Конец всех вещей (эсхатологические мифы).
Существуют мифы, которые описывают конец света или приход смерти в мир. Мифы о конце света предполагают его сотворение нравственно божественным существом, которое в конце разрушает свое творение. В это время каждое человеческое существо судят по его делам и готовят к существованию в раю или к одной из вечных мук. Такие мифы присутствуют среди еврейских, христианских, мусульманских и зороастрийских.
Вселенский пожар и последняя битва богов — это часть индоевропейской мифологии, наиболее полно описанные в германских ветвях мифологии. В мифологии ацтеков до сотворения мира людей богами было создано и разрушено несколько миров.
Мифы о происхождении смерти описывают, как смерть вошла в мир. В этих мифах смерть долгое время не присутствует в мире, но входит в него из-за несчастного случая или из-за того, что кто-то просто забывает послание богов, касающееся человеческой жизни. В Книге Бытия смерть приходит, когда люди преступают надлежащие границы своего знания.
Мифы о героях культуры.
Такие мифы описывают действия и характер существ, ответственных за открытие определенного культурного объекта или процесса. В греческой мифологии Прометей, укравший огонь у богов, является прототипом фигуры такого рода. В культуре догон Прометею подобен кузнец, который крадет из житницы богов семена для человеческого сообщества. В Гераме, Индонезия, также присутствует такая фигура — Хаинувеле. Она снабжает сообщество множеством необходимых и роскошных вещей из отверстия своего тела.
Мифы о рождении и возрождении.
Обычно связанные с ритуалами инициации мифы о рождении и возрождении рассказывают о том, как жизнь может быть обновлена, время повернуто вспять, а люди трансформированы в новые существа — как в реинкарнации.
Мессия.
В мифах о приходе идеального общества (тысячелетние мифы) или Спасителя (мессианские мифы) эсхатологические темы сочетаются с темами возрождения и обновления. Тысячелетние и мессианские мифы обнаружены в племенных культурах Африки и Меланезии, а также в мировых религиях иудаизма и ислама.
Мифы о Мессии, Помазаннике, Христе встречаются в теологии. «Мессия» — европейское имя обещанного избавителя человеческого рода, приписываемое Иисусу и данное ему христианами, хотя вера евреев утверждает, что Мессия еще только должен прийти.
Изначально используемый в теологии термин «Мессия» стал применяться более свободно для обозначения любого ожидаемого освободителя страны или народа или предполагаемого спасителя в любой нехристианской религии.
Предопределение и судьба.
В некоторых мифах божественная власть отмечена господством бога над роком. Таким образом, моделируется решение конфликта субъективного и объективного.
Воспоминание и забывчивость.
Мифы о памяти могут принимать форму коллективных воспоминаний. Решающая часть праздника христианского причащения — воспоминание. (Также мифологизируются поминальные молитвы по усопшему.)
Высшие существа и небесные боги.
Небо везде считается священным и соотносится или идентифицируется с высшими богами. (В язычестве происходит идентификация и символический перенос также на природные явления, предметы, животных.)
Короли и святые.
Мифы о королях можно найти только в традициях, которые знают форму освященной королевской власти. Считалось, что короли имеют союз с богинями. Это был «священный брак». (Вспомним также роль самодержца как «помазанника божьего».)
Трансформация.
Эти мифы включают в себя ритуалы инициации и «ритуалы превращения» (рождение, достижении зрелости, брак, смерть), а также космическую трансформацию. Крещение — это трансформация ритуала превращения.
Другие известные мифы включают в себя историю о Райском саде, о Потопе, об ангелах-хранителях, Змее как соблазнителе, Древе познания и Древе вечной жизни, о радуге, о Валькириях.
Приложение 2. Сочетание креативного и логического мышления
Обычно под креативностью понимается возможность человека конструировать нечто, используя свое воображение. В нашей концепции воображение это процесс создания новых образов, в отличие от памяти , которая воскрешает, воссоздает уже полученную информацию — старое.
Воображаемые образы и переживания обычно не подтверждаются и не повторяются. И может, поэтому в целом в обществе люди с развитым воображением или креативностью воспринимаются с недоверием и непониманием. Общественный конформизм с раннего детства гасит творческую искру в большинстве из нас, препятствует самовыражению.
Но актуализация личности возможна лишь в условиях творческого подхода к себе и к миру, а также свободы от гипертрофированного навыка самосохранения и защиты, привитого воспитанием и моральными нормами.
Мощным антикреативным барьером является привычка подчиняться иррациональным идеям в виде общественных правил и нормативов, страх совершить ошибку. В таких случаях происходит массовая интроекция ограничивающих убеждений и установок, например таких как «Делай как все», «Тише едешь — дальше будешь», «Как бы чего не вышло!» и пр.
Анализируя, мы используем привычное, знакомое, разбивая нечто сложное на узнаваемые компоненты. Затем находим приемлемые альтернативы и синтезируем их в новые конструкции.
Креативность — это способность слышать старые мысли по-новому и конструировать из старых связей как из затертых нитей новое полотно — карту других возможностей.
Применительно к бизнесу или любой другой групповой деятельности можно отметить, что успешной бывает лишь та группа, в которой ее участникам позволяется «мечтать», «креативить», «витать в облаках» идей и возможностей. Мечтатели всегда в меньшинстве и воспринимаются они обычно как странные чудаки, возмутители спокойствия. А уж желающих осадить и «оценить» их идеи всегда «подавляющее» большинство. Потому что привычнее воспринимать мир со стабильного уровня «безопасности».
«Логичность» или «креативность» нашей деятельности зависит от соответствующей работы левого и правого полушария мозга. Левое, систематическое полушарие контролирует правую сторону тела и отвечает за конкретику, частности, активность, закрепление и структурирование старого. Правое, интуитивное полушарие контролирует левую сторону тела и занимается обобщениями, целым, осваиванием и прогнозированием нового.
В алгоритме успешности лежит равновесие между двумя полушариями: проницательность и интуиция добывают образы, которые затем анализируются, обосновываются и адаптируются.
Как показывают многочисленные исследования и собственная практика, наиболее актуальной в консультационном обучении является развитие и тренировка функций правого полушария, так как у большинства левое полушарие доминирует и пытается все задачи решать при помощи логики и анализа, подавляя интуицию, чувства, спонтанность. И именно в этом особенность и преимущества модели КРК (креативно-ролевой коррекции).
Приложение 3. Особенности типологии
Предлагаемая к рассмотрению типология основана на разработках Карла Густава Юнга и соционики. Сразу замечу, что работа с данными тестами обычно вызывает много вопросов, связанных с применением новых знаний на практике. Учитывая формат Приложения, я, тем не менее, постарался делать адаптационные привязки. (В более полном объеме особенности соотношения типов, их возможности реализации, сильные и слабые стороны, внутренние и внешние ограничения будут рассмотрены в моей новой книге, рабочее название которой «Типология личности. Шаги к идентификации».)
Тест для определения психологических типов
Каждый ответ в тесте оценивается баллами от 0 до 2. Суммировав баллы в каждой колонке, вы приблизительно установите, каково у вас соотношение того или иного признака. Отвечать на вопросы, желательно, не задумываясь, как бы автоматически, не зная заранее, к какому результату это приведет. Ответив, просуммируйте каждую колонку. У вас должно получиться 8 цифр, оценивающих преимущество одного из признаков пары. Наиболее сильный признак в паре обведите/подчеркните для дальнейшей работы с таблицей.
Экстраверсия — Интроверсия
В гостях вы с большим удовольствием общаетесь:
Экстраверт:
со всеми присутствующими — 1
Интроверт:
только с теми, кого хорошо знаете — 2
Вам более свойственно:
Экстраверт:
демонстрировать свои чувства — 1
Интроверт:
свои настоящие чувства скрывать — 0
В гостях на празднике:
Экстраверт:
вам всегда хорошо — 2
Интроверт:
иногда скучаете — 1
Когда предстоит встреча с незнакомыми людьми, вы это воспринимаете:
Экстраверт:
как приятное или, по крайней мере, не обременительное — 1
Интроверт:
как что-то, требующее достаточно много усилий — 1
Вас:
Экстраверт:
легко познать — 1
Интроверт:
трудно познать — 2
Среди своих вы тот, кто:
Экстраверт:
всегда в курсе всех дел — 2
Интроверт:
новости узнает последним — 1
В неприятных ситуациях вы обычно стараетесь:
Экстраверт:
все обратить в шутку — 1
Интроверт:
на следующий день думаете о том, что следовало сказать — 2
По своей натуре вы:
Экстраверт:
общительный — 2
Интроверт:
скорее тихий и сдержанный — 2
В дружбе вы ищете:
Экстраверт:
контакта с большим количеством разных людей — 2
Интроверт:
глубокой связи с узким кругом людей — 1
Про себя могли бы сказать, что:
Экстраверт:
воодушевляетесь больше, чем большинство людей — 1
Интроверт:
являетесь менее впечатлительным, чем большинство — 1
Способны ли вы, если нужно:
Экстраверт:
беседовать почти с каждым так долго, как это нужно, без особых трудностей — 2
Интроверт:
находите темы для разговора только с определенными людьми или в определенных условиях — 2
Среди своих близких вы:
Экстраверт:
один из тех, кто что-то новое пробует первым — 0
Интроверт:
включаетесь одним из последних — 2
Какую роль предпочитаете для себя на празднике?
Экстраверт:
помочь раскручивать его ход — 1
Интроверт:
оставляете всех общаться на свой собственный лад — 2
О ваших интересах новые знакомые получают представление:
Экстраверт:
скоро — 1
Интроверт:
только после того, как вы этих людей по-настоящему узнаете — 1
В большой группе чаще всего:
Экстраверт:
вы кого-то кому-то представляете — 2
Интроверт:
вас представляет кто-то другим — 2
Думаете ли вы, что близкие вам люди:
Экстраверт:
знают, что вы думаете про большинство вещей — 1
Интроверт:
знают лишь то, что вы им по каким-то причинам сообщили — 1
Какое слово в каждой из этих пар больше соответствует вашему духовному складу?
Экстраверт:
праздник — 1
Интроверт:
театр — 0
Экстраверт:
разговорчивый — 2
Интроверт:
сдержанный — 1
Экстраверт:
отважный — 1
Интроверт:
хладнокровный — 2
Экстраверт:
разговаривать — 0
Интроверт:
писать — 1
Экстраверт:
оживленный — 1
Интроверт:
спокойный — 1
Экстраверт:
общительность — 1
Интроверт:
замкнутость — 1
Сенсорика — Интуиция
С кем легче общаетесь?
Сенсорный тип:
с реалистами — 1
Интуитивный тип:
с людьми, не лишенными фантазии — 2
Когда делаете то, что делают многие, вам более приятно:
Сенсорный тип:
действовать уже известными способами — 1
Интуитивный тип:
искать свои собственные методы — 1
В художественной литературе предпочитаете:
Сенсорный тип:
чтобы автор высказывал бы близкие вам мысли — 1
Интуитивный тип:
вас удовлетворяют и непривычные, оригинальные способы самовыражения — 0
Какими людьми вы больше восхищаетесь?
Сенсорный тип:
теми, кто так приспосабливается, что становится незаметным — 1
Интуитивный тип:
настолько оригинальными и индивидуальными, что это бросается в глаза и беспокоит их самих — 2
Что вас больше раздражает?
Сенсорный тип:
необычные теории — 1
Интуитивный тип:
люди, которые их не любят — 1
Вам больше нравится:
Сенсорный тип:
традиционным способом делать добро — 2
Интуитивный тип:
анализировать, нет ли еще каких-то ошибок и нерешенных проблем — 0
Что для человека является большей похвалой?
Сенсорный тип:
сказать, что он имеет здравый смысл — 1
Интуитивный тип:
сказать, что способен фантазировать — 2
Будучи учителем, вы предпочли бы читать:
Сенсорный тип:
курс о конкретных вещах — 2
Интуитивный тип:
теоретический курс — 2
Что более важно:
Сенсорный тип:
разобраться в фактическом положении — 1
Интуитивный тип:
увидеть возможности, которые таит ситуация — 0
Кем приятнее слыть:
Сенсорный тип:
практичным человеком — 2
Интуитивный тип:
находчивым и изобретательным — 2
Какого человека хотите иметь в друзьях?
Сенсорный тип:
того, кто обеими ногами стоит на земле — 2
Интуитивный тип:
постоянно появляется с новыми идеями — 1
Какой жизненный стиль предпочитаете для себя?
Сенсорный тип:
общепринятый — 1
Интуитивный тип:
оригинальный — 0
Какое слово в каждой из этих пар больше соответствует вашему духовному складу?
Сенсорный тип:
реалист — 2
Интуитивный тип:
мечтатель — 0
Сенсорный тип:
практика — 1
Интуитивный тип:
теория — 2
Сенсорный тип:
строительство — 2
Интуитивный тип:
изобретение — 1
Сенсорный тип:
правило — 2
Интуитивный тип:
концепция — 1
Сенсорный тип:
завершенность — 1
Интуитивный тип:
эскиз — 0
Сенсорный тип:
рассудительный — 2
Интуитивный тип:
удивительный — 0
Сенсорный тип:
факты — 2
Интуитивный тип:
идеи — 1
Сенсорный тип:
конкретный — 1
Интуитивный тип:
абстрактный — 2
Сенсорный тип:
сделать — 2
Интуитивный тип:
изобрести — 0
Сенсорный тип:
фундамент — 0
Интуитивный тип:
шпиль — 2
Сенсорный тип:
опыт — 0
Интуитивный тип:
теории — 2
Сенсорный тип:
конкретный признак — 1
Интуитивный тип:
символ — 0
Сенсорный тип:
буквальный — 1
Интуитивный тип:
иносказательный — 1
Сенсорный тип:
принимать — 1
Интуитивный тип:
изменять — 0
Этика — Логика
Что вы больше учитываете?
Этический тип:
чувства других людей — 0
Логический тип:
или их права — 2
У вас склонность:
Этический тип:
эмоции оценивать выше, чем логику — 2
Логический тип:
логику ценить больше, чем чувства — 2
Что для вас является большим комплиментом?
Этический тип:
это человек с настоящими чувствами — 1
Логический тип:
он всегда благоразумен — 2
Что является большей ошибкой?
Этический тип:
быть недостаточно теплым — 0
Логический тип:
проявлять слишком много теплоты — 1
Какого руководителя вы предпочитаете?
Этический тип:
всегда любезного — 1
Логический тип:
всегда точного — 0
Что происходит чаще:
Этический тип:
вы позволяете своему разуму идти за чувствами — 1
Логический тип:
вашими чувствами руководит разум — 1
Что является большим недостатком:
Этический тип:
быть несопереживающим — 1
Логический тип:
быть неблагоразумным — 0
Какое слово в каждой из этих пар больше соответствует вашему духовному складу?
Этический тип:
участливый — 0
Логический тип:
решительный — 2
Этический тип:
симпатизировать- 2
Логический тип:
анализировать — 1
Этический тип:
удача — 1
Логический тип:
преимущество — 1
Этический тип:
некритичный — 1
Логический тип:
критичный — 1
Этический тип:
трогательный — 2
Логический тип:
убедительный — 2
Этический тип:
кроткий — 0
Логический тип:
упорный — 2
Этический тип:
простить — 0
Логический тип:
вытерпеть молча — 2
Этический тип:
кто сказал — 1
Логический тип:
что сказал — 1
Этический тип:
преданный — 1
Логический тип:
решительный — 1
Этический тип:
сочувствующий — 1
Логический тип:
предусмотрительный — 2
Этический тип:
пощада — 2
Логический тип:
справедливость — 2
Этический тип:
доверчивый — 0
Логический тип:
осторожный — 2
Этический тип:
нежный — 1
Логический тип:
непоколебимый — 2
Этический тип:
переживать — 2
Логический тип:
думать — 2
Этический тип:
миротворец — 0
Логический тип:
судья — 2
Этический тип:
согласиться — 0
Логический тип:
спорить — 0
Рациональность — Иррациональность
Когда вам приходится придерживаться почасового плана:
Рациональный тип :
это вам помогает — 2
Иррациональный тип :
это вас стесняет — 2
Если вас в субботу утром спросить, что вы делаете в этот день:
Рациональный тип :
ответите на это достаточно точно — 1
Иррациональный тип :
перечислите в два раза больше возможного или задумаетесь — 1
Свои дела вы улаживаете так, чтобы:
Рациональный тип :
не отложить на последнюю минуту — 1
Иррациональный тип :
охотнее всего в последнюю минуту — 1
К чему вам труднее привыкнуть:
Рациональный тип :
к постоянным переменам — 1
Иррациональный тип :
к рутине — 1
Что вам приятнее:
Рациональный тип :
события своей жизни планировать заранее — 2
Иррациональный тип :
оставаться свободным от обязательств и делать то, что предлагает случай — 1
Когда приходится начинать работу, с которой нужно справиться за неделю, вы:
Рациональный тип :
начинаете с того, что устанавливаете отдельные этапы работы и порядок их выполнения — 2
Иррациональный тип :
бросаетесь в дело просто так — 1
Более дельным вы оказываетесь:
Рациональный тип :
подчиняясь добросовестно разработанному плану — 1
Иррациональный тип :
столкнувшись с неожиданностью — 2
Постоянный режим дня для вас:
Рациональный тип :
удобный способ исполнения дел — 0
Иррациональный тип :
тягостен и обременителен, даже когда необходим — 2
Когда собираетесь в однодневную вылазку, вам приятнее:
Рациональный тип :
спланировать, что и когда нужно делать — 2
Иррациональный тип :
ехать прямо так — 2
Идея о том, чтобы составить список дел, которые следует выполнить в выходные:
Рациональный тип :
может вам понравиться — 1
Иррациональный тип :
не воодушевит или будет даже удручать — 1
Свою ежедневную работу организуете так:
Рациональный тип :
что никакой диктат не будет мешать — 1
Иррациональный тип :
работу под диктат вы ненавидите — 1
Какое слово из каждой пары вам более привлекательно?
Рациональный тип :
систематический — 2
Иррациональный тип :
спонтанный — 2
Рациональный тип :
планомерный — 2
Иррациональный тип :
непланомерный — 2
Рациональный тип :
решение — 1
Иррациональный тип :
импульс — 2
Рациональный тип :
пунктуальный — 1
Иррациональный тип :
безмятежный — 1
Рациональный тип :
аккуратность — 2
Иррациональный тип :
непринужденность — 1
Рациональный тип :
осторожность — 0
Иррациональный тип :
быстрота — 1
Рациональный тип :
систематичность — 2
Иррациональный тип :
случайность — 2
В рутине повседневности вы находите:
Рациональный тип :
спокойствие — 1
Иррациональный тип :
скуку — 0
Если вам придется заняться каким-то непривычным делом, вы:
Рациональный тип :
подготовитесь еще до того, как начинать — 2
Иррациональный тип :
нужное найдете в процессе самой работы — 2
При исполнении любой работы больше надежд возлагаете:
Рациональный тип :
на своевременное начало — 0
Иррациональный тип :
на порыв, который вас, в конце концов, все равно охватит — 1
Если задолго до начала срока становится известным, что конкретное в какое-то время вам придется делать:
Рациональный тип :
вам это приятно, так как дает возможность планирования — 1
Иррациональный тип :
немного неприятно, как будто вы уже чем-то связаны — 1
Если вас вдруг осенит какую-то мелочь купить или сделать:
Рациональный тип :
обычно сразу записываете, чтобы не забыть — 1
Иррациональный тип :
позже об этом чаще всего забываете — 1
После тестирования при помощи таблицы нужно подсчитать баллы и определить сильную функцию в паре. Затем поочередно слева направо выбирать в таблице свою функцию. В результате у вас получится три буквы, обозначающие ваш тип.
У Ирины были определены следующие функции: Интроверсия — Рациональность — Логика — Сенсорика. Получилось — ЛСИ. Это значит, что Ирина логико-сенсорный интроверт.
Таблица определения социотипов
1:Экстраверт
2:Рациональные
3:Логики
4:Интуиты
5:ЛИЭ
1:Экстраверт
2:Рациональные
3:Логики
4:Сенсорики
5:ЛСЭ
1:Экстраверт
2:Рациональные
3:Этики
4:Интуиты
5:ЭИЭ
1:Экстраверт
2:Рациональные
3:Этики
4:Сенсорики
5:ЭСЭ
1:Экстраверт
2:Иррационалы
3:Интуиты
4:Логики
5:ИЛЭ
1:Экстраверт
2:Иррационалы
3:Интуиты
4:Этики
5:ИЭЭ
1:Экстраверт
2:Иррационалы
3:Сенсорики
4:Логики
5:СЛЭ
1:Экстраверт
2:Иррационалы
3:Сенсорики
4:Этики
5:СЭЭ
1:Интроверт
2:Рациональные
3:Логики
4:Интуиты
5:ЛИИ
1:Интроверт
2:Рациональные
3:Логики
4:Сенсорики
5:ЛСИ
1:Интроверт
2:Рациональные
3:Этики
4:Интуиты
5:ЭИИ
1:Интроверт
2:Рациональные
3:Этики
4:Сенсорики
5:ЭСИ
1:Интроверт
2:Иррационалы
3:Интуиты
4:Логики
5:ИЛИ
1:Интроверт
2:Иррационалы
3:Интуиты
4:Этики
5:ИЭИ
1:Интроверт
2:Иррационалы
3:Сенсорики
4:Логики
5:СЛИ
1:Интроверт
2:Иррационалы
3:Сенсорики
4:Этики
5:СЭИ
Теперь посмотрим, какие социотипы стоят за аббревиатурой ЛСИ. Как видим, это Систематик, Инспектор, Опекун.
Социотипы
1:ИЛЭ,ENTP,Изобретатель, Новатор
2:СЭИ,ISFP,Посредник, Художник
3:ЭСЭ,ESFJ,Энтузиаст, Продавец, Коммуникатор
4:ЛИИ,INTJ,Аналитик, Ученый
5:ЭИЭ,ENFJ,Артист, Наставник, Педагог
6:ЛСИ,ISTJ,Систематик, Инспектор, Опекун
А теперь предлагаем краткую характеристику социотипов, которые были приведены в таблице.
Новатор : предрасположен к творческой деятельности, связанной с новыми, перспективными идеями. Везде, где работает, вносит атмосферу оживления и новизны. По складу ума больше теоретик, чем практик.
Посредник : ориентируется на создание хороших условий для работы и приятной атмосферы общения. Сторонник компромиссов во всем. Старается со всеми найти общий язык.
Аналитик : настроен на конкретную цель и очень последовательно ее добивается. Требователен к себе. В отношениях с другими ему недостает гибкости. Надежный партнер.
Коммуникатор : постоянно стремится к активной деятельности. Очень эмоционален и подвижен. Старается быть всем полезным, особенно если кто-то рядом нуждается в помощи.
Наставник : человек творческого плана. Ему необходима положительная оценка своих способностей. Думает, что способен на многое, но не каждый может оценить это.
Инспектор : жизнь для него должна быть устроена правильно. Без порядка во всем нет морального удовлетворения. Каждый должен быть на своем месте и честно выполнять свой долг, без пустой болтовни и фантазий.
Лидер : специалист по нахождению нужных и эффективных методов для выполнения своего дела. Имеет хорошую реакцию на изменение ситуации. Не теряется ни при каких ситуациях.
Лирик : верит, что всегда найдутся люди, на которых можно опереться в трудную минуту. Жизнь — не только быт и рутина, в ней всегда есть место празднику, и этот праздник он умеет создавать.
Экспериментатор : считает, что только благородная цель и самоотверженный труд могут дать удовлетворение. При этом никогда не упускает из виду, что человек — главная ценность, ради которой стоит идти на жертвы.
Хранитель : для него мир хорош сам по себе, но для полного счастья нужно, чтобы люди совершенствовали себя в нем. В том, что нам плохо, виноваты мы сами. Нужно больше работать и не распускать себя.
Политик : его энергия постоянно ищет выхода. Он стремится организовать что-либо, найти для этого новые возможности, новых людей, но не сидеть сложа руки.
Критик : главное — не торопиться и не наломать дров. Во всем нужна продуманность и осторожность, по принципу: «семь раз отмерь, один — отрежь».
Управляющий : жизнь ради ближних — вот главная цель. Знает, что может рассчитывать только на собственные силы. Работать качественно, не покладая рук, выполнять свой долг честно, до конца — его девиз.
Гуманист : люди часто несчастны и нуждаются в помощи. И если он не поможет, то кто же? Главное, чтобы люди не теряли чувства справедливости.
Вдохновитель : если он нужен людям, то жизнь имеет смысл. А главное лекарство от скуки — это новые впечатления. Каждый человек по-своему талантлив, нужно только помочь ему в это поверить.
Мастер : пессимист в душе, но при любых обстоятельствах не теряет своей практичности. Упрямо идет к цели, если она того стоит. И никакой уравниловки: иначе зачем стараться?
В идеале, социотипы должны совпадать с теми ролями, которые человек определяет для самореализации и достижения цели. Деятельность финансового директора во многом совпадает с функциями Систематик, Инспектор, Опекун. Так что функциональной коррекции для Ирины не потребовалось. Но нередко случается так, что у человека типические функции, например Лирик, Искатель, Романтик (социотип — интуитивно-этический интроверт), а он пытается делать карьеру главбуха и жалуется на дискомфорт, отсутствие интереса к работе и депрессию. И тогда приходится удивляться, как его вообще занесло в бухгалтерию, и объяснять, что его Этика противоречит требованиям деятельности бухгалтера, для которой необходима Логика. И хотя он — интроверт, который предпочитает «камерный» стиль деятельности, но сила его не в структурировании цифр, а в анализе, выстраивании или описывании отношений между людьми.
Но вернемся к ситуации с Ириной. Для ее будущей деятельности важным компонентом являются лидерские качества. Но лидер лидеру — рознь, и в зависимости от социотипа каждому лидеру присущ свой стиль лидерства.
Стили лидерства
Итак, для начала нужно определить свой лидерский стиль. Зачем? Правильный выбор стиля позволяет создать комфортную и деловую атмосферу в команде, сочетая и концентрацию на задаче, и развитие взаимоотношений . Выбор стиля зависит и от того, с кем работаешь, и от того, какой проект и с какими задачами нужно реализовать. Индикатором правильно выбранного стиля является хорошая мотивация, готовность к действиям, и конструктивные отношения между всеми участниками проекта, включая и самого лидера.
Действия лидера к задаче выражается в распределении обязанностей и ответственности в команде: как, что, когда и кто именно должен делать.
Действия лидера к отношениям выражаются как установление многосторонней коммуникации с другими: слушание, поощрение, помощь, прояснение и оказание социальной и эмоциональной поддержки, обратная связь.
Готовность определяется как степень способности и желания сотрудников выполнять определенную задачу, где способности — это знания, опыт и навыки, используемые индивидом или группой при выполнении определенной задачи. Желание — это уверенность, обязательства и мотивация выполнить определенную задачу.
Какие же стили лидерства соответствуют уровню готовности?
1. «Приказывающий» стиль — производственники. Ему свойственна односторонняя коммуникация, когда лидер определяет роли подчиненных и говорит им, что, как, кем, когда и где должно выполняться при разных задачах.
2. «Продающий» стиль — социалы. Лидер вырабатывает большинство указаний. Он стремится путем двухсторонней связи, а также социального и эмоционального поощрения заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые должны быть выполнены.
3. «Участвующий» стиль — исследователи. Лидер и команда участвуют в процессе принятия решений через двухстороннюю коммуникацию и оказание помощи (поддержка, поощрение). Подчиненные, с точки зрения руководства, обладают способностями и знаниями для выполнения поставленных задач.
4. «Делегирующий» стиль — гуманитарии. Команда может работать по своему усмотрению. Лидер делегирует им свои полномочия, поскольку уровень компетентности команды высокий, и они готовы и способны принимать ответственность за свою деятельность.
В каких случаях эффективен «приказывающий» стиль? В случае недостатка у команды как способностей , так и желания .
«Продающий» стиль эффективен при наличии у команды некоторых способностей и большего желания .
Если у сотрудников есть способности , но нет желания — эффективен «участвующий» стиль.
«Делегирующий» стиль для сотрудников с хорошими способностями и сильным желанием .
По Херси, стиль лидерства есть «паттерн поведения (слов и действий) лидера, как он воспринимается другими людьми. Стиль лидерства всегда описывает действия лидера с точки зрения наблюдателя. Это не то, как человек воспринимает себя по существу, но то, как его воспринимают другие люди, на кого он пытается повлиять».
Соответственно, стиль — это в первую очередь вопрос отношений, который в меньшей степени определяется выполняемой задачей и в большей — отношениями и атмосферой в команде. В субъективной реакции команды на лидера.
Как определить свой стиль лидерства?
Предлагаю сделать это несколькими способами.
Во-первых, каждый стиль лидерства соответствует определенной психоформе.
Для определения своей психоформы нужно сделать следующее.
Нарисуйте четыре фигуры: круг, зигзаг, треугольник и квадрат. А теперь закройте глаза и мысленно поместите себя поочередно в каждую из фигур. Сравните ощущения комфортности. Та фигура, в которой вам наиболее комфортно, является — вашей.
Если не хотите рисовать, тогда внимательно посмотрите на нарисованные внизу фигуры и выберите ту, которая больше всего вам понравилась.
Психоформы
1. Квадрат. Соответствует функции логики (мышлению, объективности оценок) и присущ нормирующей форме личности, наделяющей людей способностью к объективному анализу фактов.
2. Круг. Соответствует функции этики , чувства (эмоциональности и субъективности оценок) и присущ гармонизирующей форме личности, которая связана с развитыми чувствами, предопределяет способность к проникновению во внутренний мир людей, к сочувствию, сопереживанию.
3. Треугольник. Соответствует функции сенсорики (конкретике). Он адекватен доминантной форме личности и дает реализм, практичность и лидерские качества.
4. Зигзаг. Соответствует функции интуиции (ассоциативному восприятию) и творческой (креативной) форме личности, предрасполагающей к отвлеченному, абстрактно-образному мышлению, сопоставлениям и догадкам, не идущим от опыта — ни своего, ни чужого. Поэтому большинство новых открытий — следствие интуитивных озарений людей, обладающих не просто смекалкой, предчувствием и живым воображением, а фантазией, отрывающей от реальности, за пределами которой они находят ответы на загадки окружающего мира.
Нормирующая личность (квадрат)
Наиболее выражена нормативность у социотипов с относительным преобладанием логического, аналитического мышления. Человек, имеющий такую форму проявления своего социотипа, несколько консервативен по натуре, не любит перемен, неожиданностей, нестабильности в любом виде. Но он умеет как никто другой убеждать собеседника фактами и цифрами, приводить неоспоримые доказательства.
Стремится к порядку во всем, к систематизации, структуризации и категоризации. Умело планирует свои дела, составляет планы и графики. Очень добросовестен, скрупулезен и педантичен в работе. Ко всему предпочитает готовиться заранее. Ему необходима спокойная, уединенная обстановка для раздумий и анализа.
Довольно негибок в отношениях. Обычно не склонен к компромиссам, но еще больше он не выносит конфл