Мужчина и женщина – Адам и Ева. Композиция повторяет Аркан Влюбленные с важными отличиями.

Ангел Бафомет, он же Прометей – падший ангел, принесший людям огонь: искушение силой.

Крылья летучей мыши – вампиризм.

Тело животного у Бафомета, хвосты и рога у Адама и Евы – доминанта животной природы.

Факел поджигает от хвоста (искра) Адама – распаляющая похоть.

У Евы хвост с гроздью винограда – вожделение.

Бафомет сидит на кубе – опора на материальный мир. Или на жердочке – иллюзия опоры.

Цепи свободно лежат на шеях людей – зависимость, от которой можно избавиться, но нет желания это делать.

Пятиконечная звезда с вершиной вниз – поверженный человек.

Цитаты к размышлению

Ложь – пагубная привычка: стоит однажды научиться, и тут же начинаешь лукавить даже наедине с самим собой.

Макс Фрай

Как только ты научишься обижаться, в эту же самую секунду – не в следующую – а в эту же самую секунду ты тут же научишься обижать!

Евгений Гришковец

Если ты чувствуешь, что охота идет слишком легко, что след зверя сам попадается тебе под ноги, то знай: тот, кого ты наметил себе в жертву, уже смотрит тебе в затылок.

Индейская поговорка

Я оцениваю людей по их манере истрачивать деньги. Деньги – не самоцель, а материальное доказательство того, что человек не ошибся.

Коко Шанель

Нравственность всегда была последним прибежищем людей, равнодушных к искусству.

Оскар Уайльд

Весь мир – театр, но труппа никуда не годится.

Оскар Уайльд

У него была наглая, хитрая, самодовольная рожа бессмертного существа, которое может сделать все, что пожелает, и ему за это ничего не будет. Словом, он был отвратительным типом – в точности таким, каким я сам всегда хотел стать, просто у него получилось, а у меня – нет. Это делало и без того вполне неприятную ситуацию совершенно невыносимой. Я зарычал.

Макс Фрай

Всякий, кто ищет доказательства неверности, надеется их не найти.

Игорь Карпов

Святость – тоже соблазн.

Жан Ануй

Если человек долго враждовал с волком, он не может в один прекрасный день отворить перед ним дверь и сказать: «Ну, давай, заходи».

Роберт Джонсон

Когда человек говорит, что деньги могут все, знайте: у него их нет и никогда не было.

Эдгар Хау

У тебя так много гвоздей, что все предметы вокруг кажутся молотками.

Ирина Диденко

Как курение губительно для легких, обида губительна для души: даже одна затяжка приносит вред.

Элизабет Гилберт

Если ты пожираешь другие вещи и других людей, твоя жадность остается вечно неудовлетворенной, ибо она жаждет большего, самого ценного – она жаждет тебя.

Карл Юнг

Почти все твои соотечественники недолюбливают пауков. Знали бы они почему! Конечно, ты никогда не думал, что похож на паука, но это не мешает тебе постоянно плести свою паутину…

Знаешь, а ведь твой Мир – одно из самых страшных мест во Вселенной, гость. Он оплетает своей паутиной всех, кто там родился, и никому не удается ускользнуть. Но хуже всего, что вы сами учитесь у своего Мира этому искусству. С первых же дней жизни каждый начинает плести собственную паутину, стараясь заманить в нее всех, кто окажется поблизости, – и вам это нравится! Нам кажется, что во всех вас есть что-то неуловимо отвратительное – такими уж вас делает ваш жуткий Мир. Если посмотреть на твою родину нашими глазами, можно содрогнуться: миллиарды живых существ, навсегда увязшие в липкой паутине, продолжают старательно плести ее до последнего дня своей короткой жизни. Вы тратите слишком много сил на то, чтобы сплести собственные сети, и на то, чтобы вырваться из чужих, но паутина устроена таким образом, что все попытки освободиться обрекают вас увязать все глубже и глубже. Безнадежно! Именно поэтому вы так быстро стареете и умираете. У вас не остается сил на то, чтобы просто жить…

Макс Фрай

Телесная практика

Пройдись по комнате и найди место, где ты готов стать Дьяволом. Пригласи его энергию в свое тело. Почувствуй пространство этой энергии, пропустив ее через тело. Позволь этой силе охватить тебя. Будто ты говоришь сам себе: «Я и есть Дьявол. Я искуситель и манипулятор. Я культивирую пороки, проявляю запретные желания. Я наслаждаюсь властью и вкусом соблазна» .

И если твои мысли – это мысли Дьявола, что это за мысли? Твои чувства – это чувства Дьявола. Что это за чувства? Твое тело – это тело Дьявола. Какие ощущения ты переживаешь? Какое движение – движение Дьявола – ты делаешь? Сделай это движение чуть больше, глубже, сильнее, всем телом, включая в это движение каждую клеточку тела от кончиков пальцев ног до макушки. Повтори его, снова и снова отдаваясь этому движению целиком, пропуская его сквозь себя. Какой звук у этого движения? Какой у него образ? Наблюдай, где это движение начинается, где его источник. Как это движение развивается. И как оно завершается.

Отследи весь процесс этого движения от начала и до конца. Все ощущения твоего тела. И возможно, ты узнаешь послание этого движения. Что оно говорит лично тебе? Как бы это отразилось на твоей жизни? Какая часть тебя принимает это послание и какая часть отвергает его? Как это выражается в твоем теле? Осознавая это послание сейчас или позже, заверши это движение. И вернись своим вниманием к самому себе. Сделай глубокий вдох и резкий выдох.

Упражнения для работы в психологической группе

Игры, в которые играют деньги

(По материалам А. Моисеева, Ж. Завьяловой)

Участвует вся группа одновременно.

Инструкция

Многие говорят о том, что деньги – это энергия. Энергия выживания и мерило социальной успешности. Говорить о деньгах считается дурным тоном. Христианская мораль осуждает стяжательство. В то же время, богатство является желанной целью для многих. Тема денег нас живо интересует, возбуждает, провоцирует сильные чувства – зависть, злость, обиду, несправедливость, тревогу, радость, страсть, гордыню, высокомерие. Эти чувства нам иногда хочется скрыть даже от самого себя.

Достаньте, пожалуйста, из вашего кошелька любую сумму, которую вы сейчас готовы безболезненно потратить. Сейчас мы будем играть в игру на деньги. У нее есть единственное правило. Вы будете спонтанно перемещаться по комнате. Подходить друг к другу и говорить только одно слово: «Дай!» Деньги нужно отдать тому, кто вас об этом просит. Затем прозвучит сигнал «стоп», и всяческий обмен должен прекратиться. Начали!

Упражнение длится 3–5 минут.

Вопросы к шерингу: Вы приумножили ваши деньги в игре или потеряли? Что вы чувствовали и как себя вели в упражнении? Соблюдали ли вы инструкцию (произносить только одно слово «дай», отдавать деньги, когда просят)? Как такая стратегия поведения влияет на вашу жизнь? Какие выводы из упражнения вы сделали?

Табу

(По материалам сайта www.trepsy.net)

Участвует вся группа одновременно.

Инструкция

Говорят, запретный плод сладок. Сейчас я поставлю в центр комнаты шкатулку. Там находится то, что нельзя. Каждый из вас может как-то проявить себя в отношении этого предмета. Вы можете вести себя, как угодно: вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, оставаться на месте, ничего не предпринимая. Каждый поступает так, как чувствует. И будьте внимательны к своим чувствам, следуйте за ними, позвольте им вести вас.

Упражнение длится 5–10 минут.

Вопросы к шерингу: Что вы чувствовали и как себя вели? Что вас к этому побудило? В каких жизненных ситуациях это проявляется?

Визит к Минотавру

Участвует вся группа одновременно.

Инструкция

Для упражнения вам понадобятся бумага и ручка.

Говорят, в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь. Мы действительно часто проецируем собственные теневые качества на других. Потому что, встречаясь с ними в самом себе, рискуем разбудить травмирующий опыт нашего прошлого. Давайте попробуем увидеть себя через других.

Вспомните все, что вам не нравится в других людях, то, что вы порицаете и осуждаете, считаете неприемлемым. Запишите эти качества. Вспомните все, за что вам когда-либо бывало стыдно, то, что вы считаете неприличным. Запишите эти качества. Вспомните все, что вас раздражает в других. Запишите эти качества. И наконец, вспомните все, что вас пугает в поведении людей, все, чего вы боитесь. Запишите эти качества. Теперь посмотрите на этот список и познакомьтесь со своей тенью. А затем нарисуйте живое существо (реальное или фантастическое), которое обладало бы всеми этими качествами сразу, одновременно.

Упражнение длится 10 минут.

Вопросы к шерингу: Что вы думаете об этих качествах? В каких жизненных ситуациях вы их проявляете? Что напоминает вам ваш рисунок?

Дикие звери

Участвует вся группа одновременно.

Инструкция

Вам нужно разделиться на две равные группы. Одна группа будет сильными животными, а другая – слабыми. Выберите, каким вы именно будете животным в рамках своей группы. Какой вы зверь? Когда зазвучит музыка, вы попадете в естественную среду своего обитания. Почувствуйте, что ваше тело превратилось в тело вашего зверя. Вы испытываете его чувства и ощущения. Думаете, как он. Двигаетесь, как он. Издаете присущие ему звуки. Встречая других зверей, вы общаетесь с ними так, как это происходит в условиях природы. Будьте целиком в этом переживании. Начали!

По окончании упражнения проговорите друг другу в парах все, что с вами происходило. Поменяйтесь ролями: те, кто были слабыми животными, становятся сильными, и наоборот. Так же сами решите, каким именно зверем вы будете.

Упражнение длится 30 минут с каждым партнером.

Вопросы к шерингу: Каково вам было в этом упражнении? Как качества выбранного вами зверя связаны с качествами вашей личности? За счет чего ваши звери выживали, в чем их сила?

Игры, в которые играют люди

(По материалам С. Шипунова, А. Молярчук, А Медеу)

Участвует вся группа одновременно.

Инструкция

Посмотрите на рисунок. Этот треугольник вам хорошо знаком. По нему разыгрывается целый спектакль. В главных ролях: Жертва, Преследователь и Спаситель. Сюжетная линия такова…

Мужчина и женщина – Адам и Ева. Композиция повторяет Аркан Влюбленные с важными отличиями. - student2.ru

Треугольник Карпмана

Акт 1 . Реплика Жертвы: «Я беспомощный и безнадежный, помогите мне!» Жертва ищет Спасителя, на которого пытается скинуть ответственность за решение своих проблем. Если Жертве это удается, то ловушка захлопнулась – треугольник образовался. Реплика Спасателя: «Ты беспомощный и безнадежный, и все же я попытаюсь тебе помочь».

Акт 2. Жертва, проблемы которой не решаются, превращается в Преследователя и начинает искать виновных в том, что жизнь не удалась. Виновным, конечно же, оказывается бывший Спаситель, на которого и обрушивается гнев и нападки бывшей Жертвы. Его реплика: «Ты просто не хочешь мне помочь!»

Акт 3. Бывший Спаситель, ставший Жертвой, недоумевает, как же он оказался козлом отпущения в этой ситуации. Он проживает всю роль беспомощной Жертвы и в свою очередь становится Преследователем, восклицая: «Тебя невозможно спасти! Ты во всем виноват сам!»

Базовые эмоции Жертвы – это страх и чувство стыда. Страх, что никто не спасет, стыд за свою беспомощность. У Спасителя – это чувство превосходства, гордость и вина одновременно. Вина за Жертву, гордость за себя. Преследователь охвачен праведным гневом и разочарованием.

Этот спектакль может проигрываться как во внешнем мире – в отношениях с другими людьми, так и во внутреннем – в отношениях с самим собой. С какими мотивами входим мы в эту игру? Например, с мотивом обезопасить себя (забыть свою привычную уязвимость в детстве); повысить свое самоуважение (забыть то унижение, которое было в прошлом); победить плохое и отомстить (и забыть то, от чего в детстве вы страдали и с чем не могли справиться); вызвать чувство вины у другого человека (тогда легко снять с себя ответственность за свою жизнь и снова стать маленьким, как в детстве). Но за всем этим многообразием стоит только одно желание – желание любви, утраченной когда-то.

Сделаем упражнение. Вспомните конкретную ситуацию, в которой вы повелись на эту игру, испытали эти чувства. Представьте этот треугольник в физическом пространстве, нарисуйте его прямо на полу, обозначая места для ролей Жертвы, Спасителя, Преследователя. Воображая в красках свою ситуацию, встаньте поочередно на каждое место и прочувствуйте каждую роль. Проживите все ощущения, эмоции, мысли, убеждения из этих ролей. Если нужно, делайте это снова и снова, перемещаясь по кругу. А теперь, прыг! – резко физически выпрыгните за пределы этого пространства и посмотрите на это глазами Наблюдателя, проживая все, что приходит к вам, когда вы вне этой ситуации.

Упражнение длится 10 минут.

Вопросы к шерингу: Что с вами происходило? Как увиделась ситуация из роли Наблюдателя? Чем этот опыт полезен для вас?

Совершенно секретно

Участвует вся группа одновременно.

Инструкция

В своей книге «Дар психотерапии» Ирвин Ялом предлагает упражнение, где каждый из участников записывает на листочках бумаги свой главный секрет, который, как им кажется, было бы рискованно открыть. Мы сейчас это сделаем… Теперь опустите листочки в шкатулку. Мы их перемешиваем. Каждый из вас вытягивает по одному листочку и оглашает главный секрет кого-то другого, а затем рассказывает, как он бы себя чувствовал, если бы это был его секрет.

Упражнение длится 30–40 минут.

Вопросы к шерингу: Что вы чувствовали в процессе упражнения? Что происходило с вами, когда говорили о вашем секрете? Чем этот опыт полезен для вас?

Визуализация

Направьте ваше дыхание вниз, в живот. Пусть с каждым вдохом ваш живот наполняется энергией. Используйте эту силу для входа в недра Земли. Мысленно найдите любую щель, пещеру, нору и на выдохе проникните туда. Какой вход вы увидели? Вы проходите сквозь толщу земли, погружаясь все глубже и глубже. Посмотрите, что вокруг вас? Что и кого вы встречаете на этом пути? Какие картины и образы? Звуки и запахи?

Наконец, вы достигаете раскаленного центра Земли. Здесь среди всполохов сидит Хозяин нижнего мира. Рассмотрите его. В каком облике он показался вам сейчас? Подойдите к нему ближе и спросите: «Чего ты хочешь от меня?» Ответ может прийти в виде слов, движений, образов или знаний. Что он вам отвечает? Обратитесь к нему с фразой: «Теперь я это знаю. И я готов (готова) узнавать тебя в реальной жизни». Сделайте то, что будет правильно и хорошо для вас. И медленно возвращайтесь обратно, с каждым выдохом становясь все легче, понимаясь все выше к поверхности земли.

Башня. Катарсис

Мужчина и женщина – Адам и Ева. Композиция повторяет Аркан Влюбленные с важными отличиями. - student2.ru

Описание Аркана

Привычный мир рушится. Все то, что когда-то было с целью и смыслом построено, гибнет на глазах. Ни одна опора более не надежна. Земля уходит из-под ног. Горе вокруг.

Такова сцена мощного взрыва, который исходит из самой глубины души. Мы слишком долго накапливали энергию в Аркане Дьявол, который умеет только брать. И вот она, подобно семяизвержению гигантского фаллоса, внезапным выплеском выходит наружу. На этой энергии делаются революции, разыгрываются кровавые битвы, происходят природные катаклизмы, а также обыденные личные драмы, раны от которых порой не менее болезненны для нас.

Мы наблюдаем, как с поднебесной высоты Вавилонской башни вместе с ее обломками падают две властные фигуры – Императора, хозяина социального мира, и Жреца, властителя наших дум. На самом деле, мы падаем вместе с ними. Это крушение наших идей и лучших достижений. Когда-то мы сами возвели эти оборонительные стены, чтобы они защищали нас. Но теперь они стали малы, как одежда, из которой мы выросли. Нам самим осознать это трудно, мы к ним привыкли, поэтому необходимо потрясающее основы событие, как удар молнии. Здесь мы ничем не управляем и ничего не контролируем. Просто потому, что больше нечем контролировать – эго повержено и разбито на части.

Нам кажется, что боги разгневались на нас, заступники отвернулись. Мы ужасаемся мощной ярости, сметающей все на своем пути и клокочущей в нашем сердце. Но все в мире нуждается в очищении. Эта гроза приводит к долгожданному катарсису, высвобождению забродивших сил, смывает иллюзии, уносит формальное, оставляя суть нашей души в ее первозданном обнаженном состоянии.

Символы

Молния – гнев божий.

Наши рекомендации