Лекарственные формы для иньекций.

I. Цель:Изучить мягкие лекарственные формы ( МЛФ), лекарственные формы для иньекцй, правила их хранения, применения и выписывания в рецептах.

Знать Уметь
1. Основные правила оформления рецептов (Приказ МЗ и СР № 1175н 20.12.2012 ) 2. Мягкие лекарственные формы. 3. Лекарственные формы для иньекций 4. Правила выписывания в рецептах МЛФ и лекарственных форм для иньекций. 5. Требования к лекарственным формам для иньекций. 1. Выписывать рецепты на МЛФ: мази, пасты, гели, линименты, кремы, суппозитории. 2. Выписывать рецепты на лекарственные формы для иньекций: растворы, суспензии, порошки для иньекций. 3. Пользоваться справочной литературой. 4. Давать рекомендации по применению и хранению мягких лекарственных форм.

Задание № 1 Ответьте на вопросы

Ориентировочная карта для самостоятельной внеаудиторной работы студентов с литературой

Основное задание № п/п Указание к заданию Ответы
1. Изучить МЛФ   1.   2.   3.   4.   5.   6.     7.   8.   9.   10.   11.   12.   Перечислите МЛФ:   Составные части мази:   Какие есть мазевые основы?   Свойства вазелина:   Свойства ланолина:   Составные части пасты, отличие от мази:   Преимущества пасты:   Составные части линимента, его отличие от мази:   Составные части геля: Преимущество геля:   Что такое суппозиторий?   Виды суппозиториев:   В чем отличие вагинальных и ректальных суппозиториев Хранение суппозиториев-      

Задание № 2. Изучить лекарственные формы для иньекций.

Заполните таблицу.

Вопросы Ответы
1. К лекарственным формам для иньекций относятся: 1. 2. 3. 4. 5.  
2. При введении лекарственных форм для иньекций в качестве растворителей используют: 1. 2. 3.
3. Дозы порошков для иньекций в рецептах обозначают в: 1. 2.
4. При выписывании стерильного магистрального раствора в рецепте пишут указание о стерильности, используя слово:  
5. Апирогенность означает:  
6. Изотоничность означает:    
7. При работе с лекарственной формой для иньекций необходимо обратить внимание:   1. 2. 3. 4. 5.

Задание № 3 по рецептуре МЛФ

Изучите правила выписывания в рецептах МЛФ. Пользуясь алгоритмами выпишите в рецептах:

  1. 50 г 0.5% мази неомицина сульфата Neomycini sulfas для лечения раны
  2. 10 г мази нистатина Nystatinum Смазывать пораженные участки кожи
  3. 20 г 10% линимента синтомицина Synthomycinum Для лечения раны
  4. 10 г мази , содержащей 0.3 салициловой кислоты Аcidum salicylicum и 0.6 г бензойной кислоты Acidum benzoicum Смазывать пораженные участки кожи
  5. 10 вагинальных суппозиториев с дерматолом Dermatolum по 0.3 г. Назначить по 1 свече вагинально на ночь
  6. 10 ректальных суппозиториев с левомицетином Laevomycetinum по 0.25 гр Назначить по 1 суппозиторию на ночь в прямую кишку
  7. 50 гр пасты, содержащей 5 гр анестезина Anaesthesinum, талька и крахмала по 10 гр Talcum, Amylum Назначить для лечения раны
  8. 30 гр мази на ланолине и вазелине поровну, что содержит 10% ихтиола Ichthyolum Смазывать пораженные участки кожи
  9. 25 гр официнальной пасты цинковой Zincum Наносить на пораженные участки
  10. 12 суппозиториев «Неанузол» «Neanusolum» Назначить по 1 свече ректально х 2 р


Задания № 4

Изучите правила выписывания ЛФ для иньекций. Пользуясь алгоритмами выписывания лекарственных форм для иньекций выпишите в рецептах:

    1. 6 ампул по 1 мл окситоцина Oxytocinum Назначить по 1 мл в/м
    2. 20 флаконов по 0.5 г ампициллина-натрия Ampicillinum-natrium Вводить по 0.5 г х 4 раза в сутки в/м, перед введением растворить в 5 мл физ раствора
    3. 10 флаконов, содержащих по 400 мл стерильного 0.9% раствора натрия хлорида Natrii chloridum . Назначить по 400 мл в/в капельно
    4. 10 ампул по 1 мл 0.06% раствора коргликона Corglyconum Вводить по 0.5 мл в/в струйно медленно, предварительно развести в 10 мл стерильного физ раствора
    5. 10 ампул по 1 мл, содержащих 0.1% масляный раствор синестрола Synoestrolum Вводить по 1 мл в/м, предварительно нагреть
    6. 40 флаконов , содержащий по 500.000 ЕД бензилпенициллина натриевой соли Benzylpnicillini-natrium Назначить по 1 млн ЕД в/м х 4 раза в сутки, предварительно растворив на физ. Растворе
    7. 5 флаконов суспензии цинк-инсулина Zinci-insulinum по 5 мл во флаконе (1 мл содержит 40 ЕД) Назначить по 5 ЕД п/к 2 раза в день
    8. 10 ампул по 20 мл 40% раствора глюкозы Glucosum Назначить по 40 мл в/в струйно

Оценка, подпись _____________________

Тема 4 Общая фармакология.

I. Цель:Изучить основные понятия фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств.



Знать Уметь
I. Основные понятия фармакокинетики ЛС 1. Пути введения лекарств в организм энтеральные и парентеральные. Их недостатки и преимущества. 2. Механизмы всасывания (адсорбции) лекарств из места введения в кровь. 3. Биодоступность лекарства. 4. Биотрансформацию лекарств. Факторы, влияющие на биотрансформацию лекарств. 5. Депонирование лекарств в организме. 6. Пути выведения лекарств из организма. 7. Гистогематические барьеры, гематоэнцефалический барьер ( ГЭБ)   II. Основные понятия фармакодинамики ЛС 8. Виды действия лекарств: основное и побочное, рефлекторное, прямое и косвенное, обратимое и необратимое, местное и общее (резорбтивное) 9. Изменение действия лекарства при повторном его введении: кумуляция, привыкание (толерантность), тахифилаксия, лекарственная зависимость (психическая и физическая), эйфория, абстиненция, сенсибилизация. 10. Комбинированное действие лекарств: синергизм и его виды (потенцирование, суммация, сенситивное действие); антагонизм. 11. Побочное действие лекарств аллергической и неаллергической природы (гепатотоксичность, нефротоксичность, ототоксичность, ульцерогенное действие, нейротоксичность, гематотоксичность) Побочное действие лекарственных веществ на плод: эмбриотоксичность, тератогенное действие, фетотоксичность. 12. Понятие дозы. Виды доз (терапевтическая, токсическая, летальная) Широта терапевтического действия. 13. Условия, влияющие на действие лекарств в организме: химическое строение лекарства, физико-хические свойства, возраст, масса тела, индивидуальная чувствительность, пол, режим питания и состав пищи и другие. 1. Пользоваться справочной литературой. 2. Использовать знания общей фармакологии при изучении разных групп лекарственных средств (ЛС)

Задание № 1 Ответьте на вопросы

Ориентировочная карта для самостоятельной работы студентов с литературой по теме: «Общая фармакология»

Основное задание № п/п Указание к заданию Ответы
  1. Фармакокинетику лекарственных веществ 1.   2. 3.     4. 5.     6.     7.     8. 9.   10.     11.   12. 13.     14.   15.   16.     17.   18.     Перечислить пути введения лекарств в организм: Перечислить энтеральные пути введения Перечислить парентеральные пути введения   Что такое адсорбция Какие факторы, связанные с особенностями лекарства влияют на его адсорбцию из места введения в кровь Какие факторы, связанные с физиологией организма человека влияют на адсорбцию лекарства из места введения в кровь Что такое биологическая доступность лекарства? При каком пути введения она достигает 100% Что означает депонирование лекарства? Что означает пролонгированное действие лекарства? Что такое гематоэнцефалический барьер? Что такое плацентарный барьер?   Что такое биотрансформация (метаболизм) лекарства? Где происходит биотрансформация? Как называют ферменты гепатоцитов, участвующие в биотрансформации лекарств? Какие факторы влияют на биотрансформацию лекарств в организме человека?   Перечислите пути экскреции лекарства из организма. Какие факторы влияют на скорость почечной экскреции?   Какие лекарственные средства выводятся с желчью в кишечник? Что означает энтерогепатическая циркуляция?    
2. Изучить Фармакодинамику лекарственных средств 1.   2.     3.     4.   5.   6. Виды действия лекарств:   Что означает местное действие лекарства? - Резорбтивное действие?селективное и неселективное? - Рефлекторное действие? - Основное действие? - Побочное действие? - Прямое действие? - Косвенное действие?   Как может изменяться действие лекарства при повторном его введении? - Что означает материальная кумуляция - Что означает функциональная кумуляция - Что означает привыкание (толерантность) - Что означает тахифилаксия - Что означает медикаментозная зависимость, ее виды - Дайте определение эйфория, абстиненция - Что такое сенсибилизация   Перечислить виды комбинированного действия лекарств: - Что означает синергизм, его виды? - Что означает антагонизм, его виды? Виды побочного действия лекарств: Что означает: - дисбактериоз? - ототоксичность? Нейротоксичность? - нефротоксичность? - гепатотоксичность? - анемия? - идиосинкразия? - ульцерогенное действие?   Виды токсического действия лекарств на плод: Что такое эмбриотоксичность? - тератогенное действие? - фетотоксическое действие?  

Задание № 2 Заполните таблицы

Изучите пути введения лекарств в организм. Как зависят от пути введения: скорость наступления действия лекарства, его сила действия и продолжительность действия.

Путь введения Лекарства Скорость наступления действия Длительность действия Факторы, влияющие на действие лекарства при этом пути введения Используется для оказания неотложной помощи или планового лечения
Пероральный
Сублингвальный
Ректальный
в/венный
в/мышечный
Подкожный
Ингаляционный

Отметьте преимущества и недостатки каждого их этих путей введения.

Путь введения лекарства Преимущества Недостатки
Пероральный    
Сублингвальный    
Ректальный    
Внутривенный    
Внутримышечный    
Подкожный    
Ингаляционный    

Оценка, подпись ______________________

Наши рекомендации