Лекции по общей фармакологии
Резников К.М.
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ ФАРМАКОЛОГИИ
(электронный вариант)
Воронеж 2013
ББК
ISBN
Резников К.М. Лекции по общей фармакологии. /К.М. Резников // Изд. ВГМА., Воронеж – 2012. –97с.
В книге представлены материалы по общей фармакологии, на основе лекций, которые читались профессором Резниковым Константином Михайловичем более 30 лет студентам всех факультетов Воронежской государственной медицинской академии и дополненные в соответствии с современным государственным стандартом ВПО. В ней содержатся сведения об основных положениях современной фармакологии, процессах создания и исследования действия новых лекарственных препаратов, раскрыты общие вопросы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, особенности комбинированного действия лекарств и формирования эффектов при повторном введении препаратов, даны элементы лекарственной токсикологии.
Издание рассчитано на студентов всех факультетов и преподавателей медицинских вузов.
ББК
© Резников К.М., 2013
© Изд. ВГМА, 2013
ISBN
Предисловие
Необходимость издания пособия по общей фармакологии возникла в связи с переходом преподавания на новые стандарты обучения, в которых представлено много полезных материалов, как для преподавателей, так и для студентов. Уменьшение лекционного времени и увеличение его для самостоятельной работы диктует необходимость предоставления студентам новой информации в удобном для усвоения виде. В частности, в книгу включены вопросы компетенций обучающегося, касающиеся профессиональной, профилактической, лечебной и научно-исследовательской деятельности, указано, что должен знать, уметь и чем владеть студент в результате изучения фармакологии, даны основы классификации лекарственных средств и другие вопросы.
В книге излагаются основные положения, предусмотренные стандартом обучения и современной примерной программой по фармакологии (2010). В некоторых случаях представлено иное, чем общепризнанное, толкование некоторых вопросов, что связано с влиянием Воронежской фармакологической школы профессоров В.Н. Воронцова и В.И. Завражнова, преподавательским традициям которой мы свято следуем. Считаем необходимым выразить сердечную благодарность великолепному педагогу, доценту кафедры Китаевой Р.И., с которой многие годы обсуждались принципы и содержание преподавания общей фармакологии, а также академикам РАМН Петрову В.И. и Спасову А.А. (Волгоград), профессорам Базанову Г.А. (Тверь), Покровскому М.В.(Курск, Белгород) и др. за плодотворное и творческое обсуждение проблем преподавания фармакологии.
Автор будет весьма признателен за все замечания, пожелания и предложения по поводу данного издания. (VRKМ[email protected])
К. Резников
август 2012 года
ВВЕДЕНИЕ В ФАРМАКОЛОГИЮ
Требования к уровню освоения содержания фармакологии (компетенции обучающегося)
Профессиональные компетенции: способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной или провизорской деятельности; способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача или провизора; способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской и фармацевтической информации, опираясь на принципы доказательной медицины; способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную.
Профилактическая деятельность: способен и готов использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам.
Лечебная деятельность: способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях; способен и готов назначить адекватное лечение в соответствии с выставленным диагнозом.
Научно-исследовательская деятельность: способен и готов изучать научно-медицинскую и фармацевтическую информацию, соблюдать требования информационной безопасности; способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать – основы законодательства РФ в сфере обращения лекарственных средств; принципы изыскания новых лекарственных средств; государственную систему экспертизы испытаний новых лекарственных средств; общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств; классификацию и характеристику основных групп лекарственных средств, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, виды лекарственных форм, дозировки отдельных препаратов, их несовместимость; основные нежелательные реакции при введении лекарств; общие принципы оформления рецептов; источники медицинской и фармацевтической информации; международные непатентованные и патентованные коммерческие названия основных представителей групп лекарственных средств,
уметь – отличать понятия «лекарственная форма», «лекарственное вещество», «лекарственное средство», «лекарственный препарат», «лекарственное сырьё», «биологическая добавка к пище», «гомеопатическое средство»; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; оценивать возможности использования лекарственных средств для фармакотерапии; выписывать рецепты лекарственных средств или давать оценку правильности их написания; оценивать возможности токсического действия лекарств; проводить поиск по вопросам фармакологии, используя разные источники информации,
владеть - навыками применения лекарственных средств при лечении и профилактике заболеваний; навыками выбора лекарственного средства по совокупности его фармакологических свойств и возможности замены препаратом из других групп; навыками выбора определённой лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов с учётом патологического состояния; навыками прогнозирования возможного взаимодействия лекарственных средств при комбинированном применении различных препаратов; навыками выписывания лекарственных средств в рецептах при определённых патологических состояниях и навыками фармацевтической экспертизы врачебного рецепта и его корректировки; основами лечебных мероприятий при остром отравлении лекарственными средствами.
Определение и содержание фармакологии, её место среди других медицинских наук
Фармакология – это наука по изысканию новых лекарственных средств и изучению изменений в организме человека и животных, возникающих под действием лекарственных веществ в эксперименте и клинике.
Происходит этот термин от слов «фармакон» (греч.) – лекарство и «логос» – учение, т.е. фармакология – наука о лекарствах. Она является теоретической основой лекарственной терапии и её цель - поиск и изучение средств для лечения, профилактики и диагностики заболеваний. Фармакотерапия – наука об использовании лекарственных средств с лечебной целью. Она является одним из разделов фармакологии.
Фармакология включает 3 раздела: 1. Теоретическая (история, теории, концепции, методы, расчёты и т.д.); 2. Экспериментальная (фундаментальная); 3. Клиническая. Первые 2 раздела изучаются на 3-ем курсе, а 3-й – на старших курсах, поскольку клиническая фармакология– это совокупность научно-обоснованных принципов рационального выбора лекарственных средств для терапии заболевания или синдрома, индивидуального подбора фармакологических препаратов каждому больному, а также комплекс методов контроля терапевтической эффективности и безопасности лекарств.
Содержанием фармакологии являются помимо теоретических вопросов, также вопросы фармакокинетики, фармакодинамики, элементов фармакогнозии, фармацевтической химии, технологии лекарственных форм. Сюда входит также ряд разделов по лекарственной токсикологии, комбинированному действию лекарств и разделы по конкретным группам лекарственных средств. Изучение фундаментальной фармакологии приходится на середину обучения в вузе (3-й курс), это обусловлено тем, что она аккумулирует знания по биологии, биохимии, микробиологии, нормальной физиологии, гистологии, анатомии, латинскому языку, математике, медицинской информатике и т.д. Одновременно изучаются такие предметы как патологическая физиология и патологическая анатомия. Знания по фармакологии необходимы для более полноценного обучения на клинических кафедрах: внутренние болезни, хирургические болезни, инфекционные болезни и т.д. Следовательно, фармакология тесно связана практически со всеми медицинскими и биологическими науками, занимая среди них центральное место (рис.1).
Рис.1. Содержание и место фармакологии среди медицинских наук
Помимо прикладного значения (диагностика, профилактика, лечение заболеваний) фармакология имеет общебиологическое (познание процессов жизнедеятельности, исследование механизмов влияния на организм факторов внешней среды, повышение эффективности сельскохозяйственного производства) и социальное (улучшение качества жизни человека, предупреждение заболеваний, ускорение выздоровления, снижение инвалидизации и смертности, повышение рождаемости). Всё это свидетельствует о важной роли фармакологии в жизни человека и о необходимости достаточно полных знаний по фармакологии для врачей любой специализации.
Изучая медицину следует помнить помнить о высказывании одного из классиков отечественной терапии И.А. Кассирского: "Фармакология - та область, которая теснейшим образом объединяет теорию с практикой, ибо ее выводы и заключения обязательно переносятся к постели больного».
Некоторые вопросы истории фармакологии
Вопросы истории фармакологии достаточно полно описаны в существующих учебниках, поэтому мы остановимся только на 3-х положениях.
1. Особенности лекарствоведения в Древней Руси: а) в сведениях о болезнях было меньше мистики, чем в западных и восточных странах; б) существовали способы дозирования лекарств (щёпотью, горстью, ложкой), использовались лекарственные формы (порохи - порошки, горошки – пилюли), которые назначались при утре, при дне, при вечере, до или после еды; учитывалось телосложение пациентов (сухолявые, тощи, дебелые, мокростные); в) описание лекарств, особенно из растений было полное точное, с указанием где и когда собирать, как сушить и.т.; г) прописи лекарств было более продуманы, короче чем в западных странах, более обоснованы; д) женщины (как и сейчас) играли основную роль в лечении больных.
Первая аптека была открыта в 1422 году (Ревель - Талинн), а первая аптека в Москве – в 1581 году.
2. Первая в мире кафедра фармакологии была открыта в 1848 году в Дерптском (Юрьев, Тарту) университете профессором Рудольфом Бухгеймом в виде лаборатории экспериментальной фармакологии. Ранее эта кафедра называлась «кафедра диететики, врачебного веществословия и изящной словесности». В 1918 году часть университета, в которую входил медицинский факультет, была переведена в г. Воронеж. Сюда же переместилась и кафедра фармакологии, которой первые 3 года заведовал профессор Давид Мелитонович Лавров, а затем по 1953 год ученик академика Н.П. Кравкова профессор Василий Николаевич Воронцов. С 1953 года по 1982 год кафедрой заведовал ученик В.Н. Воронцова - профессор Виктор Иванович Завражнов, а с 1982 года – его ученик – профессор Константин Михайлович Резников. Таким образом, почти на протяжении 100 лет бережно хранились и передавались научные и педагогические традиции кафедры Воронежских фармакологов, что позволило долгие годы готовить достойные медицинские кадры и создавать эффективные лекарственные средства. На кафедре используется рейтинговая система обеспечения качества подготовки специалиста, ежегодно проводится конкурс на лучшее знание основ фармакологии, с освобождением победителей от экзамена с оценкой «отлично» и награждением Дипломом кафедры. Студенты активно работают в научном студенческом кружке, лучшие выступают с докладами на конференциях различного уровня и награждаются Дипломами ВГМА и кафедры. Как правило, аспирантами становятся студенты несколько лет занимающиеся экспериментальной фармакологией на кафедре.
3. Основоположником отечественной фармакологии является академик Николай Павлович Кравков,руководивший кафедрой фармакологии военно-медицинской академии (С-Пб). В 29 лет он стал доктором медицины и посвятил всю свою жизнь фармакологии, его учеником был проф. В.Н. Воронцов, следовательно, все последующие сотрудники, имеющие учёные степени являются последователями фармакологической школы Н.П. Кравкова. Основные направления его научной деятельности:
1.Создание методического центра по биологическому моделированию патологических процессов на животных для исследования лечебных эффектов биологически активных соединений.
2.Открытие явления лекарственной сенсибилизации.
3.Разработка проблемы зависимости действия лекарств от дозы.
4.Создание теории фазового действия лекарств.
5.Исследование зависимости действия лекарств от химического строения.
6.Разработка теории комбинированного действия лекарств.
7.Он первый предложил внутривенный и комбинированный наркоз.
8.Успешно разрабатывал проблемы фармакологии сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы и др.
9.Им написан учебник по фармакологии, выдержавший 14 изданий.
10.Под его руководством выполнено более 30 докторских диссертаций, авторы которых заведовали кафедрами фармакологии по всей России.
ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
Эквивалентность лекарств
ХИМИЧЕСКАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ - это совпадение у препаратов не только химической формулы лекарств, но и совпадение изомерии, пространственной конфигурации атомов в молекуле лекарственного вещества.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ означает одинаковую, равную концентрацию действующего вещества в крови при приеме препарата разных фирм.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ подразумевает одинаковый, равноценный терапевтический эффект.
Если перечисленные 3 характеристики совпадают, можно считать, что лекарственные препараты обладают равной биодоступностью (биодоступны). В настоящее время имеется много примеров того, что аналогичные препараты биологически неэквивалентны вследствие различий в биодоступности. Врач и провизор должны помнить об этом, особенно при переходе больного с одного препарата на аналогичный препарат другой фирмы.
Фармакологические рецепторы
Фармакологическим рецепторомназывается биомакромолекула, активные участки которой комплементарны активным участкам молекулы медиатора или лекарственного вещества, при взаимодействии которых формируется специфическая биологическая реакция. Фармакологическим рецептором может быть мембрана или её часть, фермент или его активная группа, молекула или группа молекул, клеточная органелла или её часть, т.е. любая часть клетки, специфически реагирующая при взаимодействии с молекулами лекарственного вещества.
На биохимическом уровне такими рецепторами в основном являются белки, но могут быть и нуклеиновые кислоты и полисахариды (реже). Фармакологические рецепторы анатомически не обособлены, но биологически детерминированы и предназначены для трансформации информационных процессов в клетке и между ними.
Выделяют 4 основных типов рецепторов:
1.Рецепторы, связанные с ионными каналами (Н-холинорецепторы).
2.Рецепторы, связанные с G-белками (адренорецепторы) и эффект реализуется с участием вторичных мессенжеров (цАМФ, ионы кальция).
3.Рецепторы ядерного аппарата, связанные с регуляцией транскрипции ДНК и соответственно синтеза белка (рецепторы стероидных гормонов).
4.Рецепторы, связанные с тирозинкиназой (инсулиновые рецепторы).
Понятие о гомеопатии
Говоря о дозах, мы прежде всего указывали на аллопатические дозы, в отличии от гомеопатических. Поэтому несколько слов о ГОМЕОПАТИИ. Термин "гомеопатия" образован от двух греческих слов: homois - подобный и pathos - страдание, болезнь. Дословно гомеопатия переводится как подобная, сходная болезнь. Основатель гомеопатии немецкий ученый Самуэль Ганеман в своей знаменитой книге "Органон врачебного искусства или основная теория гомеопатического лечения" еще в начале XIX столетия (1810 год) изложил основные принципы этой науки. Принципов этих несколько, но 2 из них являются основными:
1) Это закон подобия, который гласит, что лечение болезней необходимо осуществлять подобным, сходным средством. Согласно этому принципу Ганеман советует "подражать природе, которая иногда излечивает хроническую болезнь посредством другой присоединяющейся болезни". Поэтому "против болезни, подлежащей излечению (преимущественно хронической), следует применять такое лекарственное вещество, которое в состоянии вызвать другую, наивозможно сходную искусственную болезнь, и первая будет излечена". Similia similibus (подобное подобным). Например, желтуху следует лечить желтым и т. п.
2) Второй принцип - лечить супермалыми дозами. Разведения лекарственных средств, используемые гомеопатами исчисляются несколькими порядками, иногда доходя до их десятков: 10 в пятой; 10 в десятой; 10 в восемнадцатой и более степени (то есть миллионные и даже менее доли граммов). Чтобы объяснить эффект применения лекарственных веществ в высоких разведениях Ганеман выдвинул умозрительную концепцию: "Малые дозы отличаются особой духовной силой, большей активностью, способностью проникать в пораженные органы и ткани".
Научная жизнь в последнее время предъявила очень серьезные доказательства для справедливости утверждения Ганемана. Так, например, опыты француза Жака Беквениста, произведенные им с разведением веществ в 10 в восьмидесятой степени раз показали, что молекулы воды обладают "памятью" на присутствие данного вещества, вызывая определенный физиологический эффект. О памяти воды свидетельствуют и опыты японского учёного Масару Эмото.
Инфекционные осложнения
Они, в основном, возникают при применении противомикробных средств и характеризуются уничтожением не только опасной, но и полезной микробной флоры ЖКТ (понятие дисбактериоз сейчас оспаривается). На этом фоне легко возникает повторная инфекция (суперинфеция), осложняющая течение заболевания. Кроме того, могут появиться устойчивые к препаратам микроорганизмы, что изменяет течение болезни и приводит к трудностям диагностики и лечения; происходит также снижение активности иммунной системы организма.
Неврогенные осложнения
Противотуберкулёзные средства (изониазид, циклосерин) могут вызывать эйфорию, беспокойство, бессонницу, эпилептические припадки. При введении местных анестетиков, пиперазина адипината, АКТГ могут возникнуть судороги. Препараты наперстянки, барбитураты, ненаркотические анальгетики и др. могут вызвать психозы, а налидиксовая кислота - повышение внутричерепного давления и отёк зрительного нерва.
Канцерогенное действие
Некоторые препараты могут вызывать возникновение опухолей. Такие эффекты редки, но возможны при применении неорганических соединений мышьяка, изониазида, грезеофульвина, эстрогенов и др. Однако существует мнение о том, что в большинстве случаев препараты не вызывают опухолевый процесс, а чаще просто ускоряют уже имеющийся. Этот факт установлен, например, для анаболических стероидов и цианкобаламина.
Синдром отмены
Этот синдром характеризуется обострением заболевания и возникновением новых симптомов при резком прекращении введения препарата. Наиболее характерным он является для гормональных препаратов, т.к. в этом случае существенно тормозится выработка естественных гормонов. Если после отмены препарата усиливаются симптомы основного заболевания, то такое явление называется феномен отдачи. Например, после резкой отмены неодикумарина повышается свёртываемость крови, после быстрой отмены антиангинальных средств возможно усиление приступов стенокардии, при резком отмене клофелина может возникнуть гипертонический криз.
Своеобразен синдром отмены при прекращении введения морфина и других наркотиков. В этом случае он проявляется в виде абстиненции.
Образование плотных конкрементов в тканях и просветах полых органов
После введения масляных растворов (камфора) возможно появление олеогранулём. В просветах полых структур органов (почки), где имеется возможность кристаллизоваться жидкостям, возможно появление плотных конкрементов, например, при применении сульфаниламидов, паратиреоидина, глюкокортикоидов и др.).
Резников К.М.
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ ФАРМАКОЛОГИИ
(электронный вариант)
Воронеж 2013
ББК
ISBN
Резников К.М. Лекции по общей фармакологии. /К.М. Резников // Изд. ВГМА., Воронеж – 2012. –97с.
В книге представлены материалы по общей фармакологии, на основе лекций, которые читались профессором Резниковым Константином Михайловичем более 30 лет студентам всех факультетов Воронежской государственной медицинской академии и дополненные в соответствии с современным государственным стандартом ВПО. В ней содержатся сведения об основных положениях современной фармакологии, процессах создания и исследования действия новых лекарственных препаратов, раскрыты общие вопросы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, особенности комбинированного действия лекарств и формирования эффектов при повторном введении препаратов, даны элементы лекарственной токсикологии.
Издание рассчитано на студентов всех факультетов и преподавателей медицинских вузов.
ББК
© Резников К.М., 2013
© Изд. ВГМА, 2013
ISBN
Предисловие
Необходимость издания пособия по общей фармакологии возникла в связи с переходом преподавания на новые стандарты обучения, в которых представлено много полезных материалов, как для преподавателей, так и для студентов. Уменьшение лекционного времени и увеличение его для самостоятельной работы диктует необходимость предоставления студентам новой информации в удобном для усвоения виде. В частности, в книгу включены вопросы компетенций обучающегося, касающиеся профессиональной, профилактической, лечебной и научно-исследовательской деятельности, указано, что должен знать, уметь и чем владеть студент в результате изучения фармакологии, даны основы классификации лекарственных средств и другие вопросы.
В книге излагаются основные положения, предусмотренные стандартом обучения и современной примерной программой по фармакологии (2010). В некоторых случаях представлено иное, чем общепризнанное, толкование некоторых вопросов, что связано с влиянием Воронежской фармакологической школы профессоров В.Н. Воронцова и В.И. Завражнова, преподавательским традициям которой мы свято следуем. Считаем необходимым выразить сердечную благодарность великолепному педагогу, доценту кафедры Китаевой Р.И., с которой многие годы обсуждались принципы и содержание преподавания общей фармакологии, а также академикам РАМН Петрову В.И. и Спасову А.А. (Волгоград), профессорам Базанову Г.А. (Тверь), Покровскому М.В.(Курск, Белгород) и др. за плодотворное и творческое обсуждение проблем преподавания фармакологии.
Автор будет весьма признателен за все замечания, пожелания и предложения по поводу данного издания. (VRKМ[email protected])
К. Резников
август 2012 года
ВВЕДЕНИЕ В ФАРМАКОЛОГИЮ
Требования к уровню освоения содержания фармакологии (компетенции обучающегося)
Профессиональные компетенции: способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной или провизорской деятельности; способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача или провизора; способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской и фармацевтической информации, опираясь на принципы доказательной медицины; способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную.
Профилактическая деятельность: способен и готов использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам.
Лечебная деятельность: способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях; способен и готов назначить адекватное лечение в соответствии с выставленным диагнозом.
Научно-исследовательская деятельность: способен и готов изучать научно-медицинскую и фармацевтическую информацию, соблюдать требования информационной безопасности; способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать – основы законодательства РФ в сфере обращения лекарственных средств; принципы изыскания новых лекарственных средств; государственную систему экспертизы испытаний новых лекарственных средств; общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств; классификацию и характеристику основных групп лекарственных средств, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, виды лекарственных форм, дозировки отдельных препаратов, их несовместимость; основные нежелательные реакции при введении лекарств; общие принципы оформления рецептов; источники медицинской и фармацевтической информации; международные непатентованные и патентованные коммерческие названия основных представителей групп лекарственных средств,
уметь – отличать понятия «лекарственная форма», «лекарственное вещество», «лекарственное средство», «лекарственный препарат», «лекарственное сырьё», «биологическая добавка к пище», «гомеопатическое средство»; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; оценивать возможности использования лекарственных средств для фармакотерапии; выписывать рецепты лекарственных средств или давать оценку правильности их написания; оценивать возможности токсического действия лекарств; проводить поиск по вопросам фармакологии, используя разные источники информации,
владеть - навыками применения лекарственных средств при лечении и профилактике заболеваний; навыками выбора лекарственного средства по совокупности его фармакологических свойств и возможности замены препаратом из других групп; навыками выбора определённой лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов с учётом патологического состояния; навыками прогнозирования возможного взаимодействия лекарственных средств при комбинированном применении различных препаратов; навыками выписывания лекарственных средств в рецептах при определённых патологических состояниях и навыками фармацевтической экспертизы врачебного рецепта и его корректировки; основами лечебных мероприятий при остром отравлении лекарственными средствами.
Определение и содержание фармакологии, её место среди других медицинских наук
Фармакология – это наука по изысканию новых лекарственных средств и изучению изменений в организме человека и животных, возникающих под действием лекарственных веществ в эксперименте и клинике.
Происходит этот термин от слов «фармакон» (греч.) – лекарство и «логос» – учение, т.е. фармакология – наука о лекарствах. Она является теоретической основой лекарственной терапии и её цель - поиск и изучение средств для лечения, профилактики и диагностики заболеваний. Фармакотерапия – наука об использовании лекарственных средств с лечебной целью. Она является одним из разделов фармакологии.
Фармакология включает 3 раздела: 1. Теоретическая (история, теории, концепции, методы, расчёты и т.д.); 2. Экспериментальная (фундаментальная); 3. Клиническая. Первые 2 раздела изучаются на 3-ем курсе, а 3-й – на старших курсах, поскольку клиническая фармакология– это совокупность научно-обоснованных принципов рационального выбора лекарственных средств для терапии заболевания или синдрома, индивидуального подбора фармакологических препаратов каждому больному, а также комплекс методов контроля терапевтической эффективности и безопасности лекарств.
Содержанием фармакологии являются помимо теоретических вопросов, также вопросы фармакокинетики, фармакодинамики, элементов фармакогнозии, фармацевтической химии, технологии лекарственных форм. Сюда входит также ряд разделов по лекарственной токсикологии, комбинированному действию лекарств и разделы по конкретным группам лекарственных средств. Изучение фундаментальной фармакологии приходится на середину обучения в вузе (3-й курс), это обусловлено тем, что она аккумулирует знания по биологии, биохимии, микробиологии, нормальной физиологии, гистологии, анатомии, латинскому языку, математике, медицинской информатике и т.д. Одновременно изучаются такие предметы как патологическая физиология и патологическая анатомия. Знания по фармакологии необходимы для более полноценного обучения на клинических кафедрах: внутренние болезни, хирургические болезни, инфекционные болезни и т.д. Следовательно, фармакология тесно связана практически со всеми медицинскими и биологическими науками, занимая среди них центральное место (рис.1).
Рис.1. Содержание и место фармакологии среди медицинских наук
Помимо прикладного значения (диагностика, профилактика, лечение заболеваний) фармакология имеет общебиологическое (познание процессов жизнедеятельности, исследование механизмов влияния на организм факторов внешней среды, повышение эффективности сельскохозяйственного производства) и социальное (улучшение качества жизни человека, предупреждение заболеваний, ускорение выздоровления, снижение инвалидизации и смертности, повышение рождаемости). Всё это свидетельствует о важной роли фармакологии в жизни человека и о необходимости достаточно полных знаний по фармакологии для врачей любой специализации.
Изучая медицину следует помнить помнить о высказывании одного из классиков отечественной терапии И.А. Кассирского: "Фармакология - та область, которая теснейшим образом объединяет теорию с практикой, ибо ее выводы и заключения обязательно переносятся к постели больного».
Некоторые вопросы истории фармакологии
Вопросы истории фармакологии достаточно полно описаны в существующих учебниках, поэтому мы остановимся только на 3-х положениях.
1. Особенности лекарствоведения в Древней Руси: а) в сведениях о болезнях было меньше мистики, чем в западных и восточных странах; б) существовали способы дозирования лекарств (щёпотью, горстью, ложкой), использовались лекарственные формы (порохи - порошки, горошки – пилюли), которые назначались при утре, при дне, при вечере, до или после еды; учитывалось телосложение пациентов (сухолявые, тощи, дебелые, мокростные); в) описание лекарств, особенно из растений было полное точное, с указанием где и когда собирать, как сушить и.т.; г) прописи лекарств было более продуманы, короче чем в западных странах, более обоснованы; д) женщины (как и сейчас) играли основную роль в лечении больных.
Первая аптека была открыта в 1422 году (Ревель - Талинн), а первая аптека в Москве – в 1581 году.
2. Первая в мире кафедра фармакологии была открыта в 1848 году в Дерптском (Юрьев, Тарту) университете профессором Рудольфом Бухгеймом в виде лаборатории экспериментальной фармакологии. Ранее эта кафедра называлась «кафедра диететики, врачебного веществословия и изящной словесности». В 1918 году часть университета, в которую входил медицинский факультет, была переведена в г. Воронеж. Сюда же переместилась и кафедра фармакологии, которой первые 3 года заведовал профессор Давид Мелитонович Лавров, а затем по 1953 год ученик академика Н.П. Кравкова профессор Василий Николаевич Воронцов. С 1953 года по 1982 год кафедрой заведовал ученик В.Н. Воронцова - профессор Виктор Иванович Завражнов, а с 1982 года – его ученик – профессор Константин Михайлович Резников. Таким образом, почти на протяжении 100 лет бережно хранились и передавались научные и педагогические традиции кафедры Воронежских фармакологов, что позволило долгие годы готовить достойные медицинские кадры и создавать эффективные лекарственные средства. На кафедре используется рейтинговая система обеспечения качества подготовки специалиста, ежегодно проводится конкурс на лучшее знание основ фармакологии, с освобождением победителей от экзамена с оценкой «отлично» и награждением Дипломом кафедры. Студенты активно работают в научном студенческом кружке, лучшие выступают с докладами на конференциях различного уровня и награждаются Дипломами ВГМА и кафедры. Как правило, аспирантами становятся студенты несколько лет занимающиеся экспериментальной фармакологией на кафедре.
3. Основоположником отечественной фармакологии является академик Николай Павлович Кравков,руководивший кафедрой фармакологии военно-медицинской академии (С-Пб). В 29 лет он стал доктором медицины и посвятил всю свою жизнь фармакологии, его учеником был проф. В.Н. Воронцов, следовательно, все последующие сотрудники, имеющие учёные степени являются последователями фармакологической школы Н.П. Кравкова. Основные направления его научной деятельности:
1.Создание методического центра по биологическому моделированию патологических процессов на животных для исследования лечебных эффектов биологически активных соединений.
2.Открытие явления лекарственной сенсибилизации.
3.Разработка проблемы зависимости действия лекарств от дозы.
4.Создание теории фазового действия лекарств.
5.Исследование зависимости действия лекарств от химического строения.
6.Разработка теории комбинированного действия лекарств.
7.Он первый предложил внутривенный и комбинированный наркоз.
8.Успешно разрабатывал проблемы фармакологии сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы и др.
9.Им написан учебник по фармакологии, выдержавший 14 изданий.
10.Под его руководством выполнено более 30 докторских диссертаций, авторы которых заведовали кафедрами фармакологии по всей России.