Тема: «Антибиотики (бета-лактамные)»

2. Цель:формирование знаний общих закономерностей фармакодинамики и фармакокинетики бета-лактамных антибиотиковдля обеспечения выбора препаратов при соответствующих патологических состояниях, умения выписывать рецепты.

Задачи обучения

Когнитивная компетенция:

1.Знание классификации антибиотиков.

2.Знание общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики бета-лактамных антибиотиков.

3. Знание основных показании к применению бета-лактамных антибиотиков в клинической практике.

4. Знание путей введения, принципа и режима дозирования бета-лактамных антибиотиковвзависимости от индивидуальных особенностей организма, характера заболевания и свойств препарата.

5. Знание возможностей комбинации бета-лактамных антибиотиков, нежелательных побочных эффектов, их предупреждение.

Операциональная компетенция:

1. Выписывание рецептов с разбором на бета-лактамные антибиотики.

2. Расчет разовых доз препаратов.

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Непрерывное обучение и самообразование:

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

Хронометраж

А. Продолжительность занятия 2 часа (100 мин.)

· Организационная часть - 2 мин.

· Оценка исходного уровня - 10 мин.

· Самостоятельная работа студентов - 43 мин.

· Совместная работа студентов с преподавателем - 25 мин.

· Заключительный контроль - 20 мин.

· Общая оценка знаний - 3 мин.

· Задание по самостоятельной подготовке - 1-2 мин.

5. Основные вопросы темы:

1. Основные принципы химиотерапии, классификация химиотерапевтических средств.

2. Основные механизмы действия антибиотиков, принципы классификации.

3. Основная характеристика бета-лактамных антибиотиков из различных групп: классификация, механизм и спектр действия, фармакокинетика препаратов.

4. Особенности действия бета-лактамных антибиотиков из различных групп.

5. Показания и противопоказания к применению бета-лактамных антибиотиков, побочные эффекты.

6. Возрастные особенности эффектов и применения бета-лактамных антибиотиков.

6. Методы обучения и преподавания: устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, «мозговой штурм», «мозаика», кроссворды, сканворды и т.п., заданий по руководству, составление глоссария (на английском языке).

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Издание девятое. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2006.- с. 568 – 605..

2. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. - с. 341 – 363.

3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- с. 487 – 503.

4. Руководство к лабораторным занятиям / Под ред. Д.А.Харкевича. Медицинское информационное агентство, Москва, 2004. – с. 353 – 371.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2005. – с. 767 – 823.

2. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с. (т.2).

3. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.: Медицина, 2000. – 740 с.

4. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.

5. Клиническая фармакология и фармакотерапия. Учеб. / Под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. – 2-е изд., испр. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 640 с.

6. Яковлев В.П, Яковлев С.В. Рациональная антимикробная фармакотерапия (руководство для практических врачей). М.:Литтерра. 2003.-1002 с.

7. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

8. Лекции, читаемые на кафедре и методические пособия.

Препараты по программе:бензилпенициллина натриевая соль, бензилпенициллина новокаиновая соль, феноксиметилпенициллин, бициллин 1, 5, ампициллин, амоксициллин, карбенициллин, оксациллина натриевая соль, пиперациллин, уназин, аугментин, азлоциллин, цефалексин, цефуроксим, цефазолин, цефотаксим, цефпиром, цефтриаксон, меропенем, имипенем+циластатин, азтреонам.

Перечень препаратов для выписывания в рецептах: бензилпенициллина натриевая соль, бициллин-5, оксациллина натриевая соль, ампициллин, цефотаксим.

8. Контроль:

Оцениваются следущие компетенции:знания, непрерывного обучения и образования.

1. Устный опрос-беседа по основным вопросам темы.

2. Выполнение заданий в тестовой форме.

Тестовые задания для самоконтроля:

Тест №1. К бета-лактамным антибиотикам относятся (4 ответа):

1. Бензилпенициллина новокаиновая соль 2. Меропенем 3.Азтреонам 4.Тетрациклин

5. Цефотаксим

Тест №2. Биосинтетические пенициллины в основном действуют на:

1. Грамположительные микроорганизмы 2. Грамотрицательные микроорганизмы

3. Группу кишечных инфекций 4.Синегнойную палочку 5. Простейшие

Тест №3. Механизм противомикробного действия цефалоспоринов:

1. Нарушение внутриклеточного синтеза белка 2. Нарушение синтеза РНК

2. Нарушение синтеза клеточной стенки микробов 4. Коагуляция белков цитоплазмы мембраны 5.Нарушение проницаемости цитоплазматической мембраны

Тест №4. Антибиотики с широким типом действия (3 ответа):

1. Бензилпенициллина калиевая соль 2. Азлоциллин 3.Меропенем 4.Азтреонам

5. Цефазолин

Тест №5. Установить соответствие:

Группы Препараты

1. Монобактамы а) амоксициллин

2. Пенициллины б) пиперациллин

3. Цефалоспорины в) цефазолин

г) азтреонам

д) оксациллина натриевая соль

Тест №6. Дополнить: Спектр действия цефалоспоринов - ____________________.

1. Узкий 2. Средний 3. Широкий

Тест №7. Антибиотики, действующие на синегнойную палочку:

1. Феноксиметилпенициллин 2. Ампициллин 3. Карбенициллин 4. Пиперациллин

5. Цефпиром

Тест №8. Антибиотик группы монобактамов:

1. Цефалексин 2. Ампициллин 3. Имипенем+циластатин 4.Азтреонам 5.Уназин

Тест №9. Карбапенемы (3 ответа):

1. Ингибируют синтез белка клеточной стенки микроорганизмов 2. Имеют широкий спектр действия 3. Нарушают проницаемость цитоплазматической мембраны 4. Применяются при туберкулезе 5. Являются резервными антибиотиками

Тест №10. Установить соответствие:

Наши рекомендации