Каким свойством обладают порошки?
1) гигроскопичны;
2) летучи;
Сыпучи.
10. Если масса ректальных и вагинальных суппозиториев не указана, то их изготавливают массой:
1) 3,0 и 4,0 соответственно;
2) 4,0 и 3,0 соответственно;
3) 4,0 и 6,0 соответственно.
11. Капсулы – это…
1) твердые лекарственные формы
Оболочки для лекарственных форм
3) мягкие лекарственные формы
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Выписать в рецептах:
1. 50,0 мази, содержащей 5,0 кальция пантотената (Calcii pantotenas). Нанести на ожоговую поверхность 2 раза в день.
2. 10,0 глазной мази, содержащей 3 % ацеклидина (Aсeclidinum). Закладывать за нижнее веко на всю ночь.
3. 50,0 мази на вазелине и ланолине (поровну), содержащей 10% танина (Taninum). Для нанесения на пораженные участки кожи.
4. 150,0 мази на свином жире (Adeps suillus) c cодержанием 2% салициловой кислоты (Acidum salicylicum) и 5% очишенной серы (Sulfur depuratum). Для нанесения на пораженные участки кожи.
5. 50,0 официнальной борно-цинко-нафталанной (Boro-Zinci naphtalanum) пасты. Для нанесения на пораженные участки кожи.
6. 50,0 пасты на вазелине и ланолине (поровну), содержащей 5% анестезина (Anaesthesinum). Для нанесения на пораженные участки кожи.
7. 100,0 пасты на вазелине, содержащей 2,0 салициловой кислоты (Acidum salicilicum), крахмала и оксида цинка поровну по 25,0. Для нанесения на пораженные участки кожи.
8. 100,0 пасты на нафталанной мази (Unguenti Naphthalani), содержащей
8% ихтиола (Ichthiolum). Для нанесения на пораженные участки кожи.
9. 10 официнальных ректальных суппозиториев, содержащих по 500000 ЕД нистатина (Nystatinum). Назначить по 1 свече в прямую кишку 2 раза в день.
10. 10 ректальных детских суппозиториев, содержащих по 0,05 дерматола (Dermatolum). Назначить по 1 свече в прямую кишку на ночь.
11. 10 вагинальных суппозиториев, содержащих по 0,1 фуразолидона (Furazolidonum). Назначить по 1 свече во влагалище на ночь.
12. 20 порошков плодов лимонника (Schizandra) по 0,02. Назначить по 1 порошку 3 раза в день.
13. 30,0 магния сульфата (Magnesii sulfas). Назначить по 1 столовой ложке на прием, растворив в 2/3 стакана теплой воды.
14. Порошок, содержащий 20,0 цинка окиси (Zinci oxydum) и 30,0 талька (Talcum). Для присыпки.
15. 10 порошков, содержащих экстракт красавки сухой (Extractum Belladonnae siccum) по 0,005 и парацетамола (Paracetamolum) по 0,2. Отпустить в парафинированной бумаге (Сharta paraffinata). Назначить по 1 порошку на ночь.
16. 10 официнальных таблеток «Панангин». Назначить по 1 таблетке 3 раза в день.
17. 10 таблеток, содержащих ацетилсалициловую кислоту (Acidum acetylsalicylicum) по 0,25 и кофеин-бензоат натрия (Coffeinum- natrii
benzoas) по 0,003. Назначить по 1 таблетке при головной боли.
18. 20 драже, содержащих по 0,05 аскорбиновой кислоты (Acidum ascorbinicum) и 0,03 рутина (Rutinum). Назначить по 2 драже 3 раза в день.
19. 20 драже, содержащих по 500 000 ЕД нистатина (Nystatinum). Назначить по 1 драже 4 раза в день.
20. 30 порошков пирацетама (Pyracetamum) по 0,4 в капсулах. Назначить по 1 капсуле 3 раза в день.
Сравнить образцы выписывания рецептов на порошки, помещенные в капсулы и расфасованные в бумагу:
Rp.: Papaverini hydrochloridi 0,02 Rp.: Papaverini hydrochloridi 0,02
Phenobarbitali 0,01 Phenobarbitali 0,01
M.f. pulvis Sacchari 0,3
D.t.d. N.10 in capsulis M.f. pulvis
S. По 1 порошку в день. D.t.d. N. 10
S. По 1 порошку в день.
Основная литература
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 620-626 с.
Дополнительная литература
1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 39-45 с.
2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 6-8 с.
3. И.Б. Михайлов Клиническая фармакология.- СПб.: «Фолиант», 2000. 500-503 с.
Занятие 4
ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ. ФАРМАКОКИНЕТИКА.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить общие принципы и закономерности фармакокинетики лекарственных средств..
2. Уметь рассчитывать фармакокинетические параметры (коэффициент элиминации, объем распределения, клиренс, период полувыведения).
Введение
Рациональный выбор лекарственных препаратов невозможен без знания особенностей фармакодинамики, фармакокинетики и их взаимодействий. Механизм действия, побочные и основные эффекты, дозу, метаболизм препарата, особенности при длительном применении необходимо учитывать при назначении лекарств, особенно в условиях измененной чувствительности организма.
План внеаудиторной самоподготовки
Этап работы | Время занятий | Литература |
1.Ответить на вопросы для самоподготовки 2. Выполнить задание по рецептуре 3. Выполнить тестовые задания | 1 час 30 мин 30 мин 30 мин | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный матерниал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Предмет и задачи фармакологии. Связь фармакологии с другими медико-биологическими, фармацевтическими и клиническими дисциплинами. Научное обоснование необходимости выполнения эксперимента на животных.
2. Основные этапы развития фармакологии. Достижения современной фармакологии. Выдающиеся отечественные фармакологи.
3. Принципы изыскания новых лекарственных средств. Характеристика лекарственного сырья. Галеновые и новогаленовые препараты.
4. Основные принципы и этапы испытания новых лекарственных веществ. Понятие о «плацебо» и этическая сторона его назначения.
5. Понятие о фармакокинетике. Механизмы всасывания лекарственных средств.
6. Сравнительная характеристика путей введения лекарственных средств. Особенности дозирования лекарственных средств при различных путях введения.
7. Факторы, определяющие концентрацию лекарственных средств в крови. Распределение лекарственных средств в организме. Биологические барьеры. Биодоступность и пресистемная элиминация.
8. Пути превращения и выделения лекарственных средств из организма. Количественная характеристика процесса элиминации лекарственного средства (квота элиминации, период полужизни- T1/2 и клиренс лекарственного средства).
9. Доза лекарственного средства, ее виды. Зависимость действия лекарственного средства от дозы. Широта терапевтического действия лекарственного средства.
План занятия
Время практического занятия – 95 мин.
- Организационные вопросы – 5 мин.
- Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 30 мин.
- Коррекция исходного уровня знаний – 15 мин.
- Перерыв – 5 мин.
- Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.
- Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 15 мин.
- Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, решение ситуационных задач) – 15 мин.
- Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.
Оснащение занятия
Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.
Тесты для определения исходного уровня знаний
1. Широтой терапевтического действия лекарственного средства называют диапазон между дозами:
1) минимальной терапевтической и токсической;
2) терапевтической и минимальной токсической;