Тема 23 Соли щелочных и щелочно-земельных металлов. Глюкоза
Основные принципы лечения острых медикаментозных отравлений
Цель:изучить препараты натрия, калия, кальция, магния, глюкозы . Принципы оказания помощи при острых медикаментозных отравлениях.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
- о физиологической роли солей щелочных и щелочно-земельных металлов - о суточной потребности и Природных источниках солей | 1. Препараты натрия, калия, кальция, магния, глюкозы. 2. Лекарственные формы, пути введения. 3. Основные фармакологические эффекты. 4. Возможные осложнения при введении препаратов и их предупреждение. 5. Алгоритм действий зависимых и независимых сестринских вмешательствах при острых медикаментозных отравлениях 6. Антидоты и функциональные антагонисты при отравлении отдельными лекарственными средствами. | 1. Выписывать рецепты на препараты. 2.Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных. 3. Работать с дополнительной литературой. 4. Решать фармакологические и ситуационные задачи. |
Задание № 1 Дополнить пропущенное:
1. Изотонический раствор натрия хлорида – это ______% раствор, его называют также
_____________________________раствором. Изотонический раствор натрия хлорида вводят________________________________. Показаниями к в/венному введению изотонического раствора натрия хлорида являются ______________________________
__________________________________________________________________________.
Гипертонический раствор натрия хлорида – это_______% раствор. Его осмотрическое давление выше, чем в клетках, поэтому он вызывает гибель клеток и противомикробное действие. Гипертонический раствор натрия хлорида применяют ректально при _____________________________________________, местно для ____________________
____________________________________________________________________________
Задание № 2 Ответить на вопросы:
1. Какие препараты калия вам известны?________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Что такое ГИК? Как вводят раствор калия хлорида?_____________________________
___________________________________________________________________________
3. Как действует калий на функции сердца?: автоматизм_____________, проводимость
_____________________, возбудимость_________________________, сократимость____
____________________.
4. В каких случаях используют препараты калия?__________________________________
____________________________________________________________________________
5. Какие лекарственные средства могут вызвать гипокалиемию?_____________________
____________________________________________________________________________
6. Какие продукты богатые калием вы будете рекомендовать для предупреждения гипокалиемии?______________________________________________________________
Задание № 3 Заполните схему
Препараты кальция оказывают действие |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
Задание № 4 Выписать рецепты.
1. 10 ампул, содержащих по 5 мл 0.9% раствора натрия хлорида. Для разведения лекарств
2. 4 флакона раствор натрия хлорида 0.9% по 200мл . Назначить в/в капельно
3. 20 таблеток «Панангин» Назначить по 2 табл х 3 раза в день
4. 7.5% раствор калия хлорида во флаконе 100 мл Назначить по 15 мл в/в капельно на 5%
глюкозе
5. 50 грамм порошка магния сульфата Назначать внутрь, перед применением развести в ½ стакана воды
6. 5 ампул, содержащих по 10 мл 25% раствора магния сульфата. Назначить по 8 мл в/м
7. 40% раствор глюкозы в ампулах по 20 мл , 6 ампул. Назначить по 20 мл в/в струйно
8. 5 ампул, содержащих по 5 мл 10% раствора кальция хлорида Назначить по 5 мл в/в струйно очень медленно
Задание № 5 Сопоставить препарат, путь введения, действие
Лекарственный препарат, форма выпуска | Путь введения | Действие |
1. Раствор магния сульфата 25% - 5 мл в ампулах | 1. внутрь | 1. Седативное, противосудоржное, спазмолитическое, гипотензивное, токолитическое |
2. Раствор магния сульфата 30%-100 мл | 2. внутрь | 2. Антицидное |
3. Магний оксид, порошок | 3. в/в,в/м | 3. Желчегонное, слабительное |
Ответ:________________________________________________________________________
Задание № 6 Впишите осложнения, возникающие при нарушении правил введения
Лекарственных средств:
Путь введения лекарственного средства | Возможные осложнения при нарушения правил введения лекарственных средств |
1.10% раствор кальция хлорида вводят внутривенно медленно, так как: | А) при быстром внутривенном введении возникают: __________________ ______________________________________ Б) при попадании раствора под кожу или в мышцу возникает:___________________ |
2. Раствор калия хлорида вводят на 5-10% растворе глюкозы внутривенно капельно медленно | А) при внутривенном струйном введении : ____________________________________ Б) при внутривенном капельном быстром введении возникает:____________________ |
3. 25% раствор магния сульфата вводят глубоко в мышцу | При подкожном введении _______________ |
4. 25% раствор магния сульфата вводят внутривенно капельно или внутривенно струйно очень медленно | При быстром внутривенном введении магния сульфата возникает угроза________ |
5. 40% раствор глюкозы вводят строго внутривенно струйно | При введении 40% раствора внутримышечно или подкожно возникает ___________________________________ |
Задание № 7 Изучить основные этапы оказания медицинской помощи при острых медикаментозных отравлениях. Заполните таблицу
№ п/п | Отравляющее ЛС | Путь введения отравляющего ЛС | Основные симптомы отравления | Антидот/ функциональный антагонист |
1. | Угарный газ | |||
2. | М-х/б: атропин, препараты белладоны | |||
3. | М-х/миметики | |||
4. | Наркотические анальгетики | |||
5. | Спирт этиловый | |||
6. | Психотропные угнетающего действия | |||
7. | Инсулин | |||
8. | Сердечные гликозиды | |||
9. | Гепарин | |||
10. | Варфарин | |||
11. | Кислоты, щелочи | |||
12. | ФОС |
Оценка, подпись ______________________
[С1]