Расчет количеств лекарственных веществ и воды
Растворы ВМС и защищенных коллоидов готовят в массообъемной концентрации в соответствии с требованиями «Инструкции по приготовлению жидких лекарственных форм в аптеках», утвержденной приказом МЗ №435 от 11.11.90. Исключение составляют растворы крахмала, которые готовят по массе. Причем, если концентрация раствора не указана, то готовят 2% раствор по прописи ГФ VII: крахмала 1 ч, воды холодной 4 ч, воды горячей 45 ч.
Растворение неограниченно набухающих ВМС (пепсин, трипсин, химотрипсин и др.) нс отличается от растворения низкомолскулярных веществ. Растворение проводят в подставке по общим правилам приготовление растворов массообъемным способом.
В технологии растворов ограниченно набухающих ВМС и защищенных коллоидов на стадии растворения имеются существенные особенности, зависящие от физико-химических свойств этих веществ и требующие использования дополнительных приемов (например, изменение температуры, предварительное растирание с частью растворителя).
Фильтрация (процеживание) водных растворов ВМС и защищенных коллоидов проводится через рыхлый тампон ваты, марлю, стеклянный фильтр № 1 и № 2. При фильтрации растворов белков (пепсина), защищснных коллоидов нс рекомендуется пользоваться фильтровальной бумагой (кроме обезволенной), т. к. происходит адсорбция макромолекул веществ на фильтровальной бумаге, что вызывает изменение концентрации лекарственного вещества в растворе.
Упаковку растворов ВМС и защищенных коллоидов проводят во флаконы бесцветного или оранжевого стекла (для светочувствительных веществ). Закрывают пластмассовыми или резиновыми пробками и завинчивающейся крышкой.
Оформление растворов ВМС и защищенных коллоидов должно соответствовать приказу МЗ РФ № 120 от 05.09.97г. «Об утверждении единых правил оформления лекарств, приготовляемых в аптеках».
Предупредительные надписи: «Хранить в прохладном месте» (быстро подвергаются микробной порче), «Перед употреблением взбалтывать» (для обеспечения точности дозирования гетерогенных систем), «Беречь от детей». Для растворов желатина концентрацией выше 15% необходима предупредительная надпись «Перед употреблением подогреть до образования раствора», т. к. раствор желатина при хранении теряет свою текучесть и переходит в студень.
Оценку качества водных растворов ВМС и защищенных коллоидов проводят по следующим показателям: анализ документации, правильность упаковки и оформления, органолептичсский контроль, отсутствие механических включений, отклонения в объеме (массе).
Задание 2. В дневнике описать по форме рецепты, заданные преподавателем. Правильность выполнения задания № 2 сравнить с эталоном ответа к прописи № 1.
1. Возьми:
Раствора желатина 2,5% - 200 мл
Сиропа сахарного 10 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке через 1 час.
1.1. Rp. Solutionis Gelatinae 2,5% - 200 ml
Sirupi simplicis 10 ml
М. D. S.
По 1 столовой ложке через 1 час.
Свойства ингредиентов.
Gelatina medicinalis — ВМС, бесцветные или слегка желтоватые просвечивающие гибкие листочки или мелкие пластинки без запаха.
Практически нерастворим в холодной воде, но набухает, поглощая воду. Растворим после набухания в горячей воде (ГФ X, стр. 309).
Sirupus simplex — прозрачная бесцветная или слабо-желтого цвета, светочувствительная, густоватая жидкость сладковатого вкуса, без запаха, содержит 64 части сахара и 36 частей воды (ГФ X, стр. 615).
Ингредиенты совместимы.
1.4. Характеристика лекарственной формы.
Выписана жидкая лекарственная форма для внутреннего применения, представляющая собой комбинированный водный раствор ограниченно набухающего ВМС — желатина и истинный раствор, образующийся при растворении сахарного сиропа. По дисперсологической классификации — это свободная всесторонне-дисперстная система с жидкой дисперсионной средой.
1.5. Проверка доз веществ списка А и Б и норм одноразового отпуска.
В составе лекарственной формы вещества списка А и Б отсутствуют.
1.6. Паспорт письменного контроля.
Лицевая сторона Оборотная сторона
Дата № препарата Желатина: 2,5 – 100 мл
Gelatinae 5,0 х - 200
Aquae purificatae 200 ml х=5 г
Sirupi simplicis 10 ml
_____________________
210 мл
Приготовил (подпись)
Проверил (подпись)
Отпустил (подпись)
1.7. Технология лекарственной формы с теоретическим обоснованием.
Объем раствора слагается из 200 мл воды очищенной и 10 мл сахарного сиропа и равен 210 мл. Объем раствора при прибавлении 5 г желатина увеличивается в пределах допустимых отклонений, т. к. процентное содержание желатина меньше 3 %.
Поскольку желатин относится к ограниченно набухающим ВМС, то процесс растворения проводится в две стадии. Сначала 5 г мелкоизмельченного желатина помещают в фарфоровую чашку и заливают 25 мл холодной (чтобы не вызвать клейстеризацию) очищенной водой и оставляют для набухания на 40—60 минут. К набухшему желатину добавляют остальное количество воды и нагревают на водяной бане (источник энергии для разрыва межмолекулярных связей) при температуре 40—50°С до полного растворения желатина. При необходимости теплый раствор процеживают через марлю в отпускной флакон. Непосредственно во флакон для отпуска отмеривают 10 мл сахарного сиропа.
1.8. Упаковка и оформление. Отпускной флакон оранжевого стекла укупоривают плотно пластмассовой пробкой с навинчивающейся крышкой. Наклеивают номер рецепта и этикеткой: «Внутреннее», «Хранить в прохладном защищенном от света месте», «Перед употреблением подогреть до образования раствора».
1.9. Оценка качества.
— Анализ документации, имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют. Ингредиенты совместимы. Расчеты сделаны, верно, паспорт письменного контроля выписан, верно.
— Правильность упаковки и оформления. Объем флакона соответствует объему лекарственной формы, укупорен плотно. Оформление соответствует приказу МЗ № 583 от 9.07.72.
— Органолептический контроль. Раствор слегка желтоватого цвета, вкус сладковатый,без запаха.
— Механические включения отсутствуют. Имеется незначительная опалсеценция.
— Объем микстуры 210+2,1 мл, что соответствует нормам допустимых отклонений (+1 %) по приказу МЗ РФ №305 от 16.10.97г.
2. Возьми:
Экстракта красавки сухого 0,3
Натрия бромида 2,0
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
3. Возьми:
Аммония хлорида
Натрия бромида
Экстракта солодки густого по 2,0
Воды очищенной 200 мл.
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 4 раза в день.
4. Возьми:
Хлоралгидрата 3,0
Раствора крахмала 20,0
Воды очищенной до 90 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
5. Возьми:
Желатина медицинского 3,0
Сиропа сахарного 5 мл
Воды очищенной до 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 десертной ложке 4 раза в день
6. Возьми:
Этилморфина гидрохлорида 0,2
Экстракта красавки 0,15
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
7.Возьми:
Раствора пепсина 2% 150мл
Кислоты хлористоводной 5 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке во время еды.
8. Возьми:
Кодеина фосфата 0,2
Натрия бензоата 2,0
Экстракта солодки 3,0
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
9. Возьми:
Раствора колларгола 0,2% - 100мл
Дай. Обозначь.
Для промывания ран.
10. Возьми:
Пепсина 1,0
Кислоты хлористоводородной 1 мл
Воды очищенной до 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 чайной ложке 3 раза в день во время еды.
11. Возьми:
Протаргола 1,0
Глицерина 6,0
Воды очищенной 50 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Для спринцеваний.
12. Возьми:
Кислоты хлористоводородной 2 % 200 мл
Пепсина 4,0
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза вдень во время еды.
13. Возьми:
Натрия бромида
Калия бромида
Экстракта солодки по 3,0
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
14. Возьми:
Раствора протаргола 0,3% - 100мл
Дай. Обозначь. Для промывания мочеиспускательного канала.
15. Возьми:
Ихтиола 3,0
Воды очищенной 50 мл Смешай. Дай. Обозначь. Для компрессов.
5. Лабораторная работа студентов
Задания для выяснения исходного уровня знаний.
1. При приготовлении 1 % раствора пепсина студент растворил рассчитанное количество пепсина в подкисленной воде, профильтровал через фильтровальную бумагу. Правильно ли он поступил?
2. При приготовлении 2% раствора крахмальной слизи студент залил рассчитанное количество крахмала 5-кратным количеством холодной дистиллированной воды, оставил на 40 минут и довел теплой водой до прописанного объема. Правильно ли он поступил?
3. Для приготовления 50 г крахмальной слизи без указания се концентрации в рецепте студент отвесил 0,5 г крахмала. Правильно ли он поступил?
4. При приготовлении 2% раствора пепсина студент растворил пепсин в дистиллированной воде и раствор подкислил прописанной кислотой хлористоводородной. Правильно ли он поступил?
5. При приготовлении крахмальной слизи с хлоралгидратом студент в части холодной дистиллированной воды растворил хлоралгидрат, добавил крахмал, перемешал и прилил оставшееся количество горячей воды. Правильно ли он поступил?
6. При приготовлении раствора ихтиола студент рассчитанное количество ихтиола залил 4-кратным количеством воды дистиллированной, оставил на 30 минут, затем добавил остальное количество воды. Правильно ли он поступил?
7. При приготовлении крахмальной слизи студент добавил к рассчитанному количеству крахмала всю воду дистиллированную, выписанную в рецепте, подогрев ее предварительно до 95°С, и тщательно перемешал. Дайте оценку его действиям.
8. При приготовлении раствора колларгола студент растер колларгол с частью воды дистиллированной, добавил остальное количество растворителя, профильтровал через фильтровальную бумагу в склянку темного стекла. Дайте оценку его действиям.
9. Для приготовления раствора протаргола студент измельчил протаргол с частью воды, добавил оставшееся количество растворителя и процедил через марлю. Дайте оценку его действиям.
10. При приготовлении раствора поливинилпирролидона студент залил ПВП 4-кратным количеством воды дистиллированной и оставил на 2 часа для набухания. Дайте оценку его действиям.
11. Для приготовления раствора колларгола студент насыпал его тонким слоем на поверхность воды в фарфоровой чашке. Правильно ли он поступил?
12. Приготовленный раствор протаргола студент поместил во флакон темного стекла и оформил этикетками: «Хранить в прохладном месте», «Перед употреблением взбалтывать». Дайте оценку его действиям.
13. При приготовлении раствора метилцеллюлозы студент в кипящую воду добавил МЦ и крахмал. Дайте оценку его действиям.
14. При приготовлении раствора поливинилового спирта студент смешал ПВО с частью холодной воды, затем добавил кипящую воду. Дайте оценку его действиям.
15. При приготовлении 2% раствора желатина студент оформил флакон для отпуска этикеткой «Перед употреблением взбалтывать». Оцените действия студента.
5.2. Самостоятельная работа студентов на занятии.
Задание 1. Приготовить по прописям, приведенным ниже, лекарственные формы.
1. Возьми:
Раствора кислоты хлористоводородной 2% - 100мл
Пепсина 2,0
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
2. Возьми:
Кислоты хлористоводородной 4 мл
Пепсина 2,0
Воды очищенной до 150 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день (ребенку 2 года).
3. Возьми:
Натрия бромида
Калия бромида по 2,0
Экстракта солодки 4,0
Воды мятной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
4. Возьми:
Хлоралгидрата
Натрия бромида по 1,0
Слизи крахмала 100,0
Смешай. Дай. Обозначь. На 2 клизмы.
5. Возьми:
Желатина 6,0
Сиропа сахарного 10 мл
Воды очищенной до 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке через час.
6. Возьми:
Протаргола 0,5
Натрия тетрабората 1,0
Глицерина 50,0
Воды очищенной 5 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Для смазывания.
7. Возьми:
Натрия бензоата
Натрия гидрокарбоната по 2,0
Экстракта солодки густого 4,0
Воды очищенной до 160мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день
8. Возьми:
Аммония хлорид
Экстракта солодки густого поровну по 4,0
Воды очищенной 180 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
9. Возьми:
Желатина медицинского 10,0
Сиропа солодки 10 мл
Воды очищенной 150 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке через 1—2 часа.
10. Возьми:
Раствора крахмала 50,0
Натрия бромида 1,5
Смешай. Дай. Обозначь. На 2 клизмы.
11. Возьми:
Экстракта красавки
Натрия гидрокарбоната 2,0
Воды мятной
Воды очищенной по 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
12. Возьми:
Раствора колларгола 2% - 100 мл
Дай. Обозначь. Для спринцеваний.
13. Возьми:
Раствора ихтиола 2% - 100 мл
Дай. Обозначь. Для примочек.
14. Возьми:
Пепсина 4,0
Кислоты хлористоводородной 3,0мл
Воды дистиллированной 150 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке во время еды.
15. Возьми:
Ихтиола 10,0
Глицерина 30,0
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Для смазывания кожи ног.
Задание 2. Оценить качество приготовленных лекарственных форм и написать паспорт письменного контроля.
Задание 3. Упаковать, укупорить, оформить лекарственные формы к отпуску и сдать их преподавателю.
Задание 4. Решить ситуационные задачи.
При решении ситуационных задач студент должен выявить отклонения от требований нормативных документов, показать пути устранения отмеченных нарушений и дать оптимальный вариант приготовления.
1. Возьми:
Раствора колларгола 1 % - 200 мл.
Дай. Обозначь. Для спринцеваний.
Студент отвесил в ступку 2 г колларгола, растер с небольшим количеством воды, затем разбавил остатком растворителя. Полученный раствор профильтровал через простой бумажный фильтр в склянку для отпуска из прозрачного стекла. Флакон оформил к отпуску этикеткой «Наружное».
Решение. Раствор защищенного коллоида приготовлен неудовлетворительно. Студент не учел физико-химических свойств защищенных коллоидов. Растворы колларгола процеживают, фильтровать через бумагу можно только при условии, что она беззольна, иначе зольные элементы бумаги, особенно соли Fe, Са и Mg вызовут коагуляцию колларгола и обусловят его потери на фильтре. Приготовленный раствор должен быть отпущен во флаконе оранжевого стекла, т. к. колларгол светочувствителен. При оформлении необходимы предупредительные надписи: «Хранить в прохладном, защищенном от света месте», «Перед употреблением взбалтывать».
2. Возьми:
Папаверина гидрохлорида 0,2
Экстракта красавки 0,15
Воды дистиллированной 180 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент отмерил в подставку 180 мл дистиллированной воды, растворил в ней 0,2 г папаверина гидрохлорида и 0,3 г сухого экстракта красавки (1:2). Полученный раствор процедил во флакон для отпуска, склянку оформил этикеткой «Внутреннее».
3. Возьми:
Танина
Глицерина поровну по 3,0
Воды дистиллированной 50 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Для смазывания зева.
Студент отмерил в подставку 50 мл дистиллированной воды, растворил 3,0 г танина, процедил во флакон для отпуска, куда отвесил 3,0 г глицерина. Оформил этикеткой «Внутреннее».
4. Возьми:
Экстракта солодкового корня густого 4,0
Натрия салицилата 3,0
Воды мятной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент отмерил в подставку 200 мл мятной воды, растворил 3,0 г натрия салицилата. В ступку отвесил 4,0 г густого экстракта солодки, частями добавил 200 мл солевого раствора, тщательно перемешал до полного растворения экстракта. Процедил в отпускной флакон, оформил этикеткой «Внутреннее», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте».
5. Возьми:
Раствора танина 6% 200 мл
Дай. Обозначь. Для смазывания кожи.
Студент отмерил в подставку 200 мл теплой воды, растворил 12,0 г танина. Полученный раствор процедил через ватный тампон во флакон для отпуска. Оформил этикеткой «Внутреннее», «Перед употреблением взбалтывать».
6. Возьми:
Кислоты хлористоводородной 1 мл
Пепсина 2,0
Воды дистиллированной до 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
По 1 десертной ложке 3 раза в день до еды (ребенку 1 год).
Студент отмерил в подставку 97 мл воды дистиллированной, 1 мл кислоты хлористоводородной и растворил 2,0 г пепсина. Раствор профильтровал через бумажный бсззольный фильтр в отпускной флакон. Флакон оформил к отпуску этикетками «Внутреннее», «Хранить в прохладном от света месте», «Перед употреблением взбалтывать», «Беречь от детей».
7. Возьми:
Раствора желатина 5% 150 мл
Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке через 2 часа.
Студент отвесил 7,5 г мелкоизмельченного желатина в фарфоровую чашку, залил 4-кратным количеством воды дистиллированной комнатной температуры, оставил для набухания на 1,5—2 часа. Затем добавил оставшееся количество воды и нагрел на водяной бане при температуре 60—70° до полного растворения. Теплый раствор перенес в отпускной флакон и довел объем раствора до 150 мл. Флакон оформил к отпуску.
8. Возьми:
Ихтиола 2,0
Воды дистиллированной 98 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Для компрессов.
Студент отвесил в выпарительную чашку 2,0 г ихтиола, частями добавил 98 мл дистиллированной воды, тщательно перемешивая раствор. Перелил во флакон для отпуска. Оформил этикеткой «Внутреннее».
9. Возьми:
Желатина 2,0
Воды дистиллированной 100мл
Сиропа сахарного 5 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке через 2 часа.
Студент отвесил 2,0 г мелкоизмельченного желатина в фарфоровую чашку, залил 8 мл дистиллированной воды комнатной температуры, оставил для набухания на 30—40 мин, затем добавил оставшееся количество дистиллированной воды (92 мл) и нагрел на водяной бане при температуре 60—70°С до полного растворения желатина. К теплому раствору добавил 5 мл сахарного сиропа, перемешал и перенес во флакон для отпуска. Флакон оформил этикеткой «Внутреннее».
10. Возьми:
Раствора крахмала 50,0
Натрия бромида 1,5
Смешай. Дай. Обозначь. На 1 клизму.
Студент отвесил 1,0 г крахмала, поместил его в фарфоровую чашку и смешал с 4 мл холодной дистиллированной воды. Полученную суспензию добавил к 42 мл кипящей дистиллированной воды (3 мл студент оставил для растворения натрия бромида), смесь прокипятил на огне 1—1,5 минуты до просветления и загустения жидкости. К полуохлажденному раствору крахмала добавил раствор натрия бромида в 3 мл воды дистиллированной, раствор процедил в мерный цилиндр и довел объем дистиллированной воды до 50 мл. Раствор перенес в отпускной флакон и оформил к отпуску.
11. Возьми:
Хлоралгидрата 2,0
Натрия бромида 4,0
Раствора крахмала 200,0
Смешай. Дай. Обозначь. На 2 клизмы.
Студент приготовил раствор крахмала: отмерил в фарфоровую чашку 180 мл кипящей дистиллированной воды, при тщательном перемешивании внес взвесь 4,0 г крахмала в 16 мл холодной дистиллированной воды. В охлажденном растворе крахмала растворил 4,0 г натрия бромида и 2,0 г хлоралгидрата, процедил через марлю и оформил к отпуску «Наружное», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте».
12. Возьми:
Хлоралгидрата 1,5
Раствора крахмала 150,0
Смешай. Дай. Обозначь. На 2 клизмы.
Студент к 135 мл кипящей дистиллированной воды добавил взвесь 3,0 г крахмала в 12 мл холодной дистиллированной воды, смесь подогрел на водяной бане при постоянном перемешивании до получения прозрачного раствора. После охлаждения раствора растворил 1,5 г хлоралгидрата, процедил через марлю в тарированный отпускной флакон оранжевого стекла и довел массу раствора дистиллированной водой до 151,5 г. Флакон оформил к отпуску: «Наружное».
13. Возьми:
Раствора протаргола 1 % 100 мл.
Дай. Обозначь. Для спринцеваний.
Студент отмерил в подставку 100 мл воды дистиллированной, отвесил 1,0 г протаргола, растворил при тщательном перемешивании. Раствор профильтровал через рыхлый ватный тампон в отпускной флакон и оформил к отпуску этикетками: «Наружное», «Хранить в защищенном от света месте».
14. Возьми:
Хлоралгидрата
Натрия бромида
Калия бромида поровну по 3,0
Настойки валерианы 3 мл
Раствора крахмала 30,0
Воды дистиллированной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь.
Студент отмерил в подставку 100 мл дистиллированной воды, растворил 3 г хлоралгидрата, 3 г натрия бромида и 3 г калия бромида. Добавил 30,0 г 2% раствора крахмала. Тщательно перемешал, процедил в отпускной флакон. Добавил 3 мл настойки валерианы. Оформил этикеткой «Внутреннее», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте», «Перед употреблением взбалтывать».
15. Возьми:
Раствора колларгола 1 % 100 мл.
Дай. Обозначь. Для спринцевания.
Студент отвесил 1,0 г колларгола в фарфоровую ступку, добавил небольшое количество дистиллированной воды, оставил на несколько минут для набухания, затем при перемешивании добавил остальное количество дистиллированной воды, раствор профильтровал через фильтровальную бумагу в отпускной флакон и оформил к отпуску.
16. Возьми:
Раствора ихтиола 10% 200 мл.
Дай. Обозначь. Для компрессов.
Студент отвесил в отпускной флакон 20,0 г ихтиола, добавил 200 мл дистиллированной воды, растворил ихтиол путем энергичного перемешивания раствора. Флакон оформил к отпуску этикеткой «Наружное».
ЗАНЯТИЕ № 12.
Тема: Суспензии.
Значимость изучаемой темы.
Суспензии — жидкая лекарственная форма, представляющая собой дисперсную систему, в которой твердое вещество распределено в жидкой фазе (вода, глицерин, жирные масла и т. д.).
Поскольку многие лекарственные вещества не растворяются в воде и других растворителях, их вводят в лекарственную форму в тонко измельченном состоянии. В фармацевтической практике суспензии встречаются среди различных лекарственных форм как для внутреннего и наружного применения, так и для инъекций.
Знания и умения по данной теме будут использоваться студентами при изучении аптечной технологии лекарственных форм (мази), заводской технологии (суспензии, мази, инъекционные растворы), в курсе фармацевтической химии (анализ жидких лекарственных форм) и др.
2. Цель. Уметь готовить суспензии и оценивать их качество.
2.1. Целевые задачи.
Знать:
— теоретические основы приготовления суспензий;
— требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества и отпуску суспензий из аптек.
Уметь:
— готовить суспензии различными методами в зависимости от физико-химических свойств ингредиентов и растворителей (метод взмучивания, дисперсионный, конденсационный);
— рассчитывать количество стабилизатора, исходя из физико-химических свойств препарата и стабилизатора;
— готовить суспензии с последовательным выполнением всех технологических операций: отвешиванис, взмучивание, диспергирование, смешение, отмеривание и др.;
— оценивать качество суспензий;
— упаковывать, укупоривать и оформлять лекарственную форму к
отпуску.
3. Вопросы, отражающие содержание занятия
3.1. Характеристика суспензий как дисперсных систем и лекарственных форм, их классификация.
3.2. Требования, предъявляемые к суспензиям.
3.3. Теоретические основы приготовления суспензий.
3.4. Характеристика стабилизаторов, применяемых для стабилизации суспензий, и механизм их действия.
3.5. Приготовленис суспензий методом взмучивания.
3.6. Дисперсионный метод приготовления суспензий с гидрофильными и гидрофобными лекарственными веществами.
3.7. Конденсационный метод приготовления суспензий (замена расширителя и химическое диспергирование).
3.8. Оценка качества суспензий в соответствии с требованиями ГФ XI и другой нормативной документации.
3.9. Упаковка, оформление к отпуску и хранение суспензий.
4. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по подготовке
К занятию
4.1. Задания для подготовки к занятию.
Задание 1. Изучить учебный материал по теме занятия, приведенный в данных методических указаниях и рекомендуемой литературе.
Учебный материал
Суспензии — официнальная лекарственная форма, представляет собой жидкую лекарственную форму, содержащую в качестве дисперсной фазы одно или несколько измельченных порошкообразных лекарственных веществ, распределенных в жидкой дисперсионной среде.
Нее лекарственные вещества, образующие суспензии, в зависимости от их физико-химических свойств можно классифицировать следующим образом: