Законодательное, правовое регулирование заготовок сырья дикорастущих лекарст- венных растений.
До 1994 года деятельность по сбору дикорастущих лекарственных растений на террито-рии Российской Федерации не лицензировалась. Граждане могли свободно собирать лекар-ственные растения на всей территории страны, за исключением особо охраняемых террито- рий (заповедников, заказников, национальных парков) и земель обороны. Промышленные заготовки дикорастущих лекарственных растений, произрастающих в лесах лесного фонда, регулировались Основами лесного законодательства РФ и производились по лесным билетам на побочное лесное пользование. Такой же порядок закреплен и в ныне действующем Лес- ном Кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 22.01.1997 года. Статья 80 Кодекса предусматривает в разделе «Побочное лесное пользование» заготовку и 46 сбор лекарственных растений, а статья 81 гласит, что деятельность по использованию лесно-го фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
24 декабря 1994 года было принято Постановление Правительства РФ № 1418 «О лицен-зировании отдельных видов деятельности» (NB! В настоящее время утратил силу!). Этим постановлением была введена обязательность лицензирования деятельности по сбору и реа-лизации сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную кни- гу Российской Федерации).
8 февраля 1996 года Постановлением правительства РФ № 122 принято «Положение о лицензировании деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений».
Цель лицензирования - повышение качества обслуживания населения; обеспечение защиты интересов потребителей; соблюдение экологических и санитарных норм, пра- вил торговли; упорядочение рациональной эксплуатации зарослей дикорастущих ле- карственных растений, обеспечивающее сохранность зарослей и их полное воспроиз- водство.
Лицензированием этого вида деятельности занимаются территориальные органы охраны окружающей среды или комиссии по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности.
Лицензию могут получить как организации (юридические лица), так и отдель-ные граждане (физические лица). К лицензии могут прилагаться условия природопользова-ния, сроки и способы сбора (заготовки) лекарственного растительного сырья на территории РФ. Лицензия выдается на срок не менее 3 лет. В лицензии должно быть указано, разрешается ли лицензиату сбор и реализация собранного лекарственного растительного сырья, или только сбор.
Лицензия является обязательным, но не единственным документом, дающим право на сбор дикорастущих лекарственных растений. Для юридических лиц эта лицензия лишь дает возможность ее обладателю претендовать на получение конкретного разрешения на заготовку дикорастущих лекарственных растений в определенном районе, в определенные сроки и с соблюдением определенных условий.
В соответствии со статьей 42 Лесного Кодекса для заготовки дикорастущих лекарствен-ных растений в лесах требуется получить лесорубочный билет, ордер или лесной билет, предъявив лицензию на вид деятельности. Лесорубочный билет, ордер или лесной билет вы- дается пользователю на срок до одного года. При заготовке лекарственных растений, как правило выдается не лесорубный, а лесной билет, поскольку лишь в очень редких случаях (например, при заготовке корневищ и корней элеутерококка) производится рубка (выкор-чевывание, выкапывание) всего древесного растения. В большинстве случаев промышленная заготовка лекарственного растительного сырья в лесу (чаги, плодов, листьев и т.д.) ведется с сохранением живых растений и такой вид лесопользования называется побочным лесополь-зованием. Лесные билеты на побочное лесопользование выдаются лесхозами или лесничест- вами.
В соответствии с Лесным кодексом лесопользователи обязаны не допускать нанесения вреда окружающей среде, в том числе лесу, почвам, водным объекта; соблюдать правила пожарной безопасности.
Для удовлетворения личных потребностей граждане имеют право, находясь в лесу, бесплатно собирать лекарственное растительное сырье. Лицензия на этот вид деятельности не требуется, но тогда и заниматься реализацией собранного лекарственного растительного сырья гражданин не имеет права. Таким образом, лицензия на вид деятельности дает возможность гражданину на законном основании вести непромышленный сбор дикорастущих лекарственных растений и заниматься его реализацией перерабатывающим предприятиям или непосредственно в торговую сеть.
Если заготовку лекарственного сырья планируется производить не на землях лесного фонда (в тундровой, степной, полупустынной, пустынной, высокогорной зонах или в лесах, не входящих в лесной фонд), разрешение на сбор лекарственных растений может выдать 47 территориальный орган по охране окружающей среды соответствующего субъекта РФ. В случае, если лекарственные растения произрастают в водной среде (например, аир болотный), разрешение на его заготовку выдается бассейновыми органами рыбоохраны. Предприятие, перерабатывающее лекарственное растительное сырье, или аптека не обязаны иметь лицензию, но, приобретая лекарственное растительное сырье, они должны в обязательном порядке затребовать у поставщика документы, подтверждающие законность происхождения сырья (копию лицензии на этот вид деятельности, копию лесного билета или справку о том, что растение выращено в культуре).
Сертификат соответствия сырья предъявляется заготовителем по договоренности с покупателем.Крупные предприятия, перерабатывающие лекарственное растительное сырье, та- кие как АО «Красногорсклексредства», сами осуществляют проверку качества сырья и производят расчет с поставщиком, как правило, только после приемки сырья по качеству. При самостоятельной реализации лекарственного растительного сырья собственного сбора обладатель лицензии на соответствующий вид деятельности сам должен позаботиться о сертификате соответствия своей продукции.
Предприятие-заготовитель, имеющее соответственные документы, может привлекать по трудовым договорам граждан для сбора лекарственного растительного сырья, но при этом должно обеспечить их копиями документов, которые, при необходимости, должны быть представлены представителям служб, осуществляющих охрану леса, непосредственно на месте сбора.
Граждане, не имеющие лицензии на этот вид деятельности, имеют право собирать лекар-ственные растения только для личных потребностей, и не имеют права заниматься их реали- зацией. При заготовке лекарственных растений (как в промышленном масштабе, так и для лич-ных потребностей) сборщики обязаны соблюдать требования Инструкций по сбору и сушке дикорастущих лекарственных растений. Такие Инструкции разработаны на все официналь-ные виды. Они регламентируют оптимальные сроки сбора сырья и рациональные приемы его заготовки, обеспечивающие условия для сохранения и воспроизводства природных запасов лекарственных растений.
Субъекты РФ могут устанавливать ограничения или вводить полный запрет на сбор от- дельных видов лекарственных растений, если их запасы находятся в угрожающем состоянии. Так, ландыш майский занесен в Красную книгу Московской области, и его сбор на террито-рии области запрещен, равно как и реализация. В то же время, например, в Чувашской рес- публике, сбор ландыша майского разрешается.
Лесной Кодекс запрещает сбор и заготовку дикорастущих лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природ-ногонаркосодержащего сырья. Сбор лекарственных растений, занесенных в Красную книгу РФ, может допускаться лишь в исключительных случаях по специальному разрешению, вы- даваемому Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды.