Какой стиль общения вы предпочитаете?
Прежде чем мы перейдем к стратегиям общения, хочу предложить вам проверить себя, свои «любимые» способы общения, используя следующий опросник.
Как вы обычно ведете себя в общении?
· Атакую первым, если мне что-то нужно получить или вижу угрозу своим интересам.
· На атаку отвечаю контратакой: пусть пожалеет, что со мной связался.
· Всячески избегаю конфликтов — ухожу, берегу нервы и силы, выжидаю удобный момент.
· Игнорирую агрессию другого — отстраняюсь, не замечаю или делаю вид.
· Ищу компромиссы, нередко иду на уступки, готов на мир любой ценой.
· Манипулирую — обманываю, обхитрю кого угодно.
· Использую круговое маневрирование, гибко реагирую, учитываю интересы другого, не забывая о своих.
· Применяю все вышеперечисленное в равной мере.
Использование айкидо-хо в построении карьеры
Атеперь разберем случай использования айкидо-хо в построении карьеры.
Вот история Татьяны Т.
У нас в компании появилась вакансия начальника отдела.
Кроме меня есть еще один претендент. Я знаю, что директор ценит меня как специалиста, но считает, что я замкнута, слишком критично настроена, мне не хватает доброжелательности в общении с окружающими. Мой конкурент, наоборот, со всеми ладит, общительный — рубаха-парень. Он умеет поддержать любой разговор. Особенно хорош в курилках или на корпоративных вечеринках. Однако его профессиональная компетентность далеко не на высоте. Но он пользуется своим влиянием, особенно на женщин, перекладывает на них ряд своих обязанностей.
А в последнее время он стал исподтишка настраивать всех против меня. И не упускает момент, чтобы подтрунить перед всеми надо мной. Он мне уже несколько раз говорил, вроде бы в шутку, что ему пригодится такой толковый заместитель, как я. Я, как дура, улыбаюсь и не знаю, что ответить. Мне как-то неудобно осадить его, не хочется конфликта. Боюсь, что если заведусь, то окажусь в глупом положении и настрою всех против себя…
Проблема в том, что наш руководитель очень подвержен чужому влиянию. Для него важно, чтобы в компании был «мир и согласие». Мне он как-то сказал, что ему очень важно, чтобы начальник отдела со всеми ладил и пользовался уважением и поддержкой сотрудников.
Что делать? Как добиться расположения начальства и коллег? Какая стратегия мне нужна для эффективности?
Как в семейном общении, так и в офисе можно использовать одну из стратегий айкидо-хо — трехходовку. Обычно первый шаг — уклонение, блокирование, создание «пустоты» в месте психологического удара противника. Второй шаг — подстройка, идентификация с эгрегором тех, с кем общаетесь (в некоторых случаях — контроль). Третий — поиск взаимовыгодного решения (перехват энергии атаки, ведение противника или, как минимум, его нейтрализация). В данной ситуации объект воздействия — сотрудники, конкурент и косвенно — начальство. Начнем с сотрудников.
Сотрудники
Усилить свою позицию можно, подстроившись к коллегам, включившись в их энергетическое поле, и тогда его атака на вас будет одновременно атакой на всех. А если вы претендуете на лидерство в команде, значит, ваша энергетика должна быть не только позитивной (чтобы не вызвать отторжение), но и достаточно сильной для завоевания авторитета. Можно было бы предложить вам некоторые технологии из категории так называемых «популистских». Но! Несложно сконструировать виртуальный набор качеств авторитетного политика перед электоратом и транслировать его через средства массовой информации (СМИ). А какой этот политик на самом деле, хороший или плохой, установить нелегко. Если, конечно, из тех же СМИ не просочится какой-нибудь компромат, разрушающий его положительный имидж.
Так вот, в офисе такие технологии будут малоэффективными, и сквозь искусственный имидж, как через тришкин кафтан, довольно быстро проглянет истинное «Я». Ведь, в отличие от политика, который дистанцирован от адресата своего воздействия и может подавать в СМИ дозированную и скорректированную информацию, вы общаетесь с коллегами ежедневно и в различных ситуациях. Поэтому нужно корректировать не только ваш имидж, но и ваши установки, чтобы снять внутренние блоки и устранить диссонанс между тем, что есть, и тем, что демонстрируется.
Директор хочет, чтобы вы «ладили со всеми». Отлично! Как вы думаете, какие качества и способности должен иметь начальник отдела, по мнению сотрудников? Проанализируйте, насколько вы соответствуете этим ожиданиям. Что подходит, чего не хватает. Наверняка он должен быть профессионалом. Это у вас есть, и это ваша сильная сторона. Но вот над коммуникабельностью вам нужно поработать.
Как?
Одна из блокирующих установок человека, не умеющего или не желающего общаться, выглядит, как я уже писал ранее, примерно так: Я — хороший (сложный), другие — плохие (простые), потому что мне с ними ПЛОХО (некомфортно/ неуютно/неинтересно/противно/страшно и пр.). Это ПЛОХАЯ установка, она выдает и притягивает негативную энергию, одновременно блокируя позитивную. Ее нужно изменить и настроиться на других как на ХОРОШИХ, и тогда ваш энергофильтр изменится с минуса на плюс.
Как убрать эту блокирующую установку, что нужно сделать, чтобы научиться смотреть на мир по-хорошему?
Это несложно, если применить ХОРОШИЙ алгоритм.
1. Для начала тест на установку. Проверить, какая именно установка у вас, легко: попробуйте охарактеризовать тех, с кем вы общаетесь. Напишите на бумаге те качества и характеристики, которыми вы наделили каждого человека. И если окажется, что плохого вы заметили в них намного больше, то ваша нынешняя установка, скорее всего, следующая: Ну что я могу сказать о нем ПЛОХОГО? Более продуктивна была бы следующая установка: Ну что я могу сказать о нем ХОРОШЕГО? Спросите себя, будет ли вам хорошо с человеком, который видит в вас в первую очередь плохое?
2. Научитесь делать комплименты, ведь они удовлетворяют потребность в положительных эмоциях. А значит, общение с вами будет приятным и желанным. Имейте в виду, что критика, оценка других — это проявление пристройки сверху . Комплимент — пристройка снизу .
3. Чаще улыбайтесь. Улыбка — завуалированный комплимент, в котором скрыто послание: «Я рада вам. Мне приятно вас слушать. Я к вам хорошо отношусь». Ведь улыбаются обычно люди оптимистичные, либо пребывающие в хорошем настроении. А к таким тянутся.
4. Научитесь слушать. Слушая, кивайте. Этим вы поддерживаете партнера, выражаете свое понимание, согласие.
5. В разговоре старайтесь отзеркаливать позы собеседника (если они, конечно, непринужденны и дружественны), тем самым вы подстроитесь к нему, и он бессознательно воспримет вас как «своего».
6. Понаблюдайте за вашим конкурентом и поучитесь (!) у него (и у других успешных коммуникаторов) умению общаться…
Конкурент
Его сильная сторона — харизматичность, общительность, коммуникабельность.
Слабая — профессиональная некомпетентность.
И он использует свою силу против вас для укрепления своих позиций и ослабления ваших, применяя круговую атаку.
Так, называя вас своим будущим заместителем, он программирует вас и других сотрудников на нужный ему результат. Пресечь это можно, например, приведя два контраргумента: во-первых, заместитель не должен быть «толковее» начальника, а во-вторых, его-то в заместители вы вряд ли возьмете, так как вам не нужен заместитель, который большую часть рабочего времени прокуривает и пробалтывает. Этим вы продемонстрируете и свое несогласие с навязываемой ролью, и ваше отношение к его «деловым» качествам.
С его подтруниваниями справиться просто. Отстраивайтесь. Снисходительно реагируйте на его слова, молчите, делайте вид, что не расслышали, не поняли. Уклоняйтесь, невозмутимо переводите разговор на другую тему, создавая для его «уколов» эффект пустоты. В этом случае ему придется повторять свою шутку. Но шутка, произнесенная дважды, грубеет, и превращается в банальность, а то и в пошлость . Что касается «неудобств» перед ним, то это довольно типичное проявление чувства вины, которое заложено в нас еще с детства, для облегчения воспитательного процесса. А проще говоря — для скрытого управления. Но парадокс: нередко «воспитанные» дети мало чего добиваются, став взрослыми, и добровольно занимают позиции жертв, ведомых. А вот «трудные», самостоятельные, независимые часто достигают успеха, потому что не боятся пойти против мнения окружающих, взять на себя ответственность. И именно они становятся лидерами, руководителями. Но раз уж вы решились занять руководящую позицию, то вам нужно срочно выйти из роли жертвы, которая только защищается, и взять инициативу в свои руки.
Есть много способов нейтрализации конкурентов. Например, вы можете помочь ему проявить свою профессиональную «компетентность», воспользовавшись его желанием казаться лучше, профессиональнее, чем вы и чем он есть на самом деле. На одном из совещаний приведите какой-нибудь сложный для его уровня компетенции ложный аргумент, но при этом обратитесь к нему со словами, типа: «Вы, конечно, знаете…», или «Об этом сейчас все пишут…», или «Как известно…» и пр. Скорее всего, ваш конкурент побоится уронить себя в присутствии окружающих, показав свое незнание, и подхватит вашу «мысль».
Вот тут-то он и попал в ловушку. Теперь его нужно вовлечь в обсуждение и дать возможность полностью раскрыть свои «профессиональные знания». А потом, когда он приведет свои доводы в подтверждение первоначального аргумента, мило улыбнувшись, спросить: «А вы уверены в этом?» И когда он подтвердит свои высказывания, признать, что, кажется, произошла ошибка — я перепутала, и на самом деле все совсем наоборот.
Таким образом вы перехватываете энергию его атаки и используете против него. В данной ситуации это можно считать хитростью во спасение. Ведь показав профессиональное дилетантство этого человека, вы спасаете компанию, предостерегаете руководство от ошибочного кадрового решения, которое в итоге может обернуться для фирмы серьезными проблемами в дальнейшем.
Однако этот прием можно применять только после предварительной подготовки «общественного мнения» в отделе. Делать это нужно систематически, но ненавязчиво.
Объясняйте коллегам, что если он использует их сейчас, еще не будучи начальником отдела, то что же будет, когда он им станет?
Раскрывайте ролевую игру, в которую он играет с ними, где он, скорее всего, Дитя, которое нуждается в помощи коллективного Родителя, и покажите, что бывает, когда ребенок начинает управлять родителем.
Рассказывайте о своих планах. Покажите, какими способами вы сможете улучшить работу отдела и какие выгоды и преимущества получат коллеги.
Ваша главная цель — доказать, что вы объективно полезнее, и будущее с вами — лучше, чем с ним. Переведя их отношение к нему с эмоционального на логический уровень, вы сможете объяснить причиныи последствия нынешней популярности вашего конкурента.
Ну и последнее. Взвесив все за и против, я предложил Татьяне решить, так ли уж ей необходима эта должность, которая наверняка потребует серьезных изменений в ней, в ее взглядах, в ее отношениях с окружающими. В итоге она все же решила, что да, это очень важно для нее, это шанс реализовать ее знания, возможности, способности.
Задание
Проанализируйте собственную ситуацию, связанную с карьерным ростом в компании, определите свои стратегии и оцените, насколько они эффективны. Если нет, то что нужно в них скорректировать?
Если вы уже владелец или генеральный директор компании и вам предстоит «закрыть» какие-то «топовые» позиции, выясните, не попали ли вы в ловушку обаяния претендентов и удачного «самопиара»?