Принципиальные особенности конструкций авиаприборов и пользование ими.
Авиагоризонт LUN - 1202
Авиагоризонт LUN-1202 по внешнему виду несколько схож с отечественным авиагоризонтом типа АГК-47Б. Однако индикация показаний его отличается от индикации АГК- 47Б весьма существенным образом.
Индикация шкалы тангажа авиагоризонта обратная, т.е. при наборе высоты силуэт самолета прибора находится в нижней части шкалы с надписью STOUPA (подъем), а при снижении самолета силуэт самолета находится в верхней части шкалы, имеющей надпись KLESA (спуск). Соответственно этому нижняя часть шкалы окрашена в голубой цвет, а верхняя - в коричневый.
Индикация шкалы поперечных кренов прямая, одинаковая с авиагоризонтом АГК- 47Б.
Пилоту необходимо помнить об обратной индикации шкалы тангажа у авиагоризонта LUN-1202.
Погрешность авиагоризонта в выдерживании правильного положения линии горизонта составляет ±1.5°.
Отклонение стрелки (чувствительность) указателя поворота (установленного в корпусе авиагоризонта) при угловой скорости разворота самолета 3 град/сек равна 4±0,6 мм.
Включение авиагоризонтов на самолетах Л-200Д и Л-200А производится через автомат защиты «Гиро» и кнопку «Авиагоризонт» или через автомат защиты «Гироприборы» и кнопку «Горизонт».
Приборы включаются в заарретированном состоянии и разарретируются, когда ротор гироузла наберет достаточное число оборотов (для авиагоризонта LUN-1202, когда будет виден свет неоновой лампы на шкале). Перед полетом авиагоризонт включается полностью на стоянке самолета (до выруливания).
Выключение и арретирование авиагоризонта производятся после заруливания самолета на стоянку.
На самолетах Л-200Д поставлен авиагоризонт АГК-47Б.
Курсовой гироскоп LUN-1272.
Курсовой гироскоп представляет собой гирополукомпас. Направление полета показывает центральная (узкая) стрелка прибора; широкая стрелка с двумя светлыми линиями является курсозадатчиком.
Погрешность (уходы) стрелки на 4 основных курсах: 0°, 90°, 180°, 270° — за 15 мин. составляет у исправного прибора не более ±3°. С помощью арретира гироузел курсового гироскопа может быть зажат, т.е. заарретирован, или освобожден, т.е. разарретирован.
В заарретированном положении стрелка прибора может быть поставлена на любой курс, в разарретированном положении на любой курс может быть поставлен курсозадатчик.
Обычно стрелки курсового гироскопа устанавливается на магнитный курс еще на земле, а затем периодически корректируется в воздухе по магнитному компасу. Курсозадатчик устанавливается на заданный магнитный курс полета на стоянке. Включение курсового гироскопа на самолетах Л-200Д и Л-200А производится через автомат защиты «Гиро» и кнопку «Гирополукомпас» или через АЗС «Гироприборы» и кнопку «Гироскоп».
Перед полетом включение прибора производится в заарретированном положении на стоянке самолета. Разарретирование его, при необходимости, можно произвести через 5 мин. после включения питания. Полная готовность к работе курсового гироскопа
LUN-1272 равна 10 мин. Выключение и арретирование гирополукомпаса LUN-1272 после полета делается после заруливания самолета на стоянку.
Указатель поворота LUN-1213.
Указатель поворота LUN-1213 установлен на самолетах Л-200Д, Л-200А вместо
LUN-1211. На этих самолетах им пользуются как резервным указателем поворота в дополнение к имеющемуся при авиагоризонте. По принципу работы и конструкции он схож с отечественными указателями поворота ЭУП-46, ЭУП-53.
Чувствительность указателя поворота LUN-1213 при нормальных условиях следующая:
W = 18 град/сек....................................................... 30 ± 4°
W = 6.......................................................................... 17±2°
W = 2............................................................. 5 мм ± 0,5 мм
где W—угловая скорость поворота самолета.
Указатель поворота на самолете включается через автомат защиты с названием «Приборы» и выключатель (нажимную кнопку) «Вспомогательный указатель поворота».
Включение указателя поворота перед полетом и выключение после полета производится на стоянке самолета.
Указатель скорости LUN-1101.
Указатель скорости, установленный на самолетах Л-200Д, Л-200А, по принципу работы аналогичен отечественным указателям скорости.
Инструментальная погрешность показаний указателя скорости LUN-1101 при нормальной температуре для исправного прибора не превышает ±4 км/час до точки 100 км/час и ±6 км/час до точки 200 км/час; на точках 250, 350, 400 км/час погрешность не превышает ±8 км/час.
Допустимое смещение стрелки с нулевой точки шкалы для исправного прибора — не более ±2 км/час.
На самолетах Л-200А, Л-200Д имеется сигнализация включения и исправности электрообогревательного элемента приемника воздушных давлений.
Для проверки исправности электрообогревательного элемента ПВД следует включить автомат защиты «Антиобледенитель, ПВД», или АЗС «Противообледенение». В этом случае должна гореть сигнальная лампа. Для включения обогрева ПВД необходимо еще нажать белую кнопку «Обогрев ПВД», расположенную слева под приборной доской (сигнальная лампа не горит).
В полете обогрев ПВД следует включать при температурах наружного воздуха 0° и ниже.
На случай замерзания или засорения статических отверстий приемника воздушных давлений во избежание отказа в работе указателя скорости, высотомеров и вариометра в верхней части приборной доски сделано приспособление, соединяющее статическую проводку ПВД с кабиной самолета. Конец статической проводки ПВД, выведенный на приборную доску, герметично закрыт металлической заглушкой. Вблизи ее имеется надпись: «Аварийный прием статического воздушного давления». В нормальных полетах заглушка завернута до конца, и статическая система ПВД с кабиной не соединяется.
В случае замерзания или засорения статических отверстий ПВД необходимо заглушку аварийного вывода отвернуть. В этом случае корпусы манометрических навигационно- пилотажных приборов будут сообщены с воздухом кабины самолета. Показания их изменятся таким образом, что указатель скорости будет показывать на 10—12 км/час больше; высотомеры также несколько увеличат свои показания.
Высотомер LUN-1221 и вариометр LUN-1145.
Высотомер LUN-1121 и вариометр LUN-1145 аналогичны отечественным: высотомеру ВД-12 и вариометру ВР-10.
Допустимые инструментально-шкаловые погрешности показаний у исправного высотомера LUN-1121 при нормальной температуре на высоте полета 0 м (у земли) составляет ±20 м; на высоте 1000 м и 2000 м ±40 м.
Погрешности показаний вариометра LUN-1145 на точках шкалы до 4 м/сек составляют ±0,5 м/сек; на точках шкалы 6 и 10 м/сек—соответственно ±1 и ±1,5 м/сек.
Пользоваться этими приборами следует так же, как и отечественными.
Магнитный компас LUN-1222.
Компас LUN-1222 подобен отечественному компасу КИ-11. По внешнему виду от компаса КИ-11 он отличается курсозадатчиком, который перед вылетом устанавливается на заданный магнитный курс полета самолета с учетом девиации данного компаса на этом курсе. Ошибки компаса LUN-1222 на самолетах в виде поправки (девиации) приведены в таблице, вывешенной вблизи прибора.
ВНИМАНИЕ! При кренах самолета более 17° иногда возможно заедание картушки компаса. Для приведения картушки в нормальное (горизонтальное) положение необходимо постучать по кожуху компаса.
Двух стрелочный тахометр LUN-1314.
Указатель тахометра LUN-1315 измеряет одновременно количество оборотов валов двух двигателей.
Верхняя стрелка этого тахометра с обозначением «L» или «Л» показывает обороты вала левого двигателя; по нижней стрелке с обозначением «Р» или «П» определяются обороты вала правого двигателя.
Указатель тахометра LUN-1315 в комплекте с датчиком LUN-1316 правильно показывает (в пределах допусков) с отметки шкалы 500 об/мин при условии синхронной работы электромоторов указателя и датчика. Вход в синхронизм указателя с датчиком осуществляется кратковременным увеличением числа оборотов до 700—1000 и более. Погрешности показаний комплекта тахометра LUN-1314 на точках шкалы 500 и 1000 об/мин. составляют ±50 об/мин., на точках шкалы 2000, 2500, 3000 об/мин ±25 об/мин.
Четырехстрелочный указатель параметров двигателя типа LUN-1523.
На самолетах Л-200Д, Л-200А прибором LUN-1523 определяются:
а) температуры входящего в двигатель и выходящего из него масла;
б) давление бензина и масла, поступающих в двигатель.
Включение на самолете левого четырехстрелочного указателя производится через автомат защиты с надписью: «Приборы контроля работы моторов» (левый); четырехстрелочного указателя параметров правого двигателя — соответственно через автомат защиты, расположенный с правой стороны.
Трехстрелочный указатель температуры воздуха LUN-1355.
Трехстрелочный указатель температуры LUN-1355 на самолетах Л-200Д, Л-200А определяет температуру подогрева переднего носка левого и правого крыльев и температуру воздуха в теплообменнике, из которого горячий воздух поступает в кабину самолета.
Включение прибора на указанных самолетах происходит через автомат защиты «Приборы».
Бензиномеры LUN-1617, LUN-1630.
На самолете Л-200А установлены два однострелочных бензиномера LUN-1617, которыми определяется количество горючего в основных бензобаках.
На левой стороне шкалы указателей бензиномеров имеется сигнализация горючего в основных бензобаках, которая срабатывает при остатке топлива в них примерно по 25 л. Погрешность показаний составляет ±0,75 л.
Исправный указатель бензиномера LUN-1617 в комплекте со своим датчиком при нормальной температуре может иметь следующие инструментальные погрешности показаний:
Таблица 14
Контролируемые значения отметок шкалы прибора, л | Допустимые погрешности, л |
0, 10 | ±2,5 |
25, 40, 60, 80, 100 | ±5 |
В дополнительных бензобаках этого самолета имеется возможность определения лишь критического количества горючего с помощью прибора LUN-1645.
На самолете Л-200Д установлены два двухстрелочных (двухшкаловых) бензиномера типа LUN-1630, по верхним шкалам которых определяется количество горючего в основных бензобаках, по нижним шкалам — количество горючего в дополнительных бензобаках.
В нижней части левой стороны верхней шкалы указателя бензиномера имеется застекленное окно для сигнализации остатка горючего в основных бензобаках при 25 л. Возможная ошибка сигнализации ±0,75 л. Сигнализации критического количества горючего в дополнительных бензобаках на самолетах Л-200Д не имеются. Поэтому определение как общего, так и критического остатка топлива в дополнительных бензобаках производится по стрелке на нижней шкале бензиномера LUN-1630. При этом следует учитывать, что данный бензиномер может показать на отметках нуль и 10 л с погрешностью ±3 л, а на остальных отметках шкалы - ±6 л.
Включение бензиномеров на самолетах Л-200Д, Л-200А происходит через автомат защиты «Приборы».
Сигнализатор критического количества горючего дополнительных бензобаков LUN-1645.
Прибор LUN-1645 на самолете Л-200А служит для подачи сигнала при израсходовании горючего до минимально допустимого количества в дополнительном бензобаке, когда необходимо произвести переключение питания двигателя с дополнительного на основной бензобак.
Загорание сигнальной лампы прибора LUN-1645 на самолете Л-200А должно происходить при остатке горючего в маленьком дополнительном баке 0,6 л ± 10%.
Включение сигнализатора критического количества горючего на самолете происходит через автомат защиты «Сигнализация».
Указатель положения закрылков LUN-1684.
На самолетах Л-200Д. Л-200А комплектом прибора LUN-1684 определяется положение закрылков.
Прибор LUN-1684 подобен отечественным указателям положения УПЗ. Погрешность показаний комплекта исправного прибора LUN-1684 при нормальной температуре - не более ±4°. Включение указателя положения закрылков на самолете производится через автомат защиты «Сигнализация».
Двухстрелочный термометр цилиндров типа 2ТЦТ-47.
Прибор типа 2ТЦТ-47 отечественного производства установлен на самолете для измерения температуры головок цилиндров двух двигателей.
Погрешность показаний комплекта 2ТЦТ-47 при нормальной температуре на отметках шкалы 100, 160, 200, 240° составляет ±9°С.
Перед опробованием двигателей прибор 2ТЦТ-47 должен показывать температуру наружного воздуха с точностью ±5° (если она равна температуре двигателя).
Двухстрелочный мановакvумметр типа 2МВ-18П.
Мановакуумметр («наддув») 2МВ-18П на самолетах Л-200Д, Л-200А определяет давление воздуха в нагнетателях двух двигателей. При неработающих двигателях прибор 2МВ-18П должен показывать окружающее атмосферное давление. Расхождения не должны быть более ±10 мм рт. ст.
Погрешности показаний мановакуумметра 2МВ-18П при нормальной температуре на отметках шкалы 400мм рт. ст. составляют ±15 мм рт. ст.; на отметках шкалы 600, 800, 1000 мм рт. ст. — ± 10 мм рт. ст.