Мистерия Таро. Работа в магическом круге
Принято полагать, будто магия – это возможность насильственно переделать мир по собственному вкусу, руководствуясь корыстными соображениями или просто умозрительными представлениями о том, как все должно быть устроено. Это, конечно, полная ерунда… Подлинная магия… – это умение забыть о себе и чутко прислушиваться к желаниям реальности. Помогать их осуществлению, когда это в твоих силах. И не мешать во всех остальных случаях.
Макс Фрай
Отсутствие страха особенно важно. Боящийся того, что может случиться, уже потерял свою силу и способность действовать. В пустой середине человек связан с Силами, намного превосходящими «Я» и его планы. Если человек на что-то идет, у него внезапно возникают образы-решения, «разрешающие» фразы или указания к действиям. И он им следует. Случаются при этом и ошибки, это ясно. Но ошибка регулируется идущим следом эхом. В этом состоянии нет никакой самонадеянности. Ты просто тих в этой уверенности.
Берт Хеллингер
Признаюсь, что эта часть книги представляется мне самой сложной. Мне предстоит описать то мистическое, чему я не знаю названия.
Более пяти лет я веду группы, которые называю «Мистерии Таро». Я провожу их четыре раза в год, приурочивая к датам солнцестояния и равноденствия. Идея их проведения родилась случайно. Мне пришло в голову, что если разложить Старшие Арканы Таро по кругу и ввести в этот круг человека с запросом, то может получиться любопытный эффект. Я еще не знала какой. И первая рабочая группа была чистым экспериментом. Я благодарна ее участникам за их исследовательскую смелость. Впрочем, удивилась более всех я сама. Магический круг, словно многократно увеличивающая лупа, проявлял движущую энергию быстро и ясно, разрешение ситуации приходило легко и свободно.
На протяжении всех лет работы в этом методе я обращалась к участникам групп (особенно к моим коллегам) за помощью в объяснении этого процесса. Многие из них сходились во мнении, что это одна из форм системных расстановок. Не расстановок по Берту Хеллингеру, конечно. Но здесь я пользуюсь тем же навыком полевого восприятия. Поэтому в этой главе я опираюсь на идеи Елены Веселаго и других практикующих расстановщиков.
* * *
Карты Таро описывают архетипический слой, к которому все мы имеем отношение. Здесь представлены и фигуры семейной истории, и социальной жизни, и понятия культурного контекста, и большие феномены (такие как Смерть, Деньги, Любовь, Судьба), и силы природы, и потусторонние существа. К ним можно обратиться за поддержкой и благословением, попросить дар или послание.
Иногда ситуация, с которой приходит клиент, не решается привычно работающими методами, в том числе и методом обычных семейных расстановок. Это происходит оттого, что ресурса клиента, заместителей и расстановщика по каким-то причинам не хватает для принятия этой ситуации или для ее наблюдения. Не обязательно из-за ее болезненности, возможно, мы не имеем доступа к ней по каким-то другим причинам. Тогда мы можем идти к решению через ресурсы больших фигур, богов, архетипов. У них есть силы, которых у нас нет и быть не может. Они могут смотреть на то, что мы не способны видеть. Отношения с этими ресурсами – это отношения просьбы. В работе мы ждем импульса, чтобы обратиться с этой просьбой и пригласить ресурс. На эту просьбу может быть ответ согласием или отказом в любой форме, понятной или не вполне понятной нам.
В магическом круге происходит возвращение контакта с утраченным опытом, с травмированной частью души. Мы не идем непосредственно в травматический опыт, как это делается в расстановке, мы обращаемся к большим силам. Иногда это напоминает шаманскую практику работы с духами-помощниками. В системе Таро есть четыре таких помощника: Ангелы Рафаил, Михаил, Бафомет и Гавриил. Возможно, они отвечают за сопровождение травмированных и отторгнутых частей души на некую запредельную территорию, а также за возвращение их обратно.
Я заметила, что…
• Ангел Рафаил (Аркан Влюбленные) отвечает за связь с родительскими программами и возможность принятия родителей в себе. На карте действительно изображены наши прародители Адам и Ева, символизирующие интеграцию отца и матери в душе человека.
• Ангел Михаил (Аркан Умеренность) является проводником по линии времени, пограничником между земным и загробным миром; он отвечает за личный вытесненный опыт, за травмы, полученные на собственном жизненном пути.
• Ангел Бафомет (Аркан Дьявол) так же, как и Рафаил, изображен в компании Адама и Евы; отвечает за отвергнутый системный опыт (рода, организации, сообщества, эгрегора), часто не имеющий отношение к отдельной жизни самого человека, но влияющий на нее не менее сильно.
• И наконец, Ангел Гавриил (Аркан Суд), изображенный среди воскресших людей, отвечает за опыт нации, народа, этноса, а также «прошлых жизней», который накрывает собою путь человека, словно судьба.
В магическом круге происходит обращение не только к этим четырем помощникам (и не всегда к ним), а ко всем энергиям Арканов. Так, например, за прохождение возрастных инициаций часто отвечают Жрица и Императрица (для женщин), Маг и Император (для мужчин). Благословением предков заведует Жрец; энергией денег – Солнце; прощанием с умершим и успокоением мертвого – Смерть. У меня есть немало таких наблюдений за эффективной работой этих энергий в каждом частном случае, но они не могут являться правилами, действующими для всех. Для каждого человека, входящего в круг, включаются свои помощники, активизируются свои Арканы. Поэтому я опишу здесь алгоритм моих действий, ритуал, но не саму работу с отдельным человеком.
Для ритуала понадобятся : колода Старших Арканов Таро большого размера, 22 свечи, мел. Я также включаю монотонную музыку на все время ритуала.
Участники садятся по кругу. Их количество вместе со мной не превышает 22 человек.
После соответствующих разъяснений того, что будет сейчас происходить, обсуждения групповых норм и правил поведения на Мистерии, я черчу круг мелом на полу по часовой стрелке. Я выжидаю для этого подходящий момент, некое внутреннее разрешение, зов.
Затем также по часовой стрелке я раскладываю Старшие Арканы по линии этого круга, «лицом» вовнутрь, в порядке, определенном Артуром Уэйтом.
Я прошу также по часовому кругу всех участников Мистерии (начиная с себя) пригласить энергии Арканов от Шута до Мира. Мы проговариваем следующую формулу: «Я приглашаю тебя, (название Аркана), того, кто (свои слова об этом Аркане, свои ожидания и надежды на его участие)». При этом каждый зажигает свечу и ставит ее у изголовья карты, энергию которой приглашает.
Когда все энергии приглашены и горит внешний круг 22 свечей, кто-то из участников вызывается работать. Я спрашиваю у него: «О чем сейчас твой жизненный период, как ты думаешь?» В зависимости от описания, которое он мне дает, и от той информации, которую я считываю, я ввожу его в круг через Аркан, соответствующий этому периоду.
Далее происходит работа в круге. Я использую, помимо системно-феноменологического подхода, приемы телесно-ориентированной и гештальт-терапии, а также весь арсенал своих профессиональных навыков.
Я заметила, что можно выделить три уровня такой работы:
• личностный , связанный с травмами жизни самого человека (я работаю с его состоянием внутри круга);
• системный , связанный с системными нарушениями, переплетениями (я использую для этой работы других участников как заместителей за кругом);
• архетипический (духовный), связанный с отторгнутыми частями души на недоступную для человека территорию (я работаю на границе круга, «пропуская» энергии Арканов через тело клиента).
Важна также роль других участников. Они не только помогают, заместительствуя, когда работа происходит на системном уровне. Они являются наблюдателями – представителями большего, которое видит целое. Кроме того, состояние группы показывает фон, контекст работы. Я иногда наблюдала, что вся группа, как единый организм, вдруг засыпает, или, наоборот, взбудоражена общим радостным интересом. Группа может иллюстрировать встречу противоположностей – делиться на «мертвое» и «живое» или на «мужское» и «женское». Она может переживать и разные другие процессы. Для меня это важная информация о том, что происходит в работе.
Я вывожу человека из круга через энергию Аркана, ресурсную для него сейчас.
Так можно сделать несколько индивидуальных работ (обычно моих сил хватает на 12–21 человека). В каждой такой работе я заместительствую человека, стоящего в круге, расширяю свое полевое восприятие в пространство за ним, держу вниманием 22 разложенные карты и заякоренные на них архетипические энергии, наблюдаю за группой.
Когда все индивидуальные работы завершены, мы делаем практику благодарения . Думаю, она может быть сделана в любой форме, на усмотрение ведущего. Я провожу обряд, подобный индуистской пудже, – выражение почтения и преданности богам через предложение им воды, пищи, вина, благовоний, цветов и тому подобного. Это время я также уделяю для обратной связи участников, вопросов, отреагирования состояний.
В завершении, мы отпускаем энергии Арканов в том же порядке и теми же участниками, которые их приглашали. Мы проговариваем следующую формулу: «Я отпускаю и благодарю тебя, (название Аркана), за то, что (свои слова благодарности этому Аркану)». При этом каждый гасит свечу, которую зажигал.
Пройдя Мистерию, человек часто ощущает себя сопричастным к большим космическим процессам. В обратной связи участники говорят о чувстве принятия естественного хода бытия, пробуждения внутренних ресурсов. Возможно, поэтому я выбираю для работы дни солнцестояния и равноденствия. Эти четыре точки годового цикла солнца принципиальны для сезонных изменений. Они образуют крест внутри траектории движения солнца. Фигура может быть рассмотрена как космический «кельтский крест», символ гармоничного мироустройства, вращающегося колеса жизни и смерти. Традиционно во многих культурах в эти торжественные дни проводятся магические обряды, ритуалы почитания предков, очищения и исполнения желаний.
Принципиальное отличие моей работы от магии в том, что здесь нет насилия над реальностью, нет намерения переделать ее по своей воле.
* * *
Мы вслушиваемся в реальность с уважением и принятием, следуем за ее желаниями, находимся в контакте с тем, что приходит. Кроме того, традиционная магия базируется на именовании. А тот опыт, с которым мы имеем дело в работе, и сами ресурсы часто не имеют имени, они превосходят слова, их невозможно призвать вербально.
В этом трудность: мы зовем то, что человек забыл или не знал, как зовут; мы обращаемся за помощью к трансперсональному в надежде, что там есть это знание. Мы просим, чтобы то, что нужно человеку, просто пришло. Здесь мы можем быть ведущими и ведомыми. Включать личную волю или отдаваться на волю большему. Иногда это одно и то же.
Подведу итоги обзора.
Конечно, это не расстановки по Хеллингеру. Берт Хеллингер не практикует Таро. И дело не только в инструменте. Сама технология выходит за рамки семейных расстановок, пересекается с ними лишь в общем методе работы с полем – местом, в котором мы получаем доступ к исключенному опыту. Некоторые из описанных технологий граничат с шаманскими практиками, с эзотерическим подходом к пониманию бытия. И если руководствоваться классификацией Елены Веселаго, то подобную работу можно отнести к расстановкам с большими символическими системами, такими же, как каббала, астрология и тому подобными.
На моем вебинаре, посвященном расстановкам с Таро, Елена Веселаго заметила, что важным отличием от «обычных» расстановок является обращение к принципиально другому уровню энергии. Если мы ставим, например, бабушку клиента, то попадаем в энергию человека, а расставляя Таро, мы попадаем в большие архетипические сюжеты, уже «размеченные». Этот слой энергии четко описан, поэтому дает большую фокусировку. Иногда это бывает на пользу клиенту, а иногда такое описание для него слишком сильное. И наоборот, отношения с реальными фигурами могут быть невыносимыми, а архетипические фигуры закрывают частное, давая возможность контакта с этим материалом.
* * *
Выбирая между частным (реальным) и общим (архетипическим), расстановщику важно принять решение, какой вариант работы наиболее полезен для клиента.
От личности расстановщика и его взглядов на жизнь вообще зависит многое. Он способен поставить только то, что включено в его картину мира. Чем целостнее и гармоничнее он сам, чем глубже степень его принятия происходящего и открытость тому, что есть, тем эффективнее его работа.