А—у заднего днища; б - вдоль обечайки; в - у переднего днища; г - наклонно к оси ЛА
Таким образом, конструктивные особенности топливных баков определяются как особенностями летательных аппаратов, так и специфическими особенностями пневмогидравлических систем ЖРДУ. Поэтому выбор проектных параметров и конструкции топливных баков должен осуществляться при проведении тщательного анализа как параметров пневмогидравлической системы ЖРДУ, так и конструкции летательного аппарата.
Билет №7
1. Физическая картина теплообмена в камере ЖРД (7.1).
2. Дополнительные параметры, характериризующие работу РД (1.5).
Физическая картина теплообмена в камере ЖРД
На рисунке представлено распределение температуры в системе "полость камеры сгорания - внутренняя стенка камеры ЖРД - зарубашечное пространство", т.е. рассматривается процесс теплопередачи между газообразной и жидкими средами, разделёнными твёрдой стенкой. Условные обозначения к рис.52:
Тг, Тохл, ТСТ1, ТСТ2 - температуры газового потока, охладителя в зарубашечном пространстве и поверхностей внутренней стенки, соответственно, К;
Wr и W0XJI - скорости теплового потока и охладителя, соответственно, м/с.
qЕ - суммарная плотность газового потока, воздействующая на внутреннюю стенку камеры сгорания, Вт/м2;
ar - коэффициент теплоотдачи от газа к внутренней стенке камеры ЖРД, Вт/м2К.
Рис.52
Распределение температуры в камере ЖРД
В первоначальный момент времени при запуске двигателя температура внутренней стенки со стороны газа и охладителя изменяются с течением времени; причём темп изменения температур может быть неодинаков.
Такой тепловой режим называется нестационарным или неустановившимся.
Через некоторый период времени наступает установившийся (стационарный) режим, который характеризуется постоянством параметров (Тст1, Тст2) рассматриваемого процесса (при неизменных режимных параметрах теплообмена qi, Tr и Тохл).
Суммарная плотность теплового потока, воспринимаемая внутренней стенкой камеры ЖРД, может быть определена следующим образом:
где: qK и qл - плотности теплового потока, воспринимаемые внутренней стенкой камеры ЖРД, обусловленные явлениями конвекции и лучистого теплообмена, соответственно.
где: Сn - приведенный коэффициент лучеиспускания.
Дополнительные параметры, характеризующие работу ракетного двигателя
1. Тип рабочего тела - выбирается в зависимости от области применения.
2. Время работы двигателя.
ЖРД - 1000с РДТТ - 200 - 300с Если двигатель обладает системой многократного включения, то задаётся количество включений и интервал времени между ними.
3. Отклонение величины тяги от её номинального значения ном.
4. Значения давлений в камере Рк и на срезе сопла Ра.
5. Величина суммарного импульса
6. Величина импульса последействия
Билет №8
1. Классификация систем охлаждения (7.3).
2. Распределение плотности теплового потока по длине камеры ЖРД (7.2).
Классификация систем охлаждения ЖРД. Внешнее охлаждение
Проточное охлаждение - это охлаждение элементов, за счет обтекания поверхности нагрева охладителем с внешней стороны.
При автономном охлаждении охладитель после отбора тепла с внешней стороны стенки направляется не в камеру сгорания, а отводится к другим элементам или узлам (схема ЖРД с газификацией охладителя в зарубашечном пространстве).
При регенеративном охлаждении в качестве охладителя используется один из компонентов топлива, который после прохождения по зарубашечному пространству направляется в камеру сгорания.
При радиационном охлаждении отвод тепла с внешней стороны элемента осуществляется за счет излучения.
На рис.54 представлена классификация систем охлаждения ЖРД.
Рис.54