Минимальные скорости полета.
Минимально допустимые скорости полета по прибору установлены следующие:
двухмоторный полет с убранными шасси и закрылками —140 км/час;
двухмоторный полет с отклоненными на 15° закрылками — 130 км/час;
одномоторный полет — 150 км/час.
На этих скоростях разрешается производить развороты с креном не более 15°.
Указанные скорости обеспечивают запас до скоростей начала бафтинга порядка 15 км/час и до скоростей сваливания 20—30 км/час. Полет на скоростях меньших минимально допустимых запрещается. Значения скоростей начала бафтинга и скоростей сваливания в зависимости от использования мощности двигателей и механизации крыла в двухмоторном полете с полетным весом 1950 кг приведены в табл. 7.
Таблица 7
№ пп | Режим полета | δз | Скорость по прибору, км/час | |
начала бафтинга | сваливания | |||
Малый газ (Pa = 350 мм рт.ст., п = 1600 об/мин.) | 0° | |||
20º | ||||
30º | ||||
Крейсерский режим (Ра == 440— 600 мм. рт.ст., п = 1750—2100 об/мин) | 0° | — | ||
20º | — | |||
Полный газ (Ра = 720 мм. Рт.ст., п = 2500 об/мин.) | 0° | — | ||
20º | — |
За 5—10 км/час до сваливания возникает бафтинг хвостового оперения, ощущаемый по характерной тряске органов управления и приборной доски пилота.
Сваливание происходит достаточно плавно, самолет при этом обычно кренится и разворачивается вправо, одновременно опуская нос. Угловые скорости крена и рысканья в момент сваливания достигают 5—6 град/сек., а угловая скорость тангажа 10—15 град/сек.
В случае сваливания пилот должен немедленно отдать штурвал от себя. Самолет при этом легко выходит из сваливания с потерей высоты около 50 м. Отклонение руля высоты, потребное для вывода, составляет 6—8º.
В одномоторном полете сваливание происходит в сторону неработающего двигателя, на большей скорости и более резко, чем в двухмоторном полете.
Сваливание в полете на левом работающем двигателе наступает примерно на 10 км/час раньше (т. е. на большей скорости), чем в случае полета на правом двигателе.
Значения скоростей сваливания в одномоторном полете приведены в табл. 8.
Таблица 8
№ пп | Работающий двигатель | Скорость по прибору км/час | Примечание | ||
начала бафтинга | сваливания | ||||
Правый (Ра=720 мм. рт.ст., п = 2350 об/мин) Левый винт во флюгере | — | Резкое сваливание влево | |||
Левый (Ра = 720 мм рт.ст., п = 2350 об/мин) Правый винт во флюгере | Резкое сваливание вправо |
Снижение.
1. При входе в зону АДС по командной радиостанции установить связь с КДП аэропорта посадки. Получив разрешение на вход в район аэропорта и данные о погоде, установить барометрические шкалы обоих высотомеров на давление аэродрома.
2. Перед началом снижения установить рычаги коррекции смеси в положение «Нормально».
3. Скорость полета при снижении, как правило, держать такую же, как и в горизонтальном полете перед снижением.
Наивыгоднейшая скорость полета самолета при снижении находится в пределах 175—200 км/час. Вертикальная скорость снижения самолета при наличии пассажиров на борту должна быть не более 2 м/сек.
4. Во время планирования или длительного снижения следить, чтобы температура головок цилиндров была не ниже 70°С, а температура масла на входе в двигатель не ниже 40°С. Непосредственно перед посадкой, для хорошей приемистости в случае необходимости ухода на второй крут, двигатели необходимо прогреть до температуры головок цилиндров не ниже 100°С.
5. Перед заходом на посадку переключить топливные краны на основные баки, включить подкачивающие насосы топлива и нагнетатели двигателей.
Посадка.
1. При подходе к аэродрому пилот должен сличить показания магнитного компаса и курсового гироскопа и установить посадочный магнитный курс.
2. Получив разрешение по командной радиостанции на вход в малый круг и заход на посадку, пилот должен выполнить полет по кругу на указанной высоте. Построение прямоугольного маршрута контролировать по «Т» и по курсовому гироскопу LUN-1272.
3. Полет по кругу следует выполнять на скорости не менее 200 км/час, развороты выполнять с кренами не более 30°.
4. Перед третьим разворотом на траверзе «Т» выпустить шасси. Выпуск шасси производить на скорости не выше 200 км/час при помощи ручки управления шасси путем ее установки вниз, в положение «Выпущено». При этом погаснут сигнальные лампочки красного цвета и через 7—10 сек должны загореться три сигнальные лампочки зеленого цвета, что означает: шасси выпущено. Выпуск шасси необходимо также контролировать по давлению в гидросистеме, которое должно быть в пределах 60—65 кг/см2, после чего кран шасси установить в нейтральное положение.
Если в течение 7—10 сек сигнальные лампочки положения шасси не загорятся, то необходимо проверить нажатием кнопки на указателе положения шасси, исправны ли эти лампочки. При нажатии кнопки должны загореться все лампочки на щитке положения шасси. О выпуске шасси можно также узнать при помощи механических указателей положения шасси. При выпущенном шасси красная риска на механических указателях выступает на 4 мм над контуром моторных гондол и над передней частью фюзеляжа.
Если выпуск шасси нормальным способом невозможен, то необходимо воспользоваться механизмом аварийного выпуска шасси. Для этого увеличить скорость до 210—220 км/час, основной рычаг управления шасси установить в нейтральное положение, а кран аварийного выпуска в положение «Шасси» и создать давление в гидросистеме аварийным ручным насосом до полного выпуска шасси. После применения в воздухе аварийного выпуска шасси какие - либо другие действия по выпуску и уборке шасси запрещаются. Шасси необходимо оставить в выпущенном положении до самой посадки. После посадки самолет установить на подъемник и стравить давление в аварийной системе, для чего кран аварийного выпуска шасси установить сначала в положение «Щитки- закрылки» и затем в нейтральное положение.
Проверить правильность уборки и выпуска шасси и определить причину дефекта, как об этом указано в Инструкции по обслуживанию самолета Л-200Д.
5. После выпуска шасси на самолете Л-200А установить воздушные винты в положение «Набор», а на самолете Л-200Д рычаги управления шагом винта в положение малого шага. Облегчение воздушных винтов ведет к увеличению оборотов двигателей. При облегчении воздушных винтов в полете следить, чтобы обороты двигателей не превышали 2780 в минуту. После выполнения 3-го разворота уменьшить скорость до 180 км/час и начать снижение с таким расчетом, чтобы вывод из 4-го разворота был на высоте не менее 100 м. Перед четвертым разворотом на высоте полета 150 м выпустить закрылки на 15°, после
4-го разворота уменьшить скорость до 160 км/час.
6. На высоте не ниже 50 м на скорости планирования не более 170 км/час выпустить закрылки на 30°.
7. При выпуске закрылков самолет стремится кабрировать. Поэтому по мере выпуска закрылков необходимо соразмерной отдачей штурвала и триммером руля высоты предупреждать взмывание самолета. После выпуска закрылков на 30° производить снижение на скорости не ниже 140 км/час, подтягивая самолет, в случае необходимости, увеличением мощности двигателей. После выпуска закрылков на 30° установить винты в положение «Взлет» на самолете Л-200А и малый шаг на самолете Л-200Д на случай ухода на 2-й круг.
8. Выравнивание самолета начинать на высоте 5—6 м плавным движением штурвала на себя и заканчивать на высоте 0,5—0,7 м.
9. Легким и плавным движением штурвала «на себя» произвести посадку самолёта, при этом на скорости 110—120 км/час для самолета Л-200А и 140 км/час для самолета Л-200Д посадку производить так, чтобы самолет сначала коснулся земли колесами основного шасси. После посадки необходимо подтягивать штурвал «на себя» и удерживать переднее колесо на расстоянии 10 см от земли с таким расчетом, чтобы на переднюю ногу самолет опустился на наименьшей скорости движения (80—70 км/час).
10. На пробеге строго выдерживать направление, действуя рулем направления и применить торможение колес. Для сокращения длины пробега применять тормоза колес на травяном покрытии ВПП разрешается на скорости самолета не более 90 км/час, а на бетонном покрытии не более 80 км/час, чтобы избежать вибрации переднего колеса.
Примечание. Если тормозная система колес была применена на скорости самолета больше 90 км/час, то это приводит к перегреву тормозов колес и повреждению камер. Во избежание этого необходимо дальнейшее руление производить на малой скорости и минимально использовать тормоза, чтобы они могли остыть.
11. После окончания пробега убрать закрылки и отрулить самолет согласно указанию КДП.
12. Выключить гироприборы только после заруливания самолета на стоянку.