Противоспирохетозные средства. противогрибковые средства. противовирусные средства»

Составитель:

Преподаватель кафедры фармакологии,

к.м.н.: ______________ Амренова К.Ш.

Семей – 2008 г.

Утверждена

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.

Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор: ______________ Мусин М.Н.

1. ТЕМА:«Противотуберкулезные средства. Противоспирохетозные средства. Противогрибковые средства. Противовирусные средства»

2. ЦЕЛЬ:

Научить:

· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств

· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых лекарственных средств

· рассчитывать дозы и концентрации изучаемых лекарственных средств

· оценивать возможности использования и прогнозирования воздействия изучаемых лекарственных средств на функции органов и систем организма

· выбирать лекарственные средства для подавления жизнедеятельности патогенных микроорганизмов

Приобрести знания:

· о международных непатентованных названиях основных изучаемых лекарств

· об основных лекарственных формах изучаемых препаратов

· об общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых препаратов;

· о классификации и механизмах действия изучаемых лекарственных средств;

· о нежелательных и побочных эффектах изучаемых препаратов, об их предупреждении и ликвидации в случае возникновения.

Закрепить навыки:

· по выбору лекарственных форм, способов применения и пути введения препаратов;

· по выписыванию рецептов на различные лекарственные формы изучаемых противотуберкулезных и противоспирохетозных средств (изониазид, рифампицин, стрептомицина сульфат, этамбутол, пиразинамид, бензилпенициллина натриевая соль, бициллины-1,-5, бийохинол, азитромицин, тетрациклин) изучаемых противогрибковых средств (нистатин, амфотерицин В, гризеофульвин, тербинафин (ламизил), кетоконазол) изучаемых противовирусных средств (ремантадин, ацикловир, ганцикловир, идоксуридин, азидотимидин (зидовудин), полудан, азидотимидин, саквинавир)при определенных состояниях;

· по прописи рецептов на основные жизненно важные препараты

· по коррекции рецептов, замене препарата, оценке дозы изучаемых лекарств;

· по анализу действия изучаемых препаратов на основе совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия

· по выбору изучаемых лекарственных средств для направленного изменения функций различных органов и систем организма

· по выбору лекарственных средств для подавления жизнедеятельности патогенных микроорганизмов

· по распознаванию нежелательных эффектов изучаемых препаратов, по их предупреждению и ликвидации в случае возникновения;

· по ориентировке в арсенале новых изучаемых лекарственных средств, их преимуществах перед применяемыми препаратами, принципах взаимозаменяемости и наиболее часто используемых синонимах.

· по поиску и обработке данных об изучаемых препаратах для информации клинических и аптечных работников, а также населения;

· по применению полученных знания в будущей профессиональной деятельности;

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

· сформировать у студентов представление об общих закономерностях, действия лекарственных веществ, для обеспечения рационального выбора препаратов при различных формах туберкулеза и сифилиса.

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Противотуберкулезные средства(изониазид, рифампицин, стрептомицина сульфат, этамбутол, пиразинамид). Общая характеристика, механизм противотуберкулезного действия препаратов разных групп. Сравнительная характеристика отдельных препаратов. Побочное действие.

2. Принципы комбинированной терапии туберкулеза. Препараты антибиотиков, применяемых при лечении туберкулеза.

3. Противолепрозные средства. Показания к применению. Побочные эффекты.

4. Противоспирохетозные средства(бензилпенициллина натриевая соль, бициллины-1,-5, бийохинол). Противоспирохетозные свойства препаратов бензилпенициллина.

5. Механизм действия препаратов висмута, их применение при лечении сифилиса. Побочное действие.

6. Резервные противоспирохетозные антибиотики: азитромицин, тетрациклин и др.

7. Противогрибковые средства(нистатин, амфотерицин В, гризеофульвин, тербинафин (ламизил), кетоконазол). Общая характеристика. Классификация, механизм действия. Различия в спектре действия и показания к применению.

8. Средства для лечения поверхностных и системных микозов. Препараты, применяемые при дерматомикозах и кандидомикозах.

9. Средства местного и резорбтивного действия.

10. Применение препаратов йода для лечения грибковых заболеваний.

11. Противовирусные средства -ремантадин, ацикловир, ганцикловир, идоксуридин, азидотимидин (зидовудин). Механизм действия противовирусных средств. Применение.

12. Биологическое значение, свойства и применение интерферонов. Интерфероногены (полудан).

13. Средства для лечения СПИДа (азидотимидин, саквинавир). Побочные эффекты.

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:

· дискуссия – устный разбор темы по основным вопросам.

· работа в малых группах

· составление фармакодинамических алгоритмов:

МЕХАНИЗМ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ИЗОНИАЗИДА

Таблица 1

Механизм противотуберкулезного действия изониазида
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

МЕХАНИЗМ ПРОТИВОСПИРОХЕТОЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРЕПАРАТОВ ВИСМУТА

Таблица 2

Механизм противоспирохетозного действия препаратов висмута.
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

МЕХАНИЗМ ПРОТИВОГРИБКОВОГО ДЕЙСТВИЯ НИСТАТИНА

Таблица 3

Механизм противогрибкового действия нистатина
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

МЕХАНИЗМ ПРОТИВОГРИБКОВОГО ДЕЙСТВИЯ КЕТОКОНАЗОЛА

Таблица 4

Механизм противогрибкового действия кетоконазола
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

МЕХАНИЗМ ПРОТИВОВИРУСНОГО ДЕЙСТВИЯ АЦИКЛОВИРА

Таблица 5

Механизм противовирусного действия ацикловира
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

· выполнение заданий по Руководству к лабораторным занятия по фармакологии (РЛЗФ) Д.А. Харкевич 1988 г. стр. 235-238 задания I-XX, стр. 238 задачи 130,131; стр. 240-241 задания I-IX; стр. 250-252 задания I-XX, стр. 252 задача 138; стр. 247-248 задания I-X, стр. 248 задача 136.

6. ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ:

  1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2000.
  2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии., М.: Медицина, 1988

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-516с.

2. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.

4. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: Изд-во ММА, 1991.-760 с.

5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология : в двух томах. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1993.-478 с.

6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2003.-870 с.

7. Психотропные средства: Справочник практикующего врача / Пер. с англ. А.Н. Редькин Ю.А. Александровский.-М.: Литтерра, 2006.-992 с.

8. Яковлев В.П, Яковлев С.В. Рациональная антимикробная фармакотерапия (руководство для практических врачей). М.:Литтерра. 2003.-1002 с.

7. КОНТРОЛЬ:

I. Исходного уровня знаний

Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).

Задания исходного контроля:

I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:

1. Противотуберкулезный препарат из группы гидразид изоникотиновой кислоты.

2. Противотуберкулезный антибиотик 1-ой группы, для парентерального введения.

3. Противотуберкулезный антибиотик 2-ой группы.

4. Противотуберкулезный препарат, ухудшающий зрение.

5. Синтетическое противотуберкулезное средство 2-ой группы.

6. Препарат бензилпенициллина короткого действия для лечения сифилиса.

7. Препарат висмута для лечения сифилиса.

8. Препарат бензилпенициллина длительного действия для введения 1 раз в 1-2 недели.

9. Препарат бензилпенициллина длительного действия для введения 1 раз в 3-4 недели.

10. Противогрибковое средство для профилактики дисбактериоза при проведении антибиотикотерапии.

11. Антибиотик для парентерального применения при лечении системных микозов.

12. Средство для лечения дерматомикозов, ингибитор синтеза эргостеролов клеточной стенки грибов.

13. Противогрибковый препарат для лечения дерматомикозов, к которому не развивается устойчивость дерматофитов.

14. Производное имидазола для лечения поверхностных и системных микозов

15. Противовирусный препарат для профилактики гриппа А2, эффективный при паркинсонизме.

16. Средство для лечения СПИДа

17. Интерфеноген.

18. Противовирусное средство для лечения герпетических поражений глаза.

19. Противогерпетическое средство, аналог пуриновых нуклеозидов.

20. Противогерпетическое средство эффективное при цитомегаловирусной инфекции.

II. ОПИСАТЬ:

1. Классификацию противотуберкулезных средств.

2. Механизм противотуберкулезного действия изониазида.

3. Механизм действия рифампицина.

4. Перечислить противоспирохетозные средства

5. Механизм противоспирохетозного действия препаратов висмута.

6. Классификацию противогрибковых средств.

7. Механизм противогрибкового действия полиеновых антибиотиков.

8. Механизм действия интерфероногенов.

II. Итогового уровня знаний

Проводится в конце занятия для оценки приобретенных студентами знаний и навыков по теме настоящего занятия в форме тестирования.

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации