Виды психологического влияния и противодействия

Как мы уже говорили, манипуляция — это, в первую очередь, скрытые способы управления другими. Однако очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое воздействие. В том, что это не так, можно убедиться, рассмотрев перечень различных видов психологического влияния.

Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью формирование или изменение суждения, отношений, намерения или решения.

Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.

Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться — также непроизвольно или произвольно.

Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным.

Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление со стороны инициатора или «обстоятельств».

Нападение. Внезапная атака на чужую психику, осознанная или импульсивная и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Основные формы нападения — деструктивная критика, деструктивные констатации, деструктивные советы.

Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Деструктивная критика

Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека.

Грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеивание его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных/культурных объектов и пр.

Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков.

Разрушительность такой критики — в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

Отличия деструктивной критики от внушения:

1. При внушении осознаваемая цель — «улучшение» поведения другого (неосознаваемая — освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Но при этом не закрепляются (!) модели поведения, которые описываются в формулах внушения «Ты легкомысленный человек! Тебе пора серьезнее относиться к жизни!»

2. Деструктивная критика закрепляет отрицательную модель поведения.

Деструктивные констатации

Упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять (национальная, социальная, расовая принадлежность; городское или сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-либо из близких, их алкоголизм или наркомания в семье; наследственные и хронические болезни; природная конституция: рост, черты лица, близорукость, нарушение зрения, слуха, речи и пр.).

«Дружеские» «безобидные» ссылки и намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные другим в прошлом; шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн другого.

Эффект таких констатаций — у адресата воздействия вызывается состояние растерянности, беспомощности, смятения и пр.

Деструктивные советы

Непрошенные рекомендации и предложения по изменению позиции, способа поведения и пр.

Безапелляционные указания, повеления и инструкции, не подразумевающиеся социальными или рабочими отношениями с партнером.

Виды противостояния влиянию

Контраргументация . Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.

Психологическая самооборона. Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции.

Информационный диалог . Прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями.

Конструктивная критика . Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

Энергетическая мобилизация . Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий.

Творчество . Создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его.

Уклонение . Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений.

Игнорирование . Действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.

Конфронтация . Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

Отказ . Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия.

Формы нападения:

1. Деструктивная критика

Примеры:

Тебе трудно даются такие вещи.

Кроме тебя так плохо эту работу никто не мог бы сделать.

Все, к чему ты прикасаешься, превращается в ничто.

Меня поражает твоя страсть к дешевым вещам.

Вечно ты окружаешь себя подозрительными людьми.

Твои дети всегда отличались невоспитанностью.

У тебя не друзья, а секта/сообщество каких-то несостоявшихся личностей/неудачников/непризнанных гениев.

В твоем возрасте — и такая тяга к мелодраме!

Как ты можешь так нелепо одеваться?

Тебе не приходит в голову, что это глупость?

Ты что, совсем соображение потерял?

Как можно пользоваться таким ужасным дезодорантом?

Формы нападения:

2. Деструктивные констатации

Примеры:

Ну да, ты же из маленького города.

Ты ведь интеллигент всего лишь в первом (втором) поколении…

Ты ведь говорил, что в твоей семье есть и другие отклонения.

В прошлые годы ты бы считался нацменом, вот тогда у тебя были бы дополнительные преимущества.

Я помню, вуз, который ты закончил, не самый престижный.

Когда ты так себя ведешь, я вспоминаю твоего брата — наркомана (который попал в места не столь отдаленные…).

Этот костюм скрывает непропорциональность твоей фигуры.

Ты не видишь, наверное, из-за слабого зрения.

Ты и раньше безответственно смотрел сквозь пальцы на такие нарушения.

Помнишь, у тебя тогда были проблемы с отчетностью.

Я часто вспоминаю, как нам всем пришлось повозиться, чтобы исправить твою ошибку.

Никогда не забуду, как ты тогда напился.

Хорошо, что жена не знает, что у тебя было с Мариной.

Формы нападения:

3. Деструктивные советы

Примеры:

Ты бы лучше…

Ты бы сделал еще…

А почему бы тебе не…

На твоем месте я…

Ты обязательно должен…

В твоем положении не стуит…

Пора бы тебе усвоить…

Надо работать над собой!

Иди и скажи, что…

Никогда больше не делай этого!

Извинись!

Не смей больше говорить об этом в моем (его, ее) присутствии.

Впредь знай свое место.

Запомни на будущее, что тебя это не касается.

Приложение 6. Диагностика и самодиагностика состояни субличности

Прежде чем вы познакомитесь с описанием Э. Бернса, хочу напомнить ключевые установки для каждого состояния: Родитель — ДОЛЖЕН, Взрослый — МОГУ, Дитя — ХОЧУ.

Манера поведения. В отношении непоколебимой отцовской твердости, часто сопровождается жестом указательного пальца или материнского грациозного движения шеи, быстро становится очевидной их отнесенность к Родительским установкам. Задумчивая сосредоточенность, сопровождаемая сжатыми губами или слегка расширенными ноздрями, — это типичный Взрослый. Наклоны головы, означающие скромность и сопровождаемые улыбкой, обращающиеся в кокетливость, — это проявления Ребенка. Детскими же являются выражения отвращения и нахмуренные брови, когда человек дуется, которые могут при Родительском поддразнивании перейти в вымученный и раздосадованный смех. Наблюдая семейные отношения родителей, школьников и маленьких детей, можно обнаружить и другие характерные установки, свойственные каждому типу эго-состояния. Интересным и поучительным упражнением будет работа с текстом и особенно фотогравюрами книги Дарвина о выражении эмоций, имея в виду при этом структурный анализ.

Жесты . Установить экстеропсихическое происхождение запрещающего жеста можно, обнаружив его прототип у одной из родительских фигур в истории пациента. Указательный жест, будучи автономным, может рассматриваться как Взрослый, когда профессионал общается с коллегой или клиентом, бригадир инструктирует рабочего или учитель руководит учеником. Защитные жесты, неуместные с прагматической точки зрения — это проявления Ребенка. Варианты, не столь уж богатые оттенками, могут быть легко диагностированы интуитивно. Например, указующий жест может сопровождаться наставлениями Родителя или жалобным обвинением со стороны Ребенка, как бы апеллирующего к Родительской фигуре.

Голос . Нередко люди имеют два голоса, каждый со своими интонациями, хотя в кабинете терапевта или в группе один из этих голосов может долгое время быть подавленным. Например, кто-то, представляющий себя в группе как «я такой бедняжечка», может в течение долгих месяцев не обнаруживать скрытый голос Родителя, полный ярости (например, голос матери-алкоголички); или может потребоваться пройти через сильный стресс в группе, чтобы голос «рассудительного работника» пропал, сменившись голосом испуганного Ребенка. Между тем близкие пациента могут просто привыкнуть к интонационной дихотомии. Кроме того, совсем не исключение — люди, имеющие три различных голоса. Так, в группе могут буквально столкнуться голоса Родителя, Взрослого и Ребенка, принадлежащие все одному человеку. Когда меняется голос, обычно бывает несложно обнаружить и другие доказательства смены эго-состояния. Наиболее драматичной иллюстрацией будет момент, когда «я бедняжечка» внезапно сменяется копией (facsimile) ее разъяренной матери или бабушки.

Лексика . Типичными Родительскими словами являются: «смышленый», «сынок», «испорченный», «невоспитанный», «отвратительный», «возмутительный», и их синонимы. Взрослые слова: «неконструктивный», «соответствующий», «экономный», «подходящий». Проклятия, ругательства и всякого рода эпитеты являются обычно проявлениями Ребенка. Существительные и глаголы характерны для Взрослого, когда используются для описания реальной действительности без преувеличений, искажений и предубеждений, однако Родитель или Ребенок могут также употреблять их в своих целях.

Простым и полезным упражнением на интуицию может служить диагноз слова «хороший» (good). Как бы написанное с заглавной буквы, это слово является Родительским. Взрослый прибегает к нему, когда его употребление объективно оправданно. Если же оно подразумевает инстинктивное удовлетворение и по существу является восклицанием, оно характерно для Ребенка, являясь в этом случае воспитанным синонимом чего-то вроде «ням-ням» или «м-м-м!»

Родитель: Контролирующий и Заботящийся. Ребенок: Адаптированный и Естественный. А Взрослый он и есть — взрослый.

Приложение 7. Убеждения

Убеждения — это тесно взаимосвязанные обобщения относительно:

· причинно-следственной связи;

· значения;

· границ (ограничений);

· окружающего мира;

· нашего поведения;

· наших возможностей;

· нашей идентификации.

Убеждения бывают мотивирующими и ограничивающими.

Ограничивающие убеждения сводятся к следующим видам:

· Бессмысленность — невозможно понять и оценить поступающую информацию о смысле, причине и цели. Не знаю ДЛЯ ЧЕГО (блокировка мотивации)! «Зачем все это? Какой в этом смысл?»

· Безнадежность : желанная цель недостижима, вне зависимости от моих возможностей — этоневозмож- но (блокировка действий). Не знаю КАК! «Не верю, что это в принципе возможно!», «Что бы я ни делал, все равно я хочу невозможного. Это не в моей власти. Я жертва».

· Беспомощность : желаемая цель достижима, но я не способен достичь ее (блокировка навыков и способностей). Знаю КАК, но не смогу! «Может это и возможно, но не с моими талантами». «Кто угодно, кроме меня, может достичь этой цели. Я слишком плох или немощен для того, чтобы добиться желаемого».

· Никчемность : я не достоин , не заслуживаю желаемой цели из-за собственных качеств, поведения (занижение самоидентификации). Знаю КАК, но не достоин! «Это возможно, я на это способен, но я пустышка, лишний человек. Я никому не нужен. Я не достоин счастья и здоровья. Со мной что-то в корне неправильно, и я заслуживаю и боль и муки, которые испытываю».

Отсутствие ожидания результата приводит к Безнадежности, человек сдается, наступает апатия.

Отсутствие ожидания самоэффективности приводит к неадекватности, Беспомощности.

Никчемность — негативная самоидентификация: «Я не заслуживаю успеха! Если я получу то, чего хочу, я что-то потеряю».

Наши рекомендации