Вступительное слово редактора

Серия книг под общим названием «Духовный воин» со­стоит из лекций, которые Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами (другое его имя — Свами Кришнапада) читал на про­тяжении последних лет на радио и телевидении во многих странах мира. Поскольку первоначально эти тексты были представлены в разговорной форме, их стиль соответство­вал разговорной речи. Редактируя эти тексты, мы привели их в соответствие с книжными стандартами, но, тем не ме­нее, постарались сохранить некоторые «вербальные нюан­сы», которые дадут читателю возможность почувствовать атмосферу этих радио- и телепередач. Мы стремились к то­му, чтобы вы стали частью аудитории и смогли бы оказать­ся рядом с этим поразительным оратором и услышать от не­го слова, которые явятся живительным нектаром для души.

Мы хотим также обратить ваше внимание на некоторые другие стилистические особенности. Во время своих бесед Бхакти Тиртха Свами использовал различные духовные фи­лософии, но поскольку его слушатели в основном были приверженцами христианского и ведического учений, он ссылался на эти писания. Иногда он обращался к термино­логии Вед — собрания древних писаний, возникших на зем­ле, которая сейчас известна как Индия. Мы постарались со­хранить как можно больше этих терминов и вкраплять их объяснения в текст. Если вам попадется неизвестное слово, вы можете посмотреть его значение в прилагаемом глосса­рии. Однако есть термины, которые необходимо разъяснить с самого начала:

1. Когда Его Святейшество говорит о едином Боге, о кото­ром мы все слышали, он употребляет различные терми­ны. Он называет Бога Верховным Господом, Верховной Личностью Бога, Божественными Родителями (Бог-мать и Бог-отец), а также Кришной.

2. Его Святейшество часто употребляет слово «предан­ный». Так он обращается к тем, кто следует по духовно­му пути в рамках ведической традиции, или к тем, кто хочет встать на духовный путь.

3. Он также использует словосочетание «девятисложный процесс», что относится к разнообразной деятельности, которой занят человек, пытающийся преданно служить Богу. Сюда включены слушание о Боге, беседы о Нем, памятование о Нем, вознесение Ему молитв, служение Ему, предание всего себя Богу и т.д.

В конце каждой главы помещены вопросы и ответы, ко­торыми обменивались лектор и его слушатели. Мы надеем­ся, что они развеят сомнения, которые могут появиться у читателя в ходе чтения этой книги. Этот обмен мнениями между Его Святейшеством и публикой также поможет чита­телю взглянуть на обсуждаемые проблемы с разных точек зрения.

Эта книга -- пятая по счету в серии «Духовный воин». Первые четыре тома («Книга первая: открытие духовных ис­тин в психических явлениях», «Книга вторая: превращение вожделения в любовь», «Книга третья: утешение сердца в трудную минуту» и «Книга четвертая: победа над врагами ума»), наряду с другими работами Его Святейшества, уже вы­шли в печать и переведены на многие языки мира. Сведений, содержащихся здесь, не найти ни в одной другой книге, и мы надеемся, что вы возьмете на вооружение все знание, которое содержится в этих книгах. Если вы отнесетесь к тому, о чем здесь говорится, серьезно, то сможете превратить вашу жизнь в удивительное, исполненное любви приключение.

Вступление

В большинстве стран и общин мира ментальному здоро­вью не уделяется особого внимания. Причин тут может быть много: кто-то не понимает, что такое болезнь и здоро­вье ума, другие стесняются об этом говорить, а третьи не­четко представляют себе, какое влияние на личность и об­щество в целом оказывает ослабленная психика. По материалам, опубликованным Всемирной Организацией Здравоохранения, «к 2020 году ожидается, что депрессии станут основной причиной нетрудоспособности и второй по счету болезнью, которая поразит основную часть челове­чества». В этой статистике не учтены люди, которые подвер­жены плохому настроению — слишком слабовыраженному недугу, чтобы относить его к разряду депрессий, но доста­точно сильному, чтобы самым серьезным образом влиять на наши жизни. Как часто общество, в котором нам сужде­но жить, учит нас «по-быстрому» решать ментальные про­блемы, и мы пытаемся (если вообще пытаемся) решить их способами, которые лишь на время успокаивают нас! Впро­чем, конфликт со своим умом, как и любой другой кон­фликт, дает нам замечательную возможность для личност­ного роста.

Если мы рассмотрим спектр нашего восприятия, то уви­дим, что наименее всего мы ощущаем реальность, когда спим, а проснувшись, ощущаем ее более четко. На более вы­сокой стадии мы проникаем в бестелесные миры, но и это еще не предел; двигаясь дальше, мы достигаем самой выс­шей точки сознания -- восприятия и познания духовного мира и наших взаимоотношений с Богом и мирозданием. Наш ум постоянно сопровождает нас в путешествиях по этим сферам бытия, куда бы мы ни отправились -- вверх или вниз. И ум может стать либо ключом, которым мы ото­прем дверь в непознанное, либо засовом, который эту дверь запрет. Многие пытаются и будут пытаться достичь необыч­ных состояний сознания с помощью искусственных мето­дов, таких, как наркотики, но это приносит лишь временные изменения наряду с болезненными побочными эффектами.

Когда мы бодрствуем и даже когда спим, провидение ода­ривает нас бесконечными возможностями к изменению со­знания и достижению нашей божественной, неоскверненной природы. Однако мы не замечаем эти дары, и виной тому на­ши чувства и ум, которые постоянно отвлекают нас. Преоб­разовать ум мы можем лишь путем укрепления разума с по­мощью духовного знания и погружения наших чувств в духовную деятельность. Лишь тогда ум станет нашим дру­гом, и, как следствие такой дружбы, мы увидим в каждой ссоре или перипетии судьбы возможность вырваться из уз­ких физических, психических и надпсихических рамок и по-настоящему стать самим собой. К сожалению, наш ум и про­блемы, им создаваемые, порой так увлекают и поглощают нас, что мы уже не способны рассуждать здраво, и в резуль­тате у нас развиваются неизлечимые депрессии, страхи, пси­хозы и наркотическая или алкогольная зависимость. Изле­читься от этих болезней, когда они уже напали на нас, можно, но лучше всего — не допустить их появления.

Современному человеку хорошо известно, какую роль в психических заболеваниях играют воспитание, отношения в семье, окружение, физическое здоровье и наследствен­ность. И все-таки мало кто понимает, как развитие и проявление психических недугов влияет на духовную жизнь и как человек может воспользоваться духовным знанием, чтобы воспрепятствовать этим болезням и излечиться от них. Бхакти Тиртха Свами дает убедительные ответы на оба эти вопроса, как в своей предыдущей книге «Победа над врага­ми ума», так и в этой книге, удачно названной «Превраще­ние ума в своего лучшего друга». Бхакти Тиртха Свами дает нам изумительный набор навыков, с помощью которых мы можем превратить засов нашего ума в ключ, которым мы откроем дверь нашей жизни и наполним свое существова­ние радостью и осмысленностью. В который раз Его Святей­шество делится с нами секретами своего искусства решать материальные проблемы духовными средствами.

Если нам удастся усвоить и применить на практике хотя бы несколько из принципов, приведенных в этой книге, и объединить их с нашими знаниями из области биологии и психологии, мы не только преобразуем свои жизни, но и станем способными помочь другим, давая им силы изме­нить свои жизни, как это сделали мы. В конце концов, мы не можем поделиться с другими тем, чего не имеем сами. Сей­час вы перевернете эту страницу, и я прошу вас — раскрой­те свое сердце и ум, ибо книга, которую вы прочтете, изме­нит вашу жизнь.

Доктор Четна Канг, английский психиатр.

Вступительное слово автора

Эти две книги («Духовный воин — часть четвертая: по­беда над врагами ума» и «Духовный воин — часть пятая: превращение ума в своего лучшего друга») были написаны одновременно. Хотя и разные по содержанию, эти книги до­полняют друг друга, как ни одна из книг этой серии, если читать их одну за другой.

Имея духовный сан, я трачу 55 процентов времени на то, чтобы управлять общинами вайшнавов (так называют лю­дей, которые поклоняются личностному Богу, исповедуя ре­лигию, которую многие называют «индуистской верой») и вайшнавскими организациями по всему миру. Остальные 45 процентов моей работы и преподавания связаны с кон­сультациями в сферах международного бизнеса и медицины, а также в области межрелигиозного диалога. Особый интерес Для меня представляет возможность помогать лидерам во всех этих сообществах стать более искренними, а также возможность помогать духовным людям — неважно, какой религии они придерживаются, — подняться над внутренней подавленностью и психологическими барьерами, которые мешают им по-настоящему помочь себе и своим общинам.

Идея написания этих двух книг (части четвертой и пятой «Духовного воина») зародилась у меня после образователь­ного тура по сорока странам мира, где я делился со своими слушателями многими мыслями, представленными здесь. Я хотел облечь эти мысли в простую литературную форму, чтобы те, кто борется со своими анартхами (препятствия­ми, комплексами и депрессиями), получили подмогу. Во всех общинах, где мне довелось побывать, люди пребывали в постоянном психическом кризисе и терзались от внутрен­ней неустроенности. Меня часто просили стать своего рода «посредником в изменении ситуации в мире» и помочь лю­дям избавиться от страданий. Вот для чего и написаны эти книги.

На санскрите враги ума зовутся бхайя (страх), кама (по­хоть), кродха (гнев), лобха (алчность), матсаръя (зависть), мада (безумие) и моха (иллюзия). У них много сообщников, среди которых — скорбь, депрессия, постоянное беспокой­ство, приступы страха, навязчивые идеи, посттравматичес­кие стрессы и фобии. В четвертой и пятой частях «Духовно­го воина» я поименно называю и разоблачаю этих врагов, а также говорю о способах победы над ними. Все эти враги порождены ложным эго, и самым лучшим будет обратить его в эго истинное. Как сделать это на практике — об этом читатель узнает из этих двух книг. Итак, духовный воин, вручаем тебе еще одно духовное оружие, которое поможет тебе в битве за мир и любовь.

Глава первая

тенасйа тадришам раджал

лингино деха-самбхавам

шраддхатсвананубхуто 'ртхо

на манах спраштум архати

«Итак, дорогой царь, всевозможные мысли и об­разы, которые возникают в уме живого существа, покрытого оболочкой тонкого тела, тянутся за ним из предыдущей жизни. Не сомневайся в ис­тинности моих слов. В нашем уме не может воз­никнуть того, с чем мы не сталкивались в про­шлых жизнях»

(«Шримад Бхагаватам», 4.29.65).

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ

Наши рекомендации