Иннервацию: местноанестезирующие средства»
Составитель:
Преподаватель кафедры фармакологии,
к.м.н.: ______________ Амренова К.Ш.
Семей – 2008 г.
Утверждена
на заседании кафедры
Протокол № _____
от "____" _________ 200_ г.
Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор: ______________ Мусин М.Н.
1. ТЕМА:«Средства, влияющие на афферентную иннервацию: местноанестезирующие средства».
2. ЦЕЛЬ:
Научить:
· выписывать рецепты на различные лекарственные формы местных анестетиков
· выбирать лекарственную форму и способ применения местных анестетиков
· рассчитывать дозы и концентрации местных анестетиков
· оценивать возможности использования и прогнозирования воздействия местных анестетиков на функции органов и систем организма
Приобрести знания:
· о международных непатентованных названиях основных местных анестетиков;
· об основных лекарственных формах местных анестетиков;
· об общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики местных анестетиков;
· о классификации местных анестетиков;
· о механизмах действия местных анестетиков;
· о нежелательных и побочных эффектах местных анестетиков, их предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.
Закрепить навыки:
· по применению полученных знания в будущей профессиональной деятельности;
· по выписыванию рецептов на различные лекарственные формы местных анестетиков (тетракаин (дикаин), бензокаин (анестезин), пиромекаин, прокаин (новокаин), ксикаин (лидокаин), артикаин (ультракаин), тримекаин, бупивакаин) при определенных состояниях;
· по коррекции рецептов, замене препарата, оценке дозы местных анестетиков;
· по анализу действия местных анестетиков на основе совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия
· по распознаванию нежелательных эффектов местных анестетиков, по их предупреждению и ликвидации в случае возникновения;
· по ориентировке в арсенале новых местных анестетиков, их преимуществах перед применяемыми препаратами, принципах взаимозаменяемости и наиболее часто используемых синонимах.
· по поиску и обработке данных о местных анестетиках для информации клинических и аптечных работников, а также населения;
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
· сформировать у студентов представление об общих закономерностях действия местных анестетиков для обеспечения рационального выбора препаратов при различных видах анестезии
· по реферированию научной литературы и владению навыками самостоятельного получения новых знаний по фармакологии.
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
· научить возможностям идентификации групп лекарственных средств на основе представлений об их свойствах;
· научить распознавать нежелательные эффекты изучаемых лекарственных средств и устранять их
· сформировать у студентов представление об общих закономерностях действия лекарственных веществ для обеспечения рационального выбора препаратов при различных заболевания
4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Местные анестетики (тетракаин (дикаин), бензокаин (анестезин), пиромекаин, прокаин (новокаин), ксикаин (лидокаин), артикаин (ультракаин), тримекаин, бупивакаин). Определение. Классификация.
2. Требования, предъявляемые к местным анестетикам. Локализация и механизм действия.
3. Сравнительная оценка современных анестетиков и их применение при разных видах анестезии. Особенности использования.
4. Препараты длительного действия.
5. Побочное и токсическое действие местноанестезирующих веществ и меры по их предупреждению.
5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:
· дискуссия – устный разбор темы по основным вопросам.
· работа в малых группах
· составление фармакодинамических алгоритмов:
МЕХАНИЗМ МЕСТНОАНЕСТЕЗИРУЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ НОВОКАИНА.
Механизм местноанестезирующего действия новокаина | ||
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
· выполнение заданий по Руководству к лабораторным занятиям по фармакологии (РЛЗФ) Д.А. Харкевич 1988 г. стр. 35-37 задания I-ХII.
· решение задач по РЛЗФ Д.А. Харкевич 1988 г. стр.37-38 задачи 10-12.
· проведение опытов:
Опыт №1:Растворимость анестезирующих средств.
Описание:
В 2 пробирки наливают по 2 мл воды, затем в одну добавляют 0,05 г новокаина, а в другую – 0,05 г анестезина. Наблюдают за растворимостью препаратов.
Опыт № 2: Сравнительная характеристика местного действия дикаина и новокаина на роговицу глаза
Описание:
У кролика проверяют наличие роговичного рефлекса. Затем в один глаз закапывают 2 капли 1% раствора дикаина, а в другой – 2 капли 1% раствора новокаина, после чего вновь проверяют роговичный рефлекс. Результаты сравнивают.
Результаты опытов студенты самостоятельно обосновывают, делают выводы и заносят в тетрадь.
6. ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ:
1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2000.
2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии., М.: Медицина, 1988
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-516с.
2. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.
3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.
4. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: Изд-во ММА, 1991.-760 с.
5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология : в двух томах. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1993.-478 с.
6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2003.-870 с.
7. Психотропные средства: Справочник практикующего врача / Пер. с англ. А.Н. Редькин; Ю.А. Александровский.-М.: Литтерра, 2006.-992 с. Яковлев В.П, Яковлев С.В.
8. Рациональная антимикробная фармакотерапия (руководство для практических врачей). М.:Литтерра. 2003.-1002 с.
7. КОНТРОЛЬ:
I. Исходного уровня знаний
Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).
Задания исходного контроля:
I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:
1. Средство, наиболее широко применяемое для инфильтрационной анестезии.
2. Средство для терминальной анестезии с адреналином.
3. Средство только для поверхностной анестезии с противоаритмической активностью.
4. Средство для всех видов анестезии со слабой противоаритмической активностью.
5. Наиболее активный и длительно действующий анестетик, структурный аналог лидокаина.
6. Анестезирующее средство, применяемое при кожных заболеваниях, сопровождающихся зудом.
7. Местный анестетик длительного действия используемый только в стоматологии.
II. ОПИСАТЬ:
1. Классификацию местноанестезирующих средств.
2. Механизм местноанестезирующего действия новокаина.
II. Итогового уровня знаний
Проводится в конце занятия для оценки приобретенных студентами знаний и навыков по теме настоящего занятия в форме тестирования.
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ