Католическое одеяние – религиозность, воцерковленность.
Две колонны – врата в эгрегор.
Жест правой руки – благословение.
Тройной крест в руке, тройная корона, три креста на мантии – связь между тремя мирами: верхним (миром благословения предков), средним (миром реальных дел), нижним (миром сил).
Двое учеников – преемственность поколений.
Ученик, платье которого расшито розами, – путь к вере через страсть, голос сердца.
Ученик, платье которого расшито лилиями, – путь к вере через размышление, голос ума.
Ключи в ногах – способ постижения истины.
Цитаты к размышлению
Традиция – это не сохранение пепла, а раздувание огня.
Жан Жорес
Вы, несомненно, должны отдавать себе отчет в том, что мы придумали бога и что теперь мы все вместе убили его.
Ирвин Ялом
Если бы не было чувства вины, священники не могли бы существовать. Когда ты чувствуешь себя виноватым, помни: тебя окружает толпа священников.
Ошо
Сегодня я понял, что лучший учитель тот, кто учится у учеников своих.
Ирвин Ялом
Так уж устроена школа. Самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там.
Харуки Мураками
Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами – тем более.
Бернард Шоу
Древние говорили, что религия нужна тем, кто боится оказаться в аду; а духовность – тем, кто там уже побывал.
Джеймс Холлис
В окопах атеистов нет.
Автор неизвестен
Если я делаю что-то для народа – я в безопасности.
Берт Хеллингер
Религия – это то, что индивид делает с собственным одиночеством. И если вы не бываете одиноки, вы не бываете религиозны.
Альфред Уайтхед
Смирение означает: я знаю свое место.
Берт Хеллингер
Все родословные ведут к Богу.
Автор неизвестен
Телесная практика
Пройдись по комнате и найди место, где ты готов стать Жрецом. Пригласи его энергию в свое тело. Почувствуй пространство этой энергии, пропустив ее через тело. Позволь этой силе охватить тебя. Будто ты говоришь сам себе: «Я и есть Жрец, передающий знания и традиции от предков к потомкам. Верховный учитель, наставляющий и правый. Старейшина рода. Приверженец веры» .
И если твои мысли – это мысли Жреца, что это за мысли? Твои чувства – это чувства Жреца. Что это за чувства? Твое тело – это тело Жреца. Какие ощущения ты переживаешь? Какое движение – движение Жреца – ты делаешь? Сделай это движение чуть больше, глубже, сильнее, всем телом, включая в это движение каждую клеточку тела от кончиков пальцев ног до макушки. Повтори его, снова и снова отдаваясь этому движению целиком, пропуская его сквозь себя. Какой звук у этого движения? Какой у него образ? Наблюдай, где это движение начинается, где его источник. Как это движение развивается. И как оно завершается.
Отследи весь процесс этого движения от начала и до конца. Все ощущения твоего тела. И возможно, ты узнаешь послание этого движения. Что оно говорит лично тебе? Как бы это отразилось на твоей жизни? Какая часть тебя принимает это послание и какая часть отвергает его? Как это выражается в твоем теле? Осознавая это послание сейчас или позже, заверши это движение. И вернись своим вниманием к самому себе. Сделай глубокий вдох и резкий выдох.
Упражнения для работы в психологической группе
Пять требований
Упражнение выполняется в парах.
Инструкция
Напишите пять требований, которые вы предъявляете к самому себе. У вас есть на это три минуты. Обсудите в парах, от кого они к вам пришли; для кого, за кого или вопреки кому вы им следуете.
Упражнение длится 10–15 минут.
Вопросы к шерингу: Какие из этих требований нужны вам в вашей сегодняшней жизни, а какие мешают? Что вы с этим хотите делать?
Рефреминг
Упражнение выполняется в тройках.
Инструкция
Это упражнение позволяет изменить точку зрения, посмотреть на себя с другой стороны. Вам понадобится ваш список с требованиями к себе из предыдущего упражнения. Кто-то один в вашей тройке предъявляет другим одно из своих требований. Остальные делятся на два голоса: «за» и «против». Голос «за» говорит: «Это хорошо, потому что…» (ему нужно найти позитивное оправдание), а голос «против» отвечает: «Это плохо, потому что…» (ему нужно найти возражение). Найдите несколько аргументов «за» и «против». Самые жесткие убеждения можно будет вынести на общий круг шеринга и подобрать аргументы всем вместе. В этом упражнении мы не спорим, мы выслушиваем разные точки зрения. Поработав с требованиями к себе для одного участника, поменяйтесь ролями внутри тройки. Сделайте это еще раз для третьего участника.
Упражнение длится 20 минут.
Вопросы к шерингу: Что изменилось в ваших убеждениях? Над чем вам еще стоит подумать?
Заветы предков
Участвует вся группа одновременно.
Инструкция
Группа делится на две равные части. Одна часть садится в круг спинами к центру. Остальные выбирают себе партнера среди сидящих в кругу и садятся напротив. Таким образом, у нас получается внутренний и внешний круг. Я буду давать вам темы для обсуждения и распределять роли: например, те, кто сидит во внутреннем круге, принимают пассивную роль (слушают, задают уточняющие вопросы), а те, кто во внешнем, – активную (рассказывают, отвечают на вопросы). Через пару минут по моей команде вы поменяетесь ролями. Затем также по моей команде внешний круг сделает шаг влево, сместится на одного человека, меняя партнера. У нас будет несколько таких перемещений. Начали!
В качестве тем для обсуждений вам нужно будет закончить предложения:
«Я получил от моих предков в моей внешности…»
«Я получил от моих предков в моем здоровье…»
«Я получил от моих предков в отношении к деньгам…»
«Я получил от моих предков в любовных отношениях…»
«Я получил от моих предков в отношении к сексу…»
«Я получил от моих предков в отношении к карьере и социальному статусу…»
«Я получил от моих предков в религиозных взглядах…»
«Я получил от моих предков в отношении к самому себе…»
Упражнение длится 25–30 минут (1,5 минуты на каждое высказывание для одного участника).
Вопросы к шерингу: Что вы осознали в этом упражнении? Что вас удивило в своем рассказе и в рассказе других?
Сила рода
Упражнение выполняется в тройках.
Инструкция
Мы можем по-разному относиться к нашей родительской семье. У всех нас разный опыт: кто-то родился в полной семье, кто-то воспитывался одним родителем, у кого-то были братья и сестры, кто-то рос один, а кто-то вовсе не знал свою биологическую семью… Как бы там ни было: наша семья – источник, из которого мы произошли.
Это упражнение из метода системных расстановок, который работает с родовыми связями. Если кому-то не захочется делать это упражнение полностью или что-либо в нем будет вызывать сопротивление – делайте его настолько, насколько вы готовы сейчас.
Нужно объединиться в тройки.
Первая часть . Один из участников тройки выберет себе «маму» и «папу». Пусть этот выбор будет иррациональным, спонтанным. «Родители», встаньте рядом. Почувствуйте, кому из вас нужно стоять справа, а кому слева. «Ребенок» смотрит на одного из «родителей» и продолжает фразу: «Я такой же, как и ты…» Он говорит ему обо всех качествах, чертах характера, жизненных сценариях, которыми он похож на него. Затем он поворачивается к другому «родителю» и говорит эту фразу ему. Затем он снова разворачивается к первому «родителю» и, глядя ему в глаза, видит через него, за ним своих бабушку и дедушку, прабабушек и прадедушек. Он обращается к ним, продолжая фразу: «Я такой же, как и ты…» Так же и с другой линией рода, обращаясь к каждому предку всех поколений, о которых хоть что-то известно.
Вторая часть . Затем, когда все слова сказаны, «ребенку» нужно повернуться спиной к «родителям» и подойти к ним вплотную, так, чтобы он мог почувствовать их поддержку, и закрыть глаза. «Мама» и «папа» кладут ладони на лопатки и предплечья ребенка каждый со своей стороны. Вы можете тоже закрыть глаза и обратиться к ощущениям. Чувствуйте друг друга, чувствуйте ваш род, как единую систему.
«Дети», почувствуйте своих родителей, что значит для них быть вашими родителями. Ровно наполовину вы – это ваша мама, а наполовину – папа. Это биологический факт. Каждая клетка вашего тела и каждая часть вашей души находится в созвучии с ними. Мысленно скажите им: «Я живу потому, что есть вы. Спасибо вам за мою жизнь, такую, какая она есть. И я признаю, что я совсем не знаю вас. У меня есть только образы, мои представления о вас. Сейчас я принимаю вас, тех, кто дал мне жизнь. Принимая вас, я принимаю себя и свою способность передавать жизнь дальше». И если вам захочется сделать шаг вперед, то сделайте его, мысленно проговаривая: «Я обладаю способностью жить свою жизнь такой, какая она есть». Постойте так какое-то время, ощущая присутствие родителей за своей спиной. Повернитесь к родителям и поблагодарите их.
Сделайте это упражнение для каждого участника.
Упражнение длится 40 минут.
Вопросы к шерингу: Что с вами происходило? Как вы себя чувствуете?
Визуализация
Сделайте вдох и мысленно выдохните вверх, в макушку, за пределы вашего тела. Наблюдайте за тем, как ваш выдох становится маленьким облачком и поднимается выше и выше, к небу, к облакам. И вы в своем воображении поднимаетесь вместе с ним. Вы достигаете легких клубящихся облаков. Как вы там себя чувствуете? Оглянитесь вокруг. Где-то среди облаков находится храм. Как он выглядит? Какой религии он принадлежит? Возможно, это религия ваших далеких предков.
Возможно, здесь переплелись несколько религий. Войдите в этот храм и найдите в нем священника, Жреца. Он тот, кто объединяет ваш род. Подойдите к нему за благословением. Если вам хочется совершить какой-либо ритуал, сделайте это. В лице Жреца вас благословляют все ваши предки. Примите благословение с уважением. Поблагодарите его и выйдите из храма. Посмотрите, где-то внизу лежит земля. С каждым вдохом вы приближаетесь к ней, с каждым вдохом вы наполняете собой ваше тело.
Влюбленные. Проекция
Описание Аркана
Первый сюжетный Старший Аркан. Однако композиция сюжета в разных колодах не одинакова. На древней колоде Висконти-Сфорца мы видим алхимический брак мужского и женского, Мага и Жрицы, который заключается в душе каждого человека. Интегрируя в себе своих родителей, принимая внутри себя отца и мать, мы укрепляем этот союз.
Эту же сюжетную линию продолжает Артур Уэйт. В его колоде первочеловек Адам (Маг) смотрит на Еву (Жрицу), а та смотрит на ангела. Таким образом, сознание (мужское, логическое) познает божественное (надличностное) через интуицию (женское, чувственное). Эта же идея есть в юнгианском психоанализе: душа человека через контакт с Анимой движется к Самости.
Однако в Марсельском Таро сюжет осмыслен иначе – представлен выбор, совершаемый человеком. Возможно, это выбор Адама между Евой и Лилит. Или выбор мужчины между матерью и невестой. Так или иначе, выбора у них нет: мужчина не женится на матери, а Адам не выбирает Еву.
Каждый из нас испытывает иллюзию свободного выбора, когда мы делаем то, что нам нравится. На самом деле, наш выбор уже определен прошлым опытом, установками и проекциями. Иными словами: «Ты нравишься мне, потому что в тебе есть то, что я привык считать симпатичным. И куда бы я ни посмотрел, я вижу только самого себя. Здесь больше никого нет». И мир вокруг нас – одно большое зеркало, где отражаются наши мысли, желания и опасения.
Возможно, для человека западной культуры одержимость романтическим чувством чуть ли не единственный общедоступный способ прикоснуться к божественному миру. С самого начала своей жизни мы тоскуем по утраченной целостности. Мы ищем ее в своих партнерах, в близких и значимых людях, мужчинах и женщинах, в случайных знакомых. Словно на застывшие манекены, мы надеваем на них наши чувства, снятые с других людей нашего далекого прошлого. На какое-то время мы обретаем себя в нашем возлюбленном, восполняем пустоту, ощущаем моментальное сближение и эйфорию. Однако черты реального человека отличаются от наших проекций, и влюбленность оборачивается горьким разочарованием этим несоответствием. И в Аркане Влюбленные мы встречаемся с пониманием собственной неполноты, недостаточности, с потребностью найти ДРУГОГО – брата-союзника, друга или врага, спутника или проводника на своем пути.
Итак, с кем я говорю сейчас, мой читатель? С вами или с моими представлениями о вас? И что именно вы прочли сейчас? Только то, что выбрали прочесть?
Символы