Противовирусные средства Препараты

А – для профилактики гриппа 1. Идоксуридин

Б – лечения герпеса 2. Ацикловир

В – широкого спектра действия 3. Интерферон

4. Оксолин 5. Арбидол

Тест № 9. Препарат для лечения СПИДа:

1. Оксолин 2. Ремантадин 3. Азидотимидин 4. Идоксуридин 5. Арбидол

Тест №10. Спектр противовирусного действия арбидола:

1. Вирус герпеса простого 2. Вирус опоясывающего лишая 3. Широкий спектр действия

4.Возбудитель вирусного гепатита 5. Вирус гриппа А и В

Ответы к тестовым заданиям:

Тест №1. 3 Тест №6. 1,2,4
Тест №2. А – 3,4,5 Б – 1,2 В – 2,3,4 Тест №7. 1,3,4
Тест №3. 3 Тест №2. А – 3,4,5 Б – 1,2,4 В – 3
Тест №4. 2,3 Тест №3. 3
Тест №5. 3 Тест №10. 5

Занятие № 15

Тема: «Противотуберкулезные средства. Противосифилитические средства»

2. Цель:формирование знаний общих закономерностей фармакодинамики и фармакокинетики противотуберкулезных, противосифилитических,противовирусных и противогрибковых средств для обеспечения выбора препаратов при соответствующих патологических состояниях, умения выписывать рецепты.

Задачи обучения

Когнитивная компетенция:

1.Знание классификации противотуберкулезных, противосифилитическихсредств для обеспечения выбора препаратов при соответствующих патологических состояниях.

2.Знание общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики противотуберкулезных, противосифилитическихсредств.

3. Знание основных показании к применению противотуберкулезных, противосифилитических средств в клинической практике.

4. Знание путей введения,принципа и режима дозирования противотуберкулезных, противосифилитическихсредств в зависимости от индивидуальных особенностей организма, характера заболевания и свойств препарата.

5. Знание возможностей комбинации противотуберкулезных, противосифилитическихсредств, нежелательных побочных эффектов, их предупреждение.

Операциональная компетенция:

1. Выписывание рецептов с разбором на противотуберкулезные, противосифилитическиесредства.

2. Расчет разовых доз препаратов.

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Непрерывное обучение и самообразование:

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

Хронометраж

А. Продолжительность занятия 2 часа (100 мин.)

· Организационная часть - 2 мин.

· Оценка исходного уровня - 10 мин.

· Самостоятельная работа студентов - 43 мин.

· Совместная работа студентов с преподавателем - 25 мин.

· Заключительный контроль - 20 мин.

· Общая оценка знаний - 3 мин.

· Задание по самостоятельной подготовке - 1-2 мин.

5. Основные вопросы темы:

1. Противотуберкулезные средства. Общая характеристика, механизм противотуберкулезного действия препаратов разных групп.

2. Сравнительная характеристика отдельных препаратов разных групп. Побочное действие.

3. Принципы комбинированной терапии туберкулеза. Препараты антибиотиков, применяемых при лечении туберкулеза.

4. Противоспирохетозные средства. Противоспирохетозные свойства препаратов бензилпенициллина.

5. Резервные противоспирохетозные антибиотики: тетрациклин, эритромицин и др.

6. Механизм действия препаратов висмута, их применение при лечении сифилиса. Побочное действие.

7. Возрастные особенности эффектов и применения этих групп препаратов.

6. Методы обучения и преподавания: устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, «мозговой штурм», решение тестовых, ситуационных задач, и т.п., заданий по руководству.

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Издание девятое. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2006.- с. 617 -640, 653 – 659.

2. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. – с. 376 – 388..

3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- с. 514 – 534.

4. Руководство к лабораторным занятиям / Под ред. Д.А.Харкевича. Медицинское информационное агентство, Москва, 2004. – с. 382 – 384, 392 – 393, 407 – 409.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2005. т. 1-2. – с. 857 – 871, 873 – 897, 912 – 927.

2. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с. (т.2).

3. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.: Медицина, 2000. – 740 с.

4. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.

5. Клиническая фармакология и фармакотерапия. Учеб. / Под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. – 2-е изд., испр. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 640 с.

6. Муминов Т.А. и др. Распространенность и структура лекарственной устойчивости микобатерий у больных туберкулезом легких. // Вестник КазНМУ, 2002, № 1. – С. 3-7.

7. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

8. В.Мишин, В.Чуканов, В.Наумов. Лекарственно-устойчивый туберкулез легких. Наука. № 59. 2000. Russіan Medіcal Banner Network

9. Лекции, читаемые на кафедре и методические пособия.

Препараты по программе:изониазид, рифампицин, стрептомицина сульфат, этамбутол, пиразинамид, этионамид, ПАСК, ципрофлоксацин, бензилпенициллина натриевая соль, бициллины-1,-5, бийохинол

Перечень препаратов для выписывания в рецептах: изониазид, рифампицин, стрептомицина сульфат, этамбутол, бензилпенициллина натриевая соль, бициллин – 5

8. Контроль:

Оцениваются следущие компетенции:знания, непрерывного обучения и образования.

1. Устный опрос-беседа по основным вопросам темы.

2. Выполнение заданий в тестовой форме.

Тестовые задания для самоконтроля:

Тест №1. Дополнить:

Преимущественно путем ацетилирования метаболизируется противотуберкулезный препарат ___________________.

1. Изониазид 2. Рифампицин 3. Этамбутол 4. Пиразинамид 5. Этионамид

Тест №2. Для изониазида характерно (4 ответа):

1. Широкий спектр противомикробного действия 2. Нарушает синтез миколевых кислот, ингибирует каталазу, дегидрогеназу, дезоксирибонуклеазу 3.Действует бактерицидно на бациллы вне- и внутриклеточно, проникает в казеозные очаги, в лимфатические узлы

4. Инактивируется путем ацетилирования 5. Может вызвать невриты, бессоницу, психические нарушения

Тест №3. Противосифилитические средства (3 ответа):

1. Пенициллины 2. Стрептомицин 3.Эритромицин 4. Рифампицин 5.Бийохинол

Тест №4. Установить соответствие:

Наши рекомендации