Расчет количеств лекарственных веществ и воды

Растворы ВМС и защищенных коллоидов готовят в массообъемной концентрации в соответствии с требованиями «Инструкции по приготов­лению жидких лекарственных форм в аптеках», утвержденной приказом МЗ №435 от 11.11.90. Исключение составляют растворы крахмала, которые готовят по массе. Причем, если концентрация раствора не указа­на, то готовят 2% раствор по прописи ГФ VII: крахмала 1 ч, воды холодной 4 ч, воды горячей 45 ч.

Растворение неограниченно набухающих ВМС (пепсин, трипсин, химотрипсин и др.) нс отличается от растворения низкомолскулярных ве­ществ. Растворение проводят в подставке по общим правилам приготовление растворов массообъемным способом.

В технологии растворов ограниченно набухающих ВМС и защищен­ных коллоидов на стадии растворения имеются существенные особенно­сти, зависящие от физико-химических свойств этих веществ и требующие использования дополнительных приемов (например, изменение темпера­туры, предварительное растирание с частью растворителя).

Фильтрация (процеживание) водных растворов ВМС и защищенных коллоидов проводится через рыхлый тампон ваты, марлю, стеклянный фильтр № 1 и № 2. При фильтрации растворов белков (пепсина), защищснных коллоидов нс рекомендуется пользоваться фильтровальной бу­магой (кроме обезволенной), т. к. происходит адсорбция макромолекул веществ на фильтровальной бумаге, что вызывает изменение концентра­ции лекарственного вещества в растворе.

Упаковку растворов ВМС и защищенных коллоидов проводят во фла­коны бесцветного или оранжевого стекла (для светочувствительных ве­ществ). Закрывают пластмассовыми или резиновыми пробками и завинчивающейся крышкой.

Оформление растворов ВМС и защищенных коллоидов должно соот­ветствовать приказу МЗ РФ № 120 от 05.09.97г. «Об утверждении еди­ных правил оформления лекарств, приготовляемых в аптеках».

Предупредительные надписи: «Хранить в прохладном месте» (быстро подвергаются микробной порче), «Перед употреблением взбалтывать» (для обеспечения точности дозирования гетерогенных систем), «Беречь от детей». Для растворов желатина концентрацией выше 15% необходима предупредительная надпись «Перед употреблением подогреть до образо­вания раствора», т. к. раствор желатина при хранении теряет свою теку­честь и переходит в студень.

Оценку качества водных растворов ВМС и защищенных коллоидов проводят по следующим показателям: анализ документации, правиль­ность упаковки и оформления, органолептичсский контроль, отсутствие механических включений, отклонения в объеме (массе).

Задание 2. В дневнике описать по форме рецепты, заданные препода­вателем. Правильность выполнения задания № 2 сравнить с эталоном ответа к прописи № 1.

1. Возьми:

Раствора желатина 2,5% - 200 мл

Сиропа сахарного 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке через 1 час.

1.1. Rp. Solutionis Gelatinae 2,5% - 200 ml

Sirupi simplicis 10 ml

М. D. S.

По 1 столовой ложке через 1 час.

Свойства ингредиентов.

Gelatina medicinalis — ВМС, бесцветные или слегка желтоватые про­свечивающие гибкие листочки или мелкие пластинки без запаха.

Практически нерастворим в холодной воде, но набухает, поглощая воду. Рас­творим после набухания в горячей воде (ГФ X, стр. 309).

Sirupus simplex — прозрачная бесцветная или слабо-желтого цвета, светочувствительная, густоватая жидкость сладковатого вкуса, без запа­ха, содержит 64 части сахара и 36 частей воды (ГФ X, стр. 615).

Ингредиенты совместимы.

1.4. Характеристика лекарственной формы.

Выписана жидкая лекарственная форма для внутреннего примене­ния, представляющая собой комбинированный водный раствор ограни­ченно набухающего ВМС — желатина и истинный раствор, образующийся при растворении сахарного сиропа. По дисперсологической классификации — это свободная всесторонне-дисперстная система с жидкой дисперсионной средой.

1.5. Проверка доз веществ списка А и Б и норм одноразового отпуска.

В составе лекарственной формы вещества списка А и Б отсутствуют.

1.6. Паспорт письменного контроля.

Лицевая сторона Оборотная сторона

Дата № препарата Желатина: 2,5 – 100 мл

Gelatinae 5,0 х - 200

Aquae purificatae 200 ml х=5 г

Sirupi simplicis 10 ml

_____________________

210 мл

Приготовил (подпись)

Проверил (подпись)

Отпустил (подпись)

1.7. Технология лекарственной формы с теоретическим обос­нованием.

Объем раствора слагается из 200 мл воды очищенной и 10 мл сахарного сиропа и равен 210 мл. Объем раствора при прибавлении 5 г желатина увеличивается в пределах допустимых отклонений, т. к. процентное со­держание желатина меньше 3 %.

Поскольку желатин относится к ограниченно набухающим ВМС, то процесс растворения проводится в две стадии. Сначала 5 г мелкоизмель­ченного желатина помещают в фарфоровую чашку и заливают 25 мл холодной (чтобы не вызвать клейстеризацию) очищенной водой и остав­ляют для набухания на 40—60 минут. К набухшему желатину добавляют остальное количество воды и нагревают на водяной бане (источник энер­гии для разрыва межмолекулярных связей) при температуре 40—50°С до полного растворения желатина. При необходимости теплый раствор процеживают через марлю в отпускной флакон. Непосредственно во флакон для отпуска отмеривают 10 мл сахарного сиропа.

1.8. Упаковка и оформление. Отпускной флакон оранжевого стекла укупоривают плотно пластмассовой пробкой с навинчивающейся крыш­кой. Наклеивают номер рецепта и этикеткой: «Внутреннее», «Хранить в прохладном защищенном от света месте», «Перед употреблением подо­греть до образования раствора».

1.9. Оценка качества.

— Анализ документации, имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют. Ингредиенты совместимы. Расчеты сделаны, верно, паспорт письменного контроля вы­писан, верно.

— Правильность упаковки и оформления. Объем флакона соответст­вует объему лекарственной формы, укупорен плотно. Оформление соот­ветствует приказу МЗ № 583 от 9.07.72.

— Органолептический контроль. Раствор слегка желтоватого цвета, вкус сладковатый,без запаха.

— Механические включения отсутствуют. Имеется незначительная опалсеценция.

— Объем микстуры 210+2,1 мл, что соответствует нормам допустимых отклонений (+1 %) по приказу МЗ РФ №305 от 16.10.97г.

2. Возьми:

Экстракта красавки сухого 0,3

Натрия бромида 2,0

Воды очищенной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

3. Возьми:

Аммония хлорида

Натрия бромида

Экстракта солодки густого по 2,0

Воды очищенной 200 мл.

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 4 раза в день.

4. Возьми:

Хлоралгидрата 3,0

Раствора крахмала 20,0

Воды очищенной до 90 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

5. Возьми:

Желатина медицинского 3,0

Сиропа сахарного 5 мл

Воды очищенной до 100 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 десертной ложке 4 раза в день

6. Возьми:

Этилморфина гидрохло­рида 0,2

Экстракта красавки 0,15

Воды очищенной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

7.Возьми:

Раствора пепсина 2% 150мл

Кислоты хлористоводной 5 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке во время еды.

8. Возьми:

Кодеина фосфата 0,2

Натрия бензоата 2,0

Экстракта солодки 3,0

Воды очищенной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

9. Возьми:

Раствора колларгола 0,2% - 100мл

Дай. Обозначь.

Для промывания ран.

10. Возьми:

Пепсина 1,0

Кислоты хлористоводородной 1 мл

Воды очищенной до 100 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 чайной ложке 3 раза в день во время еды.

11. Возьми:

Протаргола 1,0

Глицерина 6,0

Воды очищенной 50 мл

Смешай. Дай. Обозначь. Для спринцеваний.

12. Возьми:

Кислоты хлористоводородной 2 % 200 мл

Пепсина 4,0

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза вдень во время еды.

13. Возьми:

Натрия бромида

Калия бромида

Экстракта солодки по 3,0

Воды очищенной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

14. Возьми:

Раствора протаргола 0,3% - 100мл

Дай. Обозначь. Для промывания мочеиспускательного канала.

15. Возьми:

Ихтиола 3,0

Воды очищенной 50 мл Смешай. Дай. Обозначь. Для компрессов.

5. Лабораторная работа студентов

Задания для выяснения исходного уровня знаний.

1. При приготовлении 1 % раствора пепсина студент растворил рассчи­танное количество пепсина в подкисленной воде, профильтровал через фильтровальную бумагу. Правильно ли он поступил?

2. При приготовлении 2% раствора крахмальной слизи студент залил рассчитанное количество крахмала 5-кратным количеством холодной ди­стиллированной воды, оставил на 40 минут и довел теплой водой до прописанного объема. Правильно ли он поступил?

3. Для приготовления 50 г крахмальной слизи без указания се концен­трации в рецепте студент отвесил 0,5 г крахмала. Правильно ли он посту­пил?

4. При приготовлении 2% раствора пепсина студент растворил пепсин в дистиллированной воде и раствор подкислил прописанной кислотой хлористоводородной. Правильно ли он поступил?

5. При приготовлении крахмальной слизи с хлоралгидратом студент в части холодной дистиллированной воды растворил хлоралгидрат, добавил крахмал, перемешал и прилил оставшееся количество горячей воды. Пра­вильно ли он поступил?

6. При приготовлении раствора ихтиола студент рассчитанное коли­чество ихтиола залил 4-кратным количеством воды дистиллированной, оставил на 30 минут, затем добавил остальное количество воды. Правиль­но ли он поступил?

7. При приготовлении крахмальной слизи студент добавил к рассчи­танному количеству крахмала всю воду дистиллированную, выписанную в рецепте, подогрев ее предварительно до 95°С, и тщательно перемешал. Дайте оценку его действиям.

8. При приготовлении раствора колларгола студент растер колларгол с частью воды дистиллированной, добавил остальное количество раство­рителя, профильтровал через фильтровальную бумагу в склянку темного стекла. Дайте оценку его действиям.

9. Для приготовления раствора протаргола студент измельчил протар­гол с частью воды, добавил оставшееся количество растворителя и проце­дил через марлю. Дайте оценку его действиям.

10. При приготовлении раствора поливинилпирролидона студент за­лил ПВП 4-кратным количеством воды дистиллированной и оставил на 2 часа для набухания. Дайте оценку его действиям.

11. Для приготовления раствора колларгола студент насыпал его тон­ким слоем на поверхность воды в фарфоровой чашке. Правильно ли он поступил?

12. Приготовленный раствор протаргола студент поместил во флакон темного стекла и оформил этикетками: «Хранить в прохладном месте», «Перед употреблением взбалтывать». Дайте оценку его действиям.

13. При приготовлении раствора метилцеллюлозы студент в кипящую воду добавил МЦ и крахмал. Дайте оценку его действиям.

14. При приготовлении раствора поливинилового спирта студент сме­шал ПВО с частью холодной воды, затем добавил кипящую воду. Дайте оценку его действиям.

15. При приготовлении 2% раствора желатина студент оформил фла­кон для отпуска этикеткой «Перед употреблением взбалтывать». Оцените действия студента.

5.2. Самостоятельная работа студентов на занятии.

Задание 1. Приготовить по прописям, приведенным ниже, лекарствен­ные формы.

1. Возьми:

Раствора кислоты хло­ристоводородной 2% - 100мл

Пепсина 2,0

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

2. Возьми:

Кислоты хлористоводо­родной 4 мл

Пепсина 2,0

Воды очищенной до 150 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день (ребенку 2 года).

3. Возьми:

Натрия бромида

Калия бромида по 2,0

Экстракта солодки 4,0

Воды мятной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

4. Возьми:

Хлоралгидрата

Натрия бромида по 1,0

Слизи крахмала 100,0

Смешай. Дай. Обозначь. На 2 клизмы.

5. Возьми:

Желатина 6,0

Сиропа сахарного 10 мл

Воды очищенной до 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке через час.

6. Возьми:

Протаргола 0,5

Натрия тетрабората 1,0

Глицерина 50,0

Воды очищенной 5 мл

Смешай. Дай. Обозначь. Для смазывания.

7. Возьми:

Натрия бензоата

Натрия гидрокарбоната по 2,0

Экстракта солодки густого 4,0

Воды очищенной до 160мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день

8. Возьми:

Аммония хлорид

Экстракта солодки густого по­ровну по 4,0

Воды очищенной 180 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

9. Возьми:

Желатина медицинского 10,0

Сиропа солодки 10 мл

Воды очищенной 150 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке через 1—2 часа.

10. Возьми:

Раствора крахмала 50,0

Натрия бромида 1,5

Смешай. Дай. Обозначь. На 2 клизмы.

11. Возьми:

Экстракта красавки

Натрия гидрокарбоната 2,0

Воды мятной

Воды очищенной по 100 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

12. Возьми:

Раствора колларгола 2% - 100 мл

Дай. Обозначь. Для спринцева­ний.

13. Возьми:

Раствора ихтиола 2% - 100 мл

Дай. Обозначь. Для примочек.

14. Возьми:

Пепсина 4,0

Кислоты хлористоводородной 3,0мл

Воды дистиллированной 150 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке во время еды.

15. Возьми:

Ихтиола 10,0

Глицерина 30,0

Воды очищенной 100 мл

Смешай. Дай. Обозначь. Для смазывания кожи ног.

Задание 2. Оценить качество приготовленных лекарственных форм и написать паспорт письменного контроля.

Задание 3. Упаковать, укупорить, оформить лекарственные формы к отпуску и сдать их преподавателю.

Задание 4. Решить ситуационные задачи.

При решении ситуационных задач студент должен выявить отклоне­ния от требований нормативных документов, показать пути устранения отмеченных нарушений и дать оптимальный вариант приготовления.

1. Возьми:

Раствора колларгола 1 % - 200 мл.

Дай. Обозначь. Для спринцеваний.

Студент отвесил в ступку 2 г колларгола, растер с небольшим количе­ством воды, затем разбавил остатком растворителя. Полученный раствор профильтровал через простой бумажный фильтр в склянку для отпуска из прозрачного стекла. Флакон оформил к отпуску этикеткой «Наруж­ное».

Решение. Раствор защищенного коллоида приготовлен неудовлетво­рительно. Студент не учел физико-химических свойств защищенных коллоидов. Растворы колларгола процеживают, фильтровать через бума­гу можно только при условии, что она беззольна, иначе зольные элементы бумаги, особенно соли Fe, Са и Mg вызовут коагуляцию колларгола и обусловят его потери на фильтре. Приготовленный раствор должен быть отпущен во флаконе оранжевого стекла, т. к. колларгол светочувствите­лен. При оформлении необходимы предупредительные надписи: «Хра­нить в прохладном, защищенном от света месте», «Перед употреблением взбалтывать».

2. Возьми:

Папаверина гидрохлорида 0,2

Экстракта красавки 0,15

Воды дистиллированной 180 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отмерил в подставку 180 мл дистиллированной воды, раство­рил в ней 0,2 г папаверина гидрохлорида и 0,3 г сухого экстракта красавки (1:2). Полученный раствор процедил во флакон для отпуска, склянку оформил этикеткой «Внутреннее».

3. Возьми:

Танина

Глицерина поровну по 3,0

Воды дистиллированной 50 мл

Смешай. Дай. Обозначь. Для смазывания зева.

Студент отмерил в подставку 50 мл дистиллированной воды, раство­рил 3,0 г танина, процедил во флакон для отпуска, куда отвесил 3,0 г глицерина. Оформил этикеткой «Внутреннее».

4. Возьми:

Экстракта солодкового корня густого 4,0

Натрия салицилата 3,0

Воды мятной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отмерил в подставку 200 мл мятной воды, растворил 3,0 г натрия салицилата. В ступку отвесил 4,0 г густого экстракта солодки, частями добавил 200 мл солевого раствора, тщательно перемешал до пол­ного растворения экстракта. Процедил в отпускной флакон, оформил этикеткой «Внутреннее», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте».

5. Возьми:

Раствора танина 6% 200 мл

Дай. Обозначь. Для смазывания кожи.

Студент отмерил в подставку 200 мл теплой воды, растворил 12,0 г танина. Полученный раствор процедил через ватный тампон во флакон для отпуска. Оформил этикеткой «Внутреннее», «Перед употреблением взбалтывать».

6. Возьми:

Кислоты хлористоводородной 1 мл

Пепсина 2,0

Воды дистиллированной до 100 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 десертной ложке 3 раза в день до еды (ребенку 1 год).

Студент отмерил в подставку 97 мл воды дистиллированной, 1 мл кислоты хлористоводородной и растворил 2,0 г пепсина. Раствор профиль­тровал через бумажный бсззольный фильтр в отпускной флакон. Флакон оформил к отпуску этикетками «Внутреннее», «Хранить в прохладном от света месте», «Перед употреблением взбалтывать», «Беречь от детей».

7. Возьми:

Раствора желатина 5% 150 мл

Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке через 2 часа.

Студент отвесил 7,5 г мелкоизмельченного желатина в фарфоровую чашку, залил 4-кратным количеством воды дистиллированной комнатной температуры, оставил для набухания на 1,5—2 часа. Затем добавил остав­шееся количество воды и нагрел на водяной бане при температуре 60—70° до полного растворения. Теплый раствор перенес в отпускной флакон и довел объем раствора до 150 мл. Флакон оформил к отпуску.

8. Возьми:

Ихтиола 2,0

Воды дистиллированной 98 мл

Смешай. Дай. Обозначь. Для компрессов.

Студент отвесил в выпарительную чашку 2,0 г ихтиола, частями добавил 98 мл дистиллированной воды, тщательно перемешивая раствор. Перелил во флакон для отпуска. Оформил этикеткой «Внутреннее».

9. Возьми:

Желатина 2,0

Воды дистиллированной 100мл

Сиропа сахарного 5 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке через 2 часа.

Студент отвесил 2,0 г мелкоизмельченного желатина в фарфоровую чашку, залил 8 мл дистиллированной воды комнатной температуры, ос­тавил для набухания на 30—40 мин, затем добавил оставшееся количество дистиллированной воды (92 мл) и нагрел на водяной бане при темпе­ратуре 60—70°С до полного растворения желатина. К теплому раствору добавил 5 мл сахарного сиропа, перемешал и перенес во флакон для отпуска. Флакон оформил этикеткой «Внутреннее».

10. Возьми:

Раствора крахмала 50,0

Натрия бромида 1,5

Смешай. Дай. Обозначь. На 1 клизму.

Студент отвесил 1,0 г крахмала, поместил его в фарфоровую чашку и смешал с 4 мл холодной дистиллированной воды. Полученную суспензию добавил к 42 мл кипящей дистиллированной воды (3 мл студент оставил для растворения натрия бромида), смесь прокипятил на огне 1—1,5 ми­нуты до просветления и загустения жидкости. К полуохлажденному рас­твору крахмала добавил раствор натрия бромида в 3 мл воды дистиллированной, раствор процедил в мерный цилиндр и довел объем дистиллированной воды до 50 мл. Раствор перенес в отпускной флакон и оформил к отпуску.

11. Возьми:

Хлоралгидрата 2,0

Натрия бромида 4,0

Раствора крахмала 200,0

Смешай. Дай. Обозначь. На 2 клизмы.

Студент приготовил раствор крахмала: отмерил в фарфоровую чашку 180 мл кипящей дистиллированной воды, при тщательном перемешива­нии внес взвесь 4,0 г крахмала в 16 мл холодной дистиллированной воды. В охлажденном растворе крахмала растворил 4,0 г натрия бромида и 2,0 г хлоралгидрата, процедил через марлю и оформил к отпуску «Наружное», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте».

12. Возьми:

Хлоралгидрата 1,5

Раствора крахмала 150,0

Смешай. Дай. Обозначь. На 2 клизмы.

Студент к 135 мл кипящей дистиллированной воды добавил взвесь 3,0 г крахмала в 12 мл холодной дистиллированной воды, смесь подогрел на водяной бане при постоянном перемешивании до получения прозрачного раствора. После охлаждения раствора растворил 1,5 г хлоралгидрата, процедил через марлю в тарированный отпускной флакон оранжевого стекла и довел массу раствора дистиллированной водой до 151,5 г. Флакон оформил к отпуску: «Наружное».

13. Возьми:

Раствора протаргола 1 % 100 мл.

Дай. Обозначь. Для спринцеваний.

Студент отмерил в подставку 100 мл воды дистиллированной, отвесил 1,0 г протаргола, растворил при тщательном перемешивании. Раствор профильтровал через рыхлый ватный тампон в отпускной флакон и офор­мил к отпуску этикетками: «Наружное», «Хранить в защищенном от света месте».

14. Возьми:

Хлоралгидрата

Натрия бромида

Калия бромида поровну по 3,0

Настойки валерианы 3 мл

Раствора крахмала 30,0

Воды дистиллированной 100 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

Студент отмерил в подставку 100 мл дистиллированной воды, раство­рил 3 г хлоралгидрата, 3 г натрия бромида и 3 г калия бромида. Добавил 30,0 г 2% раствора крахмала. Тщательно перемешал, процедил в отпуск­ной флакон. Добавил 3 мл настойки валерианы. Оформил этикеткой «Внутреннее», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте», «Перед употреблением взбалтывать».

15. Возьми:

Раствора колларгола 1 % 100 мл.

Дай. Обозначь. Для спринцевания.

Студент отвесил 1,0 г колларгола в фарфоровую ступку, добавил небольшое количество дистиллированной воды, оставил на несколько минут для набухания, затем при перемешивании добавил остальное ко­личество дистиллированной воды, раствор профильтровал через фильт­ровальную бумагу в отпускной флакон и оформил к отпуску.

16. Возьми:

Раствора ихтиола 10% 200 мл.

Дай. Обозначь. Для компрессов.

Студент отвесил в отпускной флакон 20,0 г ихтиола, добавил 200 мл дистиллированной воды, растворил ихтиол путем энергичного перемеши­вания раствора. Флакон оформил к отпуску этикеткой «Наружное».

ЗАНЯТИЕ № 12.

Тема: Суспензии.

Значимость изучаемой темы.

Суспензии — жидкая лекарственная форма, представляющая собой дисперсную систему, в которой твердое вещество распределено в жидкой фазе (вода, глицерин, жирные масла и т. д.).

Поскольку многие лекарственные вещества не растворяются в воде и других растворителях, их вводят в лекарственную форму в тонко измель­ченном состоянии. В фармацевтической практике суспензии встречаются среди различных лекарственных форм как для внутреннего и наружного применения, так и для инъекций.

Знания и умения по данной теме будут использоваться студентами при изучении аптечной технологии лекарственных форм (мази), завод­ской технологии (суспензии, мази, инъекционные растворы), в курсе фармацевтической химии (анализ жидких лекарственных форм) и др.

2. Цель. Уметь готовить суспензии и оценивать их качество.

2.1. Целевые задачи.

Знать:

— теоретические основы приготовления суспензий;

— требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества и отпуску суспензий из аптек.

Уметь:

— готовить суспензии различными методами в зависимости от физи­ко-химических свойств ингредиентов и растворителей (метод взмучива­ния, дисперсионный, конденсационный);

— рассчитывать количество стабилизатора, исходя из физико-хими­ческих свойств препарата и стабилизатора;

— готовить суспензии с последовательным выполнением всех техно­логических операций: отвешиванис, взмучивание, диспергирование, сме­шение, отмеривание и др.;

— оценивать качество суспензий;

— упаковывать, укупоривать и оформлять лекарственную форму к

отпуску.

3. Вопросы, отражающие содержание занятия

3.1. Характеристика суспензий как дисперсных систем и лекарствен­ных форм, их классификация.

3.2. Требования, предъявляемые к суспензиям.

3.3. Теоретические основы приготовления суспензий.

3.4. Характеристика стабилизаторов, применяемых для стабилизации суспензий, и механизм их действия.

3.5. Приготовленис суспензий методом взмучивания.

3.6. Дисперсионный метод приготовления суспензий с гидрофильны­ми и гидрофобными лекарственными веществами.

3.7. Конденсационный метод приготовления суспензий (замена рас­ширителя и химическое диспергирование).

3.8. Оценка качества суспензий в соответствии с требованиями ГФ XI и другой нормативной документации.

3.9. Упаковка, оформление к отпуску и хранение суспензий.

4. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по подготовке

К занятию

4.1. Задания для подготовки к занятию.

Задание 1. Изучить учебный материал по теме занятия, приведенный в данных методических указаниях и рекомендуемой лите­ратуре.

Учебный материал

Суспензии — официнальная лекарственная форма, представляет со­бой жидкую лекарственную форму, содержащую в качестве дисперсной фазы одно или несколько измельченных порошкообразных лекарствен­ных веществ, распределенных в жидкой дисперсионной среде.

Нее лекарственные вещества, образующие суспензии, в зависимости от их физико-химических свойств можно классифицировать следующим образом:

Наши рекомендации