А. Противоглистные средства.
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ФАРМАКОЛОГИИ
Т ю м е н ь 2012
Методические указания для самоподготовки студентов педиатрического факультета к практическим занятиям по фармакологии утверждены ЦМК медико-биологических дисциплин, протокол № _____ от _____________ 2012 г.
Авторы:
Г.З.Суфианова - зав. кафедрой фармакологии, д.м.н., профессор;
Г.А.Аргунова - к.м.н., доцент кафедры фармакологии;
О.И.Дружинина - к.ф.н., доцент кафедры фармакологии
Рецензент: зав. кафедрой клинической фармакологии, д.м.н., профессор Э.А.Ортенберг
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Тюменская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ФАРМАКОЛОГИИ
(педиатрический факультет)
Т ю м е н ь 2012
Методические рекомендации для преподавателей к практическим занятиям по фармакологии (педиатрический факультет)утверждены ЦМК медико-биологических дисциплин, протокол № _____ от _____________ 2012 г.
Авторы:
Г.З.Суфианова - зав. кафедрой фармакологии, д.м.н., профессор;
Г.А.Аргунова - к.м.н., доцент кафедры фармакологии;
О.И.Дружинина - к.ф.н., доцент кафедры фармакологии
Рецензент: зав. кафедрой клинической фармакологии, д.м.н., профессор Э.А.Ортенберг
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ:
1. Д.А. Харкевич Фармакология: учебник. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008,
2009.
2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии под
редакцией Д. А. Харкевича, Москва, МИА, 2005.
3.И.В. Маркова, Михайлов И.Б. , М.В. Неженцев Фармакология:
учебник для медицинских вузов, СПб, Фолиант 2001.
ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Справочник “Видаль” (ежегодный).
2. М.Д. Машковский Лекарственные средства, изд.16, 2010.
3. Бертрам Г. Катцунг «Базисная и клиническая фармакология» В 2
томах. Издательства: Бином, Диалект, 2007.
4. В.В. Майский Фармакология: Уч.пособие-М: ГЕОТАР-МЕД,
2003.
5. Э.А. Ортенберг Клиническая фармакология. Лекционный курс. Тюмень,
«Печатник», 2009.
6. А.Г. Муляр Общая рецептура. Учебное пособие – М.,
ГЭОТАР-Медиа, 2009.
7. А.И. Венгеровский «Лекции по фармакологии для врачей и
провизоров», Москва, 2007.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:
I. ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА
Цель занятия:
Освоить общие правила выписывания рецептов. Ознакомиться с формами рецептурныз бланков. Научиться выписывать в рецептах все виды твердых, жидких и мягких лекарственных форм.
II. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
Цель занятия:
Изучить основные вопросы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов.
III. Частная фармакология
Цель занятия:
- Освоить групповую классификацию лекарственных
препаратов.
- Изучить фармакологическую характеристику препаратов
каждой группы по схеме:
1. Механизм действия.
2. Показания к назначению.
3. Побочные эффекты, противопоказания к назначению, в том числе у детей.
4. Сравнительная характеристика препаратов.
5. Особенности действия и применения препаратов в педиатрической практике.
6. Студент должен уметь:
- выбирать и обосновывать назначение препаратов по клиническим показаниям с учетом возрастных особенностей ребенка;
- выписывать в рецепте «обязательные» препараты, в том числе в лекарственных формах, применяемых в педиатрии (с использованием МНН и торговых названий).
ТЕМА №1: «ВВЕДЕНИЕ В РЕЦЕПТУРУ, ТВЕРДЫЕ
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ.»
I. ОСНОВНЫЕ ВОРОСЫ ТЕМЫ
1. Определение рецепта, его значение и структура. Формы
рецептурных бланков.
2. Общие правила выписывания рецептов на лекарства для
амбулаторных больных; сильнодействующих, ядовитых и
наркотических лекарственных веществ; лекарств
отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.
3. Источники получения лекарственных веществ.
4. Определение понятий: лекарственное вещество,
лекарственный препарат, лекарственная форма.
5. Виды лекарственных форм.
6. Классификация твердых лекарственных форм.
7. Определение, правила выписывания порошков для приема
внутрь и наружного применения (присыпки).
8. Определение, достоинства и недостатки, правила
выписывания таблеток, драже, капсул.
9. Общие понятия о других твердых лекарственных формах
(гранулы, пилюли, карамели, пастилки).
II. ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ
1. 30.0 присыпки из стрептоцида (Streptocidum). Назначить для
нанесения на рану.
2. 20.0 присыпки, содержащей 2% кислоты салициловой (Acidum
salicylicum). Назначить на пораженные участки.
3. 20 порошков панкреатина (Pancreatinum) по 0.5. Назначить по 1
пор. 3 раза в день перед едой.
4. 10 порошков фенобарбитала (Phenobarbitalum) по 0.5. Назначить
по 1 пор. за 30 мин. до сна.
5. 50.0 глюкозы (Glucosum). Назначить по 1 чайной ложке 3 раза в
день.
6. 60 капсул, содержащих по 0.4 ноотропила (Nootropil). Назначить
по 1 капсуле 3 раза в день.
7. 20 таблеток лазолвана (Lasolvanum) по 0.03. назначить по 1
таблетке 3 раза в день.
2. Противомалярийные средства:
а) влияющие на эритроцитарные формы малярийного плазмодия – гематошизотропные – хингамин (хлорохин).
б) влияющие на половые формы (гамонтотропные) – хиноцид,
примахин, бигумаль, хлоридин.
в) влияющие на преэритроцитарные формы (гистошизотропные)
– хлоридин, бигумаль.
Принцип действия, применение, побочные эффекты.
Особенности действия и клинического применения хингамина.
3. Понятие об амебиазе. Противоамебные средства (эметина
гидрохлорид, хингамин, метронидазол, тетрациклин).
Особенности действия, применение, возможные осложнения.
Особенности клинического применения метронидазола.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1. Пиперазина адипинат 6. Хингамин
2. Пирантел 7. Фуразолидон
3. Мебендазол 8. Метронидазол
4. Фенасал
5. Празиквантель (азинокс)
(тамифлю), арбидол, интерфероны):
а) направленность, спектр и механизм противовирусного
действия, применение отдельных препаратов;
б) понятие об интерфероногенах – полудан, амиксин;
в) средства для лечения ВИЧ-инфекции: зидовудин, санвиравир.
Принципы действия. Применение в детской практике.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1.Стрептомицина сульфат 4. Бициллин-1
2.Рифампицин 5. Ремантадин
3. Изониазид 6. Ацикловир
ТЕМА №31: «ПРОТИВОГЛИСТНЫЕ И
ПРОТИВОПРОТОЗОЙНЫЕ
СРЕДСТВА»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ
1. Определение растворов. Виды растворителей.
2. Классификация растворов по виду растворителя и применению.
3. Способы прописывания растворов (сокращенный и
развернутый).
Способы обозначения концентрации растворов.
4. Правила выписывания растворов для наружного и внутреннего
применения.
5. Лекарственные формы для инъекций: требования,
предъявляемые к ним, правила выписывания.
6. Правила выписывания официнальных растворов.
II. ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ
1. 500 мл 0.1% раствора этакридина лактата (Aethacridini lactas).
Для обработки ран. Выписать двумя способами
2. 50 мл 10% спиртового раствора камфоры (Camphora). Для
растираний.
3. 10 мл глазных капель, содержащих 0.25% цинка сульфата (Zinci
sulfas) и 2% борной кислоты (Acidum boricum). Назначить по 1
капле в оба глаза 2 раза в день.
4. Раствор кальция хлорида (Calcii chloridum): р.д. 1.5 на 10
приемов .Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
5. 10 ампул, содержащих 1 мл 0.1% раствора атропина сульфата.
Назначить по 1 мл подкожно.
6. 500 мл 5% стерильного раствора глюкозы (Glucosa). Назначить
внутривенно, капельно.
7. 10 флаконов, содержащих по 500 000 ЕД стрептомицина
сульфата (Streptomycini sulfas). Содержимое флакона растворить
в 2 мл 0.5% раствора новокаина. Вводить внутримышечно по
500 000 ЕД 2 раза в день.
8. 200 мл микстуры, содержащей 3% пепсина (Pepsinum) и 2%
кислоты хлористоводородной разведенной (Acidum
hydrochloridum dilutum). Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в
день перед едой.
9. 10 ампул, содержащих по 10 мл официнального раствора
панангина (Pananginum). Назначить по 10 мл внутривенно.
10. 20 флаконов, содержащих по 1.0 цефотаксима (Cefotaximum).
Содержимое флакона растворить в 2 мл воды для инъекций,
вводить внутримышечно 2 раза в день.
ТЕМА №3: «ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ (ЧАСТЬ II)»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Виды жидких лекарственных форм.
2. Настои и отвары: определение, отличительные особенности (вид
сырья, технологии приготовления). Способ прописывания
настоек и отваров в рецепте.
3. Настойки и жидкие экстракты: определение, способы
приготовления, дозирование; правила выписывания.
4. Суспензии: общая характеристика, правила выписывания в
рецептах.
5. Эмульсии: определение, виды и состав эмульсий, особенности
приготовления. Способы выписывания эмульсий.
6. Новогаленовые препараты: их характеристика, отличия от
галеновых, пути введения. Особенности выписывания в
рецептах.
7. Микстуры: виды микстур, правила выписывания.
8. Правила выписывания лекарственных веществ в аэрозолях.
II. ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1. 200 мл настоя из 10.0 травы зверобоя (Hypericum). Назначить по
1 столовой ложке 3 раза в день.
2. 50 мл настойки лимонника (Shizandra). Назначить по 20 капель
4. Амоксициллин 9. Цефепим
5. Амоксиклав 10.Тиенам
2. К занятию №2:
1. Эритромицин 5. Гентамицин
2. Азитромицин 6. Нистатин
3. Доксициклин 7. Линкомицин
4. Левомицетин
ТЕМА №30: «ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЕ,
ПРОТИВОСИФИЛИТИЧЕСКИЕ,
ПРОТИВОВИРУСНЫ СРЕДСТВА»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Классификация противотуберкулезных препаратов:
а) антибиотики (стрептомицина сульфат, канамицин,
рифампицин,
циклосерин, флоримицин, рифабутин, капреомицин);
б) синтетические противотуберкулезные средства (изониазид,
фтивазид, этамбутол, этионамид, протионамид, ПАСК, бепаск,
пирозинамид, ломефлоксацин).
2. Механизмы противотуберкулезного действия, спектр действия,
эффективность препаратов разных групп (противотуберкулезные
препараты 1 и 2 ряда).
3. Особенности фармакокинетики отдельных препаратов
(всасывание, распределение, метаболизм), в том числе у детей.
Возможные осложнения, пути их устранения.
4. Принципы химиотерапии туберкулеза (длительность лечения,
комбинированная терапия).
5. Противосифилитические средства (Основные:
бензилпенициллин, бициллины -1-5; резервные: макролиды,
цефалоспорины, препараты висмута - бисмоверол, бийохинол).
Механизмы действия, применение, побочные
эффекты и меры их предупреждения.
6. Противовирусные средства (ацикловир, ремантадин, арбидол,
идоксуридин, видарабин, занамивир (реленца), осельтамивир
амоксициллин, карбенициллин, пиперациллин, азлоциллин;
ингибиторозащищенные пенициллины – амоксиклав, уназин);
- цефалоспорины (цефалексин, цефазолин, цефуроксим,
цефаклор, цефотаксим, цефоперазон, цефтриаксон, цефпиром,
цефепим, сульперазон, цефтобипрол);
- карбапенемы – меропенем, имипенем/циластатин (тиенам);
- монобактамы (азтреонам).
Занятие
б) антибиотики-макролиды и азалиды (эритромицин,
мидекамицин, азитромицин, спирамицин, рокситромицин,
кларитромицин);
в) тетрациклины (тетрациклин, тетрациклина гидрохлорид,
окситетрациклин, доксициклин, метациклин);
г) антибиотики группы левомицитина (левомицитин,
левомицетина
стеарат, левомицетина сукцинат, синтомицин);
д) антибиотики-аминогликозиды (неомицин, мономицин,
канамицин, гентамицин, тобрамицин, амикацин);
ж) противогрибковые антибиотики (нистатин, леворин,
амфотерицин В), полимиксины (полимиксина М сульфат,
полимиксина Е сульфат);
з) разные антибиотики с преимущественным действием на гр(+)
микроорганизмы (линкомицин, клиндамицин, ванкомицин,
линезолид,грамицидин).
3. Механизм и спектр действия, особенности фармакокинетики и
клинического применения у детей, побочные эффекты
антибиотиков разных групп; ограничения по применению в
педиатрии.
4. Принципы комбинированной антибиотикотерапии. Комплексные
препараты.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1. К занятию №1 (β-лактамные антибиотики):
1. Бензилпенициллина натриевая соль 6. Цефазолин
2. Бициллин-1 7. Цефотаксим
3. Оксациллин 8. Цефтазидим
3 раза в день.
3. 50 мл жидкого экстракта элеутерококка (Eleuteroccocus).
Назначить по 25 капель 2 раза вдень.
4. Микстуру, в состав которой входят: 25 мл настойки ландыша
(Convallaria) и 25 мл настойки валерианы (Valeriana). Назначить
по 25 капель 3 раза в день.
5. Микстуру на 12 приемов. В состав микстуры входят: настой из
10.0 травы пустырника (Leonurum), натрия бромид (разовая доза
0.3).Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
6. 200 мл микстуры, в состав которой входят: отвар коры дуба 1:10
(cortex Quercus), 2% борной кислоты (Acidum boricum) и 5 капель
настойки календулы (Calendula). Назначить для полоскания рта.
7. Микстуру на 12 приемов, в состав которой входят кислота
хлористоводородная (Acidum hydrochloricum dilutum), на 1 прием
10 капель, пепсин ( (разовая доза 0.5) и 5 мл настойки полыни
(Tinctura Absinthii). Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
8. Эмульсию из 15.0 масла касторового (Oleum Ricini).
9. 25 мл новогаленового препарата кардиовалена (Cardiovalenum).
Назначить по 20 капель 3 раза в день
10. Выписать 15 мл аэрозоля «Беродуал» («Berodual»). Назначить
для ингаляции.
ТЕМА №4: «МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Виды мягких лекарственных форм.
2. Определение мази. Виды мазевых основ. Требования,
предъявляемые к ним.
3. Способы прописывания мази (сокращенный и развернутый).
Особенности прописывания официнальных и глазных мазей.
4. Определение паст и лениментов. Отличие от мазей, назначение.
Правила выписывания в рецептах.
5. Определение и виды суппозиториев. Виды основ для их
изготовления. Правила выписывания свечей.
6. Пластыри: виды, назначение.
II. ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1. 50.0 мази, содержащей 10% стрептоцида (Streptocidum).
Наносить на пораженные участки кожи.
2. 50.0 пасты, содержащей 10% кислоты салициловой (Acidum
salicylicum). Наносить на пораженный участок кожи.
3. 10.0 глазной мази, содержащей 1% тетрациклина (Tetracyclinum).
4. 25.0 официнальной мази «Финалгон» («Finalgon»). Назначить
для растираний.
5. 20.0 мази, содержащей 5% димедрола (Dimedrolum), на вазелине
и ланолине, взятых в равных количествах.
6. 100.0 официнального линимента «Санитас» («Sanitas»).
Назначить для растираний.
7. 80.0 линимента, содержащего раствор аммиака (Solutio Ammonii
caustici), масло терпентинное очищенное (Oleum Terebinthinae
rectificatum) и льняное масло (Oleum Lini) в соотношении 1:1:2.
Назначить для растирания.
8. 10 ректальных свечей с папаверином по 0.2 (Papaverini
hydrochloridum). Назначить по 1 свече на ночь в прямую кишку.
9. 10 официнальных свечей «Анестезол» («Anesthesolum»). Вводить
в прямую кишку по 1-2 свечи в день.
ТЕМА №5: «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ФАРМАКОЛОГИИ»
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
I. ВВЕДЕНИЕ В ФАРМАКОЛОГИЮ.
1. Определение фармакологии, ее место среди медицинских и
биологических наук.
2. Развитие лекарствоведения в России.
3. Принципы изыскания новых лекарственных веществ.
4. Основные разделы фармакологии, понятие о фармакокинетике и
фармакодинамике.
Занятие
1. Общие принципы химиотерапии.
2. История открытия и получения антибиотиков (исследования
А. Флеминга, З. В. Ермольевой).
3. Классификация антибиотиков:
а) β-лактамные антибиотики:
- пенициллины (бензилпенициллина натриевая соль, бициллины,
феноксиметилпенициллин, оксациллин, ампициллин,
регенерации. Применение в детской практике;
б) препараты витамина С и Р (кислота аскорбиновая, рутин).
Участие аскорбиновой кислоты в окислительно-
востановительных процессах. Влияние на проницаемость
сосудистой стенки. Терапевтическое применение. Влияние
рутина на проницаемость тканевых мембран.Полусинтетические
производные рутина.Применение в детской практике.
3. Препараты жирорастворимых витаминов (рыбий жир, раствор
ретинола ацетата в масле, раствор эргокальциферола в масле):
а) ретинол, влияние на эпителиальные покровы, участие в
синтезе зрительного пурпура;
б) эргокальциферол и холекальциферол, механизм их
образования, влияние на обмен кальция;
в) филлохинон: его роль в процессах свертывания крови.
Синтетический заменитель филлохинола – викасол;
г) токоферол, его биологическое значение.
Показания к применению у детей.
4. Поливитаминные препараты, комплексные препараты
поливитаминов и микроэлементов.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1. Тиамина бромид 5. Никотиновая кислота
2. Аскорбиновая кислота 6. Ретинола ацетат
3. Пиридоксина гидрохлорид 7. Эргокальциферол
4. Рибофлавин 8. Токоферол
ТЕМА №28: «СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОМИКРОБНЫЕ
СРЕДСТВА»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОССЫ ТЕМЫ:
I. Сульфаниламидные препараты.
1. Классификация, общий механизм действия, спектр действия и
особенности применения препаратов разных групп (стрептоцид,
сульфадимезин, норсульфазол, сульфацил натрия, этазол,
фталазол, сульфаргон, сульфадиметоксин, сульфапиридазин,
лекарственных веществ от пути введения (примеры); возрастные
аспекты.
3. Особенности всасывания лекарственных веществ при различных
путях введения у детей. Основные механизмы всасывания.
Факторы, влияющих на всасывание.
4. Распределение лекарственных веществ в организме. Роль
основных биологических барьеров. Понятие о
тератогенном, эмбриотоксическом, фетотоксическом
действии лекарственных веществ. Депонирование лекарственных
веществ (примеры).
5. Основные реакции метаболизма лекарственных веществ, их
биологическая значимость; особенности биотрансформации в
детском возрасте. Лекарственные препараты – индукторы и
ингибиторы микросомальных ферментов печени(примеры).
6. Пути выведения лекарственных веществ. Основные показатели
интенсивности выведения лекарственных веществ (общий
плазматический клиренс, период полувыведения, квота
элиминации).
Б. Местные анестетики.
1. Классификация местных анестетиков по видам анестезии
(анестезин, дикаин, новокаин, ксикаин, тримекаин, бупивакаин,
артикаин).
2. Механизм действия местных анестетиков.
3. Кокаин: история открытия, токсикологическое значение.
4. Сравнительная характеристика препаратов (применение для
разных видов анестезии, активность, скорость наступления
эффекта, длительность действия, возможные побочные
эффекты). Особенности клинического применения лидокаина.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1. Натрия оксибутират 3. Новокаин
2. Лидокаин 4. Дикаин
ТЕМА №12: «СНОТВОРНЫЕ И ПРОТИВОСУДОРОЖНЫЕ СРЕДСТВА»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
А. Снотворные средства.
1. Структура сна. Причины и виды нарушений сна.
2. Классификация снотворных средств:
1) барбитураты – фенобарбитал, циклобарбитал (в составе
препа18рата – реладорм);
2) агонисты бензодиазепиновых рецепторов:
а) бензодиазепины – нитразепам, флунитразепам;
б) небензодиазепиновой природы – зопиклон, золпидем;
3) препараты разных химических групп – бромизовал,
доксиламин, глицин, мелатонин.
3. Механизмы действия снотворных средств.
4. Фенобарбитал: зависимость действия от дозы, особенности
фармакокинетики, влияние на структуру сна, основные
фармакологические эффекты, клиническое применение.
5. Достоинства и недостатки циклобарбитала, применение.
Место барбитуратов в терапии бессонницы.
6. Агонисты бензодиазепиновых рецепторов: основные
фармакологические эффекты, показания к назначению,
побочные эффекты, противопоказания.
7. Особенности действия и применения снотворных препаратов
разных химических групп; препараты выбора у детей.
АНТИАРИТМИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
А. Сердечные гликозиды.
1. История открытия сердечных гликозидов, источники получения.
2. Строение сердечных гликозидов, значение гликона и агликона.
3. Основные кардиальные эффекты сердечных гликозидов: влияние
на силу и частоту сердечных сокращений, проводимость,
возбудимость, автоматизм миокарда. Экстракардиальные
эффекты сердечных гликозидов.
4. Механизмы кардиальных эффектов.
5. Особенности действия сердечных гликозидов у детей.
6. Классификация сердечных гликозидов (дигитоксин,
кордигит, дигоксин, целанид, строфантин, коргликон, адонизид).
Особенности фармококинетики препаратов разных групп,
показания к назначению. Средства выбора в педиатрии.
7. Принципы дозирования сердечных гликозидов.
8. Симптомы гликозидной интоксикации, меры помощи.
УГНЕТАЮЩИМ ТИПОМ
ДЕЙСТВИЯ: АНТИПСИХОТИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА (НЕЙРОЛЕПТИКИ),
ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ, СЕДАТИВНЫЕ
СРЕДСТВА»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Классификация нейролептиков:
I. Типичные нейролептики.
а) производные фенотиазина: аминазин, трифтазин, этаперазин,
левомепромазин (тизерцин), фторфеназин (модитен);
б) производные бутирофенона: галоперидол, дроперидол,
трифлуперидол (триседил);
в) производные тиоксантена: хлорпротиксен;
г) производные индола: карбидин;
II. «Атипичные» нейролептики.
а) бензамиды: сульпирид (эглонил);
б) дибензодиазепины: клозапин.
2. Механизмы действия нейролептиков.
3. Аминазин: основные фармакологические эффекты, показания к
назначению, побочные эффекты препарата.
4. Сравнительная характеристика нейролептиков разных групп.
Возможность использования в педиатрии.
5. Классификация транквилизаторов (анксиолитиков):
а) производные бензодиазепина: диазепам, нозепам, феназепам,
мезапам, тофизопам, алпразолам;
б) препараты разных химических групп: буспирон, афобазол.
6. Общая характеристика транквилизаторов: механизмы действия,
основные эффекты, применение в детской практике, возможные
осложнения, противопоказания. «Дневные» анксиолитики.
7. Седативные средства (натрия бромид, препараты валерианы,
пустырника, корвалол, ново-пассит): влияние на ЦНС, показания
к применению у детей, побочные эффекты.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1. Аминазин 4. Мезапам
2. Трифтазин 5. Настойка валерианы
3. Дроперидол 6. Диазепам
ТЕМА №16: «ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА С
ВОЗБУЖДАЮЩИМ ТИПОМ ДЕЙСТВИЯ
(ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ, АНАЛЕПТИКИ,
АНТИДЕПРЕССАНТЫ). НООТРОПНЫЕ
ПРЕПАРАТЫ »
оксафенамид, никодин;
б) способствующие выведению желчи (холекинетики) – магния
сульфат, М-холиноблокаторы, спазмолитики миотропного
действия (папаверин, но-шпа). Механизмы действия, показания к
назначению.
12. Гепатопротекторы – легалон, эссенциале, адеметионин (гептрал),
гепа-мерц: принципы действия, показания к назначению.
13. Антиферментный препарат апротинин (контрикал): механизм
действия, применение в детской практике.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1. Панкреатин 7. Магния сульфат
2. Фестал 8. Аллохол
3. Фамотидин 9. Де-нол
4. Омепразол 10.Контрикал
5. Пирензепин 11.Метоклопрамид
6. Альмагель 12.Дротаверин (но-шпа)
ТЕМА №19: «ВЕЩЕСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА СВЕРТЫВАНИЕ
КРОВИ И ФИБРИНОЛИЗ»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Классификация веществ, влияющих на свертывающую
активность
крови:
а) средства для профилактики и лечения тромбозов:
- антикоагулянты;
- антиагреганты;
- фибринолитики
б) средства, способствующие остановке кровотечений
(гемостатики):
- повышающие свертывание крови (коагулянты);
- ингибиторы фибринолиза (антифибринолитические средства);
- повышающие агрегацию тромбоцитов, ангиопротекторы.
2. Классификация антикоагулянтов:
Отличительные особенности комплексных препаратов.
3. Средства, понижающие секрецию желез желудка:
а) М-холиноблокаторы – атропин, платифиллин, метацин,
пирензепин;
б) блокаторы Н2-рецепторов гистамина – циметидин, ранитидин,
фамотидин, низатидин;
в) ингибиторы протонового насоса – омепразол, лансопразол,
рабепразол;
г) синтетические аналоги простагландинов – мизопростол
4. Антацидные средства:
а) системные – натрия гидрокарбонат, магния окись, кальция
карбонат;
б) несистемные – алюминия гидроокись, магния гидроокись;
в) комплексные антациды – альмагель, фосфалугель, маалокс,
ренни. Показания к назначению, особенности действия
отдельных препаратов.
5. Гастропротекторы – висмута цитрат основной (де-нол),
сукральфат (вентер). Особенности действия препаратов при
язвенной болезни.
6. Слабительные средства – магния сульфат, натрия сульфат, масло
касторовое, препараты сенны, ревеня, крушины, фенолфталеин,
изафенин, бисакодил, натрия пикосульфат, лактулоза. Варианты
классификации, механизмы действия, показания к назначению в
педиатрии, возможные осложнения.
7. Рвотные средства – апоморфин, меди сульфат, цинка сульфат.
Механизмы действия, показания к назначению.
8. Противорвотные средства – скополамин, дипразин, димедрол,
этаперазин, тиэтилперазин, метоклопрамид, домперидон,
ондансетрон. Механизмы противорвотного действия,
применение.
9. Вещества, повышающие аппетит (настойка полыни, настойка
горькая, инсулин, ципрогептадин).
10.Изолипан, орлистат, сибутрамин: механизмы действия, показания
к назначению.
11.Желчегонные средства:
а) стимулирующие образование желчи (холеретики) – кислота
дигидрохолевая (хологон), холензим, аллохол, холосас,
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Классификация психостимуляторов:
а) фенилалкиламины (фенамин)
б) производные сиднонимина (сиднокарб, сиднофен)
в) производные пурина (кофеин)
г) производные адамантана (ладастен)
2 Механизмы действия, показания к назначению, побочные
эффекты .Особенности действия и применения отдельных
препаратов
3. Адаптогены растительного и животного происхождения:
преимущества и недостатки, применение.
4. Аналептики: кофеин, кордиамин, камфора, сульфокамфокаин,
бемегрид, цититон, лобелин, стрихнин. Классификация,
показания к назначению, возможные осложнения
5. Особенности действия и клинического применения отдельных
препаратов в детской практике.
6. Антидепресанты:
а) ингибиторы МАО необратимого и обратимого действия
(ниаламид, пиразидол, моклобемид).
б) ингибиторы нейронального захвата моноаминов
(амитриптилин,
мелипрамин, флуоксетин, сертралин, мапротилин).
Сравнительная характеристика антидепрессантов разных групп:
механизмы действия, особенности клинического применения,
побочные
эффекты. Достоинства антидепрессантов избирательного
действия. Препараты выбора в педиатрии.
7. Ноотропные средства (пирацетам, аминалон, пантогам): влияние
на ЦНС, клиническое применение в педиатрии.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1. Кофеин (таблетки, ампульный раствор) 5.Амитриптилин
2. Сиднокарб 6. Флуоксетин
3. Кордиамин 7. Пирацетам
4. Камфора
ТЕМА №17: «АНТИГИСТАМИННЫЕ СРЕДСТВА.
БРОНХОЛИТИКИ.ОХАРКИВАЮЩИЕ.
ПРОТИВОКАШЛЕВЫЕ СРЕДСТВА»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Типы гистаминовых рецепторов. Эффекты гистамина,
обусловленные его действием на рецепторы разных типов.
Препараты гистамина (гистамин, гистаглобулин) – клиническая
значимость.
2. Классификация антигистаминных препаратов (по типу действия
на рецепторы). Направленность действия препаратов разных
групп.
3. Антигистаминные препараты - блокаторы Н-1-рецепторов
гистамина (димедрол, дипразин, диазолин, супрастин, тавегил,
фенкарол, лоратадин, цетиризин, эбастин, фексофенадин,
дезлоратадин): классификация, механизмы действия, показания к
назначению, побочные эффекты.
4. Сравнительная характеристика препаратов разных поколений;
применение в детской практике.
5. Стабилизаторы мембран тучных клеток (динатрия кромогликат,
недокромил натрия, кетотифен): механизм действия, применение,
сравнительная характеристика препаратов.
6. Классификация бронхолитиков:
1. β2-адреномиметики: фенотерол, сальбутамол, формотерол,
сальметерол;
2. М-холиноблокаторы: ипратропия бромид, тиотропия бромид;
3. пурины (диметилксантины): эуфиллин, теопек, эуфилонг;
4. блокаторы лейкотриеновых рецепторов: монтелукаст,
зафирлукаст;
5. ингибиторы 5-липоксигеназы: зилеутон.
7. Механизмы действия, применение возможные побочные эффекты
бронхолитиков разных групп; препараты выбора в педиатрии.
Особенности бронхолитического действия адреналина.
Комбинированные бронхолитики – беродуал.
8. Отхаркивающие средства:
а) рефлекторного и прямого действия (препараты термопсиса,
истода, алтея, солодки, калия йодид, натрия гидрокарбонат);
б) муколитики (трипсин, химотрипсин, ацетилцистеин,
бромгексин,амброксол);
в) сурфактанты (экзосурф).
9. Механизмы действия, побочные эффекты, средства выбора в
педиатрии. Клиническая значимость сурфактанта.
10.Противокашлевые средства (кодеин, либексин, глауцин,
тусупрекс). Классификация, механизмы действия, применение у
детей. Комплексные препараты (кодтерпин, коделак).
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1. Димедрол 7. Бромгексин
2. Лоратадин 8. Лазолван
3. Сальбутамол 9. Либексин
4. Эуфиллин 10.Динатрия кромогликат
5. Теопек
6. Беродуал
ТЕМА №18: «ВЕЩЕСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИЮ
ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА.
ФЕРМЕНТЫ И АНТИФЕРМЕНТЫ»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРСЫ ТЕМЫ:
1. Средства, усиливающие секрецию желез желудка:
а) диагностические средства – гистамин, пентагастрин;
б) горечи – настойка полыни, настойка горькая. Клиническое
применение.
2. Средства заместительной терапии:
а) при пониженной секреции желудка (натуральный или
искусственный желудочный сок, кислота хлористоводородная
разведенная, пепсин, ацидин-пепсин);
б) при пониженной секреции поджелудочной железы
(панкреатин);
в) комплексные ферментные препараты (фестал, панзинорм,
дигестал, мезим, панкурмен). Показания к назначению.
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ФАРМАКОЛОГИИ
Т ю м е н ь 2012
Методические указания для самоподготовки студентов педиатрического факультета к практическим занятиям по фармакологии утверждены ЦМК медико-биологических дисциплин, протокол № _____ от _____________ 2012 г.
Авторы:
Г.З.Суфианова - зав. кафедрой фармакологии, д.м.н., профессор;
Г.А.Аргунова - к.м.н., доцент кафедры фармакологии;
О.И.Дружинина - к.ф.н., доцент кафедры фармакологии
Рецензент: зав. кафедрой клинической фармакологии, д.м.н., профессор Э.А.Ортенберг
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Тюменская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ФАРМАКОЛОГИИ
(педиатрический факультет)
Т ю м е н ь 2012
Методические рекомендации для преподавателей к практическим занятиям по фармакологии (педиатрический факультет)утверждены ЦМК медико-биологических дисциплин, протокол № _____ от _____________ 2012 г.
Авторы:
Г.З.Суфианова - зав. кафедрой фармакологии, д.м.н., профессор;
Г.А.Аргунова - к.м.н., доцент кафедры фармакологии;
О.И.Дружинина - к.ф.н., доцент кафедры фармакологии
Рецензент: зав. кафедрой клинической фармакологии, д.м.н., профессор Э.А.Ортенберг
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ:
1. Д.А. Харкевич Фармакология: учебник. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008,
2009.
2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии под
редакцией Д. А. Харкевича, Москва, МИА, 2005.
3.И.В. Маркова, Михайлов И.Б. , М.В. Неженцев Фармакология:
учебник для медицинских вузов, СПб, Фолиант 2001.
ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Справочник “Видаль” (ежегодный).
2. М.Д. Машковский Лекарственные средства, изд.16, 2010.
3. Бертрам Г. Катцунг «Базисная и клиническая фармакология» В 2
томах. Издательства: Бином, Диалект, 2007.
4. В.В. Майский Фармакология: Уч.пособие-М: ГЕОТАР-МЕД,
2003.
5. Э.А. Ортенберг Клиническая фармакология. Лекционный курс. Тюмень,
«Печатник», 2009.
6. А.Г. Муляр Общая рецептура. Учебное пособие – М.,
ГЭОТАР-Медиа, 2009.
7. А.И. Венгеровский «Лекции по фармакологии для врачей и
провизоров», Москва, 2007.
М