Иннервацию: местноанестезирующие средства»

Составитель:

Преподаватель кафедры фармакологии,

к.м.н.: ______________ Амренова К.Ш.

Семей – 2008 г.

Утверждена

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.

Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор: ______________ Мусин М.Н.

1. ТЕМА:«Средства, влияющие на афферентную иннервацию: местноанестезирующие средства».

2. ЦЕЛЬ:

Научить:

· выписывать рецепты на различные лекарственные формы местных анестетиков

· выбирать лекарственную форму и способ применения местных анестетиков

· рассчитывать дозы и концентрации местных анестетиков

· оценивать возможности использования и прогнозирования воздействия местных анестетиков на функции органов и систем организма

Приобрести знания:

· о международных непатентованных названиях основных местных анестетиков;

· об основных лекарственных формах местных анестетиков;

· об общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики местных анестетиков;

· о классификации местных анестетиков;

· о механизмах действия местных анестетиков;

· о нежелательных и побочных эффектах местных анестетиков, их предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.

Закрепить навыки:

· по применению полученных знания в будущей профессиональной деятельности;

· по выписыванию рецептов на различные лекарственные формы местных анестетиков (тетракаин (дикаин), бензокаин (анестезин), пиромекаин, прокаин (новокаин), ксикаин (лидокаин), артикаин (ультракаин), тримекаин, бупивакаин) при определенных состояниях;

· по коррекции рецептов, замене препарата, оценке дозы местных анестетиков;

· по анализу действия местных анестетиков на основе совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия

· по распознаванию нежелательных эффектов местных анестетиков, по их предупреждению и ликвидации в случае возникновения;

· по ориентировке в арсенале новых местных анестетиков, их преимуществах перед применяемыми препаратами, принципах взаимозаменяемости и наиболее часто используемых синонимах.

· по поиску и обработке данных о местных анестетиках для информации клинических и аптечных работников, а также населения;

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

· сформировать у студентов представление об общих закономерностях действия местных анестетиков для обеспечения рационального выбора препаратов при различных видах анестезии

· по реферированию научной литературы и владению навыками самостоятельного получения новых знаний по фармакологии.

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

· научить возможностям идентификации групп лекарственных средств на основе представлений об их свойствах;

· научить распознавать нежелательные эффекты изучаемых лекарственных средств и устранять их

· сформировать у студентов представление об общих закономерностях действия лекарственных веществ для обеспечения рационального выбора препаратов при различных заболевания

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Местные анестетики (тетракаин (дикаин), бензокаин (анестезин), пиромекаин, прокаин (новокаин), ксикаин (лидокаин), артикаин (ультракаин), тримекаин, бупивакаин). Определение. Классификация.

2. Требования, предъявляемые к местным анестетикам. Локализация и механизм действия.

3. Сравнительная оценка современных анестетиков и их применение при разных видах анестезии. Особенности использования.

4. Препараты длительного действия.

5. Побочное и токсическое действие местноанестезирующих веществ и меры по их предупреждению.

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:

· дискуссия – устный разбор темы по основным вопросам.

· работа в малых группах

· составление фармакодинамических алгоритмов:

МЕХАНИЗМ МЕСТНОАНЕСТЕЗИРУЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ НОВОКАИНА.

Механизм местноанестезирующего действия новокаина
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

· выполнение заданий по Руководству к лабораторным занятиям по фармакологии (РЛЗФ) Д.А. Харкевич 1988 г. стр. 35-37 задания I-ХII.

· решение задач по РЛЗФ Д.А. Харкевич 1988 г. стр.37-38 задачи 10-12.

· проведение опытов:

Опыт №1:Растворимость анестезирующих средств.

Описание:

В 2 пробирки наливают по 2 мл воды, затем в одну добавляют 0,05 г новокаина, а в другую – 0,05 г анестезина. Наблюдают за растворимостью препаратов.

Опыт № 2: Сравнительная характеристика местного действия дикаина и новокаина на роговицу глаза

Описание:

У кролика проверяют наличие роговичного рефлекса. Затем в один глаз закапывают 2 капли 1% раствора дикаина, а в другой – 2 капли 1% раствора новокаина, после чего вновь проверяют роговичный рефлекс. Результаты сравнивают.

Результаты опытов студенты самостоятельно обосновывают, делают выводы и заносят в тетрадь.

6. ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2000.

2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии., М.: Медицина, 1988

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-516с.

2. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.

4. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: Изд-во ММА, 1991.-760 с.

5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология : в двух томах. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1993.-478 с.

6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2003.-870 с.

7. Психотропные средства: Справочник практикующего врача / Пер. с англ. А.Н. Редькин; Ю.А. Александровский.-М.: Литтерра, 2006.-992 с. Яковлев В.П, Яковлев С.В.

8. Рациональная антимикробная фармакотерапия (руководство для практических врачей). М.:Литтерра. 2003.-1002 с.

7. КОНТРОЛЬ:

I. Исходного уровня знаний

Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).

Задания исходного контроля:

I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:

1. Средство, наиболее широко применяемое для инфильтрационной анестезии.

2. Средство для терминальной анестезии с адреналином.

3. Средство только для поверхностной анестезии с противоаритмической активностью.

4. Средство для всех видов анестезии со слабой противоаритмической активностью.

5. Наиболее активный и длительно действующий анестетик, структурный аналог лидокаина.

6. Анестезирующее средство, применяемое при кожных заболеваниях, сопровождающихся зудом.

7. Местный анестетик длительного действия используемый только в стоматологии.

II. ОПИСАТЬ:

1. Классификацию местноанестезирующих средств.

2. Механизм местноанестезирующего действия новокаина.

II. Итогового уровня знаний

Проводится в конце занятия для оценки приобретенных студентами знаний и навыков по теме настоящего занятия в форме тестирования.

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации