Тема: Рубежный контроль по разделу «Средства, влияющие на периферическую нервную систему»

2. Цель:обобщить знания об особенностях фармакокинетики и фармакодинамики лекартсвенных средств, влияющих на функции периферического отдела нервной системы.

Задачи обучения

Когнитивная компетенция:

1.Знание классификаций лекартсвенных средств, влияющих на ПНС.

2.Знание общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики лекартсвенных средств, влияющих на ПНС.

3. Знание основных показаний к применению лекартсвенных средств, влияющих на ПНС в клинической практике.

4.Знания выбора лекарственного средства для направленного изменения функций различных органов и систем организма с целью повышения эффективной терапии.

5.Знание выбора лекарственных форм, путей введения, принципа и режима дозирования лекартсвенных средств, влияющих на ПНС взависимости от индивидуальных особенностей организма, характера заболевания и свойств препарата.

6. Знание возможностей комбинаций лекартсвенных средств, влияющих на ПНС, нежелательных побочных эффектов, их предупреждение.

Операциональная компетенция:

1. Навыки выписывания основных лекартсвенных средств, влияющих на ПНС.

2. Умение расчета разовых доз препаратов.

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Непрерывное обучение и самообразование:

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

4 Основные вопросы темы:

1. Классификация местных анестетиков, механизм действия, сравнительная характеристика основных препаратов.

2. Показания и противопоказания местных анестетиков, основные побочные эффекты.

3. Классификация вяжущих, обволакивающих и адсорбирующих средств, механизм действия.

4. Сравнительная характеристика препаратов.

5. Основные побочные эффекты вяжущих, обволакивающих и адсорбирующих средств.

6. Показания к применению.

7. Классификация М-и Н –холинергических средств, механизм действия, сравнительная характеристика основных препаратов.

8. Показания и противопоказания М- и Н –холинергических средств, основные побочные эффекты.

9. Классификация М-холинергических средств, механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов.

10. Основные побочные эффекты М-холинергических средств. Показания к применению и побочных эффекты.

11. Классификация антихолинергических средств, механизм действия.

12. Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению и побочных эффекты.

13. Классификация Н-холинергических средств, механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов.

14. Основные побочные эффекты Н-холинергических средств. Показания к применению и побочных эффекты.

15. Адренорецепторы (альфа- и бета- и их подтипы), локализация и основные эффекты, связанные с их стимуляцией.

16. Классификация адреномиметических средств по их влиянию на разные типы адренорецепторов.

17. Показания и противопоказания альфа- и бета-адренергических средств, основные побочные эффекты.

18. Альфа-адренергические средства, механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов. Показания и противопоказания к применению и побочные эффекты.

19. Симпатомиметические средства. Механизм действия, основные фармакологические эффекты. Применение. Побочные эффекты.

20. Бета-адренергические средства. Классификация, механизм действия.

21. Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению и побочные эффекты.

22. Симпатолитические средства. Локализация и механизм действия, основные фармакологические эффекты, сравнительная характеристика эффектов резерпина и октадина. Применение. Побочные эффекты.

23. Возрастные особенности эффектов и применения средств, влияющих на периферическую нервную систему.

5. Методы обучения:устный опрос, решение тестовых заданий, ситуационных задач, выписывание рецепторов с разбором и расчетом доз.

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Издание десятое –М.: Медицина ГЭОТАР, 2008. - С. 166-259.

2. Харкевич Д.А. Фармакология. Издание восьмое –М.: Медицина ГЭОТАР, 2005. – С. 157-256.

3. Фармакология /под ред. Р.Н. Аляутдина 2-е изд., исправл. М.: ГЭОТАР-Мед, - С. 159-241.

4. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцев М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, - С. 85-104.

5. Руководство к лабораторным занятиям / Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина. 2005. - С. 121-162.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание шестнадцатое - М.: Медицина, 2012.– 1216 с.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое - М.: Медицина, 2007.– 1200 с.

3. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров /Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и даполненное: учебное пособие – М.: ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

4. Деримедведь Л.В., Перцев И.М., Шуванова Е.В., Зупанец И.А., Хоменко В.Н. «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» - Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.- 782 с.

5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. – Клиническая фармакология. - М.: Медицина, 2002, т.1-2.- 669. с.

6. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.:Медицина, 2000 – 740с.

7. Бороян Р.Г Клиническая фармакология: психиатрия, неврология, эндокринология, ревматология. – М., Медицинское информационное агентство, 2000. – 422. с.

8. Базисная и клиническая фармакология. /Под ред. Бертрам Г. Катцунг. – М.: С-П.: Невский диалект, 1998.-т. 1 – 669. с.

Препараты по программе: тетракаин (дикаин), бензокаин (анестезин), пиромекаин, прокаин (новокаин), ксикаин (лидокаин), артикаин (ультракаин), тримекаин, бупивакаин, танин, отвар коры дуба, висмута нитрат основной, вяжущие средства растительного происхождения, слизь из крахмала, магния трисиликат, алюминия гидроокись, семена льна, уголь активированный, глина белая, раствор аммиака, ментол, горчица, масло терпентинное очищенное, ацетилхолин, карбахолин,прозерин, галантамина гидробромид, физостигмина салицилат, армин, эдрофоний. Реактиваторы холинэстеразы – дипироксим, изонитрозин, циклодол,пилокарпина гидрохлорид, ацеклидин, такрин, атропина сульфат, платифиллина гидротатрат, метацин, скополамина гидробромид, пирензепин, ипратропиум бромид, тропикамид, цититон, лобелина гидрохлорид, табекс, лобесил, бензогексоний, азаметоний бромиді (пентамин), гигроний, пирилен, тубокурарин хлориді, пипекуроний бромиді, атракурий, панкурония бромид, миллектин, суксаметония йодид (дитилин, эпинефрин (адреналина гидрохлорид), норэпинефрин (норадреналина гидротартрат), фенилэфрин (мезатон), нафазолин (нафтизин), галазолин, изопреналин (изадрин), сальбутамол, сальметерол, формотерол, фенотерол, добутамин, эфедрина гидрохлорид, фентоламина гидрохлорид, празозин, пропранолол, невидолол, бисопролол, метопролол, атенолол, окспренолол, тималол, лабеталол, карведилол, доксазозин, дигидроэргота, гуанетидин (октадин), резерпин, дофамин, мидантан, бромокриптин, апоморфин,фосфоден, рибоксин.

Препараты для выписывания в рецептах:раствор новокаина для инфильтрационной анестезии, раствор лидокаина для инфильтрационной и проводниковой анестезии, танин (раствор для полоскания полости рта), анестезин, пилокарпина гидрохлорид, атропина сульфат, платифиллина гидротартрат, метацин, прозерин, цититон, адреналина гидрохлорид, мезатон, изадрин, эфедрина гидрохлорид, пропранолол.

7. Контроль:

Оцениваемые компетенции:когнитивная, операциональная, коммуникативная.

1. Устный опрос-беседа по основным вопросам темы

2. Выполнение заданий в тестовой форме.

3. Выписывание рецептов с разбором и расчетом доз.

Тесты для самоконтроля

Тест №1

К анестетикам, применяемым для поверхностной анестезии, относятся:

1. Анестезин 2. Лидокаин 3. Кокаин 4. Дикаин 5. Новокаин

Тест №2

Препарат, стимулирующий бета1-адренорецепторы, это:

1. Добутамин 2. Адреналин 3. Сальбутамол 4. Празозин 5. Пропранолол

Тест №3

Вяжущие вещества вызывают:

1. Противовоспалительный эффект 2. Обесцвечивающий эффект 3. Обезболивающий эффект

4. Дезодорирующий эффект 5. Отвлекающий эффект

Тест №4

Определить препарат:альфа-адреномиметик. Суживает сосуды, повышает артериальное давление, может вызвать рефлекторную брадикардию. Непосредственно на сердце и на тонус бронхов не влияет. Применяют при остром снижении артериального давления, местно при ринитах, для пролонгирования действия местных анестетиков. Таким препаратом является:

1. Норадреналин 2.Адреналин 3. Добутамин 4. Нафтизин 5. Мезатон

Тест №5

Дополните Тестовое задание:

Пропранолол относится к ____________ и применяется для ______________ишемической болезни сердца

Тест №6

К М-холиномиметикам относятся:

1. Атропина сульфат, пирензепин 2. Пентамин, бензогексоний 3. Пилокарпина гидрохлорид, ацеклидин 4. Прозерин, армин 5. Тубокурарин, атракурий

Тест №7

К симпатомиметикам относится:

1. Резерпин 2. Пропранолол 3. Эфедрина гидрохлорид 4. Мезатон 5. Норадреналин

Тест №8

Бензогексоний применяют при:

1. Глаукоме 2. Гипертоническом кризе 3. Болезни Рейно 4. Облитерирующем эндоартериите 5. Атонии кишечника

Тест №9

Побочные эффекты резерпина:

1. Брадикардия 2. Депрессия 3. Повышение секреции пищеварительных желез 4. Понижение аппетита 5. Лекарственная зависимость

Тест №10

Установите соответствие:

Группа:

1. Н-холиномиметики

2. Симпатолитики

3. Местные анестетики

Эффекты, вызываемые группой веществ:

А. Рефлекторное возбуждения дыхательного центра

Б. Обезболивающий, гипотензивный, антиаритмический

В. Гипотензивный, седативный эффекты

Тест №11

Действие деполяризующих миорелаксантов ослабляет:

1. Ганглиоблокаторы 2. М-холиномиметики 3. М-холиноблокаторы 4. Антихолинэстеразные средства 5. Симпатолитики

Тест №12

К средствам, предохраняющим нервные окончания от раздражителей относятся:

1. Адсорбирующие 2. Обволакивающие 3. Вяжущие 4. Местноанестезирующие

5. Раздражающие

Тест №13

Атропин противопоказан при:

1. Сухости слизистой оболочки рта 2. Глаукоме 3. Атонии кишечника, обстипации

4. Тахикардии 5. Затруднении мочеиспускания

Тест №14

Определить препарат:относится к группе производных парааминобензойной кислоты, в связи с плохой растворимостью используется для терминальной анестезии в мазях, суппозиториях, пастах, внутрь назначается в порошках, таблетках при болях в желудке и рвоте. Таким препаратом является:

1. Танин 2. Новокаин 3. Анестезин 4. Лидокаин 5. Дикаин

Тест №15

Эффекты, связанные с возбуждением постсинаптических альфа-адренорецепторов:

1. Сужение кровеносных сосудов 2. Расширение кровеносных сосудов 3. Расширение зрачков

4. Ослабление сокращений сердца 5. Сокращение сфинктеров желудочно-кишечного тракта

Тест №16

Эффекты, вызываемые адреналином:

1. Усиливает сократимость миокарда 2. Расширяет зрачок, понижает внутриглазное давление

3. Увеличивает содержание сахара в крови 4. Вызывает бронхоспазм 5. Оказывает аритмогенное действие

Тест №17

При отравлении фосфорорганическими веществами применяют:

1. М-холиномиметики 2. Вяжущие 3. Адреноблокаторы 4. М-холиноблокаторы

5. Реактиваторы холинэстеразы

Тест №18

Для пролонгирования эффекта и уменьшения токсичности местных анестетиков можно их сочетать с:

1. Норадреналином 2. Адреналином 3. Фенотеролом 4. Мезатоном 5. Добутамином

Тест №19

Средства, стимулирующие преимущественно бета-2 адренорецепторы:

1. Адреналин 2. Сальбутамол 3. Мезатон 4. Добутамин 5. Фенотерол

Тест №20

Средство, избирательно блокирующее М1- холинорецепторы:

1. Метацин 2. Пирензепин 3. Атропин 4. Ипратропиум бромид 5. Скополамин

Ответы к тестовым вопросам:

Вариант №1 Вариант №2
2,3,4
1,2,3
1,3 1,2,3,4
Бета-адреноблокаторам, профилактики 1,3,5
1,2,3,5
4,5
2,3,4 2,4
1,2,3 2,5
1А,2В,3Б

Занятие № 7

Наши рекомендации