Тема: «Лекарственные средства, применяемые при дисфагии и желудочной диспепсии»
Составитель:
к.м.н., профессор: _____________ Павлова Л.И.
Семей – 2009 г.
1.Тема:Лекарственные средства, применяемые при дисфагии и желудочной диспепсии
2. ЦЕЛЬ:
Научить:
· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых препаратов,
· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых препаратов
· анализировать действие изучаемых лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия
· выбирать лекарственные средства для направленного изменения функций органов и систем организма
· выбирать препараты на основе знаний заболеваний и синдромов, учета индивидуальности больного, знания фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных веществ по изучаемой теме;
· ознакомить с принципами и правилами (схемы, дозирование) рационального использования изучаемых препаратов в соответствии с имеющимся патологическим синдромом
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Студент должен знать:
· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых лекарственных средств;
· классификацию изучаемых лекарственных средств;
· механизмы действия изучаемых лекарственных средств;
· нежелательные и побочные эффекты изучаемых лекарственных средств, меры по предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.
Студент должен уметь:
· прописывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств (атропина сульфат, платифиллина гидротартат, папаверино гидрохлорид, но-пша (дротоверин), эуфиллин, настойка полыни, метоклопрамид, натрия гидроарбанат, магния оксид, таблетки Ренни, фамотидин, омепразол, пентагастрин, кислота соляная с пепсином, сукралфат, мизопростол, висмута нитрат основной, препарат солодки – карбеноксолон, метронидазол, дезопимон, этаперазин, сукралфат при определенных состояниях;
· рационально выбирать лекарственные средства и правильно дозировать
· расчитывать дозу и концентрацию препаратов
· выбирать пути введения препаратов
· особенности применения у детей
· знать принципы коррекции нежелательных эффектов изучаемых препаратов и уметь использовать их при интоксикации
· рационально комбинировать лекарства для усиления желаемых эффектов или снятия нежелательных сторон действия отдельных препаратов
· реферировать научную литературу и владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по по данному разделу фармакологии.
· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности
4. Основные вопросы темы:
Средства, применяемые при дисфагии и желудочной диспепсии, особенности применения у детей. Классификация.
1. Средства, влияющие на аппетит (настойка полыни, фенфлурамин). Средства, влияющие на аппетит. Механизм стимулирующего влияния горечей на аппетит и желудочную секрецию.
2. Стимулирующее влияния на аппетит препаратов из других групп (инсулин, анаболические стероиды, карнитина хлорид и др.). Показания к применению.
3. Средства, понижающие аппетит. Анорексигенные средства. Механизмы действия. Сравнительная характеристика препаратов. Показания и противопоказания к применеию. Побочные эффекты.
4. Средства, применяемые при нарушении функции желез желудка (пентагастрин, кислота хлористоводородная разведенная с пепсином, атропина сульфат, пирензепин, фамотидин, омепразол). Средства, усиливающие секрецию желез желудка. Применение с диагноститеской целью. Средства заместительной терапии при сниженной секретной активности желудка. Использование углекислых минеральных вод для повышения секреции желудочного сока.
5. Средства, понижающие секрецию желез желудка: Н2 – гистаминоблокаторы, М-холиноблокаторы, ингибиторы протонного насоса (омепразол), синтетические аналоги простагландинов (мизопростол). Принцип действия, применение.
6. Антацидные средства (натрия гидрокарбонат, магния окись, алюминия гидроокись, таблетки Ренни). Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению, особенности назначения. Побочные эффекты.
7. Адсорбенты – уголь активируемый, смекта, хитазан, сукралфат. Гастропротекторы (сукралфат, мизопротол, висмута субнитрат основной). Препараты, механически защищающие слизистую оболочку и повышающие ее защитную функцию. Использование препаратов солодки (карбеноксолон). Цитопротекторные свойства коллоидного субнитрата висмута, его антибактериальное действие. Применение метронидазола и др. антибактериальных средств при язвенной болезни желудка.
8. Средства, влияющие на моторику желудка (прокинетики) (ацеклидин, неостигмина метилсульфат (прозерин), атропина сульфат, но-шпа). Средства, усиливающие моторику желудка (холиномиметики прямого и непрямого действия). Применение.
9. Средства, угнетающие моторику желудка. Применение М- холино- блокаторов и спазмолитиков миотропного действия (папаверин, но-шпа).
10. Рвотные и противорвотные средства (апоморфина гидрохлорид, перфенал (этаперазин), метоклопрамид, таблетки «Аэрон»). Классификация. Механизм действия рвотных средств. Сравнительная характеристика препаратов, их применение. Принцип использования апоморфина для лечения алкоголизма.
11. Противорвотные средства, принцип их действия. Противорвотное действие средств, избирательно блокирующих дофаминовые рецепторы нейролептиков, М- холиноблокаторов, противогистаминных средств. Особенности действия метоклопрамида. Показания к применению. Побочные эффекты.
12. Мезимфорте. Ферменты.
13. Витамин В и К парентерално.
14. Иммуностимуляторы.
15. Выбор химиотерапевтических препаратов в зависимости от клинической картины и предполагаемого возбудителя.
5. Методы обучения и преподавания:
· выписывание рецептов на препараты, применяющиеся при дисфагии и желудочной диспепсии
· решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при дисфагии ижелудочной диспепсии
· дискуссия-устный опрос
· выполнение тестовых заданий
· работа в малых группах.
· Выполнение задания из Руководства к лабораторным занятиям по фармакологии, стр. 203-211 задание для самостоятельной работы, задачи 1V. 3.1- 3.7
· составление фармакотерапевтических алгоритмов
Механизм действия метоклопрамида
Таблица 1
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
Механизм действия атропина сульфата
Таблица 2
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
Механизм действия горечей на аппетит и желудочную секрецию
Таблица 3
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
Механизм действия омепразола
Таблица 4
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
Механизм действия фамотидина
Таблица 5
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
6. Литература:
основная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- 750 с.
2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии., М.: Медицинское информационное агентство (МИА), 2005.-452с.
дополнительная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2007. -591 с.
2. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998, т. 1 596 с., т. 2 623 с.
3. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .
4. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 1999, 528с.
5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология : в двух томах: Пер. с англ.- М.: Медицина, 1991. т. 1 656 с., т. 2 704 с.
6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2008.-1206 с.
7. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. Д.Г.Грэхам – Дж.К.Аронсон, М.: Медицина, 2000, 552 с.
8. Михайлов И.Б., Клиническая фармакология. Санкт-Петербург, «Фалиант», 2002, 493 с.
7. Контроль:
I. Исходного уровня знаний
Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).
Задания исходного контроля:
I.ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:
1. Средства, повышающий аппетит
2. Средства, понижающие аппетит (анорексигенное средство)
3. Средство при понижении секреции желез желудка
4. Средство при дисфагии
5. Н2 блокатор
6. Блокатор К- Na насоса
7. Синтетический аналог простагландинов понижающий секрецию (мизопростол)
8. Антацидное средство
9. Адсорбент
10. Ферментный препарат при диспепсии желудка.
11. Средство повыщающее секрецию и моторику желудка
12. Антибактериальное средство – метронидазол
13. Витаминный препарат при заболевании желудка
14. Средство, понижающее моторику желудка (но-шпа)
15. Противорвотное средство при рефлюксной болезни
16. Противорвотное средство фенотиазинового ряда.
II.Описать:
- Механизм действия М- литиков при гиперсекреции желудка
- Механизм действия горечей при снижении аппетита. Назвать препараты.
- Механизм действия Н2 – литиков.
- Механизм действия омепразола.
- Перечислить гастропротекторы.
- Механизм действия антацидов, назвать препараты.
- Механизм действия анорексигенов, назвать препараты
- Перечислить средства при дисфагии и спазме пилорического отдела желудка