Занятие 2. ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ
Цель занятия: Иметь представления о требованиях к жидким лекарственным формам и основных способах изготовления лекарств. Знать правила выписывания рецептов на жидкие (растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, новогаленовы препараты, микстуры, суспензии, аэрозоли) лекарственные формы. . Уметь выписать рецепты на основные жидкие лекарственные формы.
Вопросы для самостоятельной подготовки студентов
- Правила выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы
2. Правила отпуска лекарственных средств из аптечных организаций.
3. Требования к жидким лекарственным формам и основные правила их изготовления.
4. Жидкие (растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, новогаленовы препараты, микстуры, суспензии, аэрозоли) лекарственные формы.
5. Выписать по 5 рецептов на растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, новогаленовы препараты, микстуры, суспензии, аэрозоли.
6. Лекарственные формы для инъекций (растворы аптечного изготовления, растворы заводского изготовления, новогаленовы и органопрепараты, сухие лекарственные средства в ампулах или флаконах).
7. Выписать по 5 рецептов на растворы аптечного изготовления, растворы заводского изготовления, новогаленовые и органопрепараты, сухие лекарственные средства в ампулах и флаконах.
Контрольные вопросы по правилам выписывания и отпуска лекарственных средств
1. На какой срок может быть выписан рецепт для больного хроническим заболеванием?
2. Какие рецепты считаются в аптеке недействительными?
3. Действия работника аптеки в случае установления им недействительности рецепта.
4. На какие препараты запрещено выписывать рецепты частнопрактикующему врачу?
Как оформляют рецепт на наркотическое средство для отпуска на льготных условиях?
6. Сколько препаратов одному пациенту может назначить единолично лечащий врач?
7. На основании чего составляют территориальный формуляр лекарственных средств?
8. На основании чего составляют формуляр лекарственных средств ЛПУ?
9. Назначение наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, анаболических гормонов и дорогостоящих лекарственных средств лечащий врач должен согласовать с …
10. В каких случаях врач единолично может назначить больному любое лекарственное средство?
11. В течение какого срока действителен рецепт на наркотическое средство?
12. Какие сведения обязательно должны быть указаны в сигнатуре?
Самостоятельная работа
Дата________________________________________ ФИО пациента_______________________________ Возраст_____________________________________ ФИО врача__________________________________ | Дата________________________________________ ФИО пациента_______________________________ Возраст_____________________________________ ФИО врача__________________________________ | ||
Аудиторная работа
1. Дать характеристику и выписать рецепты на жидкие (растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, новогаленовы препараты, микстуры, суспензии, аэрозоли) лекарственные формы..
2. Примеры заданий по жидким лекарственным формам. Выписать в рецептах:
1. 500 мл 2 % раствора хлорамина Б (Chloraminum B). Для дезинфекции рук.
2. 10 мл 2 % раствора эфедрина гидрохлорида (Ephedrini hydrochloridum). по 5 капель в нос через 4 часа.
3. 100 мл 1 % спиртового раствора кислоты салициловой (Acidum salicylicum). Для протирания пораженных участков кожи.
4. 10 мл 0.1 % раствора атропина сульфата (Atropini sulfas). по 5 капель внутрь 3 раза в сутки.
5. 10 мл 6.88 % масляного раствора ретинола ацетата (Retinoli acetas). По 8 капель внутрь 3 раза в сутки.
6. 180 мл раствора, содержащего калия бромид (Kalii bromidum) по 0.5 на один прием. По 1 столовой ложке внутрь 2 раза в сутки.
7. 180 мл настоя из 6.0 травы пустырника (herba Leonuri). По 1 столовой ложке 3 раза в сутки.
8. На 10 приемов отвар из коры крушины (cortex Frangulae) в соотношении 1: 10. По 1 столовой ложке на ночь.
9. 25 мл настойки полыни (Absinthium). По 25 капель за 30 минут до еды.
10. 20 мл сложной настойки, состоящей из настойки чилибухи (Strichnos) и настойки ландыша (Convallaria) (по 5 и 15 капель на прием соответственно). По 20 капель 2 раза в сутки.
11. 20 мл жидкого экстракта алтея (Althaea). По 20 капель 3 раза в сутки.
12. 20 мл лантозида (Lantosidum). По 20 капель 2 раза в сутки.
13. 180 мл микстуры, состоящей из настоя корневища с корнями валерианы (rhizoma cum radicibus Valerianae) 1: 30 и натрия бромида (Natrii bromidum) по 0.3 на прием. По 1 столовой ложке 3 раза в сутки.
14. 100 мл 5 % суспензии левомицетина стеарата (Laevomycetini stearas). По 2 чайные ложки 4 раза в сутки.
15. 20 мл аэрозоля сальбутамола (Salbutamolum). По 1 ингаляции 4 раза в сутки.
Дата________________________________________ ФИО пациента_______________________________ Возраст_____________________________________ ФИО врача__________________________________ | Дата________________________________________ ФИО пациента_______________________________ Возраст_____________________________________ ФИО врача__________________________________ | ||
3.Дать характеристику ингаляторам: дозированные ингаляторы, активируемые вдохом, дозированные ингаляторы со спейсером, порошковые ингаляторы, ингаляторы – небулайзеры.
Дозированные ингаляторы, активируемые вдохом: для активации ингалятора достаточна скорость вдоха 10-25 л/мин. В ответ на вдох, автоматически через 0,2 сек, происходит высвобождение дозы из аэрозольного баллончика.
Дозированные ингаляторы со спейсером: это ингаляторы с дополнительными устройствами и насадками на загубник ингалятора (т.е. спейсеры), через который осуществляется вдох после нажатия на клапан аэрозольного баллончика. Оптимальные спейсеры – объемом 750 мл, оснащенные клапаном вдоха (не требуется координации вдоха и нажатия на клапан аэрозольного баллончика). Его можно применять у взрослых и маленьких детей.
Порошковые ингаляторы: представляют собою спинхалеры, дискхалеры, ротахалеры, изохалеры, турбохалеры, аккухалеры, хэндихалеры. Они доставляют лекарственные вещества в виде пудры в бронхиальное пространство с помощью воздушного потока при вдохе. Их достоинство – высокая интрабронхиальная депозиция препаратов – до 17-32%. Простота синхронизации вдоха и нажатия на клапан аэрозольного баллончика, т.к. устройство активируется вдохом. Недостаток – требуется мощный инспирационный поток воздуха – не менее 30 л/мин.
Иингаляторы – небулайзеры: это устройство превращающее жидкое вещество в аэрозоль с помощью ультразвука или струи газа. Достоинство – простота, возможность доставки в легкие большой дозы препарата, отсутствие необходимости четкой координации вдоха и нажатия на клапан баллончика. Недостаток большая длительность ингаляции, большие размеры, шумность, длительная подготовка к ингаляции.
4. Выписывание рецептов на лекарственные формы для инъекций (растворы аптечного изготовления, растворы заводского изготовления, новогаленовы и органопрепараты, сухие лекарственные средства в ампулах или флаконах).
5. Примеры заданий на лекарственные формы для инъекций:
Выписать в рецептах:
1. 24 ампулы, содержащие по 0.2 циклофосфана (Cyclophosphanum). Назначить внутривенно по 0.2 в сутки, предварительно растворив в 10 мл воды для инъекций.
2. 10 ампул, содержащих по 1 мл 10 % раствора кофеин-бензоата натрия (Coffeinum-natrii bensoas). Назначить по 1 мл подкожно 1 раз в сутки.
3. 6 ампул, содержащих по 1 мл (5 ЕД) окситоцина (Oxytocinum). Назначить внутривенно капельно в 500 мл 5 % стерильного раствора глюкозы.
4. 12 ампул, содержащих по 1 мл паратиреоидина (Parathyreoidinum). Назначить по 1 мл внутримышечно 2 раза в сутки.
5. 6 флаконов, содержащих по 5 мл (5000 ЕД в 1 мл) гепарина (Heparinum). Назначить по 2 мл внутривенно 4 раза в сутки.
6. 6 флаконов, содержащих по 10 ЕД кортикотропина (Corticotropinum). Назначить по 10 ЕД внутримышечно, предварительно растворив содержимое флакона в 1 мл воды для инъекций.
Дата________________________________________ ФИО пациента_______________________________ Возраст_____________________________________ ФИО врача__________________________________ | Дата________________________________________ ФИО пациента_______________________________ Возраст_____________________________________ ФИО врача__________________________________ | ||