Технология лекарственной формы с теоретическим обоснованием.
Твердая фаза составляет 1,2%. Терпингидрат, относится к группе гидрофобных лекарственных веществ с нерезко выраженными гидрофобными свойствами. Поэтому для стабилизации суспензии требуется половинное количество стабилизатора — желатозы по отношению к массе терпингидрата. Для получения первичной пульпы терпингидрат и желатозу растирают в ступке с «солевым» раствором, объем которого составляет 1/2 массы смеси. Нашатырно-анисовые капли как лекарственное средство, содержащее эфирное масло, добавляют в последнюю очередь, предварительно разбавив их в отдельном стаканчике равным количеством «солевого» раствора.
В подставку отмеривают 90 мл очищенной воды, затем отмеривают на бюреточной установке 20 мл концентрированного раствора натрия гидро-карбоната 1:20 и 10 мл концентрированного раствора натрия бензоата 1:10.
15 ступку отвешивают 1,5 г терпингидрата и 0,75 г желатозы, приливают примерно 1 мл солевого раствора из подставки и диспергируют до обжалования однородной пульпы. Тонкую пульпу в 2—3 приема смывают и отпускной флакон. В отдельный стаканчик отмеривают 3 мл нашатырно - анисовых капель, смешивают с примерно равным количеством «соленого» раствора, затем частями при перемешивании добавляют в склянку для отпуска. Стаканчик ополаскивают готовой суспензией. Отпускной флакон взбалтывают и оформляют к отпуску.
1.7. Упаковка и оформление.
Флакон бесцветного стекла укупоривают плотно пластмассовой пробкой с навинчивающейся крышкой. Наклеивает номер рецепта и этикетки «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Перед употреблением взбалтывать», «Беречь от детей».
1.8. Оценка качества.
— Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного Контроля и номер лекарственной формы соответствуют. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно.
— Правильность упаковки и оформления.
Объем флакона соответствует объему лекарственной формы. Микстура укупорена плотно. Оформление соответствует приказу МЗ РФ №120 от 05.09.97.
— Ресуспендируемость. Суспензия восстанавливает равномерное распределение частиц по всему объему при взбалтывании в течение 15 с.
— Объем микстуры 123+3,69 мл, что соответствует нормам допустимых отклонений (+.3%).
— Однородность частиц дисперсной фазы. Отсутствуют неоднородные
крупные частицы дисперсной фазы.
2. Возьми: Цинка окиси
Крахмала поровну по5,0
Глицерина 50,0
Воды дистиллированной 50 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
Протирать пораженные места.
3. Возьми: Магния окиси 2,5
Раствора натрия гидрокарбоната 2% - 150мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке при изжоге.
4. Возьми: Магния окиси 2,0
Висмута нитрата основного 1,0
Воды дистиллированной 100мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 десертной ложке 4 раза в день.
5. Возьми: Висмута нитрата основного 2,0
Натрия гидрокарбоната 1,0
Воды дистиллированной 120мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
6. Возьми: Фенилсалицилата 3,0
Воды дистиллированной 200мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
7. Возьми: Сульфадимезина 2,0
Натрия бензоата 1 ,0
Глицерина 8,0
Воды дистиллированной 180 мл день.
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в
8. Возьми: Камфоры 2,0
Натрия бромида 2,0
Адонизида 15 мл
Воды дистиллированной 150 мл день.
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в
9. Возьми: Ментола 0,5
Натрия гидрокарбоната 0,5
Натрия хлорида 0,3
Воды дистиллированной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
Полоскание.
10. Возьми: Серы осажденной 6,0
Глицерина 15,0
Воды дистиллированной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
Протирать пораженные места
11 . Возьми: Раствора аммиака 20 мл
Спирта камфорного 10 мл
Натрия хлорида 0,5
Воды дистиллированной 70 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
Примочка.
12. Возьми: Раствора натрия гидрокарбоната 2% 200 мл
Натрия бензоата 6,0
Нашатырно-анисовых капель 10 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 десертной ложке 4 раза в день.
13. Возьми: Натрия гидрокарбоната карбоната
Натрия салицилата по 1,0
Капель нашатырно-анисовых
Настойки пустырника по 3 мл мл
Сиропа сахарного 5 мл
Воды дистиллированной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
14. Возьми: Кодеина фосфата 0,06
Раствора глюкозы 10% 100 мл
Настойки ландыша 10 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
15. Возьми: Серы осажденной 1,5
Глицерина 2,0
Раствора кислоты борной 2% 50
Смешай. Дай. Обозначь.
Втирать в кожу головы.
5. Лабораторная работа студентов.
Задания для выяснения исходного уровня знаний
1. При приготовлении суспензии состава: серы 2,0 г, воды дистилированной 100 мл студент в качестве стабилизатора использовал 2,0 желатозы. Правильно ли он поступил?
2. Приготовив суспензию, студент профильтровал лекарственную форму через фильтр. Дайте критическую оценку его действиям.
3. При изготовлении суспензии с серой студент измельчал ее с калийным мылом в ступке. Правильно ли он поступил?
4. На основании правила Дерягина студент измельчал теальбин с равным количеством жидкости. Дайте оценку его действиям.
5. При приготовлении суспензии конденсационным методом студент отмерил 10 мл настойки валерианы и прибавил к ней 120 мл раствора натрия бромида 1 %. Правильно ли он поступил?
6. При приготовлении суспензии, в состав которой входят тсрпингиды и раствор натрия бромида, студент измельчил в ступке тсрпингидрат с раствором натрия бромида, которого в соответствии с правилом Дерягина взял половинное количество по отношению к твердой фазе. Полученную пульпу смыл во флакон для отпуска. Дайте критическую оценку действиям студента.
7. При приготовлении суспензии с фенилсалицилатом студент отвесил его в ступку и измельчил с равным количеством желатозы и воды. Правильно ли он поступил?
8. При изготовлении суспензии с камфорой студент в качестве стабилизатора использовал желатозу, добавив ее в количестве 1/2 от массы Камфоры. Верно ли он поступил?
9. Студент готовит суспензию состава: терпингидрата 5,0 г, натрия гидрокарбоната 3,0 г, воды дистиллированной 100 мл массо-объемным методом. Дайте критическую оценку его действиям.
10. При приготовлении суспензии с 2,0 г кальция карбоната студент использовал для стабилизации 1,0 г желатозы. Правильно ли он поступил?
11. Студент готовит суспензию с серой состава: серы 3,0 г, воды дистилированной 120 мл, глицерина 10,0 г. В качестве стабилизатора серы использует глицерин. Дайте критическую оценку его действиям.
12. При приготовлении суспензии с ментолом студент в ступке измельчил ментол с равным количеством желатозы и «солевого» раствора и полученную пульпу смыл «солевым» раствором в отпускной флакон. Оцени действия студента.
13. Студент приготовил суспензию состава: сульфадимезина 3,0 г, воды дистиллированной 150 мл, после помещения во флакон для отпуска сульфадимезин всплыл в виде хлопьев на поверхности, а часть его в виде нерастворимых комков осела на дно флакона. В чем ошибка приготовления?
14. Студент провел оценку качества суспензий по двум показателям:
I) отклонение в объеме; 2) однородность частиц твердой фазы. Правильно ли он поступил?
15. При приготовлении суспензии с серой студент измельчил ее с половинным количеством солевого раствора (правило Дерягина) и добавил равное количество желатозы (вещество с резко выраженными гидрофобными свойствами). Правильно ли он поступил?
5.2. Самостоятельная работа студенток на занятии.
Задание 1. Приготовить по прописям, приведенным ниже, лекарственные формы. 1. Возьми: Раствора натрия гидрокарбоната 2% - 100 мл
Магния окиси 2,0
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
2.Возьми: Раствора натрия бензоата 1 % - 180 мл
Висмута нитрата основного 2,0
Сиропа сахарного 10 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По I столовой ложке 3 раза в день.
3. Возьми: Крахмала 3,0
Димедрола 0,3
Воды дистиллированной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
Протирать кожу лица.
4. Возьми: Натрия хлорида 3,0
Фенилсалицилата 2,0
Воды дистиллированной 120 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
5. Возьми: Стрептоцида 4,0
Воды дистиллированной 100 мл
Сиропа сахарного 10 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 десертной ложке 3 раза в день.
6. Возьми: Цинка окиси 1,5
Гексаметилентетрамина 1,0
Воды дистиллированной 150 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
Для обработки ног.
7. Возьми: Камфоры 2,0
Натрия бромида 1,5
Настойки ландыша 5 мл
Воды дистиллированной 120 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 2 столовые ложки 2—3 раза в день.
8. Возьми: Серы осажденной 1,5
Глицерина 10,0
Спирта этилового 70% 5 мл
Воды дистиллированной 50 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
Для протирания лица.
9. Возьми: Натрия бензоата
Натрия гидрокарбоната поровну по 2,0
Нашатырно-анисовых капель 4 мл
Воды дистиллированной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
10. Возьми: Раствора калия бромида 2% 200 мл
Настойки пустырника 4 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
11. Возьми: Ментола 1,0
Адонизида
Настойки пустырника по 10 мл
Воды дистиллированной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
12. Возьми: Висмута нитрата основного 2,0
Экстракта красавки 0,1
Воды дистиллированной 180 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
13. Возьми: Фенилсалицилата 2,0
Сиропа простого 10мл
Воды дистиллированной 90 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По I столовой ложке 3 раза в день.
14. Возьми: Настойки пустырник
Настойки валерианы поровну по 5 мл
Натрия бромида 1,0
Воды дистиллированной 90 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
15. Возьми: Свинца ацетата
Цинка сульфата по 0,25
Воды дистиллированной 180 мл
Смешай. Дан. Обозначь.
Для спринцевания мочеиспускательного канала.
Задание 2.Оценить качество приготовленных лекарственных форм и написать паспорт письменного контроля.
Задание 3. Упаковать, укупорить, оформить лекарственные формы к отпуску и сдать преподавателю.
Задание 4. Решить ситуационные задачи.
При решении ситуационных задач студент должен выявить отклонения от требований нормативных документов, показать пути устранения и меченных нарушений и дать оптимальный вариант приготовления.
I. Возьми: Фенилсалицилата 1,0
Сиропа сахарного 15 мл
Воды дистиллированной 120 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 2 раза в день.
Студент отвесил фенилсалицилата 1,0 г, поместил в ступку, добавил 0,5 сахарного сиропа, затем разбавил 120 мл воды и, в последнюю очередь, добавил остальное количество сахарного сиропа. Флакон оформил этикетками: «Внутреннее», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном защищенном от света месте».
Решение. Лекарственная форма приготовлена неудовлетворительно, студент не учел, что фенилсалицилат — труднопорошкуемое гидрофобное вещество с нерезко выраженными гидрофобными свойствами. Поэтому измельчение фенилсалицилата необходимо проводить с 10 каплями спирта, после чего добавляют 0,5 г желатозы и около 0,75 мл воды дистиллированной. После получения тонкой пульпы ее смывают во флакон для отпуска, добавляя остальную воду частями. Сахарный сироп отмеривают пипеткой во флакон для отпуска в последнюю очередь. Флакон для отпуска оранжевого стекла, поскольку фенилсалицилат и сироп сахарный светочувствительны.
2. Возьми: Натрия бромида 2,0
Магния сульфата 3,0
Воды дистиллированной 150 мл
Настойки пустырника 20 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент в отпускную склянку отмерил 10 мл концентрированного раствора натрия бромида (1:5), добавил дистиллированную воду 150 мл, в полученном растворе растворил 3,0 г магния сульфата и в последнюю очередь прибавил 20 мл настойки пустырника.
3. Возьми: Ментола 3,0
Настойки ландыша 5,0
Воды дистиллированной 150 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент отвесил 3,0 г ментола, измельчил с 1.5 мл дистиллированной воды, смыл в склянку для отпуска, в последнюю очередь добавил 5 мл
настойки ландыша.
4. Возьми: Натрия бензоата
Терпингидрата по 2,0
Жидкого экстракта чабреца 10мл
Воды дистиллированной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент отвесил 2,0 г терпингидрата, измельчил с 2,0 г желатозы, добавил 2 мл дистиллированной воды, затем смыл в склянку для отпуска, прилил 20 мл раствора бензоата натрия 10% и жидкого экстракта чабреца 10 мл.
5. Возьми: Фенилсалнцилата 1,0
Настойки лапчатки 5,0 мл
Воды дистиллированной 90 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 2 раза в день.
Студент отвесил в ступку 1,0 г фенилсалицилата, измельчил, затем смыл в склянку для отпуска, добавив 90 мл воды, в последнюю очередь отмерил пипеткой 5 мл настойки лапчатки.
6. Возьми: Серы осажденной 2,5
Глицерина 10,0
Воды дистиллированной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Смазывать пораженные места.
Студент отвесил 2,5 г серы, добавил 2,5 г желатозы и 2,5 мл воды, измельчил в ступке до получения пульпы, затем прибавил 10 мл глицерина и смыл дистиллированной водой во флакон для отпуска.
7. Возьми: Натрия гидрокарбоната 1,5
Висмута нитрата основного 2,0
Экстракта красавки 0,1
Воды дистиллированной 150 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент отмерил 120 мл дистиллированной воды в подставку, добавил .10 мл концентрированного раствора натрия гидрокарбоната 1:20. В ступке измельчил 2,0 г висмута нитрата основного с 1 мл солевого раствора, смыл во флакон для отпуска и добавил 0,1 г густого экстракта красавки.
8. Возьми: Раствора натрия бромида 1% 100мл
Настойки пустырника 1.0мл
Кофеин-бензоата натрия 0,5
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент отвесил в подставку 0,5 г кофеина бензоата натрия, отмерил 95мл дистиллированной воды, добавил 5 мл концентрированного раствори матрпя бромида 1:5, 10 мл настойки пустырника. Затем все процедил во флакон для отпуска.
9. Возьми: Кальция хлорида 5,0
Натрия гидрокарбоната 2.0
Воды дистиллированной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент отвесил 5,0 г кальция хлорида и 2,0 г натрия гидрокарбоната п раствортл их последовательно в 100 мл дистиллированной воды. Готовую лекарственную форму процедил во флакон для отпуска.
10. Возьми: Натрия бензоата 3.0
Натрия гидрокарбоната 4,0
Воды дистиллированной 200 мл
Нашатырно-анисовых капель 5мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 десертной ложке 4 раза в день.
Студент отмерил 90 мл дистиллированной воды, добавил 30 мл концентрированного раствора бензоата натрия 1:10 и 80 мл концентрированного раствора натрия гидрокарбоната 1:20, в последнюю очередь добавил 1 мм нашатырно-анисовых капель.
11. Возьми: Натрия бензоата 2,0
Сульфадимезина 3,0
Воды дистиллированной 100 мл
Смешай. Дам. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент отвесил 3,0 г сульфадимезина, измельчил в ступке с 1,5 мл « солевого» раствора, который приготовил заранее, для чего 30 мл концентрированного раствора натрия бензоата 1:10 смешал в подставке 70 мл дистилированной воды. Затем смыл пульпу оставшимся раствором во флакон для отпуска.
12. Возьми: Кодеина фосфата 2,0
Натрия бромида 10,0
Воды дистиллированном 200 мл
Настойки валерианы 10мл
Смешан. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза к день.
Студент отмерил 50 мл 20 % раствора натрия бромида, 150 мл дистиллиронанной воды, отвесил 2,0 г кодеина фосфата и в последнюю очередь добавил 10 мл настойки валерианы. Полученную лекарственную формупрофильтровал во флакон для отпуска оранжевого стекла.
13. Возьми: Магния оксида 10,0
Натрия гидрокарбоната 1,0
Воды дистиллированной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент отвесил 10,0 г магния окиси, добавил 1,0 г натрия гидрокарбоната, измельчил в ступке, затем смыл 200 мл дистиллированной воды , во флакон для отпуска.
14. Возьми: Серы осажденной 2,0
Глицерина 5,0
Спирта этилового 10 мл
Воды дистиллированной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
Втирать в кожу головы.
Студент отвесил 2,0 г серы, прибавил I мл глицерина, измельчил смесь в ступке, затем смыл пульпу 200 мл дистиллированной воды и в конце добавил 10мл 70% этанола.
15. Возьми: Камфоры 1,0
Натрия бромида 1,0
Настойки пустырника 5 мл
Воды дистиллированном 150 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент отвесил в подставку по 1,0 г камфоры и натрия бромида, отмерил 150 мл воды, перемешал и все перенес во флакон для отпуска. В последнюю очередь прибавил 5 мл настойки пустырника.
16. Возьми: Крахмала
Талька по 5,0
Цинка окиси 2,0
Воды дистиллированной 100мл
Глицерина 10,0
Смешай. Дай. Обозначь.
Для повязок.
Студент отвесил по 5,0 г крахмала и талька, 2,0 г цинка окиси, поместил в ступку, прибавил 10мл глицерина, тщательно смешал и затем смыл 100 мл воды во флакон для отпуска.
ЗАНЯТИЕ № 13.
Тема: Эмульсии.
Значимость изучаемой темы.
Эмульсии, как форма отпуска лекарств, предназначены для маскировки неприятных органолептическнх или раздражающих свойств некоторых лекарственных веществ. Тонко диспергированные в среде внутренней или внешней фазы они, кроме того, приобретают большую биологическую доступность. Положительной стороной эмульсии также является возможность совмещения в одной лекарственной форме несмешивающихся жидкостей, что особенно важно для их точного дозирования и обеспечения возможности растворения веществ, относящихся к полярным и неполярным группам.
Фармацевтические эмульсии кроме перорального применения стали широко использоваться для парентерального питания, как кровезаменители, в детских лекарствах.
По типу эмульсии часто вводят лекарственные вещества в другие лекарственные формы с высокопластичной средой — мази, линименты, суппозитории, пилюли. Поэтому изучение теории и технологии эмульсий имеет большое значение для практической деятельности провизора-технолога.
Знания и умения, приобретаемые студентами по данной теме, будут использованы при последующем изучении тем аптечной и заводской технологии лекарственных форм; в курсе фармацевтической химии — анализ эмульсий и др.
2. Цель:уметь готовить масляные эмульсии с различными ингредиентами и оценивать их качество.
2.1. Целевые задачи:
3 н а т ь:
— теоретические основы эмульгирования;
— требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества и отпуску эмульсий из аптек.
У м е т ь:
— подбирать эмульгатор в зависимости от физико-химических свойств входящих ингредиентов;
— рассчитывать количество воды, масла и эмульгатора;
— вводить лекарственные вещества с различными физико-химическими свойствами в состав эмульсии;
— выбирать и обосновывать оптимальную технологию эмульсий;
— готовить эмульсии с последовательным выполнением основных технологических операций: отвешивание, отмеривание, растворение, смешивание, эмульгирование, процеживание;
— использовать средства малой механизации для приготовления эмульсий (миксер, микроизмельчитель тканей);
— оценивать качество эмульсий;
— упаковывать, укупоривать и оформлять лекарственную форму к
отпуску.
3. Вопросы, отражающие содержание занятия
3.1. Характеристика эмульсии как дисперсных систем и лекарственных форм, их классификация.
3.2. Способы приписывания эмульсий.
3.3. Требования к эмульсиям.
3.4. Характеристика эмульгаторов, их классификация и механизм их действия.
3.5. Типы эмульсий и методы их определения.
3.6. Общие правила и способы приготовления эмульсий. Расчеты количества воды, масла, эмульгатора.
3.7. Введение в эмульсии лекарственных веществ с различными физико-химическими свойствами. Особенности введения фенилсалицилата,
бензонафтола, сульфаниламидов.
3.8. Аппаратура, применяемая для приготовления эмульсий.
3.9. Оценка качества эмульсин в соответствии с требованиями и другими нормативными документами.
3.10. Упаковка, оформление к отпуску и хранение эмульсий.
4. Самостоятельная внеаудиторная работа студента по подготовке
К занятию
4.1. Задания для подготовки к занятию.
Задание 1. Изучить учебный материал по теме занятия, приведенный в данных методических указаниях и в рекомендуемой литературе.
Учебный материал
Эмульсии — официнальная лекарственная форма, представляющая собой дисперсные системы из двух взаимно нерастворимых или малорастворимых друг в друге жидкости. Это гетерогенные системы с размером частиц 0,1—50 мкм. Если дисперсной фазой является масло, а дисперсионной средой вода, то эмульсии относятся к прямому типу (М/В); в эмульсиях обратного типа (В/М) — дисперсной фазой является вода, а дисперсионной средой масло.
Как дисперсным системам с развитой поверхностью раздела фаз, обладающим избытком свободной поверхностной энергии, эмульсиям свойственна термодинамическая неустойчивость. Поэтому получение стойких концентрированных эмульсий без участия ПАВ (эмульгаторов) невозможно. Эмульгаторы, понижая поверхностное натяжение, накапливаются на поверхности раздела, образуя адсорбционную пленку. Причем молекулы эмульгатора располагаются на границе раздела фаз не беспорядочно: полярной частью к водной фазе, а неполярной — к маслу. Тип образующейся эмульсии определяется свойствами эмульгатора. Если эмульгатор лучше растворяется в воде, чем в масле, то внешней фазой становится вода. В случае лучшей растворимости в масле — внешней фазой становится масло.
В качестве эмульгаторов используют анионные ПАВ (мыла), неионогенные (твин-80), некоторые гидрофильные природные вещества (желатоза, камеди, крахмал, пектин), полусинтетические (МЦ, Nа-КМЦ), синтетические (эмульгатор Т-2) и другие ПАВ и полимеры, разрешенные к медицинскому применению.
В случае необходимости в состав эмульсии вводят консерванты (нипагин, нипазол, сорбиновая кислота и др.), разрешенные к медицинскому применению.
Различают два типа эмульсий: масляные и семенные. В последних, получаемых из природного материала — маслосодержащих семян, — образованию эмульсий способствуют содержащиеся в них самих ПАВ. Это чаще всего соединения белковой природы.
Масляные эмульсии, в соответствии с указаниями ГФ XI, готовят на основе персикового, оливкового, подсолнечного, касторового, вазелинового, эфирных масел, рыбьего жира и бальзамов. Эмульсии независимо от концентрации приготовляют по массе. Приготовление масляных эмульсий складываются из следующих стадий:
- расчет количеств компонентов эмульсий;
- приготовление первичной эмульсии;
- разбавление первичной эмульсии и введение лекарственных вент ги;
— процеживание эмульсин;
- введение галеновых и новогаленовых лекарственных средств;
— упаковка и оформление к отпуску;
— оценка качества эмульсий.
Масляные эмульсии