Тема: «Сульфаниламиды и нитрофураны»
Контролируется часть компетенции ПК-23:
- способность и готовность эффективно использовать лекарственные препараты;
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать: теоретические основы эффективного использования лекарственных средств изучаемой группы (фармакокинетика, фармакодинамика, особенности применения при различных физиологических состояниях у животных);
- уметь: выписывать рецепт на лекарственные средства изучаемой группы.
Вопросы для собеседования (опроса):
1. Дайте определение понятию сульфаниламиды, объясните, на чем основано их бактериостатическое действие, условия проявления бактериостатичности, перечислите виды действия, оказываемые сульфаниламидами на организм животного, приведите примеры.
2. Приведите классификацию сульфаниламидных препаратов в зависимости от их фармакокинетических свойств, приведите примеры препаратов, применяемых для лечения болезней органов дыхания и примеры препаратов, применяемых для лечения воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта.
3. Приведите классификацию сульфаниламидных препаратов по длительности действия, приведите примеры лекарственных препаратов.
4. Дайте характеристику современным сульфаниламидным препаратам, применяемым в ветеринарной практике: русское и латинское наименование, формы выпуска, дозировки и кратность применения, показания к применению и противопоказания к применению в ветеринарной практике.
5. Дайте определение понятию нитрофураны, опишите физические свойства нитрофуранов.
6. Изложите сущность механизма действия химиотерапевтических средств группы нитрофуранов, поясните, какой фактор влияет на проявление бактерицидного или бактериостатического действия нитрофуранов.
7. Дайте характеристику современным нитрофуранам, применяемым в ветеринарной практике: русское и латинское наименование, формы выпуска, дозировки и кратность применения, показания к применению и противопоказания к применению в ветеринарной практике.
8. Постарайтесь объяснить, с чем связан тот факт, что за последние 10 лет количество используемых сульфаниламидных препаратов и нитрофуранов, как химиотерапевтических средств резко сократилось.
Выпишите рецепты на лекарственные средства:
- свинье массой 160 кг фталазол, назначить внутрь 3 раза в день в течение 3 дней при гастроэнтерите;
- козе массой 40 кг бисептол, назначить внутрь 2 раза в день в течение 4 дней при бронхите;
- кошке массой 2,5 кг сульф 120, назначить внутрь при бронхите;
- кошке массой 5 кг сульфален, назначить внутрь при цистите;
- овце массой 50 кг сульгин, назначить внутрь на 6 приемов при гастроэнтерите;
- жеребенку массой 70 кг триметосул при бронхопневмонии;
- корове массой 300 кг стрептоцидовую мазь для наружного применения;
- лошади массой 640 кг фурацилин для приготовления раствора для орошения полости при стоматите, назначить 2 раза в день в течение 2 дней;
- собаке массой 40 кг мазь «Фастин-1», назначить наружно при мокнущем дерматите;
- теленку массой 45 кг фуразолидон при диспепсии, назначить внутрь в течение 4 дней;
- коту массой 4 кг фуродонин, назначить внутрь на 5 дней при мочекаменной болезни;
- корове массой 360 кг палочки с фуразолидоном, назначить вагинально 1 раз в день в течение 5 дней при вагините.
Таблица 53 Методика проведения контроля
Параметры методики | Примечания (варианты параметров) |
Количество оценок | пять |
Названия оценок | - 5 баллов - 4 балла - 3 балла - 2 балла - 1 балл |
Пороги оценок | см. критерии оценок |
Предел длительности всего контроля | 45 минут |
Последовательность выбора вопросов | Последовательная |
Предлагаемое количество вопросов (рецепта) | 1 (1) |
Критерии оценок:
«5 баллов» выставляется, если: студент усвоил теоретический материал в полном объеме, четко объясняет фармакокинетику, фармакодинамику, особенности применения препаратов изучаемой группы при различных физиологических состояниях у животных, показания и противопоказания к применению, грамотно выписывает рецепты.
«4 балла» выставляется, если студент твердо усвоил теоретический материал, грамотно и по существу излагает его, допуская незначительные ошибки в фармакокинетике, фармакодинамике, особенностях применения препаратов изучаемой группы при различных физиологических состояниях у животных, показаниях и/или противопоказаниях к применению, допускает погрешности при выписывании рецептов.
«3 балла» выставляется студенту, который слабо владеет теоретическим материалом, излагает его, нарушая логическую последовательность, плохо ориентируется в фармакокинетике, фармакодинамике препаратов изучаемой группы, особенностях их применения при различных физиологических состояниях у животных, показаниях и/или противопоказаниях к применению, допускает ошибки при выписывании рецептов.
«2 балла» выставляется студенту, уровень знаний которого по данному разделу недостаточен, студент слабо владеет теоретическим материалом, не ориентируется в фармакокинетике, фармакодинамике, особенностях применения при различных физиологических состояниях у животных, с трудом перечисляет показания и противопоказания к применению препаратов данной группы, испытывает затруднения при написании рецептов.
«1 балл» выставляется студенту, уровень знаний которого по данной теме не достаточен для дальнейшей учебы и будущей профессиональной деятельности.