Тема № 8: «АДРЕНЕРГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА»
Составитель:
Преподаватель кафедры фармакологии,
к.м.н.: ______________ Амренова К.Ш.
Семей – 2008 г.
Утверждена
на заседании кафедры
Протокол № _____
от "____" _________ 200_ г.
Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор: ______________ Мусин М.Н.
1. ТЕМА:«Адренергические средства»
2. ЦЕЛЬ:
Научить:
· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств
· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых лекарственных средств
· рассчитывать дозы и концентрации изучаемых лекарственных средств
· оценивать возможности использования и прогнозирования воздействия изучаемых лекарственных средств на функции органов и систем организма
Приобрести знания:
· о международных непатентованных названиях основных изучаемых лекарств
· об основных лекарственных формах изучаемых препаратов
· об общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых препаратов;
· о классификации и механизмах действия изучаемых лекарственных средств;
· о нежелательных и побочных эффектах изучаемых препаратов, об их предупреждении и ликвидации в случае возникновения.
Закрепить навыки:
· по выбору лекарственных форм, способов применения и пути введения препаратов;
· по выписыванию рецептов на различные лекарственные формы изучаемых средств (эпинефрин (адреналина гидрохлорид), норэпинефрин (норадреналина гидротартрат), фенилэфрин (мезатон), нафазолин (нафтизин), изопреналин (изадрин), салбутамол, салметерол, фенотерол, формотерол, эфедрина гидрохлорид, клонидин, добутамин, фентоламина гидрохлорид, празозин, пропранолол, дигидроэрготамин, атенолол, окспренолол, лабетолол, гуанетидин (октадин), резерпин) при определенных состояниях;
· по прописи рецептов на основные жизненно важные препараты
· по коррекции рецептов, замене препарата, оценке дозы изучаемых лекарств;
· по анализу действия изучаемых препаратов на основе совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия
· по выбору изучаемых лекарственных средств для направленного изменения функций различных органов и систем организма
· по распознаванию нежелательных эффектов изучаемых препаратов, по их предупреждению и ликвидации в случае возникновения;
· по ориентировке в арсенале новых изучаемых лекарственных средств, их преимуществах перед применяемыми препаратами, принципах взаимозаменяемости и наиболее часто используемых синонимах.
· по поиску и обработке данных об изучаемых препаратах для информации клинических и аптечных работников, а также населения;
· по применению полученных знания в будущей профессиональной деятельности;
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
· сформировать у студентов представление об общих закономерностях, действия лекарственных веществ, для обеспечения рационального выбора препаратов при различных заболеваниях.
4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Средства, влияющие на адренорецепторы (адренергические средства).Строение и функция адренергического синапса. Локализация и характеристика альфа- и бета-адренергических рецепторов и их подтипов. Классификация средств, влияющих на передачу возбуждения в адренергических синапсах.
2. Адреномиметические средства(эпинефрин (адреналина гидрохлорид), норэпинефрин (норадреналина гидротартрат), фенилэфрин (мезатон), нафазолин (нафтизин), изопреналин (изадрин), салбутамол, салметерол, формотерол, эфедрина гидрохлорид).Классификация адреномиметиков прямого действия по их влиянию на разные типы адренорецепторов. Вещества, стимулирующие альфа- и бета-адренорецепторы. Основные свойства адреналина (влияние на сердечно-сосудистую систему, гладкие мышцы, глаз, обмен веществ), особенности действия норадреналина, их применение.
3. Альфа-адреномиметики. Основные эффекты и применение мезатона. Особенности действия и применения нафтизина, галазолина. Альфа2-адреномиметики (клонидин).
4. Бета-адреномиметики. Особенности фармакодинамики неселективных адреномиметиков (изадрин). Средства, преимущественно возбуждающие бета1-адренорецепторы (добутамин) и бета2-адренорецепторы (сальбутамол, фенотерол). Применение. Бета2-адреномиметики длительного действия (формат, салмет).
5. Адреномиметики непрямого действия (симпатомиметики). Механизм действия эфедрина. Основные эффекты. Применение.
6. Побочные эффекты адреномиметиков, меры по их предупреждению и устранению.
7. Адреноблокирующие средства (фентоламина гидрохлорид, празозин, пропранолол, дигидроэрготамин).Фармакодинамика альфа-адреноблокаторов. Селективные и неселективные альфа-адреноблокаторы. Применение. Возможные осложнения.
8. Основные свойства и применение бета-адреноблокаторов. Бета-адреноблокаторы с избирательным действием (атенолол) и внутренней симпатомиметической активностью (окспренолол). Побочные эффекты бета-адреноблокаторов.
9. Альфа, бета-адреноблокаторы (лабеталол).
10. Симпатолитические средства - гуанетидин (октадин), резерпин. Локализация, механизмы действия и основные эффекты октадина и резерпина, их сравнительная характеристика. Применение. Побочное действие.
5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:
· дискуссия – устный разбор темы по основным вопросам.
· работа в малых группах
· составление фармакодинамических алгоритмов:
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ИЗАДРИНА ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ
Таблица 1
Механизм действия изадрина при бронхиальной астме | ||
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |