Каким свойством обладают порошки?

1) гигроскопичны;

2) летучи;

Сыпучи.

10. Если масса ректальных и вагинальных суппозиториев не указана, то их изготавливают массой:

1) 3,0 и 4,0 соответственно;

2) 4,0 и 3,0 соответственно;

3) 4,0 и 6,0 соответственно.

11. Капсулы – это…

1) твердые лекарственные формы

Оболочки для лекарственных форм

3) мягкие лекарственные формы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Выписать в рецептах:

1. 50,0 мази, содержащей 5,0 кальция пантотената (Calcii pantotenas). Нанести на ожоговую поверхность 2 раза в день.

2. 10,0 глазной мази, содержащей 3 % ацеклидина (Aсeclidinum). Закладывать за нижнее веко на всю ночь.

3. 50,0 мази на вазелине и ланолине (поровну), содержащей 10% танина (Taninum). Для нанесения на пораженные участки кожи.

4. 150,0 мази на свином жире (Adeps suillus) c cодержанием 2% салициловой кислоты (Acidum salicylicum) и 5% очишенной серы (Sulfur depuratum). Для нанесения на пораженные участки кожи.

5. 50,0 официнальной борно-цинко-нафталанной (Boro-Zinci naphtalanum) пасты. Для нанесения на пораженные участки кожи.

6. 50,0 пасты на вазелине и ланолине (поровну), содержащей 5% анестезина (Anaesthesinum). Для нанесения на пораженные участки кожи.

7. 100,0 пасты на вазелине, содержащей 2,0 салициловой кислоты (Acidum salicilicum), крахмала и оксида цинка поровну по 25,0. Для нанесения на пораженные участки кожи.

8. 100,0 пасты на нафталанной мази (Unguenti Naphthalani), содержащей

8% ихтиола (Ichthiolum). Для нанесения на пораженные участки кожи.

9. 10 официнальных ректальных суппозиториев, содержащих по 500000 ЕД нистатина (Nystatinum). Назначить по 1 свече в прямую кишку 2 раза в день.

10. 10 ректальных детских суппозиториев, содержащих по 0,05 дерматола (Dermatolum). Назначить по 1 свече в прямую кишку на ночь.

11. 10 вагинальных суппозиториев, содержащих по 0,1 фуразолидона (Furazolidonum). Назначить по 1 свече во влагалище на ночь.

12. 20 порошков плодов лимонника (Schizandra) по 0,02. Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

13. 30,0 магния сульфата (Magnesii sulfas). Назначить по 1 столовой ложке на прием, растворив в 2/3 стакана теплой воды.

14. Порошок, содержащий 20,0 цинка окиси (Zinci oxydum) и 30,0 талька (Talcum). Для присыпки.

15. 10 порошков, содержащих экстракт красавки сухой (Extractum Belladonnae siccum) по 0,005 и парацетамола (Paracetamolum) по 0,2. Отпустить в парафинированной бумаге (Сharta paraffinata). Назначить по 1 порошку на ночь.

16. 10 официнальных таблеток «Панангин». Назначить по 1 таблетке 3 раза в день.

17. 10 таблеток, содержащих ацетилсалициловую кислоту (Acidum acetylsalicylicum) по 0,25 и кофеин-бензоат натрия (Coffeinum- natrii

benzoas) по 0,003. Назначить по 1 таблетке при головной боли.

18. 20 драже, содержащих по 0,05 аскорбиновой кислоты (Acidum ascorbinicum) и 0,03 рутина (Rutinum). Назначить по 2 драже 3 раза в день.

19. 20 драже, содержащих по 500 000 ЕД нистатина (Nystatinum). Назначить по 1 драже 4 раза в день.

20. 30 порошков пирацетама (Pyracetamum) по 0,4 в капсулах. Назначить по 1 капсуле 3 раза в день.

Сравнить образцы выписывания рецептов на порошки, помещенные в капсулы и расфасованные в бумагу:

Rp.: Papaverini hydrochloridi 0,02 Rp.: Papaverini hydrochloridi 0,02

Phenobarbitali 0,01 Phenobarbitali 0,01

M.f. pulvis Sacchari 0,3

D.t.d. N.10 in capsulis M.f. pulvis

S. По 1 порошку в день. D.t.d. N. 10

S. По 1 порошку в день.

Основная литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 620-626 с.

Дополнительная литература

1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 39-45 с.

2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 6-8 с.

3. И.Б. Михайлов Клиническая фармакология.- СПб.: «Фолиант», 2000. 500-503 с.

Занятие 4

ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ. ФАРМАКОКИНЕТИКА.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить общие принципы и закономерности фармакокинетики лекарственных средств..

2. Уметь рассчитывать фармакокинетические параметры (коэффициент элиминации, объем распределения, клиренс, период полувыведения).

Введение

Рациональный выбор лекарственных препаратов невозможен без знания особенностей фармакодинамики, фармакокинетики и их взаимодействий. Механизм действия, побочные и основные эффекты, дозу, метаболизм препарата, особенности при длительном применении необходимо учитывать при назначении лекарств, особенно в условиях измененной чувствительности организма.

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час 30 мин   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный матерниал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Предмет и задачи фармакологии. Связь фармакологии с другими медико-биологическими, фармацевтическими и клиническими дисциплинами. Научное обоснование необходимости выполнения эксперимента на животных.

2. Основные этапы развития фармакологии. Достижения современной фармакологии. Выдающиеся отечественные фармакологи.

3. Принципы изыскания новых лекарственных средств. Характеристика лекарственного сырья. Галеновые и новогаленовые препараты.

4. Основные принципы и этапы испытания новых лекарственных веществ. Понятие о «плацебо» и этическая сторона его назначения.

5. Понятие о фармакокинетике. Механизмы всасывания лекарственных средств.

6. Сравнительная характеристика путей введения лекарственных средств. Особенности дозирования лекарственных средств при различных путях введения.

7. Факторы, определяющие концентрацию лекарственных средств в крови. Распределение лекарственных средств в организме. Биологические барьеры. Биодоступность и пресистемная элиминация.

8. Пути превращения и выделения лекарственных средств из организма. Количественная характеристика процесса элиминации лекарственного средства (квота элиминации, период полужизни- T1/2 и клиренс лекарственного средства).

9. Доза лекарственного средства, ее виды. Зависимость действия лекарственного средства от дозы. Широта терапевтического действия лекарственного средства.

План занятия

Время практического занятия – 95 мин.

  1. Организационные вопросы – 5 мин.
  2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 30 мин.
  3. Коррекция исходного уровня знаний – 15 мин.
  4. Перерыв – 5 мин.
  5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.
  6. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 15 мин.
  7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, решение ситуационных задач) – 15 мин.
  8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

Тесты для определения исходного уровня знаний

1. Широтой терапевтического действия лекарственного средства называют диапазон между дозами:

1) минимальной терапевтической и токсической;

2) терапевтической и минимальной токсической;

Наши рекомендации