Горы вокруг – духовное служение.
Ручей – воля к жизни.
Овны – жертвенные животные; жертва собой из чувства долга.
Четыре – управление пространством.
Латы – самоконтроль и самоограничение.
Жезл в руке – Анкх – жезл жизни, соитие креста и круга, мужского и женского.
Держава – абсолютная власть.
Цитаты к размышлению
Ответственность означает авторство. Осознавать ответственность – значит осознавать творение самим собой своего «Я», своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, а также своих страданий, если они имеют место.
Ирвин Ялом
Даже сейчас, в пятьдесят, я все еще не знаю, чем хочу заниматься, когда вырасту.
Ирвин Ялом
Сходить в баню, переодеться во все свежее и постричься – поступки, за которые никогда не стыдно перед собой.
Харуки Мураками
Он так много лет заботился о других, что отвык, когда кто-то заботился о нем.
Ирвин Ялом
Бытие человека не только дано ему, но также требуется от него. Он ответственен за него; в самом буквальном смысле, он должен отвечать, если его спросят, что он сделал из себя. Тот, кто спрашивает его, – его судья, и это не кто иной, как он сам. Данная ситуация вызывает его тревогу, которая в относительных терминах есть тревога вины, в абсолютных – тревога самоотвергания, или самоосуждения. От человека ожидается, чтобы он сделал из себя то, чем он может стать, чтобы воплотить свою судьбу. Каждым моральным актом, актом самоутверждения человек вносит вклад в воплощение своей судьбы, в актуализацию того, чем он потенциально является.
Пауль Тиллих
Человек совершенно необходим для завершения творения, по сути, он является вторым создателем мира, он один дает миру его объективное существование, без которого, неслышимый, невидимый, в молчании поглощающий пищу, дающий рождение, умирающий, дремлющий сквозь сотни миллионов лет, мир двигался бы в глубочайшей ночи небытия к своему неведомому концу.
Карл Юнг
Привычка всегда все получать требует великого таланта.
Харуки Мураками
Отцовская любовь ничем не отличается от любви к самому себе.
Люк Вовенарг
1. Папа всегда прав.
2. Если папа не прав, смотри п. 1.
Автор неизвестен
На обложке был портрет человека, одетого в черное, с властным, однако не лишенным чувствительности лицом и жестким, чуть ли не фанатичным взглядом, в котором тем не менее проглядывал ум. Грегориус полистал альбом. «Салазар, конечно, стремился к власти, – подумал он, – но был не из тех, кто вырывает ее безрассудной грубостью и тупым насилием, и не тем, кто наслаждается ею как пышным изобилием роскошных кушаний на вакхическом пиру. Он, чтобы получить власть и сохранить ее на столь долгие времена, отказался от всего, что противоречило неутомимому бодрствованию, безоговорочной дисциплине и аскетическому образу жизни. Цена за нее была слишком высока, это читается по суровым чертам и напряженности редкой улыбки на лице. А подавленные потребности и желания этого жалкого существования в роскоши власти – до неузнаваемости сублимированные в риторике государственной необходимости – разряжались в беспощадных приказах палача.
Паскаль Мерсье
Натренированный солдат реагирует на звук и игнорирует идею.
Альфред Уайтхед
Тем, чем является человек, он стал благодаря делу, которое он сделал своим.
Карл Ясперс
Телесная практика
Пройдись по комнате и найди место, где ты готов стать Императором. Пригласи его энергию в свое тело. Почувствуй пространство этой энергии, пропустив ее через тело. Позволь этой силе охватить тебя. Будто ты говоришь сам себе: «Я и есть Император. Государь и защитник всей земли. Властный хозяин, управляющий порядком. Надежная опора. Ответственный и рачительный. Контролирующий исполнение долга» .
И если твои мысли – это мысли Императора, что это за мысли? Твои чувства – это чувства Императора. Что это за чувства? Твое тело – это тело Императора. Какие ощущения ты переживаешь? Какое движение – движение Императора – ты делаешь? Сделай это движение чуть больше, глубже, сильнее, всем телом, включая в это движение каждую клеточку тела от кончиков пальцев ног до макушки. Повтори его, снова и снова отдаваясь этому движению целиком, пропуская его сквозь себя. Какой звук у этого движения? Какой у него образ? Наблюдай, где это движение начинается, где его источник. Как это движение развивается. И как оно завершается.
Отследи весь процесс этого движения от начала и до конца. Все ощущения твоего тела. И возможно, ты узнаешь послание этого движения. Что оно говорит лично тебе? Как бы это отразилось на твоей жизни? Какая часть тебя принимает это послание и какая часть отвергает его? Как это выражается в твоем теле? Осознавая это послание сейчас или позже, заверши это движение. И вернись своим вниманием к самому себе. Сделай глубокий вдох и резкий выдох.
Упражнения для работы в психологической группе
Император
Упражнение выполняется в парах.
Инструкция
Один партнер встает на стул, а второй опускается перед ним на колени. Вам нужно просто молча смотреть в глаза друг другу, принимать все чувства и состояния, все, что с вами происходит. Я скажу, когда мы будем заканчивать. После завершения поменяйтесь ролями.
Упражнение длится 5 минут с каждым партнером.
Вопросы к шерингу: Что с вами происходило? В каких случаях подобные чувства проявляются в вашей жизни?
Это моя жизнь
Участвует вся группа.
Инструкция
Каждый участник пишет на небольшом листочке бумаги фразу «Это моя жизнь». Напишите ее с настроением и энергией, вкладывая в написанное все содержание вашей жизни, подчеркивая каждое слово. Затем сложите бумажку и перемешайте ее с такими же бумажками других участников группы. Через пару секунд вытяните любую бумажку. Если вам досталась своя, скажите вслух: «Это моя жизнь». Если чужая, найдите свою и заберите ее, проговаривая: «Это моя жизнь, это не твоя жизнь». Отдавая чужую, говорите: «Это твоя жизнь, это не моя жизнь». Проговаривайте эти фразы осознанно, не спеша, глядя в глаза партнеру.
Упражнение длится 5–10 минут.
Вопросы к шерингу: Каково вам было выполнять это упражнение? Как вы сейчас себя чувствуете? Что изменилось?
Ответственность
Участвует вся группа.
Инструкция
Это упражнение из практики основателя гештальт-терапии Фридриха Перлза. Мы будем по очереди по кругу произносить утверждения о себе и к каждому утверждению добавлять фразу: «…и я беру ответственность за это». Например: «Я сознаю, что двигаю своей ногой… и я беру ответственность за это». «Мой голос очень тих… и я беру ответственность за это». «Теперь я не знаю, что сказать… и я беру ответственность за это незнание».
Упражнение проходит 2–3 круга, длится 5–10 минут.
Вопросы к шерингу: Каково вам было выполнять это упражнение?
Падение на руки
Упражнение выполняется в парах.
Инструкция
Это известное упражнение на доверие используют на многих тренингах. Но мы будем его делать более осознанно. Определитесь в вашей паре, кто первым будет в роли отца, а кто в роли ребенка. Партнеры вначале стоят лицом друг к другу. «Отец» кладет руки на предплечья «ребенка» и, глядя ему в глаза, говорит: «Ты можешь на меня положиться, если захочешь». Затем «ребенок» разворачивается к нему спиной, «отец» сообщает ему: «Я готов», только после этого «ребенок» падает «отцу» на руки, и тот ловит его. Падать нужно, не сгибая колени и расслабив руки. Не падайте, пока не услышали о готовности «отца» вас поймать. Не падайте, если не чувствуете, что доверяете полностью. Упражнение можно проделать несколько раз, до возникновения ощущения легкости и комфорта. Затем вы поменяетесь ролями.
Упражнение длится 5 минут с каждым партнером.
Вопросы к шерингу: Что с вами происходило в роли отца и в роли ребенка? Что это прояснило для вас в вашей жизни и в отношениях с отцом?
Через тернии к звездам
Упражнение выполняется в парах. В помещении создана полоса препятствий: хаотично расставлены стулья, валяются другие предметы.
Инструкция
У вашего партнера будут завязаны глаза. Обратите внимание, что пространство небезопасно для него. Ваша задача провести его через полосу препятствий от одной стены комнаты до противоположной. Вы управляете его движениями с помощью команд, действий, прикосновений, направляющих движений. По окончании вы можете поделиться с партнером переживаниями. Затем поменяйтесь ролями.
Упражнение длится 3–5 минут с каждым партнером.
Вопросы к шерингу: Как ты себя вел, когда был проводником? Какова твоя стратегия управления и как она проявляется в жизни?
Паровозик
Упражнение выполняется в тройках. Оно имеет смысл при группе от 12 человек.
Инструкция
В тройках один из вас будет в роли «паровозика», двое других – «вагончиками». У «вагончиков» закрыты глаза. «Паровозик» толкает «вагончики» вперед. Первый «вагончик» держит руки в оборонительной позиции: согнутыми в локтях на уровне груди ладонями вперед. Второй «вагончик» кладет руки на талию первому, так он будет управлять его движением без слов. «Паровозик» тоже управляет вторым «вагончиком» молча через руки на его талии. Если вы испытываете сильные переживания и вам хочется что-то воскликнуть, то вы можете громко кричать: «Ту-ту!»
Поменяйтесь ролями. Каждый участник тройки должен побывать во всех трех ролях.
Упражнение длится 3–5 минут в один этап.
Вопросы к шерингу: Как вы себя чувствовали в разных ролях – ведущего, ведомого, передающего? Где понравилось больше, где меньше? Как это проявляется в вашей жизни?
Визуализация
Представьте, что вы идете по городской улице. Что это за город? Вы бывали здесь когда-то или это город из ваших фантазий? Какие люди здесь живут, чем они занимаются? И кто ими правит? Вы рассматриваете дома, фасады и окна и выходите на центральную площадь города. Здесь находится дом правительства. Посмотрите на него.
Вы можете войти внутрь, вас ждет аудиенция с правителем города. Подойдите к нему. У него вы можете узнать свое положение в государственной системе, свой мирской статус. И вы можете просить его об изменении, о праве делать свое дело, занимать место, достойное вас. Какое предписание он дает вам? Поблагодарите Императора и покиньте дом правительства. Вы снова выходите на площадь, прислушиваетесь к городскому шуму. Какое настроение у города, чем он встречает вас?
Жрец. Принадлежность
Описание Аркана
Если Император – это власть светская, то Жрец – власть духовная, власть над убеждениями и верованиями. Ее представляют религия и негласные нормы морали.
Перед человеком в мантии священнослужителя почтительно склоняются ученики. На некоторых колодах двух учеников изображают разными: один разумен – другой влюблен; один богат – другой беден; один мужчина – другой женщина; один в цепях – другой свободен. Закон системы един для всех: каким бы способом ты ни вошел в эгрегор, ты принадлежишь ему навсегда и соблюдаешь иерархию. Все принадлежат, никто не исключен. У каждого свое место в системе, которое ему лучше всего подходит.
Одновременно мы принадлежим к разным системам: к родительской семье, к семьям наших супругов и партнеров, к организации, где мы когда-либо работали, к церкви, в которую обращены, к университету, где учились, к духовной школе, к множеству других согласованных или несогласованных друг с другом систем. Сила системы намного больше силы всех отдельных людей, ее составляющих. Так, часто энергия нашего рода управляет нашей судьбой. Из лояльности к нему мы повторяем один и тот же сюжет из поколения в поколение. Этот же принцип действует в любом сообществе или организации, порождая внутренние переплетения.
С уважением к иерархии Жрец воспитывает своих потомков, учит тому, что знали их предки. Он дает чувство сопричастности к большему, что оберегает и защищает нас, чувство преданности и верности своей традиции, включенности в общие дела и осмысленность существования.
Но иногда каменная маска застывает на лице Жреца. Маска ханжеского нравоучения, лицемерного церковного формализма. О чем говорят голоса старейшин? Жив ли Учитель в нас? Часто своего Учителя мы больше любим мертвым, чем живым. Ведь когда Учитель умирает, мы сами становимся учителями. Консервируем привычную картину мира, подходим к другому со своей меркой, диктуя ему свои правила, навязывая авторитеты.
Символы