Твердость и прочность при ударе
В автомобильном производстве эти показатели качества лакокрасочного покрытия наряду с адгезией являются наиболее важными.
Твердость покрытий определяется на маятниковом приборе М-3 (рис. 5.2, с. 103). Этот прибор состоит из основания 2, плиты 6, маятника 4 и шкалы 3. Маятник выполнен в виде буквы П, и через два стальных шарика опирается на испытуемое покрытие, которое нанесено на стеклянную пластинку 8. С помощью специальной рамки маятник устанавливается в нулевое положение, а затем пусковым приспособлением 1 отводится на угол 5°. При этом шариковые опоры не должны смещаться с того места, которое соответствовало нулевому положению. Затем маятник освобождается и замеряется время его колебания, пока амплитуда не достигнет 2°. По формуле (6.1) определяется твердость покрытия.
H=t1/t2, (6.1)
где t1 — время до затухания колебаний маятника (от 5 до 2°), точки опоры которого лежат на стеклянной пластинке, покрытой ЛКП, с; t2 — стеклянное число прибора, т. е. время затухания колебаний маятника(от 5 до 2°), точки опоры которого лежат на совершенно чистой стеклянной пластинке, с.
ЛКП автомобилей должны иметь твердость не менее 0,2.
Прочность покрытия при ударе оценивается с помощью специального прибора У-1 (рис. 5.1, с. 103). Он состоит из станины 1, наковальни 7, бойка 2, направляющей трубы со шкалой 3, груза 5 массой 1 кг и пусковой кнопки. При испытании на наковальню устанавливается стальная пластинка размером 100x100 мм покрытием в сторону бойка. Место, которое будет подвергаться удару, должно отстоять не менее чем на 20 мм от краев пластинки или от центров участков, по которым ранее наносился удар. Результатом испытания является определение той максимальной высоты (в см) падения груза, при которой не обнаруживаются трещины, смятия и отслаивания покрытия.
ЛКП автомобилей должны иметь прочность при ударе не менее 30 см.
В табл. 6.1 показаны причины возможных дефектов при окраске поверхностей пневмораспылением.
Таблица 6.1. Возможные дефекты покрытий при окраске пневмораспылением
Дефекты | Причины возникновения |
Поверхность покрыта пылью или мелкими крупинками | Пыльное помещение |
Под действием растворителя разрушается внутренняя поверхность шлангов | |
Неравномерная толщина покрытия, волнистость поверхности | Краскораспылитель находится слишком близко от окрашиваемой поверхности, и воздушная струя раздувает пленку ЛКМ |
Поверхность покрытия имеет шагрень | Плохой розлив ЛКМ из-за повышенной вязкости |
Мелкая шероховатость покрытия, отсутствие блеска | Большое расстояние от распылителя до окрашиваемой поверхности |
Матовость и побеление покрытия | Большое количество в ЛКМ легколетучих растворителей |
Низкая температура и высокая влажность в помещении | |
Пузырьки воды и мелкие пятна на поверхности покрытия | Подаваемый в краскораспылитель воздух содержит влагу |
Лакокрасочные покрытия по внешнему виду подразделяются на 4 класса (табл. 5.1, с. 102).
Экспериментальная часть
Подготовка металлической поверхности к окраске и нанесение слоя грунта
Оборудование:
— металлические пластинки размером 100x100x0,8 мм;
— бензин или ацетон;
— шлифовальная шкурка;
— грунтовка ГФ-020, ГФ-037 или № 138;
Лабораторная работа № 6
Определение качества лакокрасочных материалов
— вытяжной шкаф;
— сушильный шкаф.
Порядок выполнения работы
1. Зачистить стальную пластинку с обеих сторон шлифовальной шкуркой.
2. Удалить с ее поверхности пыль в виде ржавчины промывкой в бензине или ацетоне, затем просушить.
3. Подготовленную пластинку погрузить в грунтовку так, чтобы загрунтованной с обеих сторон оказалась только половина пластинки.
4. Вынуть пластинку и дать стечь излишкам грунтовки в течение 5 мин.
5. Просушить нанесенный слой грунта в течение 20—25 мин при температуре 100—110 °С.
6. Охладить пластинку в течение 5 мин.
7. Произвести пробу на полное высыхание, для чего
—на пластинку с покрытием поставить груз массой 0,2 кг и с опорной поверхностью 100 мм2;
—по истечении 30 с груз снять и произвести контроль на предмет прилипания волокон ваты к грунту и остаточных следов.
8. Результат записать в отчет.
Шпатлевание
Оборудование:
— шпатель;
— шлифовальная шкурка № 180;
— нитрошпатлевка;
— сушильный шкаф.
Порядок выполнения работы
1. С помощью шпателя нанести на одну из сторон пластинки слой шпатлевки по возможности ровным и тонким слоем.
2. Произвести сушку шпатлевки в течение 15—20 мин при температуре 60—70 °С.
3. Охладить пластинку в течение 5 мин и произвести пробу на полное высыхание.
4. С помощью шкурки отшлифовать слой шпатлевки до появления совершенно гладкой и беспористой поверхности.
5. Результат испытания записать в отчет.