Твердость и прочность при ударе

В автомобильном производстве эти показатели качества ла­кокрасочного покрытия наряду с адгезией являются наиболее важными.

Твердость покрытий определяется на маятниковом приборе М-3 (рис. 5.2, с. 103). Этот прибор состоит из основания 2, пли­ты 6, маятника 4 и шкалы 3. Маятник выполнен в виде буквы П, и через два стальных шарика опирается на испытуемое покры­тие, которое нанесено на стеклянную пластинку 8. С помощью специальной рамки маятник устанавливается в нулевое положе­ние, а затем пусковым приспособлением 1 отводится на угол 5°. При этом шариковые опоры не должны смещаться с того места, которое соответствовало нулевому положению. Затем маятник освобождается и замеряется время его колебания, пока амплиту­да не достигнет 2°. По формуле (6.1) определяется твердость по­крытия.

H=t1/t2, (6.1)

где t1 — время до затухания колебаний маятника (от 5 до 2°), точки опоры которого лежат на стеклянной пластинке, покры­той ЛКП, с; t2 — стеклянное число прибора, т. е. время затуха­ния колебаний маятника(от 5 до 2°), точки опоры которого ле­жат на совершенно чистой стеклянной пластинке, с.

ЛКП автомобилей должны иметь твердость не менее 0,2.

Прочность покрытия при ударе оценивается с помощью спе­циального прибора У-1 (рис. 5.1, с. 103). Он состоит из станины 1, наковальни 7, бойка 2, направляющей трубы со шкалой 3, груза 5 массой 1 кг и пусковой кнопки. При испытании на нако­вальню устанавливается стальная пластинка размером 100x100 мм покрытием в сторону бойка. Место, которое будет подвергаться удару, должно отстоять не менее чем на 20 мм от краев пластинки или от центров участков, по которым ранее на­носился удар. Результатом испытания является определение той максимальной высоты (в см) падения груза, при которой не об­наруживаются трещины, смятия и отслаивания покрытия.

ЛКП автомобилей должны иметь прочность при ударе не ме­нее 30 см.

В табл. 6.1 показаны причины возможных дефектов при окраске поверхностей пневмораспылением.

Таблица 6.1. Возможные дефекты покрытий при окраске пневмораспылением



Дефекты Причины возникновения
Поверхность покрыта пылью или мел­кими крупинками Пыльное помещение
Под действием растворителя разрушается внутренняя поверхность шлангов
Неравномерная толщина покрытия, волнистость поверхности Краскораспылитель находится слишком близко от окра­шиваемой поверхности, и воздушная струя раздувает пленку ЛКМ
Поверхность покрытия имеет шагрень Плохой розлив ЛКМ из-за повышенной вязкости
Мелкая шероховатость покрытия, от­сутствие блеска Большое расстояние от распылителя до окрашиваемой поверхности
Матовость и побеление покрытия Большое количество в ЛКМ легколетучих растворителей
Низкая температура и высокая влажность в помещении
Пузырьки воды и мелкие пятна на по­верхности покрытия Подаваемый в краскораспылитель воздух содержит влагу  

Лакокрасочные покрытия по внешнему виду подразделяются на 4 класса (табл. 5.1, с. 102).

Экспериментальная часть

Подготовка металлической поверхности к окраске и нанесение слоя грунта

Оборудование:

— металлические пластинки размером 100x100x0,8 мм;

— бензин или ацетон;

— шлифовальная шкурка;

— грунтовка ГФ-020, ГФ-037 или № 138;



Лабораторная работа № 6

Определение качества лакокрасочных материалов




Твердость и прочность при ударе - student2.ru вытяжной шкаф;

— сушильный шкаф.

Порядок выполнения работы

1. Зачистить стальную пластинку с обеих сторон шлифоваль­ной шкуркой.

2. Удалить с ее поверхности пыль в виде ржавчины промыв­кой в бензине или ацетоне, затем просушить.

3. Подготовленную пластинку погрузить в грунтовку так, чтобы загрунтованной с обеих сторон оказалась только половина пластинки.

4. Вынуть пластинку и дать стечь излишкам грунтовки в те­чение 5 мин.

5. Просушить нанесенный слой грунта в течение 20—25 мин при температуре 100—110 °С.

6. Охладить пластинку в течение 5 мин.

7. Произвести пробу на полное высыхание, для чего

—на пластинку с покрытием поставить груз массой 0,2 кг и с опорной поверхностью 100 мм2;

—по истечении 30 с груз снять и произвести контроль на предмет прилипания волокон ваты к грунту и остаточ­ных следов.

8. Результат записать в отчет.

Шпатлевание

Оборудование:

— шпатель;

— шлифовальная шкурка № 180;

— нитрошпатлевка;

— сушильный шкаф.

Порядок выполнения работы

1. С помощью шпателя нанести на одну из сторон пластинки слой шпатлевки по возможности ровным и тонким слоем.

2. Произвести сушку шпатлевки в течение 15—20 мин при температуре 60—70 °С.

3. Охладить пластинку в течение 5 мин и произвести пробу на полное высыхание.

4. С помощью шкурки отшлифовать слой шпатлевки до по­явления совершенно гладкой и беспористой поверхности.

5. Результат испытания записать в отчет.

Наши рекомендации