, что мы капризно и вяло занимаемся сад-хана-бхакти, Он и Его слуги заключают, что мы не хотим возвращаться в духовное царство. С другой стороны, если мы с радостью хватаемся за любую возможность стать слугой Господа, Он естественным образом ответит нам с еще большим воодушевлением. Ведь если вы пытаетесь сделать что-то для человека, который даже не обращает внимания на ваши старания, вам не захочется продолжать.
Причины застоя
К застою приводят определенные поступки и образ мыслей. Духовная жизнь зиждется на девяти столпах: это шраванам (слушание), киртанам (воспевание), смаранам (помято-вание о Господе), падасеванам (служение лотосным стопам Господа), арчанам (поклонение Господу), ванданам (возношение молитв Господу), дасъям (желание стать Его слугой), сакхъям (стремление подружиться с Господом) и атма-ниведанам (принесение всего, что у нас есть, к Его стопам). Невозможно заниматься ни одним из этих видов деятельности, не настроив должным образом свое сознание на преданность. Можете не сомневаться — каждый из вышеупомянутых методов превратится в трудоемкую задачу. Нет и разговора об атманиведане, полном предании себя, если мы потеряли энтузиазм или позволяем себе небрежность в своем служении. Чтобы пробиться сквозь три гуны материальной природы, мы должны двигаться с большой интенсивностью. Чтобы усилить вкус, нам потребуется дридха-врата (сильная вера) и лаулъя (духовная жажда). Вкус увеличится после того, как мы попробуем хотя бы одну каплю, и мы захотим еще. Если у нас недостаточно вкуса, то не станем желать большего. Мы можем даже начать сомневаться, а достижимо ли это вообще.