Глава 2. от капитализма к социализму
В предыдущей главе мы бегло проследили развертывание земной цивилизации от простейших орудий и племен до машинного производства и кризиса классового общества. Но так мы поняли лишь объективную глобальную необходимость в мировой революции общественных отношений. Как действовать дальше? По-КОБовски – только читать Александра Пушкина, Ивана Ефремова, Иосифа Сталина, работы ВП СССР, слушать бардов и «классическую» музыку, писать нравоучительные трактаты, проводить семинары и открытые лекции, не пить, не курить и не совершать «безнравственных» поступков, ожидая, что все наладится «эволюционным путем». Короче, все что надо – взращивать в себе все более высокую духовную культуру. Ни шагу в сторону от идеализма:
Настоящее состояние, в котором пребывает человечество, каждый народ, любая из социальных групп, каждый человек лично, возникло как результат их действий на основе всего их прошлого внимания миру, их желаний, мышления, мнений - своих и чужих, как принятых, так и отвергнутых. То есть современное состояние их всех — следствие и вещественное выражение духовной культуры прошлого. [20, 1]
Двадцатилетняя просветительская деятельность последователей КОБ сопровождалась не приближением «рая на Земле», а оккупацией Югославии, Афганистана, Ирака, Ливии, казнями лидеров этих государств, уничтожением небоскребов в Нью-Йорке с тысячами служащих внутри, массовой гибелью мирных граждан от взбесившихся стрелков (таких как Андерс Брейвик), ростом смертности от голода и болезней в Африке, новыми экологическими катастрофами, отупением и наркоманией среди молодежи.
Людей не впечатляют проповеди о вечных истинах и Промысле Божием. Большинство людей вообще не собираются годами углубляться в какую бы то ни было общественную теорию до полного ее понимания из-за того, что к этому призывают пропагандисты. Так что же, выхода нет? Это так, если принимать утверждение КОБ о том, что все в мире управляемо, и пытаться воздействовать на общество внешним образом. Но само текущее общество порождает материальные силы, которые могут устремиться на его слом в пользу принципиально нового, высшего общества.
Классы буржуа и пролетариев – две антагонистически противостоящие друг другу части капиталистического общества.
Буржуа владеет средствами производства, нанимает свободную рабочую силу и менеджеров, присваивает прибавочную стоимость. Крупный буржуа получает прибыль от монополий, не выполняя непосредственно никаких организаторских функций. Такой олигарх желает сохранить свое положение и непрерывно приумножать богатства любой ценой. Мелкий буржуа работает на себя или нанимает небольшое число рабочих. Он желает вернуть капитализм от высшей стадии монополизма и империализма на низшую стадию свободной конкуренции мелких производителей.
Пролетарий – наемный рабочий, не имеющий средств производства (или не имеющий возможности использовать личную собственность как частную – в качестве средств производства товаров). Чтобы жить, он продает свою рабочую силу буржуям за зарплату. Начальные коренные интересы пролетариата – получать хорошую зарплату, не терять рабочие места, работать в хороших условиях. Кризисы и войны, порождаемые капитализмом, делают достижение стабильности и роста этих благ невозможным. Рабочие то надеются выбрать лучший парламент, то добиться своего ультиматумами и забастовками профсоюзов с экономическими требованиями, то хватаются за террор, то впадают в апатию. Не находя выхода в существующей системе отношений, пролетарий начинает задумываться о ее смене. Вот здесь и становятся востребованными общественные теории.
Это не обязательно революционные теории. Часть рабочих клюет на наживку реакционеров, утверждающих, что раньше было лучше, что надо вернуться к прошлому укладу. Таковы были черносотенцы в России, фашисты (называвшие себя также нацистами и традиционалистами) в Западной Европе. Таковы нынешние эко-примитивисты – учение Владимира Мегре «Звенящие кедры», оно же «учение Анастасии» и нео-евразийство Александра Дугина (Евразийский Союз Молодежи). Движение «Суть времени» во главе с Кургиняном надеется воскресить СССР в его прежних границах (до сих пор толком не ясно, каким способом).
Иные идеологи призывают революционно изменить не общественные отношения, а технологии (хотя технологии могут претерпеть революцию только в рамках новых общественных отношений, которых нет). Проект «Венера» Жака Фреско и движение «Дух времени» уже почти сто лет подряд предлагают строить автономные высокотехнологические экологические города с максимальной автоматизацией и распределением продуктов по потребностям. Предлагаемое Фреско изобилие в условиях товарного производства не решает социальные проблемы, а усиливает их (цепочка начинается с кризиса перепроизводства). Трансгуманисты настаивают на том, что будущее за переходом от совершенствования технологий производства внешних вещей к технологическому совершенствованию тела человека: сверх-способности, виртуальная реальность, киборги, индивидуальное бессмертие. В таком грубом виде иммортализм есть абсурд, ведь ежедневно в живых организмах рождаются и умирают миллионы клеток, и человеческая личность развивается постоянным отмиранием старого и становлением нового. Обрести такое бессмертие, какое желают современные трансгуманисты – значит убить себя как человека и как живое существо. Космисты стремятся к заселению космических далей, не понимая, что их не достичь, да и смысла нет достигать, не научившись прежде жить по-новому на Земле.
Увидев на деле беспомощность всех этих протестных течений, подметив их теоретические ошибки, некоторые рабочие обнаруживают то, что искали – революционную теорию, наибольший вклад в которую сделали Маркс, Энгельс и Ленин. Простые коренные интересы приводят пролетариат к марксизму, делают пролетариат движущей силой, способной перешагнуть в новую эру. В погоне за прибылью капитализм создает для новой системы отношений все условия. Совершенствуя производство, формируя пролетариат и приходя в результате своего развития к кризису, капитализм подводит себя к черте, за которой – становление пост-классового общества.
Сторонники КОБ видят все намного проще. По их убеждению, капитализм существует тысячи лет, с тех пор, когда мир захватили евреи-ростовщики под руководством Глобального Предиктора. Сущность капитализма в КОБовском понимании – в ростовщичестве и безнравственном управлении миром, которые являются первопричинами всех неурядиц в обществе. Отсюда выводы: оставить все по-старому, только просветить всех людей светом КОБовской «науки», в результате чего со «злонравием» и «безнравственностью» будет покончено, как и с ростовщичеством. Объективная причина конца «толпо-элитарного» общественного устройства в КОБовском учении совершенно оригинальна:
В условиях медленной смены социально значимых знаний по отношению к смене поколений массовое недовольство безопасно для такой концепции. Недовольство исходит из социальных слоев, лишенных доступа к образованию и не имеющих свободного времени, чтобы воспроизвести самостоятельно в течение жизни одного поколения знания, необходимые для порождения условий, в которых прежняя концепция управления “элитарно”-невольничьего характера становится невозможной. [2, 46]
Можно говорить о скорости процесса информационного обновления на уровне биосферной обусловленности и на уровне социальной обусловленности. В качестве меры скорости на уровне биосферной обусловленности можно взять среднестатистический возраст родителей при рождении у них первого ребенка; либо продолжительность активной, т.е. трудовой жизни; либо время, в течение которого происходит 50 %-ное (или иное статистически стандартное) обновление популяции и т.п. [2, 22]
Если во времена начала экспансии библейской цивилизации через технологически неизменный мир проходили многие поколения, то в наши дни наоборот — на жизнь одного поколения приходится несколько смен технологий, технических решений, теоретических знаний и практических навыков, необходимых как в быту, так и в профессиональной деятельности, определяющей возможности поддержания достигнутого и дальнейшего роста социального статуса человека. [2, 23]
Изменение соотношения эталонных частот биологического и социального времени — объективный фактор, под давлением которого смена логики социального поведения неизбежна, что предопределяет необходимость разработки новой концепции управления. [2, 24]
В придачу к этому КОБовские лекторы говорят, что в ХХ веке произошел резонанс биологического и социального времени, потому-де и было столько революций и войн. Как будто до этого не было буржуазных революций, как будто все предыдущие столетия не велись войны за власть и богатства, не были истреблены народы Америки и порабощены народы Африки.
Данная теория в КОБ называется «закон времени». Как и положено метафизикам, КОБовцы вырвали из исторического процесса и абсолютизировали один из моментов, причем далеко не ведущий. Как и положено идеалистам, они выбрали духовную сторону, поставив ее прежде материальной. Даже если ограничиться той ролью, которая действительно отведена учащению смены технологий и проникновению технических знаний в широкие массы трудящихся, то в данном явлении есть две тенденции. С одной стороны, рабочие все в большей мере ощущают себя хозяевами над механическими, физическими, химическими и теперь – также биологическими силами. Они становятся мобильнее, получают доступ к нескольким высшим образованиям. С другой стороны, мельтешение все новых и новых товаров народного потребления, беллетристики, рекламы, лженауки при сохранении системы общественных отношений в состоянии застоя подкрепляют позиции постмодернистской идеологии – последней формы буржуазной идеологии. Образование, ставшее доступным для широких масс трудящихся, носит узконаправленный естественнонаучный и технический характер и имеет целью максимизацию роста капитала хозяев (а это – единственная конечная цель в буржуазной экономике). Естественные и технические науки преподаются в духе позитивизма, не позволяющего выйти на качественно новый уровень. Общественные науки имеют целью воспитать успешных предпринимателей и надзирателей, софистически оправдать буржуазный консерватизм. Классовое сознание и революционность рабочих в такой среде не только не развиваются, напротив, исчезают их остатки.
Пропаганда КОБ помогает оберегать спокойствие буржуазного болота идеологическим методом. Они провозглашают, что на страже незыблемости настоящего общественного устройства должно вечно стоять государство:
Государственность, её аппарат является сферой профессиональной управленческой деятельности общественной значимости. [2, 6]
ВП СССР рекомендует работникам буржуазного политического аппарата:
… всякий принимающий власть ответственен перед народом не только за максимальную безошибочность своих действий, но и за компенсацию последствий ошибок всех предшествующих властей на всю глубину исторической памяти народа.
В России — это ответственность за устранение последствий всех ошибок от времён Рюрика как минимум. [2, 6]
«Народ», руководимый государственными управленцами, КОБовцы журят и поучают:
Всякий народ имеет то правительство, которое осуществляет власть в результате всей прошлой обдуманной и бездумной деятельности и бездеятельности этого народа. Поэтому государственному аппарату, т.е. управленцам-профессионалам, должно простить любые прошлые ошибки при условии, что аппарат сам выявляет ошибки, реагирует на указания об ошибках “снизу”, из года в год наращивает свой профессионализм и освобождается, невзирая на лица, от тех, для кого участие в деятельности органов власти — не бескорыстная круглосуточная забота и ответственность за судьбы других людей, а средство отлынивания от производства и легкого, безответственного удовлетворения разного рода вожделений: их самих, родни, знакомых и т.п. за счёт ущемления жизненных возможностей трудящихся в сфере производства; за счёт сживания со свету стариков и инвалидов, положивших в прошлом здоровье на исполнение приказаний власти. [2, 6]
Не сокрушить, а прощать и лелеять надо буржуазное государство – учит КОБ. Указывать управленцам на ошибки, не позволять им запускать лапы в казну. Олигархи с такой позицией полностью согласны. Профессиональные парламентарии, министры, президент и судьи нужны им для эффективной диктатуры своих классовых интересов, а не для того, чтобы «запускать свиней в огород». Потому во всем буржуазном мире непрерывно, но чаще всего безуспешно, ведется борьба с коррупцией.
Государство – складывающийся исторически орган господства одного класса над другими классами. КОБовцы с одной стороны называют государственность аппаратом управленческой деятельности общественной значимости, в то время как эта значимость классовая: для наиболее эффективного использования держать подчиненные классы в политической неграмотности и в полном повиновении, охранять частную собственность. С другой стороны, в дискуссиях они путают политическое понятие «государство» с географическим понятием «страна», говоря о территории, народе и т.д., не вникая в сущность государства.
Государство должно отправиться в музей вместе с остальными пережитками классовой (экономической) общественной формации, иначе – только застой и перемалывание ресурсов. Сначала должно быть сломано буржуазное государство с его парламентом, профессиональными чиновниками, полицией и армией. На смену демократии буржуазной идет демократия социалистическая. Впервые должно осуществиться государство диктатуры не меньшинства над эксплуатируемым большинством, а трудящегося большинства. Но только для того, чтобы подавить сопротивление реакционеров и заложить фундамент принципиально нового экономического базиса. Последний класс – пролетариат – сам должен отмереть. На новом базисе будет развиваться соответствующая общественная надстройка, в которой отомрут: наследие буржуазной морали, государство, религиозность и т.д. Т.е., сначала должно быть сломано государство буржуазное, но затем – обязательно должно отмереть и государство социалистическое в пользу полного коммунизма.
Между капитализмом и пост-классовым обществом лежат пути проб и ошибок, переходные периоды (госкапитализм в руках пролетариата), социализм (послереволюционное отмирание остатков старых отношений). Но без перерыва постепенности буржуазного строя (социалистической революции), без диктатуры прогрессивного класса, без создания нового базиса и непрерывного движения вперед эти пути невозможны. Необходимо также отыскание совершенной формы нового уклада и ее осуществление по всему земному шару. Такие задачи стоят перед прогрессивной частью человечества, в то время как КОБовцы примыкают к замшелым консерваторам.