Эффекты транквилизаторов связывают с их действием на

1. Дофаминовые рецепторы 2. Адренорецепторы 3. ГАМК-бензодиазепиновый рецепторный комплекс 4. Гистаминовые рецепторы 5. Холинорецепторы

Тест №10

Общие свойства антипсихотических средств и анксиолитиков(3 отв)

1. потенцируют действие средств для наркоза, снотворных средств, наркотических анальгетиков 2. снижают двигательную активность 3. седативный эффект 4. вызывают антипсихотическое действие 5. вызывают лекарственную зависимость

Занятие №8

Тема: «Психотропные средства стимулирующего типа действия»

2. Цель:формирование знаний общих закономерностей фармакодинамики и фармакокинетики психотропных средствстимулирующего типа действия для обеспечения выбора препаратов при соответствующих патологических состояниях, умения выписывать рецепты.

Задачи обучения

Когнитивная компетенция:

1.Знание классификаций различных групп психотропных средствстимулирующего типа действия.

2.Знание общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики психотропных средств стимулирующеготипа действия.

3. Знание основных показаний к применению психотропных средств стимулирующеготипа действия в клинической практике.

4. Знания выбора лекарственного средства для направленного изменения функций различных органов и систем организма с целью повышения эффективной терапии.

5. Знание выбора лекарственных форм, путей введения, принципа и режима дозирования психотропных средств стимулирующего типа действия взависимости от индивидуальных особенностей организма, характера заболевания и свойств препарата.

6. Знание возможностей комбинаций психотропных средств стимулирующего типа действия нежелательных побочных эффектов, их предупрежден ие.

Операциональная компетенция:

1. Сформировать навыки выписывания психотропных средств стимулирующего типа действия.

2. Сформировать умение расчета разовых доз препаратов.

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Непрерывное обучение и самообразование:

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

4. Основные вопросы темы:

1. Антидепрессанты. Классификация. Механизм действия.

2. Общая характеристика антидепрессантов.

3. Основные фармакологические эффекты.

4. Сравнительная характеристика препаратов, «атипичные» антидепрессанты.

5. Применение антидепрессантов, побочные действия.

6. Психостимулирующие средства, механизм действия.

7. Показания к применению, побочные эффекты, возможность развития лекарственной зависимости

8. Ноотропные средства. Определение.

9. Влияние на метаболические процессы в ЦНС, высшую нервную деятельность (процессы обучения и памяти), мозговое кровообращение

10. Фармакологические эффекты ноотропных средств

11. Показания к применению, побочные эффекты.

12. Особенности действия пантогама, пиридитола.

13. Аналептики, общие принципы действия аналептиков на ЦНС, влияние на кровообращение и дыхание, показания к применению;

5. Методы обучения и преподавания:консультация по основным вопросам темы, самостоятельное освоение темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах, выполнение заданий по руководству.

6. Литература:

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Издание десятое –М.: Медицина ГЭОТАР, 2008. – С. 237-243, 252-261с.

2. Харкевич Д.А. Фармакология. Издание восьмое –М.: Медицина ГЭОТАР, 2005. – С. 225-241.

3. Фармакология /под ред. Р.Н. Аляутдина 2-е изд., исправл. М.: ГЭОТАР-Мед, 2004.- С.218-229, 235-244.

4. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцев М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2001.- С.81-91

5. Руководство к лабораторным занятиям / Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, 2005-.С.151-153,160-164

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание шестнадцатое - М.: Медицина, 2012.– 1216 с.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое - М.: Медицина, 2007.– 1200 с.

3. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров /Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.: ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

4. Клиническая фармакология./Под ред. В.Г. Кукеса. –ГЭОТАР.: Медицина, 2004.– 517 с.

5. Деримедведь Л.В., Перцев И.М., Шуванова Е.В., Зупанец И.А., Хоменко В.Н. «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» - Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.- 782 с.

6. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. – Клиническая фармакология. - М.: Медицина, 2002, т.1-2.- 669. с.

7. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.:Медицина, 2000-740 с.

8. Бороян Р.Г Клиническая фармакология: психиатрия, неврология, эндокринология, ревматология. – М., Медицинское информационное агентство, 2000. – 422. с.

9. Базисная и клиническая фармакология. /Под ред. Бертрам Г. Катцунг. – М.: С-П.: Невский диалект, 1998.-т. 1 – 669. с.

Препараты по программе: имизин (имипрамин), амитриптилин, пиразидол, флуоксетин, моклобемид, мапротилин, тразодон.фенамин (амфетамин), мезокарб (сиднокарб). пирацетам, аминалон, пантогам, пиридитол, глицин бемегрид, кофеин-бензоат натрия, кордиамин (никетамид), камфора, цититон, лобелин,

Препараты для выписывания в рецептах: амитриптилин, флуоксетин, кофеин-бензоат натрия , пирацетам, кордиамин

Тестовые вопросы самоконтроля

Тест №1

Механизмы действия антидепрессантов:

1. Повышают устойчивость мозга к гипоксии, улучшают его кровоснабжение

2. Угнетают полисинаптические структуры головного мозга

3. Способствуют накоплению норадреналина, серотонина, дофамина в синаптической щели

4. Активизируют ГАМК – рецепторы, усиливают тормозное действие ГАМК

5. Стимулируют дыхательный и сосудодвигательный центры

Тест№2

Характерная особенность антидепрессантов – ингибиторов МАО:

1. Обладают ульцерогенным действием. 2. Способствуют развитию сна 3. Вызывают «сырный эффект» 4. Кумулируют 5. Уменьшают массу тела

Тест№3

Механизм действия флуоксетина:

1. Угнетает нейрональный захват норадреналина и серотонина 2. Ингибирует МАО

3. Избирательно угнетает нейрональный захват серотонина 4. Избирательно угнетает нейронатальный захват норадреналина 5. Блокирует М-холинорецепторы

Тест№4

Механизм действия ноотропных средств:

1. Усиливают энергетические и пластические процессы в ЦНС 2. Угнетают полисинаптические структуры головного мозга 3. Уменьшают активность норадреналина, серотонина, дофамина 4. Блокируют дофаминовые Д2 рецепторы головного мозга 5. Угнетают процессы торможения в коре головного мозга.

Тест №5

Основные эффекты ноотропных средств:

1. Уменьшение проявлений умственной недостаточности 2. Антигипоксический

3. Анксиолитический 4. Антидепрессивный 5. Противосудорожный

Тест №6

Психостимулятор, применяемый внутрь в комбинациях с ненаркотическими анальгетиками, при головной боли (1):

1.Кофеин 2. Мезокарб 3. Моклобемид 4.Имизин 5. Флуоксетин

Тест №7

Основные показания к применению психостимуляторов является все перечисленные ниже (4):

1.Физическая и умственная утомляемость, усталость 2. Гипотензия 3. Нарколепсия (патологическая сонливость) 4. Невратические расстройства с явлениями астении 5. Депрессия

Тест №8

Для психостимуляторов характерно (4):

1. Повышение настроения 2. Повышение психомоторной активности 3. Повышение умственной и физической работоспособности 4. Повышение артериального давления

5. Повышение тонуса бронхов.

Тест№9

Психостимулирующие эффект мезокарба связывают с влиянием на (1):

1. ГАМК-ергические процессы 2. Норадренергические процессы 3. Холинергические процессы

4. Дофаминергические процессы 5. Серотонинергические процессы

Тест №10

К показаниям к назначению аналептиков является все нижеперечисленные:

1.Артериальная гипертония 2.Легкие отравления снотворными средствами 3.Бронхиальная астма 4.Остановка дыхания 5.Асфиксия новорожденных

Ответы к теме: «Психотропные средства стимулирующего типа действия”

№1 3 №6 1

№2 3 №7 1,2,3,4

№3 3 №8 1,2,3,4

№4 1 №9 2

№5 1,2,5 №10 2

Занятие №9

Наши рекомендации