Ii. I.исходного уровня знаний

Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).

Задания исходного контроля:

I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:

a. Противовоспалительное средство, производное фенилпропионовой кислоты.

b. Противовоспалительное средство, производное индолуксусной кислоты.

3.Противовоспалительное средство, производное фенилуксусной кислоты.

4.Противовоспалительное средство – фторсодержащее производное преднизолона.

5.Противовоспалительное средство замедленного действия, обладающее

противоаритмической активностью.

6.Избирательный ингибитор циклооксигеназы-2.

7.Иммунодепрессант, аналог меркаптопурина, применяющийся для лечения

аутоиммунных заболеваний.

8.Хондропротектор для местного применения.

9.Средство, угнетающее образование мочевой кислоты в организме.

10.Средство, способствующее выведению мочевой кислоты из организма.

11.Глюкокортикоид с наиболее выраженным влиянием на водно-солевой обмен.

12.Полусинтетический глюкокортикоид для лечения ревматоидного артрита.

II. ОПИСАТЬ:

a. Классификацию средств, применяемых для лечения подагры.

b. Механизм противовоспалительного действия индометацина.

c. Механизм противовоспалительного действия мелоксикама.

d. Механизм противовоспалительного действия преднизолона.

e. Механизм иммунодепрессивного действия азатиоприна.

f. Механизм действия аллопуринола.

II. Контроль заключительного уровня знаний.

Решение тестовых заданий.

Приложение 1

Список препаратов.

Название препарата   Наиболее распространенные формы выпуска
Противовоспалительные препараты
1.HYDROCORTISONE ACETATE Cусп.2,5%-5мл; мазь 1%-10,0; гл.мазь 0,5%-3,0
2.PREDNISOLONUM Табл. 0.005; мазь 0,5%-10,0; амп.3%-1мл
3.DEXAMETHASONUM Табл. 0.0005; амп.0,4%-1мл; 0,1%-5мл капли
4.TRIAMCINOLONUM Табл. 0.004
5.FLUMETASONE Мазь 0,02%-15,0
6.ACIDUM ACETYLSALICYLICUM Табл. 0.5
7.BUTADIONUM Табл.0.15
8.IBUPROFENUM Табл.0,2; сусп.2%-60мл
9.INDOMETACINUM Табл.0,025; мазь 10%-40,0
10.PIROXICAMUM Табл.,капс. 0,01
11.DICLOFENAC (ORTOPHENUM) Табл. 0,025; 0,05; 0,1; амп.2,5%-3мл; мазь 2%-30
12.NAPROXENUM Табл. 0,25; 0,5
13.MELOXICAM Табл. 0,0075; 0,015
14.CHINGAMINUM Табл. 0,25; амп.5%-5мл
15.PENICILLAMINUM Капс.,табл. 0,25
Иммунодепрессивные препараты
1. CRYSANOLUM Cусп.5%-2мл
2. AZATHIOPRINUM Табл.0,05
3. CICLOSPORINUM Капс.0,05; амп. 5%-1 и 5 мл
Противоподагрические препараты
1.АLLOPURINOLUM Табл. 0,1 и 0,3
2.AETHAMIDUM Табл. 0,35
Хондропротекторы
1. CHONDROXIDUM Мазь 30,0 и 50,0
       


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Г.СЕМЕЙ

Методические рекомендации

Для практических занятий

Специальность: ОБЩАЯ МЕДИЦИНА

Дисциплина: ФАРМАКОЛОГИЯ-2

Кафедра: ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ

Курс: III

Тема: «Препараты, влияющие на формирование скелета и

Регулирующие кальций-фосфорный обмен».

Составитель:

Преподаватель кафедры общей и клинической фармакологии:_____________ Крулькевич Е.А.

Семей – 2009 г.

Тема: Препараты, влияющие на формирование скелета и регулирующие кальций-

Фосфорный обмен.

2. ЦЕЛЬ:

Научить:

· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых препаратов,

· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых препаратов

· анализировать действие изучаемых лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия

· выбирать лекарственные средства для направленного изменения функций органов и систем организма

· выбирать препараты на основе знаний заболеваний и синдромов, учета индивидуальности больного, знания фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных веществ по изучаемой теме;

· ознакомить с принципами и правилами (схемы, дозирование) рационального использования изучаемых препаратов в соответствии с имеющимся патологическим синдромом

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Студент должен знать:

· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых лекарственных средств;

· классификацию изучаемых лекарственных средств;

· механизмы действия изучаемых лекарственных средств;

· нежелательные и побочные эффекты изучаемых лекарственных средств, меры по предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.

Студент должен уметь:

· прописывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств (паратиреоидин, кальцитонин, эргокальциферол, холекальциферол, кальций-Д3-никомед, миакальцик, кальция глюконат)при дистрофических заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

· рационально выбирать лекарственные средства и правильно дозировать;

· расчитывать дозу и концентрацию препаратов;

· выбирать пути введения препаратов;

· знать принципы коррекции нежелательных эффектов изучаемых препаратов и уметь использовать их при интоксикации;

· рационально комбинировать лекарства для усиления желаемых эффектов или снятия нежелательных сторон действия отдельных препаратов;

· реферировать научную литературу и владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по по данному разделу фармакологии;

· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

4. Основные вопросы темы:

1. Препараты гормонов паращитовидной железы (паратиреоидин). Влияние на обмен

фосфора и кальция. Показания к применению.

2. Кальцитонин. Влияние на обмен фосфора и кальция. Показания к применению.

3. Препараты витамина «Д». Влияние на фосфорно-кальциевый обмен, показания к

применению.

4. Современные препараты кальция (кальций-Д3-никомед, миакальцик, кальция

глюконат). Механизм действия, показания к применению, побочные эффекты.

5. Особенности применения препаратов, регулирующих кальций-фосфорный обмен, в детской практике.

5. Методы обучения и преподавания:

· выписывание рецептов на препараты, регулирующие кальций-фосфорный обмен;

· решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при суставном синдроме;

· дискуссия-устный опрос;

· выполнение тестовых заданий;

· работа в малых группах;

· выполнение заданий из «Руководства к лабораторным занятиям по фармакологии», стр. 318-322;

· составление фармакотерапевтических алгоритмов.

Механизм действия кальцитонина

Таблица 1

 
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

Механизм действия эргокальциферол

Таблица 2

 
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

5. Литература:

основная:

10. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- 750 с.

11. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии.,М.: Медицинское информационное агентство (МИА), 2005.-452с.

дополнительная:

12. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2007. -591 с.

13. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998, т. 1 596 с., т. 2 623 с.

14. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .

15. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 1999, 528с.

16. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология : в двух томах: Пер. с англ.- М.: Медицина, 1991. т. 1 656 с., т. 2 704 с.

17. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2008.-1206 с.

18. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. Д.Г.Грэхам – Дж.К.Аронсон, М.: Медицина, 2000, 552 с.

19. Михайлов И.Б., Клиническая фармакология. Санкт-Петербург, «Фалиант», 2002, 493 с.

6. Контроль:

Наши рекомендации