Фармакокинетика лекарственных средств

1. Перечислите основные параметры фармакокинетики (1,2,3,4,5).

2. Что вы понимаете под термином «биодоступность»?

3. Что вы понимаете под термином «биоэквивалентность»?

4. Перечислите виды математического моделирования процессов фармакокинетики (1,2).

5. Как вы понимаете объем распределения лекарственных средств? От чего она зависит?

6. На что может влиять связь лекарственного вещества с белками плазмы крови? Как она оценивается?

7. Что такое константа элиминации?

8. Перечислите составные компоненты общего клиренса (1,2). Из чего может складываться каждый из них?

9. На какие группы можно разделить факторы, влияющие на фармакокинетику лекарственных веществ (1,2). Поясните.

10. Перечислите виды доз (1-9).

11. Что такое средняя эффективная доза?

12. Что такое терапевтическом индексе?

13. Что такое широта терапевтического действия?

14. Перечислите этапы фармакокинетического взаимодействия веществ (1,2,3,4).

Фармакодинамика лекарственных средств

1. Что изучает фармакодинамика лекарственных средств?

2. Что такое первичная фармакологическая реакция?

3. Что такое аффинитет?

4. Что такое внутренняя активность?

5. Дайте определение агонистов, неполных агонистов и антагонистов?

6. Перечислите виды связи лекарственных веществ с биомолекулами организма.

7. Перечислите виды действия лекарственных веществ (1-13).

8. Перечислите виды фармакотерапии (1-5).

9. Факторы, влияющие на фармакодинамику лекарственных веществ.

10. Перечислите эффекты лекарственных веществ при их повторном введении: (1-4).

11. Перечислите виды кумуляции (1,2). Поясните.

12. Что такое сенсибилизация?

13. Перечислите виды лекарственной зависимости (1,2). Поясните.

14. Что такое привыкание?

15. Что такое тахифилаксия?

16. Что такое идиосинкразия? Почему она развивается?

17. Перечислите виды взаимодействия лекарств (1,2,3).

18. Как вы понимаете синергизм и антагонизм лекарственных веществ?

19. Перечислите виды несовместимости лекарств (1,2). Поясните.

20. Что такое хронофармакология?

21. На какие группы можно разделить нежелательные (отрицательные) виды действия лекарственных средств (1-6).

22. Перечислите специфические и токсические эффекты лекарств (1-5).

II. Итогового уровня знаний

Проводится в конце в форме тестирования по основным вопросам темы

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Специальность: ОБЩАЯ МЕДИЦИНА

Дисциплина: ФАРМАКОЛОГИЯ-1

Кафедра: ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

Курс: II

Тема №4: РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ

Составитель:

Преподаватель кафедры фармакологии,

к.м.н.: ______________ Амренова К.Ш.

Семей – 2008 г.

Утверждена

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.

Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор: ______________ Мусин М.Н.

1. ТЕМА:«Рубежный контроль».

2. ЦЕЛЬ:

Закрепить знания и навыки:

· по правилам хранения и отпуска ядовитых и сильнодействующих веществ в аптеке, по формам рецептурных бланков

· о мерах веса и объема, применяемых при выписывании рецептов, по расчету дозы и концентрации лекарства

· по общим принципам оформления рецептов и составления рецептурных прописей, правилам выписывания рецептов на различные лекарственные формы

· по общим закономерностям фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств.

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

· сформировать представление об общих правилах изготовления, хранения и отпуска различных лекарственных форм

· сформировать представление об общих принципах выбора лекарственных форм и способов применения лекарственного средства

· сформировать представление об общих закономерностях фармакодинамики лекарственных веществ

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

· Повторение вопросов по темам, входящим в данный рубежный контроль (см. табл. 1).

ТЕМЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Таблица 1

Темы занятий Вид занятия
Общая рецептура. Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы Практическое занятие
Общая рецептура. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для иъекций Практическое занятие
Общая фармакология. Фармакокинетика лекарственных средств Практическое занятие
Общая фармакология. Фармакодинамика лекарственных средств Практическое занятие
Зависимость действия лекарственных веществ от свойств организма. Зависимость фармакологического эффекта от свойств лекарственного средства и условий их применения. СРС
Влияние биоритмов на проявление действия лекарственных средств. Понятие о хронофармакологии. СРС
Лекарственная зависимость. СРС


5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:

· дискуссия – устный разбор темы по основным вопросам.

· работа в малых группах

· выполнение заданий по Руководству к лабораторным занятиям по фармакологии (РЛЗФ) Д.А. Харкевич по темам итогового занятия (см. табл. 1)

6. ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2000.

2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии., М.: Медицина, 1988

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-516с.

2. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.

4. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: Изд-во ММА, 1991.-760 с.

5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология : в двух томах. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1993.-478 с.

6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2003.-870 с.

7. Психотропные средства: Справочник практикующего врача / Пер. с англ. А.Н. Редькин; Ю.А. Александровский.-М.: Литтерра, 2006.-992 с.

8. Яковлев В.П, Яковлев С.В. Рациональная антимикробная фармакотерапия (руководство для практических врачей). М.:Литтерра. 2003.-1002 с.

6. 1. ЛИТЕРАТУРА по общей рецептуре:

1. Харкевич Д.А. «Общая рецептура», 1982г.

2. Попандополо «Общая рецептура», 1988г.

3. Харкевич Д.А. «Фармакология», 2000г. стр.597-637.

4. Харкевич Д.А. “Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии” М. “Медицина”, 1988.

7. КОНТРОЛЬ:

После обсуждения спорных и неясных вопросов, неясностей при выписывании рецептов на некоторые лекарственные формы, проводится письменный контроль по теме итогового занятия. Каждому студенту дается индивидуальное задание - один билет и один вариант тестового контроля. Билет включает в себя 10 заданий на выписывание рецептов на различные лекарственные формы и 3 задачи на рассчет дозы и/или концентрации лекарств. Задания на выписывание рецептов аналогичны заданиям на выписывание рецептов, которые были даны по соответствующим темам (см. КОНТРОЛЬ исходного уровня знаний – задания исходного контроля). Вопросы тестового контроля включают в себя основные вопросы по темам данного рубежного контроля (согласно таблице 1).

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации