Исследование ветрового потенциала в мире
Как известно, об эффективности применения ВЭС можно говорить, если среднегодовая скорость ветра превышает 3 м/с. Кроме того, использование энергии ветра посредством ВЭС связано с определенными проблемами. Неравномерность и непостоянство ветрового потока приводит к значительному изменению частоты вращения ветроколеса ветроэлектрической установки (ВЭУ) и, соответственно, колебаниям напряжения, частоты тока и отдаваемой мощности. Сброс или подключение нагрузки также являются дестабилизирующими факторами. Таким образом, обеспечение требуемого качества электроэнергии также определяет конкурентоспособность ВЭС [7].
Согласно Балоху [50] территория Пакистана имеет огромный потенциал развития ветроэнергетики. Согласно данному исследованию, в 2016 году Пакистан мог бы произвести около 500 ГВт электроэнергии, использовав ВЭС. Также, в данном исследовании было проведено районирование территории Пакистана и составлена карта наиболее перспективных районов для строительства ВЭС. Данная карта представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Наиболее перспективные районы для строительства ВЭС в Пакистане
В исследовании Агбетиуи было доказано, что территория Нигерии, в целом, подходит лишь для строительства ВЭС малой и средней мощности, так как среднемесячные и среднегодовые скорости ветра на территории государства равны примерно 5 м/с. Также в работе приводятся данные о возможном объеме производимой электроэнергии. Так, при строительстве ВЭС с диаметром лопастей равным 25 метрам, суммарная годовая мощность, даваемая ВЭС, будет равна 790 МВт [49].
Анализ ветровых условий Беларуси показывает, что в ряде местностей и в отдельных точках отмечаются достаточно высокие среднегодовые скорости ветра: наибольшие на вершинах некоторых возвышенностей – 5–6 м/с и фоновые – 4,4–4,8 м/с. Такие площадки в Гродненской, Минской, Витебской областях перспективны для внедрения ВЭУ c расчетной скоростью ветра 11 м/с, высотой установок 70–110 м, единичной мощностью не менее 1,5–2,0 МВт [39].
В исследовании ветроэнергетического потенциала территории Ирана, проведенного Кейхани указывается, что Иран малопригоден для развития ветряной энергетики [55].
По данным Я.И. Шефтера, полученным в 1967 году (цит. по: Лимаренко, 2013) Украина имеет достаточно высокий климатический потенциал ветровой энергии, который обеспечивает продуктивную работу не только автономных узлов питания, но и мощных ветроэлектростанций. Считается, что до нее установленная мощность ветроэлектрических станций (ВЭС) в составе централизованной энергосистемы Украины может составлять до 16 ГВт, а достижимое производство электроэнергии может составлять 25‒30 ТВт/год. Эту величину часто принимают как потенциал ветроэнергетики. Необходимая площадь под строительство ВЭС составляет 2500‒3000 м2, что вполне реально с учетом мелководной части Азовского и Черного морей [23].
Фипипис в своей статье указывает, что на островах Эгейского моря выявляется очень выраженный ветропотенциал [51].
Якобсон утверждает, что мировой ветропотенциал превышает наши ежегодные потребности в электроэнергии в 9,6 раз [52].
В статье МакЭллроя [56] говорится о том, что Китай сможет полностью удовлетворить потребности в электроэнергии с помощью ВЭС уже к 2030 году.
В статье Нгуена определен ветровой потенциал Вьетнама. Он равен 120,5 ГВт электроэнергии, что эквивалентно 67 тысячам ветроагрегатам серии E-66. Потенциал эквивалентен 224 ТВт*ч произведенной энергии. Данный показатель в 4 раза больше всей произведенной электроэнергии в 2004 году [58].
Гекчек, исследуя ветроэнергетический потенциал Турции, указывает, что
«для исследования использовались среднемесячные и среднегодовые показатели скорости ветра», а также пишет, что среднегодовая скорость ветра равнялась от 1,75 и до 5,25 м/с, в зависимости от региона страны [54].
Данные о средней скорости ветра для 64 метеостанций, 48 из которых расположены в Алжире и 16 в соседних странах, были использованы для создания карты энергии ветра Алжира на высоте 10 метров. Обнаружено, что скорость ветра колеблется от 1 до 6 м/с. Наиболее благоприятные к созданию ветряной инфраструктуры районы расположены на юго-западе от города Алжира, в Сахаре. Полученные в результате обработки данные показали, что в стране можно создать ветровые системы для сельскохозяйственных целей [57].
Теоретический запас энергии ветра составляет на территории Грузии 1,3 ТВт*ч в год, а в отдельных зонах, где его скорость больше – 4,5 ТВт*ч [46].
Для определения потенциала ветровой энергии в Йемене используются данные, которые показывают, что Йемен располагает достаточными условиями для использования энергии ветра на большой части своей территории. Среднемесячная скорость ветра в прибрежных, горных и пустынных районах составляет 4—8 м/с, а на островах — 6-16 м/с. Практическое использование энергии ветра в Йемене, особенно на островах, представляется перспективными [3].
Сварт в своем докладе указывает, что, для Европы, технический ветроэнергетический потенциал офшорных ветряных электростанций, оценивается в более чем 45 000 ТВт/ч [59].
В исследовании Усара характеристики ветра были проанализированы с использованием данных о скорости ветра, собранных на шести метеорологических станциях в Турции в период 2000-2006 годов. Средняя годовая скорость ветра шести метеостанций (Эрзурум, Элазыг, Бингол, Карс, Маниса и Нихде), на высоте 10 метров, равна соответственно 8,7; 8,5; 5,9; 6,9; 7,4 и 8,0 м/с. Также была проведена техническая оценка производства электроэнергии с четырех ветровых турбин мощностью (600 кВт, 1000 кВт, 1500 кВт и 2000 кВт) [60].