Подраздел: «Вещества, преимущественно влияющие на обменные процессы»
Тема: «Минеральные вещества»
Вопросы для собеседования
Контролируется часть компетенции ПК-23:
- способность и готовность эффективно использовать лекарственные препараты;
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать: теоретические основы эффективного использования лекарственных средств изучаемой группы (фармакокинетика, фармакодинамика, особенности применения при различных физиологических состояниях у животных);
- уметь: выписывать рецепт на лекарственные средства изучаемой группы.
Вопросы для собеседования (опроса):
1. Опираясь на знания физиологии минерального обмена, дайте определение микроэлементам и макроэлементам. Покажите значение минеральных веществ в нормальной жизнедеятельности организма на примере следующих химических элементов: Na+, K+, Ca2+, Mg2+, P3+, F+, Cl-.
2. Приведите химическую классификацию солей минеральных веществ.
3. Дайте характеристику препаратам солей натрия и калия: русское и латинское название, формы выпуска, дозировки, показания к применению, противопоказания к применению в ветеринарной практике.
4. Дайте характеристику препаратам кальция и магния: русское и латинское название, формы выпуска, дозировки, показания к применению, противопоказания к применению в ветеринарной практике.
5. Опираясь на знания физиологии нервной системы и процесса передачи импульса в нервно-мышечном синапсе, обоснуйте, почему препараты кальция и магния обладают противосудорожным действием.
6. Опираясь на знания принципов поддержания равновесия внутренней среды организма, объясните механизм противоотечного действия гипертонических растворов солей натрия и кальция, вводимых внутривенно.
7. Опираясь на механизмов водно-солевого обмена6 обоснуйте, почему при отравлении поваренной солью при обильном поении животного может возникнуть отек головного мозга, отек легких и гидремия тканей.
8. Дайте характеристику препаратам калия и натрия: русское и латинское название, формы выпуска, дозировки, показания к применению, противопоказания к применению в ветеринарной практике.
9. Дайте характеристику препаратам кальция и магния: русское и латинское название, формы выпуска, дозировки, показания к применению, противопоказания к применению в ветеринарной практике.
10. Перечислите возможные пути введения 10%-ного раствора хлорида кальция и 5%-ного раствора хлорида кальция, обоснуйте свой ответ. Исходя из перечня возможных путей введения 10%-ного раствора хлорида кальция сформулируйте правила работы с этим лекарственным средством.
11. Дайте характеристику комплексным минеральным препаратам, применяемым в ветеринарной практике: русское и латинское название, формы выпуска, дозировки, показания к применению, противопоказания к применению.
12. Охарактеризуйте виды действия препаратов тяжелых металлов на организм животных, приведите примеры.
13. Дайте характеристику препаратам свинца, меди и серебра: русское и латинское название, формы выпуска, дозировки, показания к применению, противопоказания к применению в ветеринарной практике.
14. Дайте характеристику препаратам фосфора, йода и селена: русское и латинское название, формы выпуска, дозировки, показания к применению, противопоказания к применению в ветеринарной практике.
Выпишите рецепты на лекарственные средства:
- теленку массой 40 кг раствор Рингера-Локка внутривенно при токсической диспепсии;
- теленку массой 40 кг изотонический раствор хлорида натрия, назначить внутрь для выпойки по Шарабрину на 4 дня при диспепсии;
- корове массой 400 кг раствор хлорида кальция внутривенно при родильном парезе;
- собаке массой 20 кг раствор хлорида кальция внутривенно при внутреннем кровотечении;
- собаке массой 30 кг сульфат магния внутримышечно при судорогах;
- подсвинку массой 55 кг глюконат кальция внутримышечно при отравлении поваренной солью в качестве антидота;
- коровам 10 голов со средней массой 350 кг кальфосет для лечения остеодистрофии;
- коту массой 4,5 кг регидрон, назначить для выпаивания по 1 чайной ложке каждые 15 минут в течение 4 часов;
- поросятам двухдневного возраста 6 голов (средняя масса 1,1 кг) ферранимал-75 для профилактики железодефицитной анемии;
- лошади массой 360 кг раствор протаргола для смазывания глотки 2 раз в день в течение 2 дней при фарингите;
- собаке массой 40 кг панангин внутривенно с изотоническим раствором хлорида натрия;
- коровам 300 голов со средней массой 350 кг кормовой мел, назначить 1 раз в день в течение 14 дней;
- коровам 300 голов со средней массой 350 кг «Кафорсен» для профилактики остеодистрофии.
Таблица 54 Методика проведения контроля
Параметры методики | Примечания (варианты параметров) |
Количество оценок | пять |
Названия оценок | - 5 баллов - 4 балла - 3 балла - 2 балла - 1 балл |
Пороги оценок | см. критерии оценок |
Предел длительности всего контроля | 45 минут |
Последовательность выбора вопросов | Последовательная |
Предлагаемое количество вопросов (рецептов) | 1 (1) |
Критерии оценок:
«5 баллов» выставляется, если: студент усвоил теоретический материал в полном объеме, четко объясняет фармакокинетику, фармакодинамику, особенности применения препаратов изучаемой группы при различных физиологических состояниях у животных, показания и противопоказания к применению, грамотно выписывает рецепты.
«4 балла» выставляется, если студент твердо усвоил теоретический материал, грамотно и по существу излагает его, допуская незначительные ошибки в фармакокинетике, фармакодинамике, особенностях применения препаратов изучаемой группы при различных физиологических состояниях у животных, показаниях и/или противопоказаниях к применению, допускает погрешности при выписывании рецептов.
«3 балла» выставляется студенту, который слабо владеет теоретическим материалом, излагает его, нарушая логическую последовательность, плохо ориентируется в фармакокинетике, фармакодинамике препаратов изучаемой группы, особенностях их применения при различных физиологических состояниях у животных, показаниях и/или противопоказаниях к применению, допускает ошибки при выписывании рецептов.
«2 балла» выставляется студенту, уровень знаний которого по данному разделу недостаточен, студент слабо владеет теоретическим материалом, не ориентируется в фармакокинетике, фармакодинамике, особенностях применения при различных физиологических состояниях у животных, с трудом перечисляет показания и противопоказания к применению препаратов данной группы, испытывает затруднения при написании рецептов.
«1 балл» выставляется студенту, уровень знаний которого по данной теме не достаточен для дальнейшей учебы и будущей профессиональной деятельности.