Тема № 11: «НАРКОТИЧЕСКИЕ И НЕНАРКОТИЧЕСКИЕ АНАЛЬГЕТИКИ»
Составитель:
Преподаватель кафедры фармакологии,
к.м.н.: ______________ Амренова К.Ш.
Семей – 2008 г.
Утверждена
на заседании кафедры
Протокол № _____
от "____" _________ 200_ г.
Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор: ______________ Мусин М.Н.
1. ТЕМА:«Наркотические и ненаркотические анальгетики»
2. ЦЕЛЬ:
Научить:
· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств
· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых лекарственных средств
· рассчитывать дозы и концентрации изучаемых лекарственных средств
· оценивать возможности использования и прогнозирования воздействия изучаемых лекарственных средств на функции органов и систем организма
Приобрести знания:
· о международных непатентованных названиях основных изучаемых лекарств
· об основных лекарственных формах изучаемых препаратов
· об общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых препаратов;
· о классификации и механизмах действия изучаемых лекарственных средств;
· о нежелательных и побочных эффектах изучаемых препаратов, об их предупреждении и ликвидации в случае возникновения.
Закрепить навыки:
· по выбору лекарственных форм, способов применения и пути введения препаратов;
· по выписыванию рецептов на различные лекарственные формы изучаемых средств (морфина гидрохлорид, промедол (тримеперидин), пентазоцин, фентанил, трамадол, просидол, налоксон, налтрексон, кислота ацетилсалициловая, метамизол натрия (анальгин), парацетамол) при определенных состояниях;
· по прописи рецептов на основные жизненно важные препараты
· по коррекции рецептов, замене препарата, оценке дозы изучаемых лекарств;
· по анализу действия изучаемых препаратов на основе совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия
· по выбору изучаемых лекарственных средств для направленного изменения функций различных органов и систем организма
· по распознаванию нежелательных эффектов изучаемых препаратов, по их предупреждению и ликвидации в случае возникновения;
· по ориентировке в арсенале новых изучаемых лекарственных средств, их преимуществах перед применяемыми препаратами, принципах взаимозаменяемости и наиболее часто используемых синонимах.
· по поиску и обработке данных об изучаемых препаратах для информации клинических и аптечных работников, а также населения;
· по применению полученных знания в будущей профессиональной деятельности;
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
· сформировать у студентов представление об общих закономерностях, действия лекарственных веществ, для обеспечения рационального выбора препаратов при различных заболеваниях.
4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Средства, влияющие на опиатные рецепторы.Наркотические (опиоидные) анальгетики (морфина гидрохлорид, промедол (тримеперидин), пентазоцин, фентанил, трамадол, просидол). Общая характеристика. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы. Опиатные рецепторы и их эндогенные лиганды. Возможные механизмы анальгезии.
2. Алкалоиды опия. Классификация наркотических анальгетиков. Основные особенности их действия. Эффекты, обусловленные влиянием на ЦНС. Влияние на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт. Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению. Понятие о нейролептанальгезии. Побочные эффекты.
3. Острое отравление наркотическими анальгетиками и основные принципы его фармакотерапии. Лекарственная зависимость, социальные аспекты, принципы терапии.
4. Антагонисты наркотических анальгетиков (налоксон, налтрексон). Принципы действия, сравнительная характеристика. Применение.
5. Ненаркотические анальгетики- кислота ацетилсалициловая, метамизол натрия (анальгин), парацетамол. Основные фармакологические эффекты.
6. Особенности болеутоляющего действия.
7. Механизмы анальгезирующего, жаропонижающего и противовоспалительного действия.
8. Классификация.
9. Сравнительная характеристика отдельных препаратов. Основные побочные эффекты.
5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:
· дискуссия – устный разбор темы по основным вопросам.
· работа в малых группах
· составление фармакодинамических алгоритмов: