Тема № 17: «ПРОТИВОПРОТОЗОЙНЫЕ ПРЕПАРАТЫ. ПРОТИВОГЛИСТНЫЕ ПРЕПАРАТЫ»
Составитель:
Преподаватель кафедры фармакологии,
к.м.н.: ______________ Амренова К.Ш.
Семей – 2008 г.
Утверждена
на заседании кафедры
Протокол № _____
от "____" _________ 200_ г.
Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор: ______________ Мусин М.Н.
1. ТЕМА:«Противопротозойные препараты. Противоглистные препараты»
2. ЦЕЛЬ:
Научить:
· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств
· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых лекарственных средств
· рассчитывать дозы и концентрации изучаемых лекарственных средств
· оценивать возможности использования и прогнозирования воздействия изучаемых лекарственных средств на функции органов и систем организма
· выбирать лекарственные средства для подавления жизнедеятельности патогенных микроорганизмов
Приобрести знания:
· о международных непатентованных названиях основных изучаемых лекарств
· об основных лекарственных формах изучаемых препаратов
· об общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых препаратов;
· о классификации и механизмах действия изучаемых лекарственных средств;
· о нежелательных и побочных эффектах изучаемых препаратов, об их предупреждении и ликвидации в случае возникновения.
Закрепить навыки:
· по выбору лекарственных форм, способов применения и пути введения препаратов;
· по выписыванию рецептов на различные лекарственные формы изучаемых противопротозойных (примахин, хингамин, прогуанил (бигумаль), пириметамин (хлоридин), хлорохин, мефлохин, метронидазол, хиниофон, эметина гидрохлорид, фуразолидон, аминохинол, тинидазол, натрия стибоглюконат) и противоглистных (мебендазол, пирантел, левамизол, пиперазин, ивермектин, празиквантель, никлосамид, празиквантель)препаратовпри определенных состояниях;
· по прописи рецептов на основные жизненно важные препараты
· по коррекции рецептов, замене препарата, оценке дозы изучаемых лекарств;
· по анализу действия изучаемых препаратов на основе совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия
· по выбору изучаемых лекарственных средств для направленного изменения функций различных органов и систем организма
· по выбору лекарственных средств для подавления жизнедеятельности простейших и глистов;
· по распознаванию нежелательных эффектов изучаемых препаратов, по их предупреждению и ликвидации в случае возникновения;
· по ориентировке в арсенале новых изучаемых лекарственных средств, их преимуществах перед применяемыми препаратами, принципах взаимозаменяемости и наиболее часто используемых синонимах.
· по поиску и обработке данных об изучаемых препаратах для информации клинических и аптечных работников, а также населения;
· по применению полученных знания в будущей профессиональной деятельности;
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
· сформировать у студентов представление об общих закономерностях, действия лекарственных веществ, для обеспечения рационального выбора препаратов при различных формах протозойных и глистных инвазий.
5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1 Противопротозойные средства.
2 Противомалярийные средства -примахин, хингамин, прогуанил (бигумаль), пириметамин (хлоридин), хлорохин, мефлохин. Классификация противомалярийных средств по химическому строению. Гематошизотропные средства. Гистошизотропные средства. Характеристика препаратов. Принципы лечения, индивидуальная и общественная химиопрофилактика малярии. Применение. Побочные эффекты.
3 Противоамебные средства(метронидазол, хиниофон, эметина гидрохлорид, хингамин). Классификация. Особенности действия препаратов на амеб, находящихся в просвете кишечника и стенке кишечника и на внекишечные фор мы амеб. Особенности действия тетрациклинов при амебиазе. Противомикробные свойства метронидазола. Применение. Побочные эффекты.
4 Средства, применяемые при лямблиозе(метронидазол, фуразолидон, аминохинол). Сравнительная активность препаратов. Применение. Побочные эффекты.
5 Средства, применяемые при трихомонадозе(метронидазол, тинидазол). Принципы химиотерапии трихомонадоза. Фармакологические эффекты препаратов. Применение. Побочные эффекты.
6 Средства, применяемые при токсоплазмозе -пираметамин (хлоридин). Свойства хлоридина и аминохинола. Применение сульфаниламидов в комбинированном лечении токсоплазмоза. Побочные эффекты.
7 Средства, применяемые при лейшманиозе(натрия стибоглюконат). Фармакологическая активность и применение солюсурьмина для лечения висцерального и кожного лейшманиоза. Применение мономицина при кожном лейшманиозе. Побочные эффекты.
8 Противоглистные средства -мебендазол, пирантел, левамизол, пиперазин, ивермектин, празиквантель, никлосамид. Классификация, механизм действия. Основные принципы применения. Фармакодинамика веществ, применяемых при кишечных нематодозах. Применение. Побочные эффекты.
9 Средства, применяемые при кишечных цестодозах. Свойства, особенности применения, побочные эффекты.
10 Препараты, применяемые при трематодозах (празиквантель ).
11 Общая характеристика средств, применяемых при внекишечных гельминтозах.
6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:
· дискуссия – устный разбор темы по основным вопросам.
· работа в малых группах
· составление фармакодинамических алгоритмов:
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ФЕНАСАЛА ПРИ КИШЕЧНОМ ЦЕСТОДОЗЕ
Таблица 1
Механизм противотуберкулезного действия изониазида | ||
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПИПЕРАЗИНА АДИПИНАТА
ПРИ КИШЕЧНОМ НЕМАТОДОЗЕ
Таблица 2
Механизм противоспирохетозного действия препаратов висмута. | ||
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
· выполнение заданий по Руководству к лабораторным занятия по фармакологии (РЛЗФ) Д.А. Харкевич 1988 г. стр. 235-238 задания I-XX, стр. 242-245 задания I-XX, стр. 246 задачи 134-135; стр. 266-268 задания I-XX, стр. 268 задача 149.
· проведение опытов:
Опыт № 1. Дествие акрихина на простейших.
Описание:
На 2 часовых стекла наносят по 1 капле изтонического раствора натрия хлорида, содержащего опалины конечной кишки лягушки, затем на одно стекло – 1 каплю раствора акрихина 1:500. Наблюдают под микроскопом за подвижностью простейших
Опыт № 2. Действие экстракта мужского папоротника густого на пиявку.
Описание:
В банку с 200 мл воды помещают пиявку и добавляют 3-5 мл 2% эмульсии экстракта мужского папоротника. Наблюдают за поведением пиявки.
Результаты опытов студенты самостоятельно обосновывают, делают выводы и заносят в тетрадь.
6. ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ:
1 Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2000.
2 Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии., М.: Медицина, 1988
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1 Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-516с.
2 Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.
3 Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.
4 Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: Изд-во ММА, 1991.-760 с.
5 Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология : в двух томах. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1993.-478 с.
6 Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2003.-870 с.
7 Психотропные средства: Справочник практикующего врача / Пер. с англ. А.Н. Редькин Ю.А. Александровский.-М.: Литтерра, 2006.-992 с.
8 Яковлев В.П, Яковлев С.В. Рациональная антимикробная фармакотерапия (руководство для практических врачей). М.:Литтерра. 2003.-1002 с.
7. КОНТРОЛЬ:
I. Исходного уровня знаний
Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).
Задания исходного контроля:
I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:
1. Средство для предупреждения рецидивов малярии.
2. Средство для индивидуальной химиопрофилактики малярии.
3. Средство для общественной химиопрофилактики малярии.
4. Средство для лечения тропической малярии только средней степени тяжести
5. Средство для лечения амебной дизентерии.
6. Средство, применяемое при внекишечном амебиазе.
7. Средство, эффективное при любых формах амебиаза.
8. Средство для лечения лямблиоза, применяемое при коллагенозах.
9. Производное нитрофурана при лямблиозе.
10. Средство эффективное при токсоплазмозе и малярии.
11. Препарат сюрьмы для лечения лейшманиоза.
12. Средство для лечения нематодоза кишечника, производноеи бензимидазола.
13. Средство для лечения цестодоза кишечника.
14. Средство, угнетающее холинэстеразу гельминтов.
15. Производное имидазола с иммуномодулирующими свойствами.
16. Производное нитроимидазола при трихомонадозе.
II. ОПИСАТЬ:
1. Перечислить противолямблиозные, противоамебные и противомалярийные
средства.
2. Классификацию противоглистных средств.
3. Механизм противоглистного действия левамизола.
4. Механизм противоглистного действия фенасала.
II. Итогового уровня знаний
Проводится в конце занятия для оценки приобретенных студентами знаний и навыков по теме настоящего занятия в форме тестирования.
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ