Эксплуатация электрооборудования.
На самолетах Л-200А и Л-200Д источниками электроэнергии являются два генератора фирмы «Сцинтилла» мощность 600 вт каждый и аккумулятор 12-А-30 емкостью 27 а час.
Аккумулятор может служить для запуска авиадвигателей и как аварийный источник электроэнергии при неработающих генераторах в случае их отказа или во время руления самолета по аэродрому, когда число оборотов авиадвигателей недостаточно для включения генераторов (менее 1200—1400 об/мин.).
На земле при неработающем авиадвигателе питание бортсети может осуществляться как от наземного источника электроэнергии, так и от бортового аккумулятора.
Однако, как правило, на земле при техническом обслуживании и запуске двигателя должен использоваться аэродромный источник электроэнергии.
Во время полета генераторы и аккумулятор должны быть постоянно включены.
Выключать генератор в полете разрешается только в случае его ненормальной работы, когда напряжение резко возрастает (свыше 28,5 в) или падает (ниже 24,5 в).
Для контроля за работой генератора предназначена лампочка с красным светофильтром, установленная на приборной доске. При отказе генератора эта лампочка загорается.
Электрическая сеть самолета однопроводная, т.е. минусовые цепи всех потребителей соединены с корпусом самолета. Защита цепей потребителей электроэнергии осуществлена при помощи автоматов защиты сети типа АЗС, основная часть которых смонтирована на электропульте.
Примечание: При определении неисправности в электрооборудовании самолета следует руководствоваться бортовой формулярной электросхемой данного самолета, так как электрооборудование отдельных серий самолетов может отличаться как системой монтажа, так и типом электроагрегатов.
Проверка исправности электрооборудования.
1. Перед полетом необходимо проверить заряженность аккумулятора, для чего включить на время проверки бортовой аккумулятор и в качестве нагрузки посадочную фару или преобразователь радиостанции. Нажав на кнопку вольтамперметра, измерить напряжение, которое должно быть не менее 24 в. При напряжении ниже 24 в аккумулятор заменить заряженным.
2. Включить АЗС «Сигнализация» и путем нажатия соответствующих кнопок убедиться в исправности сигнализации шасси, щитков, триммера руля поворота и др.
3. После запуска авиадвигателей проверить работу генераторов, для чего выключить один генератор и при 1600—2000 об/мин. авиадвигателя включенного генератора нажать на кнопку его вольтамперметра; напряжение этого генератора должно находиться в пределах 27—28,5 в, а красная лампочка на электрощитке не должна гореть.
Отпустить кнопку, стрелка вольтамперметра должна отклониться влево от нулевого положения, указывая на подзаряд аккумулятора.
Аналогичным образом проверить работу другого генератора.
4. Проверить работу бензоподкачнвающих насосов, стеклоочистителя, приборов и радиооборудования.
Перед ночным полетом проверить исправность фар, аэронавигационных огней, ламп УФО и освещения.
5. На самолете Л-200А проверить работу электромеханизмов винтов, для чего при работающих авиадвигателях на 2000—2200 об/мин, поочередно устанавливать соответствующие кнопки переключателя винтов в положения «Старт», «Набор», «Макс.» и «Флюгер»; нажатием корректировочных кнопок правого и левого винта убедиться в исправности действия управления воздушными винтами.
6. На самолете Л-200Д проверить работу вспомогательных насосов флюгирования винта, для чего рычаг искателя оборотов перевести в положение, соответствующее флюгированию (угол 82°). Вывод винта из флюгерного положения осуществляется нажатием кнопки коробки управления винтом.
Контроль за электрооборудованием в полете.
1. При неисправности электросети или агрегата АЗС автоматически выключается, при этом рукоятка его переходит из верхнего положения в нижнее. Автоматически выключившийся АЗС следует попытаться включить, но ни в коем случае принудительно не удерживать во включенном положении, так как это может привести к пожару на самолете.
При повторном срабатывании автомата включать его нельзя до устранения неисправности в цепи.
2. Во время полета необходимо периодически контролировать работу источников электроэнергии по показаниям вольтамперметра. Стрелка вольтамперметра должна показывать величину зарядного тока аккумулятора, т.е. отклоняться влево от нулевого положения. Величина зарядного тока зависит от степени разряда аккумулятора до полета и может изменяться в пределах от 25 а в начале полета до нуля в конце полета. Если аккумулятор хорошо заряжен, то в начале полета будет небольшой зарядный ток. При рулении самолета, т.е. при работе авиадвигателей на малых оборотах, генераторы не дают нужного напряжения, вследствие чего всю нагрузку электросети несет аккумулятор. При этом стрелка вольтамперметра отклоняется вправо от нулевого положения и показывает величину тока разряда аккумулятора. Положение стрелки вольтамперметра правее нуля, при работающих авиадвигателях с оборотами 1600 и более, укажет на неисправность генератора или другого электрооборудования.
Перегрузка генератора может произойти при повышенном потреблении тока в какой- либо неисправной цепи электросети самолета. В этом случае нужно поочередно, выключая отдельные потребители и генераторы, найти неисправную цепь и выключить ее.
На самолетах Л-200А и Л-200Д работа генераторов контролируется с помощью сигнальных ламп. Загорание лампы свидетельствует о том, что питание электросети происходит от бортового аккумулятора. При включении генераторов на бортовую сеть сигнальные лампы гаснут. В случае отказа в работе одного из генераторов или одного из авиадвигателей необходимо следить за показанием вольтамперметра и не допускать длительного разряда аккумулятора (отклонения стрелки вольтамперметра вправо от нуля); для чего включать мощные потребители электроэнергии, (радиостанцию, радиокомпас) только на короткое время (на время связи и определения курса).
Пользование электрооборудованием ночью.
Ночью перед рулением следует включить AHO, а во время руления рулежную фару. В случае необходимости во время руления допускается кратковременно включать посадочную фару. Длительное непрерывное горение посадочной фары не рекомендуется.
На аэродроме, имеющем световое оборудование, ночной взлет, как правило, производить с выключенной фарой.
Если взлет производят с включенной фарой, то выключать ее нужно после преодоления всех препятствий, но не ниже чем на высоте 50 м.
Преждевременное выключение фары может привести к потере ориентировки вследствие резкого изменения освещения местности. Для освещения приборов при взлете целесообразнее использовать ультрафиолетовое облучение, а плафон для освещения кабины должен быть выключен.
В течение всего ночного полета и руления должны быть включены навигационные огни и лампы облучения приборов.
Особенности эксплуатации электрооборудования зимой.
Для сохранения емкости бортового аккумулятора при температуре наружного воздуха — 25°С и стоянке самолета свыше двух часов аккумулятор следует снимать с самолета и хранить в теплом помещении. Устанавливать аккумулятор на самолет следует не раньше, чем за час до вылета.
При резких колебаниях температуры на контактах коммутационной аппаратуры (выключателей, кнопок, реле и др.) может образоваться ледяная пленка, которая будет препятствовать прохождению тока. В этих случаях необходимо многократно включать н выключать реле, выключатели, кнопки и другую аппаратуру, чтобы механически разрушить ледяную пленку на их контактах.