Б. Критика гипотезы о мифических началах Христа и христианства
Агнос, хорошо тут же проанализировать гипотезу о мифических началах Христа и христианства. Мы несколько раз будем встречаться с ней в следующих главах. Нам надо будет обсудить ее — не потому, что это есть общее желание богословов (ибо это не так), но потому, что она является излюбленной гипотезой несерьезно мыслящих неверующих. Эта теория появляется в разных версиях, но все они проявляют семейное сходство.
Согласно официальной коммунистической позиции, Иисус Христос является мифической личностью, — выдумкой христиан. Люди, в большинстве своем, не идут так далеко в своих утверждениях, но многие все-таки считают, что большая часть Его жизни, особенно ее чудотворный элемент, была добавлена Церковью. Эта идея была очень популярна в прошлом веке, хотя доказательства ее даже и в то время были очень слабы. Есть различные линии доказательства, свидетельствующие против этой гипотезы.
1) В изображении Христа эта теория полагается на процесс эволюции, который был бы просто невозможным, если иметь в виду требуемый теорией промежуток времени. Пока критика считали, что Новый Завет писался на протяжении второго и третьего веков, вместо первого, то была причина держаться такого взгляда. В прошлом веке большинство критиков датировали синоптические Евангелия (т. е. Евангелия Матфея, Марка и Луки) довольно поздним 240-ым годом н. э. Такие датировки были опровергнуты археологическими находками, особенно ранее упомянутым нами фрагментом Евангелия от Иоанна имени Джона Риландса. В 1955 году Уильям Ф. Олбрайт написал:
"Мы уже с уверенностью можем сказать, что нет состоятельного основания, чтобы отнести любую книгу Нового Завета к более позднему времени, чем 80-ый год н. э., то есть ко времени, относящемуся к двум полным поколениям, существовавшим еще перед 130-м и 150-м гг., — ко времени, которое предлагается сегодняшними более радикальными критиками Нового Завета". [William F. Albright, Recent Discoveries in Biblical Lands (New York: Funk and Wagnalls, 1955), стр. 136.]
Если весь Новый Завет был написан в первом столетии, то не хватило бы времени переменить скромного галилейского Пророка, Который вначале никаких заявлений не делал и никаких чудес не совершал, в богословского Христа, Который позднее совершал и то и другое. Хотя это верно, что "набожное воображение" не раз искажало истину о религиозных вождях, это ничего конкретного не доказывает относительно Христа, если данный промежуток времени этого не позволяет. В посланиях Павла мы уже видим, что пишется о полностью развитом богословском Христе, а ведь послания Павла были написаны приблизительно между 51-ым" и 62-м гг. н. э. Нигде в Новом Завете не появляется тот скромный Пророк, Которого представляют критики. Если христиане, поддающиеся воображению, превратили скромного Иисуса в богословского Христа, то они это сделали во втором десятилетии после Его смерти и как раз под носом первоначальных очевидцев, т. е. друзей и врагов, которые знали, что лучше этого не делать. Почему никто из очевидцев не выступил с опровержением такой "ложной трактовки"?
2) Если христиане выдумали и развили рассказы о чудесах, то почему чудеса не были приписаны Иоанну Крестителю? Если массы были склонны измышлять чудеса, когда их в сущности не было, и если они были склонны приписывать чудеса всем своим пророкам и святым героям, то почему не Иоанну Крестителю? Ведь Его прототип, Илия, совершал чудеса.
3) Дальше, если Церковь выдумала чудеса Христа, то почему ее члены не приписали Ему ни одного чуда в период, предшествовавший Его публичному служению, которое началось при Его тридцатилетнем возрасте? Если все повествование объясняется деятельностью творческого воображения, то почему остался этот пропуск? Почему не выдумать какие-нибудь чудесные рассказы о Его поисках любви. Прихоть и воображение так удобно не контролируются.
4) Еще одна черта евангельских повествований, не соответствующая утверждениям гипотезы о мифических началах, заключается в том, что библейские авторы часто вспоминают и указывают на свои личные недостатки, слабости, невежество, поверхностность, наивность. Казалось бы, что они не очень-то старались сохранить свою репутацию. Иисус упрекал их за гордость, бесчувственность и невежество (Марк. 8:33; 10:14; Матф. 15:16). Без всякого извинения в Евангелиях описывается возникший спор между учениками Христа о том, кто из них станет самым важным в грядущем Царстве Божьем (Марк. 9:33—37). Мать Иакова и Иоанна выразила желание, чтобы ее двум сыновьям были даны самые высокие места (Матф. 20:20—21). В каждом из четырех Евангелий рассказывается о трусливом отречении Петра, этого "камня", т. е. самого главного апостола, который немного позже проводил евангелизацию среди еврейскго народа (Гал. 2:8). Все четыре автора рассказывают о том, как вся группа апостолов отреклась от Христа при Его судебном процессе и оставила обязанность погребения Его женщинам и посторонним людям — Иосифу и Никодиму.
Все это звучит совсем правдоподобным. Люди вообще не выдумывают случаев, которые дискредитируют их, показывают их неразумными, лживыми или трусливыми. Также, группы обыкновенно не измышляют таких рассказов о своих основателях и вождях. Когда находишь такие элементы в рассказе, то они создают сильное впечатление о правдоподобности его.
Утверждения Иисуса Христа
Я только что признал, Агнос, что чудеса сами по себе, по всей вероятности, не убедят человека принять христианство. Современные скептики не отличаются от людей, живших в дни Иисуса, которые хотя и увидели многие чудеса, поставили вопрос: "Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?" (Матф. 21:23). Чудеса заставляют человека прийти к определенному выводу относительно того, кто совершает чудо. Если бы Христос не делал никакого заявления о Себе, то многие все еще спрашивали бы: "Кого он представляет? — Бога или сатану?"
Однако, дело в том, что Христос действительно выражал утверждения о Себе, — весьма специфичные утверждения. Его заявления сделали Его уникальным среди религиозных руководителей мира. Бытует неверная теория, что многие исторические личности делали подобные утверждения о своей божественности, но это неправда. Кроме Иисуса Христа, такие утверждения весьма редки. Они настолько редки, что являются достаточным подтверждением ненормального состояния того, кто делает подобные утверждения. Моисей не утверждал, что Он — Иегова; Сократ не утверждал, что Он — Зевс; Зороастр не утверждал, что Он — Ахурамазда; Магомет не утверждал, что Он — Аллах; Будда не утверждал, что Он — Брахма. Только Христос утверждал, что Он и Бог, пославший Его, — Одно (Иоан. 10:30). Наше знакомство с утверждениями Христа притупило наше восприятие их удивительных качеств.
Утверждения Христа настолько разнообразны и тонки, что надо разделить анализ на три части: прямые утверждения, косвенные утверждения и косвенные доказательства утверждений.
А. Прямые утверждения
1) Первое, что следует отметить о Христе, — это то, что Его утверждения обыкновенно сосредоточиваются на Его личности, а не на Его учении.Говоря откровенно, Он всегда говорил о Себе! Другие религиозные учители говорят о себе только косвенно; они прячутся за своим учением. Они говорят: "Вот это Истина, Путь, как я понимаю их" (Будда), или: "Вот это Истина, как Бог мне открыл ее" (Магомет). Значит, они говорят: "Истина — это самое важное; любите абстрактную Истину; я — ничто".
А Христос сказал: "Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан. 14:6). Вместо того, чтобы предлагать ответы на жизненные проблемы, Христос утверждал, что Он Сам является ответом на них: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Матф. 11:28). Он не предлагал какого-то абстрактного кодекса поведения или философии, которые могли бы помогать людям в неуверенностях жизни; Он предлагал Самого Себя: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Матф. 28:20).
Это необычное самосознание тонким образом проявляется в известных утверждениях, начинающихся словами: "Я есмь..."; они находятся во всех частях Евангелий. Те, кто читает Евангелие в переводе, не замечают этой тонкости, потому что нелегко перевести эти слова на другой язык. Греческое местоимение "эго" ("я") обыкновенно не ставится в предложении кроме случая подчеркивания особой мысли. Это потому, что в греческом предложении местоимение подразумевается и видно в определенной форме глагола. Самый лучший перевод, который мы могли бы дать на русском языке, — это выделить слово "эго" ("я") курсивом. Перелистывая греческую Симфонию, замечаешь, как часто в утверждениях о Себе Иисус пользуется превосходным термином "эго".
Ввиду того, что личности Христа придается такое крупное значение, никак нельзя отделить Его утверждений от Его учения. Многие хотели бы отделить наставления Христа, которые нравятся им, от Его смелых утверждений о Себе, которые им не нравятся. В речи, прочитанной в день Рождества Христова в 1931 году в Лондоне, Англия, выдающийся руководитель индусов, Махатма Ганди, сказал собравшимся:
"Я могу сказать, что я никогда не был заинтересован историческим Иисусом. Меня не обеспокоило бы, если бы кто-то доказал, что человека, названного "Иисус", никогда не было в живых, и что написанное в Евангелиях всего лишь выдумка одного автора, ибо даже тогда Нагорная проповедь оставалась бы для меня правдивой".
Ясно, что Ганди не прочитал Нагорную проповедь внимательно, потому что Иисус сказал, что мы должны принять Его Самого, также как и Его учение. Например, Он не просто сказал: "Блаженны вы, когда будут поносить вас"; Он сказал: "Блаженны вы, когда будут поносить вас... за Меня" (Матф. 5:11). Он не сказал только: "Отвергнись себя", но добавил: "и возьми крест свой и последуй за Мною" (Матф. 16:24). Он не просто сказал: "Кто потеряет душу свою", но "кто потеряет душу свою ради Меня" (Марк. 8:35). Эти выражения: "за Меня", "ради Меня", и "последует за Мною" коренным образом меняют значение Его утверждений. Невозможно отделить Иисуса, как Личность, от Его утверждений и оставить их в каком-то неизмененном значении, как Ганди и другие хотели бы сделать.
Утверждения Иисуса показывают, что Он не был обыкновенным учителем. Возможно отделить обыкновенное учение от учителя, и верность или неверность учения не зависит от его преподавателя. Например, пифагорова теорема была бы верной, если бы ее открыл даже и Эвклид. Сотни французских философов могли бы высказать: "Cogito ergo sum", и. это утверждение осталось бы действенным. То, что высказал его Рене Декарт, не препятствует тому, что утверждение является общей истиной. Но утверждения Иисуса носят совершенно иное значение: они не являются только "разумны– • ми заявлениями", которые остаются достоверными независимо от Самого Христа. Они достоверны потому, что Христос является Истиной.
Перед тем, как знаменитый Будда умер, его ученики спросили его, как им лучше вспоминать его? Он ответил: "Неважно, будете ли вы вспоминать меня или нет; вспоминайте мои наставления. Вспоминайте указанный Путь и Истину. Исполняйте требования Пути, и просвещение и свобода станут вашими". Будда считал, что человек может понять Его истину, не зная ничего о том, кто открыл ее. Сравните это с Иисусом Христом, Который покинул землю, дав Своим ученикам повеление евангелизировать мир во имя Его и оставив им определенную Вечерю Господню в Его память с обещанием, что Он пребудет с ними до скончания века.
2) Иисус утверждал, что Он имеет уникальное отношение к Богу. Он не просто один Сын Божий среди многих, а единственный Сын Божий, т. е. Он — уникальный, ни с кем несравнимый Сын Божий. Это, прежде всего, видно в употреблении слова "Отец". В Евангелиях Христос более ста раз называет Бога Отцом, но Он всегда говорил об "Отце Моем", "Отце" или об "Отце вашем". Всего лишь раз Он использовал выражение "Отче наш" и это произошло тогда, когда Он наставлял учеников о том, как молиться (Матф. 6:9). В одном случае, записанном в Евангелии от Иоанна 20:17, Он без особого труда мог бы использовать выражение "Отче наш", однако, Он видимо нарочно его не избрал. Дело относится к тому случаю, когда Марии Магдалине Он сказал: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему".
Его особое отношение с Богом еще яснее подтверждается тем, что Он пользовался арамейским словом "Авва" (Марк. 14:36). "Авва" — это совсем личный, интимный термин в отношении к Богу, который более или менее переводится на русский словом "папа". В самом деле, всякий перевод этого слова на другой язык слабоват. Насколько нам известно, раньше в иудаизме это слово никогда не употреблялось в отношении к Богу. Проявить такую фамильярность в отношении к Богу, безусловно считалось почти богохульственным. Но дело в том, что Иисус как раз и пользовался этим словом, и апостол Павел некоторое время спустя рекомендовал его христианам (Рим. 8:15; Гал. 4:6). [Для полного обсуждения важности термина "Авва" смотрите J. Jeremias, The Central Message of the New Testament (New York: Scribner, 1965), стр. 29 и дальше.]
Быть может, самое удивительное утверждение, высказанное Иисусом, мы находим в Евангелии от Матфея 11:27 (см. также Ев. Луки 10:22): "Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Матф. 11:27). Этими словами Иисус ясным образом утверждает, что Он ни с кем не разделяет сыновнего отношения с Богом. Как раз после этого (в стихе 28-ом) Он приглашает изнемогших прийти к Нему и получить покой, взять на себя Его иго и научиться от Него. Нет другого изречения Иисуса, которое беспокоит критиков более, чем это изречение. Еврейский ученый, С. Г. Монтефиоре, выразил надежду, что ученые сумеют доказать ложность этого утверждения, потому что доказательство его достоверности содействует ортодоксальному христианству! [Смотрите А. М. Hunter, The Work and Words of Jesus, rev. ed. (Philadelphia: Westminster Press, 1973), стр. 106.]
Иисус утверждал, что Он столь близок с Богом, что может побудить Отца принять определенные меры. В Евангелии от Иоанна 14:23 Он говорит: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит Его и мы придем к Нему и обитель у Него сотворим". Христос утверждал, что Он является истинным посредником, истинным представителем и истинным наместником Бога. Увидеть Его означает увидеть Бога (Иоан. 14:9); услышать Его означает услышать Бога (Иоан. 14:24); исповедать Его означает исповедать Бога (Матф. 10:32); отвергнуться Его означает отвергнуться Бога (Лук. 10:16); чтить Его означает чтить Бога (Иоан. 5:23).
Иисус утверждал, что Он говорит Божьи слова. Закончив Нагорную проповедь, Он сказал, что всякий, следующий Его учению, подобен человеку, построившему дом на камне тогда, как всякий, не следующий Его учению, подобен человеку, построившему дом на песке (Матф. 7:24—28; Лук. 6:47—49). Он похвалил Марию за то, что она обратила внимание на Его упрек Марфе за домашнюю работу (Лук. 10:41). Он придавал Своим словам то самое значение, которое носят вечные слова Бога, когда сказал: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Марк. 13:31).
Самое ясное утверждение Христа о Себе дается в Евангелии от Иоанна, в восьмой главе. Три раза Он деликатно пользуется выражением "ego eimi" (то есть "Я есмь"), этим утверждая, что и Ему принадлежит то великое, никому не передаваемое название Иеговы: "Я есмь". "Если не уверуете, что это Я (буквально: "что Я есмь"), то умрете во грехах ваших (стих 24). "Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я" (буквально: "что Я есмь" — стих 28). Когда Иисус заявил, что "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался", то иудеи ответили: "Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама?". Иисус говорит: "Истинно, истинно говорю вам, прежде нежели был Авраам, Я есмь" (стихи 56—58). Вы можете проверить разные ветхозаветные места (например: Исход. 3:14; Втор. 32:39; Ис. 43:10), чтобы увидеть, что Иисус утверждал, что Он и Иегова — одно. Иудеям было вполне ясно, о чем Он говорил; по этой причине они тут же сделали попытку побить Его камнями (стих 59). Побить человека камнями — это было соответствующее наказание, требуемое законом за .богохульство (Лев. 24:16).
3) Иисус утверждал, что Его пришествие и миссия были уникальным событием, происшедшим в критический момент, и завершительным по Божьему плану.Он начал Свое служение в Галилее поражающим объявлением: "Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие" (Марк. 1:15). Он сказал тем, кто слушал Его, что открылась новая эпоха в отношении Бога к человеческому роду. "Закон и пророки — до Иоанна, с сего времени Царствие Божие благовествуется" (Лук. 16:16). Он связал Свои чудеса с пришествием Царства: "Если Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие" (Лук. 11:20). Его новая весть была тем "молодым вином", которое должно было прорвать "старые мехи" иудаизма (Матф. 9:17).
Иисус постоянно подчеркивал важность Своего служения в истории мира. Настал "решительный час" для израильского народа; древний народ, с которым Бог вступил в завет, пришел к перекрестку в отношении вопроса о спасении. "Блаженны очи, видящие то, что вы видите; ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали" (Лук. 10:23). Он был больше всех, предшествовавших Ему: Он больше Соломона (Матф. 12:42; Лук. 11:31), больше Ионы (Матф. 12:41), даже больше храма (Матф. 12:6).
Ввиду того, что Он был завершающим откровением от Бога, то всякий, отрицающий Его, достоин особого осуждения. Это проявляется очень сильно в притче о злых виноградарях (Марк. 12:1—9). Хозяин насадил виноградник и поручил его виноградарям, которые или убивали, или грубо относились со всеми представителями, посланными хозяином. В конце концов, хозяин решил послать своего "любезного сына", заявляя: "Постыдятся сына моего". А когда виноградари увидели, что идет сын хозяина, то сговорились: "Это наследник, пойдем убьем его, и наследство будет наше". После того, как они убили сына, хозяин сам явился, предал виноградарей смерти и передал виноградник другим людям. Из этого ясно, что Иисус приравнял Себя к "любезному сыну" в притче, т. е. к тому последнему, уникальному и совершенному представителю Хозяина-Бога. Иудеи также поняли смысл притчи, ибо они тут же попытались арестовать Христа.
Иисус утверждал, что Он является последним из длинной линии пророков, посланных Богом Израилю, — всех, которых они преследовали и убивали (Матф. 23:29—31). Он сказал, что непринятие иудеями Его, последнего Слова Божьего, наведет на "народ сей" кровь всех Божьих вестников "от крови Авеля праведного до крови Захарии" (Матф. 23:35—36). Он предсказал разрушение возлюбленного Им Иерусалима руками римских войск и сказал, что это будет в результате того, что "ты не узнал времени посещения твоего" (Лук. 19:44).
Самое важное утверждение о Его миссии заключалось в том, что Он приносит с Собой новый завет. Иеремия пророчествовал, что в будущем Бог заключит новый завет с Израилем (Иер. 31:31), и Иисус смело связал Свою смерть с установлением нового завета. Когда при Последней Вечери Он подавал ученикам чашу, то сказал: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Матф. 26:27—28). Еврейское понятие "завета" (бериф) более содержательно по значению, чем русское слово. В нем имеется в виду взаимное отношение, согласно которому Бог, по Своей инициативе, входит в историю с благодатной целью и устанавливает новое общение с людьми. Поэтому Христос утверждал, что в заключении завета Он проявляет ту же самую инициативу, которую Иегова явил патриархам у горы Синай.
Во время суда перед иудейским синедрионом первосвященник Каиафа обострил вопрос об утверждениях Христа о Себе. На судебном процессе Он заставил участников рассмотреть главным пунктом вопрос: "Кто же Ты?", вместо: "Что Ты делал?". Когда участники не сумели предоставить доказательства, обвиняющие Иисуса, то Каиафа спросил: "Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?" (Матф. 26:63). Иисус отвечает: "Ты сказал" (Ев. Матфея и Луки) или просто: "Я" (Ев. Марка). В этом полном ответе Иисус заявил три вещи: 1) что Он является Сыном Благословенного (Бога); 2) что Он сядет одесную силы; и 3) что Он является Сыном Человеческим, грядущим на небесных облаках (Матф. 26:64; Марк. 14:62; Лук. 22:69). Все три заявления являются ясными мессианскими утверждениями и, вместе взятые, они оказывают поражающее воздействие. Слова "сидящий одесную силы" — это особое еврейское выражение, указывающее на непосредственное присутствие Бога. Каиафа не мог ошибиться в полном значении этого утверждения. Он разодрал одежду, что запрещалось ему законом (Лев. 21:10).
Евангельские доказательства убедительно показывают, что Иисус не выступал с публичными заявлениями о том, что Он является иудейским Мессией (по-гречески: Христом), пока Он не предстал перед синедрионом. Он позволял людям конфиденциально обсуждать Его утверждение (Матф. 16:16; Иоан. 4:26), но Он предупреждал этого не распространять (Матф. 16:20). Он, казалось бы, предпочитал применять к Себе менее опасный, но и более неясный термин "Сын Человеческий". "Мессия" являлся столь широким по значению термином, вводящим людей в заблуждение, что Он даже не хотел пользоваться им, пока не наступил необходимый для этого момент. Он безусловно был Мессией по Своему собственному определению этого термина. Вместо того, чтобы спросить: "Утверждал ли Он, что Он — Мессия?", нужно спросить: "Каким Мессией Он заявлял Себя". [Смотрите главу 6-ую в книге С. Н. Dodd, The Founder of Christianity (New York) Macmillan, 1970), стр. 99 у дальше.]
Стоя перед синедрионом, Иисус ни на один шаг не отступил от утверждения, что Он является Христом, Сыном Божьим и Сыном Человеческим. За это утверждение Он позволил Себе быть приговоренным к крестной смерти. Это, действительно, должно быть достаточно убедительным свидетельством того, что Он — Мессия.
Б. Косвенные утверждения
Можно заявить о себе что-либо и косвенным образом. Например, если бы кто-то сказал: "Являюсь главнокомандующим всеми войсками Соединенных Штатов Америки", то этим он утверждал бы, что он является президентом этой страны, так как согласно Американской Конституции только президент имеет право это сказать. Подобно тому, Иисус Христос утверждал, что Он может совершать некоторые дела, возможные только Богу, например:
1) Иисусутверждал, что Он прощает грехи. Если подумать об этом, то увидишь, что это чрезвычайно необыкновенное заявление. Все люди чувствуют себя свободными простить грехи, совершенные против них самих, но Иисус утверждал, что Он пользуется правом прощать людям грехи, совершенные против Бога! Когда привели расслабленного к Иисусу для исцеления, то Он прежде всего сказал ему: "Чадо! Прощаются тебе грехи твои". Некоторые среди книжников подумали про себя: "Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?" (Марк. 2:5-7). Такая реакция иудейских начальников была вполне нормальной. Духовно восприимчивый иудей только и мог бы быть возмущенным таким заявлением о даровании людям прощения грехов, — силой, которой даже и Мессия не мог бы обладать!
Ощущая их враждебность, Иисус сказал: "Для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? — сказать ли расслабленному: "прощаются тебе грехи"? или сказать: "встань, возьми свою постель и ходи?". Конечно, легче сказать: "Прощаются тебе грехи", — ведь это внутреннее, метафизическое явление, которое подтверждать не приходится. Иисус совершил объективное, внешнее исцеление как раз для того, чтобы показать, что сила, которой даруется человеку прощение его невидимых грехов, и сила, которой исцеляется паралич, исходит из одного и того же источника. "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит Иисус расслабленному, — тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди, в дом твой". Обманщик вероятно утверждал бы, что он прощает грехи, но проверить это было бы невозможно.
В другом случае Иисус, находясь в доме фарисея Симона, простил грехи женщине, которая облила ноги Его драгоценным миром из алавастрового сосуда. Когда Симон про себя усомнился в том, что Иисус сделал, Иисус упрекнул его, говоря: "Сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (Лук. 7:47).
2) Иисус утверждал, что Он безгрешен. Это утверждение логически соответствует заявлению, что Он прощает грехи. Мы не ожидаем, чтобы грешный человек утверждал, что он пользуется правом прощать грехи; мы этого ожидаем только от Бога. Утверждение о Его безгрешности также соответствует утверждению, что Его кровь будет пролита для прощения грехов (Матф. 26:28), и что прощение грехов будет проповедано во имя Его во всех народах (Лук. 24:47).
Нигде не записано, что Иисус хотя бы раз исповедал грехи или обеспокоился о Своих собственных недостатках. Он похвалил мытаря за то, что он признал себя грешником (Лук. 18:14), но Иисус никогда не признавал Себя таковым. Наоборот, Он бросил врагам вызов найти в Нем грех. Назвав их лжецами и чадами дьявола, Он смело обратился к ним с вопросом: "Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?" (Иоан. 8:46). В этой беседе Он также заявил: "Я всегда делаю то, что Ему угодно" (Иоан. 8:29). Отожествляя Себя со страдающим Слугой, представленным в 53-ей главе книги Исайи, Иисус тонким образом заявлял, что Он тот, кто "не сделал греха", и что в Его устах "не было лжи".
Грех является врожденной реальностью всех людей. Если Христос сказал, что Он греха никогда не имел в Себе, то в этом заявлении содержится сильное утверждение о Его божественности.
3) Иисусутверждал, что когда придет конец времени, Онбудет судить мир. "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий" (Иоан. 5:26-27). Христос сказал, что во время Последнего Суда Он встанет перед всеми народами и отделит праведных от злых, как пастух отделяет овец от козлов. Затем, на основании того, как люди поступали с Его братьями, Иисус отправит одних на вечную жизнь, а других — на вечное наказание (Матф. 25:31 — 46; смотрите также Матф. 16:27).
Агнос, это заявление более всего поражает меня лично. Тот, Кто утверждает, что Он встанет и произведет суд над всем человеческим родом, Кто сможет взглянуть на прошлое и распутать паутину запутанных намерений, разобрать все тайные источники людского поведения, справедливо оценить и осудить все это — Такой должен быть Божественным.
4) Иисусутверждал, что Он превосходит старый завет. Он утверждал, что Он заменяет Моисея и закон, и ввиду того, что Сам Бог установил закон, то только по полному Божьему авторитету можно и заменить закон. В Нагорной проповеди Он шесть раз использовал выражение: "Вы слышали, что сказано древними... а Я говорю вам" (Матф. 5:21, 27, 31, 33, 38, 43). Это выражение напоминает нам о выражении: "Так говорит Господь", используемом ветхозаветными пророками. Заметьте, что Иисус не только сопоставил Себя с мнением какого-то раввина, как иудейские раввины обыкновенно делали, ибо в таком случае Ему нужно было бы подтвердить утверждение ветхозаветными ссылками. Вместо этого, Иисус поставил Себя против и выше авторитета Моисея, когда сказал: "А Я говорю вам".
Некоторым заявлениям Иисуса предшествует слово "аминь", которое переводится на русский язык словом "истинно" и употребляется в выражении: "истинно говорю вам". В Евангелиях слово "аминь" таким же образом использовано в шестидесяти высказываниях Христовых. Это слово придает Его заявлениям качество непосредственной уверенности и авторитетности.
Заметьте авторитетность, которая подразумевается в беседе о браке и разводе (Матф. 19:1—9; Марк. 10:1 — 12). Когда фарисеи услышали, что Иисус осуждает легкое приобретение развода, они спрашивают: "Почему в те времена Моисей позволял это?". Иисус отвечает: "Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так". Он заявил, что разрешение на развод, данное Моисеем, оказалось несчастным нарушением первоначальной цели Бога, когда Он сотворил мужчину и женщину. Он утверждал, что Он знал цель брака "от самого начала"!
Заметьте авторитет, который Иисус тонким образом применяет к Себе после того, как Он совершил исцеление в субботу, и когда Он защищал учеников от обвинения, что они совершали работу в субботний день (Марк. 2:23—28; Лук. 6:1 — 11). "Суббота для человека, — говорит Он, — а не человек для субботы, посему Сын Человеческий есть господин и субботы". Он утверждает, что Он знал первоначальное намерение и цель субботы. В подобном случае, записанном в 5-ой главе Евангелия от Иоанна, Иисус говорит в стихе 17-ом: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (в смысле исполнения работы в субботу).
Когда Он заявил: "Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить Его... Исходящее из человека оскверняет человека" (Марк. 7:18), то Он этим аннулировал закон, определяющий некоторую пищу нечистой.
5) Иисус утверждал, что Он является исполнением ветхозаветных пророчеств о Мессии. Когда Иисус еще только начинал Свое служение, то Ему однажды предложили прочитать отрывок из Священного Писания в синагоге в городе Назарете, где Он вырос. Он выбрал место, которое ясно касается Мессии (Ис. 61:1—2). Прочитав это место, Он добавил: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лук. 4:21). Иначе говоря: "Господа! Как раз в этих словах Исайя говорит обо Мне. Я именно Тот, о Ком пророчествуется!". Неудивительно, что услышавшие Его сделали попытку сбросить Его с вершины местной горы.
При аресте в Гефсиманском саду Он сказал Петру и другим присутствующим, что все это происходит, "да сбудутся писания пророков" (Матф. 26:56). После воскресения Он сказал двум ученикам, идущим по дороге в Эммаус: "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти во славу Свою?" (Лук. 24:25—26). [Для полного анализа некоторых ссылок в высказываниях Христа на замечательную главу о Мессии, главу 53-ю в книге Исайи, смотрите Vincent Taylor, Jesus and His Sacrifice (New York: Macmillan, 1937), стр. 82—249.]
6) Иисус утверждал, что Он знает и предсказывает будущую историю человечества. Он пророчествовал, что иудейские власти плохо отнесутся к Нему и убьют Его (Марк. 8:31); что в третий день Он воскреснет из мертвых (Матф. 16:21); что Его Царство, подобно горчичному зерну или закваске, мало-помалу будет расти (Матф. 13:31—33); что Его ученики будут преследованы, как Его преследовали (Иоан. 15:20); что Дух Святой, Утешитель, придет к ним после того, как Он вернется к Отцу (Иоан. 14:28—29); что кровь всех предыдущих отверженных пророков придет на теперешнее поколение (Матф. 23:35); что Иерусалим будет разрушен войсками другого народа (Лук. 21:20); что там, где будет проповедано Евангелие, люди будут вспоминать женщину, которая помазала Его ноги (Матф. 26:13); что после смерти Он присоединится к ученикам и снова выпьет из чаши, которую Он предложил им при Последней Вечере (Марк. 14:25); что Иерусалим будет попираем, пока не окончатся времена язычников (Лук. 21:24). Короче говоря, Иисус в общих чертах предсказал духовную историю рода человеческого от Его первого пришествия до второго.
7) Иисус утверждал, что Он вездесущ. Только Бог обладает этим атрибутом (см. Пс. 138:7—12). "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф. 18:20) Перед тем, как Он вознесся на небо, Он дал им обещание: "Се, Я с вами до скончания века" (Матф. 28:20).
8) Иисус утверждал, что Он достоин самой большой преданности со стороны человека. От последователей Он требовал полной, бескомпромиссной преданности Ему и Его делу. Он всегда старался предупреждать людей о Своих весьма строгих требованиях ученичества. Однажды, когда толпа стала слишком большой, Он обратился к ней со словами: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лук. 14:26). Когда один попросил возможности пойти и похоронить своего отца перед тем, как последовать за Ним, Христос ответил ему: "Иди за Мною и предоставь мертвым погребать Своих мертвецов" (Матф. 8:22).
Иисус Часто сравнивал следование за Ним с необходимостью взять и нести свой крест (Марк. 8:34). МЫ не в состоянии полностью оценить эту метафору, потому что в наши дни людей не казнят распятием. В дни Иисуса римляне использовали распятие как быстрое средство наказания таких Повстанцев, Как Спартак и Иуда Галилейский. Осужденного уголовника заставляли нести свой крест к месту распятия. Использовав эту метафору, Иисус в сущности сказал: "Преданность Мне должна быть столь сильной, что при желании быть Моим учеником ты должен быть готов принять риск распятия на римском кресте". Никакой монарх, никакой тоталитарный диктатор никогда не требовал большей преданности Себе от последователей, как Христос.
9) Иисус утверждал, что Он является победителем над большим врагом, сатаной. Когда семьдесят учеников вернулись с временной миссии, порученной им, с большой радостью о своей силе над бесами, Иисус сказал: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лук. 10:18). Он предсказал, что "врата ада" не одолеют Его Церковь (Матф. 16:18). Он предсказал, что когда Он будет распят, "князь мира сего" будет изгнан (Иоан. 12:31), и что когда придет Дух Святой, сатана будет осужден (Иоан. 16:11).
10) В конечном счете, Иисус утверждал, что Он дарует жизнь и что Он является источником жизни. Жизнь всегда была тайной для человека. Трудно определить ее, а еще труднее создать ее. За девятнадцать столетий до того, как с помощью современной науки человек стал утверждать, что он может создать жизнь, Иисус из Назарета смело заявил: "Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Иоан. 5:21). Он утверждал, что Он есть "хлеб жизни" (Иоан. 6:48), "воскресение и жизнь" (Иоан. 11:25), "путь, и истина, и жизнь" (Иоан. 14:6). Если бегло просмотреть Ветхий Завет, то нам становится ясным, что иудеи считали Бога единственным источником жизни (например, смотрите Втор. 30:15; Иов. 12:10; Пс. 35:10 и 65:9).
Всякий, кто ходит и утверждает, что Он безгрешен, что Он прощает грехи, судит мир, заменяет Моисея -и закон, выполняет пророчества Ветхого Завета, знает будущность, — что Он вездесущ, достоин человеческой преданности, что Он побеждает сатану и дарует жизнь, — такой человек этим смело заявляет, что Он божествен. Эти десять утверждений косвенного характера, однако их значение вполне ясно. Всякий, кто не постигает их значения, не увидит и солнца в ясный солнечный день.